Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психосоматические аспекты ожирения





Потребность в пище является одной из первичных, биологических потребностей. Накопление жировых запасов эволюционно закреплено и необходимо для выживания человека как индивида, особенно важное для женщин.

Функции пищевого поведения:

- поддержание гомеостаза;

- релаксация;

- получение удовольствия;

- коммуникация;

- самоутверждение;

- познание;

- поддержание ритуала или привычки;

- компенсация;

- награда;

- защита;

- удовлетворение эстетической потребности.

Мотивации пищевого поведения (Jackson et al., 2003):

- совладание с отрицательными эмоциями;

- социализация;

- соответствие ожиданиям других людей;

- получение удовольствия.

Виды нарушения пищевого поведения (НПП) по DSM-IV: нервная анорексия, нервная булимия и неуточненные расстройства ПП (по типу пищевых кутежей или компульсивного переедания). Субклинические формы: патологический голод, частые «перекусывания», углеводная жажда, предменструальная гиперфагия, самоограничения в питании и стратегии, компенсирующие переедание.

Привычка – есть сложившийся тип поведения, результат нарушения пищевого поведения.

Ожирение является результатом нарушения пищевого поведения (НПП) по типу переедания:

- экстернальное ПП связано с повышенной чувствительностью к внешним стимулам потребления пищи;

- эмоциогенное ПП (компульсивное ПП и синдром ночной еды);

- ограничительное ПП, нередко порождающее «диетическую депрессию».

Общепризнанное мнение последних лет – расстройства ПП есть результат нарушения образа тела. Соответственно психотерапевтические стратегии направлены на коррекцию его искажения.

При различии психологических причин еда всегда играет роль замещающего фактора – укрепляет и поддерживает межличностные связи и безопасность, ослабляет душевную и физическую боль, чувство утраты и разочарования. Страдающий ожирением - человек с нарушенной личностной гармонией, он с помощью пищи восполняет то, что недостает его душе.

Интересна гипотеза (Bruch, Kaplan, Kaplan, 1957, 1961) согласно которой ожирение является следствием заученной неспособности к различению чувства голода и состояния тревоги, в результате чего человек реагирует на стресс как на голод увеличением потребления пищи.

Различные авторы рассматривают психоэмоциональную составляющую ожирения как следствие или как причину, первичную или вторичную к соматическому страданию. Отмечено снижение выраженности психических и поведенческих паттернов при снижении веса и наоборот.

Часто психическое состояние тучных людей зависит от отношения общества к ним, от социальных стандартов, часто навязанным средствами массовой информации, культурой или модой, зависит от давления социальных институтов, снижения индивидуации современного человека.

Почему вырабатываются, навязываются и утверждаются эти стандарты – вопрос другой. Возможно, он лежит в одной плоскости с современными взглядами на вопросы пола, биологических возможностей и предназначения человека как индивида и вида в целом.

Унисекс в моде, поведении и стиле жизни, распространенность однополых отношений – цепочка одной проблемы.

При анализе состояния конкретного пациента важно рассмотреть вопросы о значении силы пищевого влечения и его истинного значения, нарушении чувства насыщения, липофилии тканей, снижении жизненной и личностной активности, двигательной пассивности, тенденции устраняться от сложных ситуаций оральным удовлетворением.

Необходимо учитывать стиль питания, принятый в семье, значение акта приема пищи и его символизм, особенности кормления ребенка с грудного возраста и отношение матери, реакции на стресс, национальные и культуральные особенности и многое другое.

Стиль питания отражает аффективные потребности и душевное состояние человека.

Удовлетворение голода вызывает ощущение защищенности и комфорта.

Страх голодной смерти становится основой чувства незащищенности, страха перед будущим.

При кормлении грудью ребенок обретает спокойствие и расслабление, проходят тревога и страхи. Контакт с матерью наполняет его чувством любви. Жадное насыщение и требовательность, срыгивание и рвота закрепляются, подчас навсегда, как эквивалент принятия или отвергания любви, ее желания и страха её лишения. С детства формируется связь ощущения голода с чувством собственничества, и его эквивалентов – жадности, ревности и зависти. Кусая мать, ребенок впервые проявляет враждебность, что становится первым источником чувства вины.

Эти эмоции подавляются, вытесняются и создают остаточное напряжение, вегетативно окрашивая процесс пищеварения

У матерей с нарушением пищевого поведения дети энергичнее сосут молоко. Матери таких детей дольше кормят грудью, труднее отучают детей от груди, их больше волнует масса тела ребенка, они используют акт кормления и саму пищу как успокаивающее средство. По мере взросления такие дети становятся эмоционально более лабильными, раздражительными и незрелыми.

Первый опыт и первые впечатления от материнского кормления определяют пищевое поведение взрослого на всю оставшуюся жизнь.

Отношение родителей к детям – ведущий фактор развития ожирения.

Наследуется повышенная ранимость, особенно при наличии конфликта между поколениями в семье, влияние искаженных отношений родителей между собой, способность ребенка идентифицировать себя с одним или обоими родителями.

В питании заложен психологический механизм успокоения, «залечивания» душевных ран. Дефицит защищенности, любви, признания может замещаться чрезмерным потреблением пищи. Прием пищи можно рассматривать как самовознаграждение за недостаток любви, скуку и однообразие, напряженность ритма жизни и агрессивность внешней социальной среды.

Для многих взрослых людей быть сытым означает находиться в безопасности и не быть покинутым матерью. Символическим замещением матери становится холодильник или продовольственный магазин.

«Перекусы», перерывы на обед и чаепития – повод освободиться от напряжения и накопившихся отрицательных эмоций.

Пациенты с ожирением часто страдают апатией, отчаянием, депрессией, бегут в одиночество. Они нередко ранимые, неуверенные в себе, чувствительные, сентиментальные или черствые, ощущают себя несовершенными и несостоятельными. Они утешаются едой из-за недостатка любви и уважения к себе.

При отказе от привычных продуктов с целью коррекции избытка веса нередко развиваются психовегетативные расстройства, что позволяет проводить параллели с алкогольной и наркотической зависимостью, синдромом отмены.

Поэтому переедание (гипералиментацию) можно рассматривать как неполноценную форму психоэмоциональной адаптации, приравниваемое к психическим расстройствам пограничного уровня.

 

В картине личности ребенка еда имеет значение замещающего удовлетворения. Она укрепляет связи и безопасность, ослабляет боль, защищает от чувства утраты и разочарования. Ребенок с детства ест для утешения. Еда замещает отсутствующую материнскую заботу. Для ребенка еда - самоутверждение, снятие напряжения, материнская поддержка. Дети зависят от матери и боятся разлуки с ней. Предрасположенность - интенсивные связи в семье, соблюдение традиций и стиля отношений. Отвергаются прямые проявления любви с замещением оральными привычками. Родители проявляют гиперопеку и сверхпривязанность, все разрешают и ничего не запрещают, компенсируя этим свои угрызения совести и чувство вины, что они мало дают своим детям. Отцы в таких семьях слабы и беспомощны. Оральная избалованность мотивируется избавлением родителей от чувства вины за свое эмоциональное отчуждение, за равнодушие и внутреннее неприятие ими ребенка. Появление младшего ребенка в семье приводит к протестному поведению и ревности. Задерживается двигательное развитие и готовность к социальному контакту, ребенок фиксируется в пассивно-рецептивной позиции.

В картине личности взрослого страдающего ожирением повышенное поступление калорий есть защита от негативных, отрицательно окрашенных эмоций, депрессии и страха. Отмечается повышенная сенситивность при межличностных контактах. Проявляются черты внутреннего беспокойства, тревожности, апатии, мрачного отчаяния и признаки бегства в одиночество. Подавленность, гнев, страх перед одиночеством, чувство пустоты - в душе пациентов. Еда сдвигает эмоции в фазу, свободную от депрессии. Они чувствуют себя несовершенными, ранимыми, несостоятельными, и поэтому избыточный вес компенсаторно дает защиту от глубокого чувства недостаточности и ущербности.

Фрустрируются при утрате объекта любви - супруга, сексуального партнера, родителей. Регрессивно приравнивая значение любви и питания, утешают себя едой за отсутствие любви к себе. Психологическая защита проявляется по типу гиперкомпенсации. Механизмы защиты незрелые - агрессия и перенесение на окружающих собственных негативных представлений (проекция) или переход к инфантильным формам реагирования с ограничением возможностей альтернативного поведения (регрессия).

 

Одна из причин снижения фона настроения состоит в неудовлетворенности своими внешними данными, внешней непривлекательностью и недовольством собой. Во многом это подкрепляется и усугубляется отрицательным отношением окружающих, сложившимися стереотипами - избыток веса мешает свободе выбора партнера, социальной и межличностной отверженности, получению достойного образования, в устройстве на работу и профессиональной карьере.

Неудачные попытки борьбы с лишним весом формируют чувство вины, отчаяния, несостоятельности, неуверенности в своих силах и в будущем, депрессию.

Врач, требуя изменения пищевого поведения, «отлучает от пиршественного стола полной жизни», что само по себе усугубляет личностные проблемы и изменяет настроение таких пациентов, усиливает ощущение неполноценности и брошенности.

Интересны данные касающиеся распространенности ожирения в различных популяционных группах. В странах невысокого экономического развития и не ориентирующиеся на западную модель развития, ожирение преимущественно распространено среди зажиточной части населения, и меньше, среди менее состоятельных групп граждан.

Отмечена закономерность распределения частоты ожирения среди мужчин и женщин в зависимости от отношения к работе и карьере. Для мужчин дородность – достоинство, для женщин – фактор, мешающий движению вверх по карьерной лестнице.

Тучность снижает социальную мобильность (а может быть служит соматическим оправданием невысокой социальной и личностной активности) и нередко тормозит развитие личности.

Реклама продуктов и их доступность, распространенность пунктов общественного питания с высококалорийными блюдами, быстротой обслуживания и принятия пищи создает феномен «пассивного сверхпотребления». Вкупе с сидячим образом жизни и телевизором мы получаем…

 

Таким образом, принципами психологической коррекции больных ожирением будут:

- коррекция нарушенного пищевого поведения и образа жизни;

- изменение отношения к своему телу и личности, образа Я;

- достижение объективности самооценки;

- реабилитация Я в собственных глазах и достижение уверенности в себе;

- коррекция системы ценностей, потребностей, их иерархии, приведение притязаний в соответствие с психофизическими возможностями;

- коррекцию отношений к другим (в семье, на работе и в ближнем окружении), достижение способности к эмпатии и пониманию состояний и интересов других людей;

- рассмотрение отношений с родителями в раннем детстве и их коррекцию в настоящем;

- приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Таким образом, психосоматическая составляющая патогенеза ожирения рассматривается как решающий фактор развития ожирения. Психотерапия и конституциональная гомеопатическая терапия, ориентированная на психическую группу симптомов позволяет существенным образом скорректировать личность в ее динамике развития и сформировать полноценные межличностные отношения.

 

Методы терапии

1. Методы коррекции синдрома метаболических нарушений (энзимстимулирующие).

2. Коррекция центральных механизмов адипостата (гормонкорригирующие).

3. Методы, усиливающие контрактильный термогенез.

4. Методы, ускоряющие моторную функцию кишечника (колонокинетические).

5. Методы, активирующие обмен адипоцитов или корригирующие адипостат жировой ткани (липокорригирующие).

6. Методы, повышающие микроциркуляцию подкожного жирового слоя (вазоактивные).

7. Методы коррекции нарушенного пищевого поведения.

 

Применение средств биологической медицины и гомеопатической терапии, метода фармакопунктуры и мезотерапии является самостоятельной терапевтической стратегией и может дополнять собою любые другие современные методы коррекции веса.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.