Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система





Термин «гуманистическая воспитательная система» появился в педагоги­ческой теории в последние десятилетия, однако как феномен педагогической действительности гуманистическая воспитательная система суще­ствовала давно. Практически первой такой системой в России стала вос­питательная система 1-го кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.

По указам Петра I от 1714 и 1723 гг. все молодые дворяне обязаны были обучаться в школах или дома. Существовавшие учебные заведения (типа Морской академии, реорганизованной затем в Морской шляхетский кадетский корпус) имели практическую и воинскую направленность. Условия обучения, дисциплина и телесные наказания настолько тяготи­ли кадетов, что они сбегали, пытаясь избавиться от этого бремени. Прину­дительное обучение под страхом сурового телесного наказания, взгляд правительства на школу, как на повинность, авторитарный подход педа­гогов выработали среди кадетов «своеобразную форму противодействия — побег, примитивный способ борьбы школяров со своей школой. Школь­ные побеги вместе с рекрутскими наборами стали хроническими недуга­ми русского народного просвещения и русской государственной обороны» (В. Ключевский). Беглецов ловили, сурово наказывали, били батогами, гоняли сквозь строй и не исключали, а водворяли на место. Говорить о су­ществовании в то время гуманистических воспитательных систем не при­ходится.

Организованный в 1732 году новый сухопутный кадетский корпус был сначала привилегированным учебным заведением, куда принимали ис­ключительно детей дворян от 13 до 17 лет, которых надлежало «обучать арифметике, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочему искусству потребным наукам». А поскольку, как гово­рилось далее в указе Анны Иоанновны, «не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение», то воспитанники корпуса должны были изучать еще иностранные языки, историю, географии, юрис­пруденцию, танцы, музыку и «прочие полезные науки, в зависимости от своей природной склонности».

Занятия длились по шесть часов в день, а перевод на более высокую сту­пень обучения осуществлялся в течение всего года, по мере изучения того или иного предмета. Воспитанники могли учиться по разным дисципли­нам в различных классах. Подходы к дисциплине и внутренние нравы в корпусе были значительно свободнее, чем в других учебных заведениях.

В царствование Елизаветы Петровны в придворных кругах возрос инте­рес к литературе, театру, маскарадным и фестивальным действам. Эта мода проникла и в кадетский корпус. Его воспитанники организовали «Обще­ство любителей русской словесности», где они выступали со своими лите­ратурными опусами. Руководил обществом бывший выпускник корпуса, известный писатель А. П. Сумароков. Кадеты зачитывались его произ­ведениями и стремились ему подражать. От обсуждения произведений «Общество любителей русской словесности» перешло к постановке пьес, написанных его членами. Первой в 1749 году кадеты разыграли пьесу А. П. Сумарокова «Хорев». Вскоре она была исполнена в придворном театре. Это был первый спектакль на русском языке. Об уровне образования в корпусе свидетельствует такой факт: кадеты широко пользовались как иностранными учебниками и литературой, так и всеми новейшими отечественными изданиями. Очень популярной была «Арифметика» Л. Ф. Магницкого. Позднее в корпусной библиотеке появи­лись сочинения М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова. Преподаватели корпуса разрабатывали и авторские учеб­ники: Я. П. Козельский — «Руководство арифметики» (изд. 1764 г.), И. На­заров — «Практическую геометрию» (1760), И. А. Вельяшев-Волынцев — «Артиллерийские предложения» (1767). В конце 1750 - начале 1760-х гг., когда корпусом руководил И. И. Шувалов, в учебный процесс внедряются некоторые положения дидактической системы Я. А. Коменского. Все это подготовило почву для коренных изменений, произошедших при И. И. Бецком и превративших кадетский корпус в действительно гумани­стическую воспитательную систему.

Иван Иванович Бецкой был назначен на должность главного директора кадетского корпуса 17 марта 1765 года. Увлеченный идеями гуманизма европейских просветителей, он пытается воплотить свои взгляды на прак­тике. Подходя к делу с концептуальных позиций гуманизма, Бецкой раз­рабатывает новый «Устав Императорского шляхетского сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для обучения благо­родного российского юношества». В десяти главах устава не только излага­ются правила умственного, нравственного и физического развития воспи­танников, но и формулируются требования, которыми следует руководство­ваться при отборе воспитателей и преподавателей. По сути дела, это первые в отечественной педагогике зафиксированные с концептуальных позиций требования к педагогу. Один из воспитанников корпуса — С. Н. Глинка — вспоминает в своих записках, что в уставе Бецкого были положения из «Эмиля» Руссо. Влияние педагогических взглядов Бецкого стало на долгие годы определяющим в развитии воспитательной системы корпуса. Уставом предусматривалось деление воспитанников на пять возрастов (отделений) (с 5 до 20 лет), и каждому возрасту определялись дисциплины для изучения, общее количество которых, не включая искусства, дохо­дило до 24. Документом закреплялось первоочередное право на определе­ние в корпус детей дворян, пострадавших на войне или не имеющих мате­риального достатка. Этот принцип приема в дальнейшем был еще более усилен. А тот же С. Н. Глинка отмечает стремление Бецкого к «сближению сословий в общем воспитании... мещан наряду с графами и князьями». Начальное отделение (малолетнее) находилось в отдельном помещении, и руководила им управительница. Все мальчики от 5-6 до 9 лет были раз­делены на группы по 12-15 человек, к которым прикреплялась воспита­тельница «для смотрения, хождения и для обучения» Она должна была проводить с детьми весь день, играть с ними, развлекать, водить гулять, обучать хорошим манерам и французскому языку. Кроме этого, специаль­но изучался русский язык, проводилось обучение танцам и рисованию. В последний год начинали писать цифры. Закон Божий не преподавался вовсе.

Учебный план второго возраста (9-12 лет) предусматривал изучение язы­ков, географии, истории, мифологии, геометрии.

В третьем возрасте (12-15 лет) появляются предметы по выбору: латин­ский язык и «бухгалтерство», «кто захочет».

В четвертом возрасте «предоставлялось, по желанию или по склонности, право выбора — готовить себя или для военной, или для гражданской службы». Соответственно появлялись специальные предметы, которые де­лились на военные и гражданские. Курс общеобразовательных наук был значительно обширнее специальных и включал языки (русский, француз­ский, немецкий, итальянский, латинский), арифметику, историю, географию, физику, химию, философию, рисование, музыку и танцы (Гаврилин А. В. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система // Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. — М.: Пед-общество, 1998. - С. 6-16).

В чем вы видите сильные и слабые стороны этой воспитательной системы?







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.