Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. ЭКОНОМИЕЧСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ





 

Экономическое поведениеэто поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпосылками экономического поведения выступают:

ü экономическое сознание;

связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов.

ü экономическое мышление;

включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Экономическое мышление основано не на познании действия и использовании социально-экономических законов, а на экономической практике, поэтому оно наполнено иным социально-экономическим содержанием.

ü экономические интересы;

ü социальные стереотипы.

при этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип.[iv]

Согласно определению В.А. Ядова, поведение человека— это форма деятельности, ее внешняя сторона[v].

Экономическая психология исследует процессы и механизмы лежащие в основе потребления и иных типов экономического поведения, а в первую очередь таких типов поведения как:

1. предпочтения (при приобретении той или иной собственности (вещи));

2. выбора;

3. принятия решения.

а самое главное факторы, которые виляют на производство тех или иных действий.

Любой хозяйствующий субъект, прежде чем совершить то или иное действие, должен пройти следующие процессы: понимание ситуации, осмысления, восприятия, т.е.

I. когнитивные (познава­тельные) компоненты;

II. афффективные (эмоциональные) компоненты.

и только после этого совершит действие.

Когнитивные компоненты

В науке как экономика, предметом которой является изучения людей по поводу хозяйственной деятельности, данные отношения описываются прагматично, рационально-упрощённо, т.е на языке вещей и цифр.

Экономика длительное время ставила упор на концепцию «экономического человека», это человек, который рационален, имеет какие то стабильные предпочтения и который непосредственно стремиться максимизировать собственную выгоду в «абсолютной» полноте информации, а также таких показателей как свободы выбора и оценке различного рода альтернатив.

Но на практике мы встречаемся следующей ситуацией, что поведение субъекта хозяйствования намного многогранна (сложней).

Особое внимание, как экономистов, так и психологов в данном случае было уделено моменту – принятия экономического решения.

Неопределённость остаётся постоянной, иногда доминирующей особенностью условий существования человека.

Экономический взгляд на принятие того или иного решения сводится к вопросам: «Какова ценность этого?» и «Что я должен сделать за это (или отдать)?», а только после этого субъект будет выбирать свое поведение, осуществит он эти действия «Сейчас» или «Потом».

Если перед хозяйствующим субъектом стоит вопрос «альтернативы» выбора того или иного поведения, то возможны следующие варианты при выборе отвечая себе на вопросы: «лучше чем»; «хуже чем»; «такой же».

Требуется не забывать, что поведение человека не всегда можно однозначно предугадать, для этого достаточно обратиться к аксиоме «Жадности».

"Если корзи­на А содержит такие же товары, что и корзина Б, но хотя бы на одну еди­ницу одного товара больше, то А всегда будет предпочитаться Б".

Затрагивая вопрос «непостоянства выбора и притягательности определенности» тут требуется воспользоваться:

1. аксиомой транзитивности (постоянства)

экономисты в данной теории исходили в своем объяснении следующим образом, что теория требует постоянства, а люди с их поведением несовершенны, другими словами они делают очень часто ошибки. Психологи в данном случае придерживаются другой точки зрения – люди постоянно непостоянны, предпочтения человека нетранзитивны и это происходит систематически и можно измерить и объяснить.

2. аксиома замещения

"Если одно событие предпочитается другому, когда они оба имеют 100% вероятность, то же самое событие должно быть предпочтительным в условиях неопределенности, когда оба события оди­наково неопределенны (или одинаково соотношение их вероятностей)". Таким образом, если Вы предпочитаете определенный исход А опреде­ленному исходу В, то Вы должны предпочитать шанс выиграть А шансу выиграть В.

Выбор и расчет

Как люди выбирают вероятности? Многие не любят расчеты и ис­пользуют приблизительные догадки. Эксперименты показали, что очень немногие люди умеют и хотят соединять вероятности независимых собы­тий путем умножения.

В условиях неопределенности человек может себя вести как интел­лектуальный калека. Известны следующие основные виды систематиче­ских ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

Ø эффект репрезентативности (переоценивается надежность малых выборок);

Ø эффект наглядности (переоценка вероятностей ярких, запоми­нающихся событий);

Ø эффект эгоцентризма (недостаточный учет априорной информа­ции и использование преимущественно собственного опыта);

Ø эффект консерватизма;

Ø эффект Ирвина (переоценивается вероятность желательного собы­тия и недооценивается вероятность нежелательного);

Ø эффект якоря (влияние точки отсчета, с чем сравнивается);

Ø эффект края (недооценивается возможность вероятных событий и переоценивается — маловероятных);

Ø эффект Монте-Карло (при оценке вероятностей двух последова­тельных независимых событий люди стремятся устанавливать между ними связь);

Ø эффект Стоунера (позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным).[vi]

Риск и выигрыш или проигрыш

В психологии как науке под риском понимается – действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связанно с опасностью, угрозой поражения, неудачи.

Отсюда вывод, что не рисковые действия (решения) более спокойные и они никоем образом не связаны угрозой неудач, поражения и для человека кажутся более надежными и безопасными.

Риск связан с особенностями деятельности специалиста, а условиях ожидаемого неблагополучия, при возможном неуспехе в деятельности. Риск представляет собой ситуацию выбора между двумя допустимыми вариантами действий: менее привлекательным, но более надежным и более привлекательным, но менее надежным, то есть исход, которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями, где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции).[vii]

В реальной жизни готовность рисковать зависит от того, рискуем ли мы ради достижения какого-либо выигрыша, приобретения или избегания каких-либо потерь.

ЗАДАНИЕ

1. Представьте себе, что у Вас есть выбор между 90% шансом выиг­рать 3000 долл. и 45% шансом выиграть вдвое больше 6000 долл., что Вы выбираете?

2. Сделайте выбор между 90% шансом проиграть 3000 долл. и 45% шансом проиграть 6000 долл. Каков Ваш выбор?

В первом случае в 6 раз больше людей выбирают меньший, но более вероятный выигрыш, хотя математически ожидаемая ценность (вероят­ность выигрышных вариантов) каждой игры одинакова — 2700 долл.

Во втором задании, наоборот, 9 из 10 предпочитают рискнуть боль­шим по размеру, но менее вероятным проигрышем. Очевидно, что люди не любят рисковать из-за выигрыша, но предпочитают рисковать из-за проигрыша. Такова общая закономерность, но она может меняться под влиянием специфики деятельности и индивидуальных особенностей.

 

Другими словами из 100% респондентов (исследования показывают) 90% примут более надежный испробованный способ принятия того или иного экономико-хозяйственного действия.

Экономисты объясняют данную ситуацию следующим, почему эти 10% предпринимателей принимают такую тактику (тактику риска), дело в том, что при равномерном поступлении дохода (при обыденных ситуациях, не рисковых), радость получения дохода становится все меньше и меньше, чем потеря какой-то суммы, тут только будет психологическая травма.

С точки зрения психологии это будет выглядеть следующим образом: все, чем располагает человек, включено в его образ "Я" (это касается и мате­риальной сферы), и потеря обрекает его на психологическую травму, то­гда как то, ради чего еще только надо рисковать, воспринимается как чу­жое, хотя и желанное.

Экономическое поведение намного сложнее, чем пред­ставляется в трудах представителей неоклассиче­ской экономической теории. Рацио­нальное поведение, рациональный выбор — это только один из вариантов поведения хозяйствующего субъекта.

Экономическое поведение субъекта хозяйственной деятельности или представителей социальных групп не ведет к максимизации экономического результата поведения, это прежде всего связано с инерционностью эко­номической деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности не реагируют на изменения в эконо­мической жизни до тех пор, пока потребность в принятии нового решения не становится слишком очевидными. А это будет означать, что в течение некоторого промежутка времени максимизации выгоды не происходит.

Однако на сегодняшний день, надо и учитывать, что «экономический человек» не обладает полной и детальной информацией, позволяющей с высокой степенью рационально и полноценно осуществить свой выбор, а это будет означать, что пределы человеческого знания имеют определенные рамки (ограничения). Данные ограничения могут быть связаны с различными информационными издержками.

На данном этапе развития экономической науки наблюдается отказ от технократического мышления и ее структуры, а более активно используются данные эмпирических исследований и в соответствии с этим проводится анализ поведения.

Модель, разработанная К. Эроу, в которой отражается ожидание «экономического субъекта» и представлена степень вероятности, отображающей любое возможное событие числом в промежутке между нулем и единицей, включительно. В соответствии с данной моделью большая величина вероятности будет показывать более высокую уверенность в том, что произойдет подходящее событие, но при этом непосредственно требуется учитывать, что индивидуальная степень вероятности, которая связана с системой субъективных убеждений, отражает индивидуальные познавательные способности, а осуществляемый актом выбор, будет представлять выбор таких действий, которые как ожидается, приведет к самым благоприятным последствиям с средним результатом.

Подводя вышесказанное, сделаем вывод, что в соответствии с «теоремой ожидаемой полезности» рациональный человек выберет такую стратегию поведения, которая даст ему достичь самой наивысшей средневзвешенной полезности, где мерой веса выступит степень вероятности.

Если провести анализ временного равновесия, то мы увидим, что при принятии решения выбора каждый субъект с течением времени вынужден приспосабливаться к совокупности различных обстоятельств. Эта приспосабливаемость принимает форму выявления степени вероятности через «функцию формирования ожидания», которая может, как содержать классические принципы статистического умозаключения, так и эмпирические определения.

 

Аффективные (эмоциональные) компоненты

К аффективным факторам экономического поведения относятся эмоции, чувства, переживания.

Эмоции - это психофизиологический процесс, целостная реакция организма, отражающая отношение субъекта к объекту (другого субъекта) в ситуации неопределенности.

Эмоции окрашивают и таким образом закрепляют индивидуальный опыт в экономической сфере, влияют на экономическое поведение. Благодаря эмоциональной памяти полезные формы поведения закрепляются, а неудачные отвергаются

Модальные эмоции

Слово «модальные» образовано от английского слова mood – настроение.

Когда лицо обладает положительными эмоциями и приподнятым настроением, то такой субъект экономических отношений будет стимулировать в себе большую потребительскую активность, для этого используются различные факторы, как например:

ü зрительные;

ü слуховые;

ü обонятельные и пр..

Любые положительные эмоции всегда усиливают оптимистические ожидания, которые приведут, например, к незапланированным затратам, а отсюда стремление субъекта экономических отношений не сэкономить.

В. Вундт считает, что слуховой фактор, больше всего играет роль в организации эмоциональных процессов, так как элементарные чувственные компоненты, связанные со звуковысотными и тембровыми различиями, не ограничиваются только этим уровнем, а входят в состав душевных движений как элементарных факторов. На практике мы видим использование звуковых эффектов в различных торговых центрах, что нас подвергает к совершению покупок. Так же слух может играть положительные тенденции на биржах, когда положительные эмоции воспринятые лицом питают больше надежд по отношению к продукции.

Интенсивность эмоций

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные возможности в ситуации неопределенности.

В соответствии с законом Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения дея­тельности.

Если очень высокий уровень возбуждения, то когнитивные процессы начинают рушиться, происходит так называемое, смещение цели на результат, другими словами происходит, что энергия уходит на представление результата и страх не получить его.

Практика показывает, что в стрессовом состоянии человек займется более легким видом деятельности (наведение порядка на своем рабочем столе, например, переберет свои бумаги), а в состоянии низкого возбуждения займется более кропотливой работой – проработкой договора для будущей сделки или бухгалтерской отчетностью.

А это будет означать, что при высоком уровне ответственности в трудовой деятельности перевозбуждение или перемотивация, будет ухудшать результаты работы, любое нагнетание ситуации, которая сопровождается тревогой, в итоге приведет к управленческой ошибке

Закон Йеркса-Додсона ярко проявляется и в потребительском поведении. Он говорит, что чем важнее покупка, привлекательней продукт (происходит повышение уровня возбуж­дения), а значит больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Данная информационная перегрузка мо­жет быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимо­стью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.), противоречивыми источниками информации о продукте, дефици­том времени выбора.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.