Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет международного права





Международное право

Курс 1 (магистр), специальность «Туризм»,

Семестр.

Преподаватель ‒ доц. Ю.Г. Старовойтова

Вопросы к модулю № 1

Понятие и предмет международного права.

 

Международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему, совокупность норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права — регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов. Как совокупность юридических норм и регулятор определенных общественных отношений, международное право родственно национальному праву. Прообразом современного международного права можно считать одну из правовых систем римского права — право народов (iusgentium).

На самом деле существует не международное, а именно межгосударственное право, поскольку оно создается не народами и не регулирует отношения между ними. Международное право создается государствами как суверенными образованиями и ориентировано на регулиро­вание межгосударственных взаимоотношений. Специфика терминологии связана, во-первых, с наличием привычного, устоявшегося понятия «международное право» и, во-вторых, с необходимостью терминологического отграничения международного права от международного частного права (являющегося отраслью национальной правовой системы). С этой целью довольно часто употребляется понятие «международное публичное право». Наиболее распространен и удобен, однако, термин «международное право».

Международное право — подсистема межгосударственной системы, которая отличается от любой внутригосударственной правовой системы по всем параметрам. Главными компонентами межгосударственной системы являются государства как суверенные образования.
Все остальные компоненты этой системы представляют собой образования, так или иначе созданные государствами.

В межгосударственной системе и в международных отношениях отсутствует общая глобальная законодательная, исполнительная и су­дебная власть, нет и не может быть какой-либо верховной власти. Отсутствие международного законодательного органа приводит к тому, что создание норм международного права является непосредственной задачей самих государств. Нормы международного права создаются его же субъектами путем согласования воль. На основе соглашения государства сами для себя определяют правила поведения и фиксиру­ют их юридически обязательный характер (т.е. добровольно принима­ют на себя обязанность их соблюдения). В связи с этим нормы между­народного права имеют серьезную специфику — они обладают согла­сительным, координационным характером.

Отсутствие международного исполнительного органа влечет за со­бой обязанность самих государств обеспечить исполнение ими же са­мими созданных норм. Государства играют главную роль в функционировании, реализации и применении норм международного права. Государства сами создают нормы международного права, фиксируют их юридическую обязательность, сами себе их адресуют и берут на себя обязанность их реализации. Как создание, так и исполнение норм международного права представляет собой деятельность государств как главных компонентов межгосударственной системы.

Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, что при­влечение к ответственности нарушителей норм международного пра­ва также осуществляется государствами. В международной системе имеется довольно большое количество судебных органов, но все они созданы государствами, функционируют на основе их волеизъявле­ния, и ни один из них (даже Международный Суд ООН) не может пре­тендовать на роль верховного международного суда. Государства сами создают нормы международного права, берут на себя обязательства их исполнять и добровольно соглашаются нести ответственность за их нарушения. Если государство добровольно не исполняет своих меж­дународных обязательств, то оно может быть привлечено к ответст­венности другими государствами.

Современное международное право является основой междуна­родного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств. В системе Совета Безопасно­сти ООН и региональных организаций безопасности создан механизм международных санкций. Международный санкционный механизм взаимодействует с национальным. Нормы международного права мо­гут содержать санкции, — в результате нарушения международного правила поведения должна наступать ответственность. Применение санкций представляет собой самое слабое место в современном меж­дународном праве, поскольку на практике отсутствуют институты, на­целенные именно на обеспечение соблюдения норм международного права и применение санкций. В связи с этим в настоящее время особенно острой является проблема создания действительно общего, гло­бального, обязательного для всех государств международного права.

В доктрине международного права, в международной политике и международных отношениях точка зрения о существовании общего (универсального) международного права является общепризнанной. При этом и на теоретическом, и на практическом уровнях безусловно признаются сложности его существования и функционирования. Обязательства в общем международном праве имеют особый харак­тер — это обязательства поведения и обязательства результата. По­скольку действие международно-правовой системы полностью опо­средовано деятельностью государств, их политическими и экономи­ческими интересами, то проблема обязательной силы международных норм представляет собой наибольшую сложность в реализации меж­дународного права. В последнее время большое значение стала иметь возможность «непосредственного» действия международных норм в национальной правовой системе.

Общее международное право можно определить как систему юри­дических норм, созданных государствами (и частично другими субъ­ектами международного права) путем согласования их воль и регули­рующих определенные общественные отношения. Соблюдение этих норм в случае необходимости обеспечивается принуждением, которое осуществляется государствами и международными организациями, уполномоченными государствами.

Предмет международного права

Отношения, которые регулируются международным правом, при­нято отождествлять с понятием «международные правоотношения». Такие отношения можно подразделить на несколько основных групп:

1. Отношения между государствами (двусторонние, локальные многосторонние, универсальные). Особое значение имеют отноше­ния, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом.

2. Отношения между государствами и международными межправи­тельственными организациями. Эти отношения возникают прежде всего в связи с членством государств в таких организациях.

3. Отношения между государствами и государство подобными об­разованиями, имеющими относительно самостоятельный междуна­родный статус (частично суверенные образования).

Отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость (точнее, отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу наций за независимость).

5. Отношения международных организаций друг с другом.

6. Отношения между нациями, борющимися за независимость, и государство подобными образованиями с международными организа­циями.

Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государства­ми. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичные отношения с участием государства. Наряду с ме­ждународными межгосударственными отношениями предметом регу­лирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между международными неправительственными организациями, между индивидами и такими организациями).

Самыми сложными с точки зрения правового регулирования явля­ются смешанные международные отношения государственно-негосу­дарственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международно­го права: между государством и физическими лицами, государствами и международными неправительственными организациями. Такие от­ношения возникают прежде всего в связи с реализацией нетрадици­онными субъектами международного права качества их международ­ной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключа­ется в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры — суверенные государства (основные субъекты междуна­родного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограни­ченным объемом международной правосубъектности.

Правоотношения приобретают характер международных межгосу­дарственных вследствие того, что по своему содержанию они выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо одного государ­ства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств, либо всего международного сообщества в це­лом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер.

Международные межгосударственные отношения, являющиеся предметом регулирования международного права, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем:

1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных ор­ганов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. По определению не могут быть разрешены в национальном порядке — международная безопасность, разоружение, глобальные экологиче­ские процессы, режим международных территорий (космоса, откры­того моря, Антарктики).

2. Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возмож­но только при наличии сотрудничества двух и более государств — ус­тановление государственных границ, оказание правовой помощи,
двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда и т.п.

3. Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо бо­лее эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества — защита прав человека, уголовная юрисдикция в от­ношении международных преступлений, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредст­венно затрагивающие интересы государств.

Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования; это основные направления его воздействия на межгосударственную социальную среду, определяющие его общест­венное назначение:

1. Упрочнение стабильной системы международных отношений — главная социальная функция международного права. При реализации этой функции наиболее рельефно проявляется связь международного права и политики, их соотношение и взаимозависимость.

2. Правовое регулирование международных отношений — главная юридическая функция международного права. Здесь особо велико значение международных договоров и международных обычаев.

3. Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации, применения силы, совершения междуна­родных преступлений — главная охранительная функция междуна­родного права.

4. Расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, Услуг и рабочей силы.

5. Информационная функция международного права — передача
накопленного опыта рационального поведения государств.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.