Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования, предъявляемые к контрольным работам





ЭКОНОМИКА

Методические рекомендации и тематика контрольных работ

для подготовки сотрудников УИС

по специальности 40.05.02 (031001) Правоохранительная деятельность

 

 

 

Факультет: юридический
Категория обучающихся: слушатели
Курс: 2-й (заочная форма обучения)

 

Рязань 2015


Пояснительная записка

Основными целями освоения дисциплины «Экономика» являются формирование у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы теоретических знаний об экономике, формах и эволюции экономических отношений и практических навыков анализа новых явлений в хозяйственных связях в условиях перехода российской экономики к рыночным принципам функционирования и ее интеграции в мировое хозяйство.

Задачи освоения дисциплины:

1) формирование системы знаний о современной экономике и основных типах экономических систем;

2) выработка представления о содержательной стороне экономических процессов, теориях и главных тенденциях их развития;

3) выработка системного подхода к анализу направлений развития современной экономики;

4) формирование представления о специфике современной экономики России как экономике переходного характера – от административно-командного типа к рыночному;

5) использование информации о состоянии современной экономики для принятия соответствующих управленческих решений и оценки их эффективности.

Дисциплина «Экономика» (С.1.Б.5.) относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин, (C.1.) предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Дисциплина изучается в 1-ом семестре.

Дисциплина «Экономика» изучается в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, как логика, политология и социология, а также с такими учебными дисциплинами профессионального цикла как история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, административное право, гражданское право, экологическое право и налоговое право.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основы экономики; функционирование рыночной экономики; взаимосвязь экономики и права;

Уметь:

использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач;

Владеть:

основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных, социальных и экономических наук.

В качестве форм контроля по итогам обучения для заочной формы предусмотрены контрольная работа, экзамен.




Тематический план

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование тем Всего часов   Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические Занятия Др. виды занятий
  Раздел 1. Введение в экономику              
1. Предмет и метод экономики. Эволюция экономической мысли -    
2. Экономическая организация общества          
3. Собственность и типы социально-экономических систем -    
4. Рынок: сущность, функции, структура - - -    
  Раздел 2. Микроэкономика              
5. Основы теории спроса и предложения. Потребительское поведение   - - -    
6. Основы теории производства (поведение фирмы на рынке) -    
7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов -    
  Раздел 3. Макроэкономика              
8. Национальная экономика и показатели ее развития -    
9. Совокупный спрос и совокупное предложение - - -    
10. Макроэкономическая нестабильность: цикличность, безработица, инфляция -    
11. Макроэкономическое равновесие и роль государства в его обеспечении - - -    
12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика -    
13. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика. Социальные аспекты рыночной экономики -    
14. Мировое хозяйство - - -    
15. Особенности современной российской экономики - - -    
Итого    

Методические рекомендации

 

Общие положения

Контрольная работа рассматривается как вид учебной деятельности по специальности и представляет собой небольшое по объему, но обязательно самостоятельное исследование, выполненное под руководством научного руководителя. Главная цель контрольной работы – закрепление знаний по курсу экономика, а также выработка умений практически применять свои знания с учетом специфики уголовно-исполнительной системы.

Контрольная работа как разновидность самостоятельной работы слушателей является одной из форм текущего контроля за освоением ими учебного материала по изучаемой дисциплине. Выполнение контрольной работы способствует приобретению слушателями навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, развитию у них умений выделять в прочитанном главное, обобщать, анализировать и логично и грамотно излагать изученный материал.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей проблемы учебной дисциплины на основе определённого минимума источников. Вместе с тем, вопрос, который служит темой контрольной работы, должен быть изучен и освещен шире и обстоятельнее, чем в обязательной учебной литературе. Здесь благоприятным является самостоятельность в осмыслении темы, изложении собственных суждений, использование личного профессионального и жизненного опыта, примеров из практики деятельности органов исполнения наказаний, правоохранительных структур и общественных объединений.

 

Тематика контрольных работ

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

1. Экономика и общество. Элементы экономической деятельности.

2. Предмет экономической теории. Место экономической теории в

системе наук.

3. Функции экономической теории. Метод исследования экономических явлений.

 

В первом вопросе работы следует отразить роль экономики в жизни каждого человека и всего общества, раскрыть содержание экономической деятельности.

Во втором разделе необходимо сформулировать предмет экономической теории и проследить его эволюцию начиная, с эпохи Древнего Мира и завершая нашим временем.

В третьем вопросе должны излагаться ключевые функции экономической теории, причем каждую отдельную функцию следует иллюстрировать конкретным примером.

Используемая литература [ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9]

 

Тема 4. Собственность и типы

Тема 9. Предпринимательство и организационные

Формы бизнеса

 

1. Содержание и условия развития предпринимательства.

2. Организационные формы и виды предпринимательства.

3. Проблемы развития российского предпринимательства.

 

В первом вопросе нужно дать общепринятый образ типичного предпринимателя и его функции, а также перечислить черты предпринимателя исходя из взглядов известных ученых – Й. Шумпетера, П. Самуэльсона и др. Первый вопрос работы должен содержать характеристику фирмы как субъекта хозяйствования, где необходимо уточнить различия между фирмой и предприятием, а также назвать составляющие данных понятий.

Во втором вопросе следует дать развернутое определение сущности каждой из трех форм ведения бизнеса – индивидуальной, партнерства и корпорации, выделив свойственные им преимущества и недостатки.

Третий вопрос предусматривает анализ предпринимательского климата в России: темпы становления новых предприятий, факторы их роста и торможения динамики и качества предпринимательских структур, специфики малого предпринимательства, в России и в экономически развитых странах.

Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17, 27]

 

Несовершенной конкуренции

1. Рынок чистой монополии и его виды. Рыночное равновесие в

условиях чистой монополии.

2. Монополистическая конкуренция. Способы и последствия неценовой конкуренции.

3. Олигополистический рынок. Модели олигополий.

4. Последствия монополизации экономики. Антимонопольная политика государства.

 

В первом вопросе следует максимально полно отразить особенности установления равновесия на рынке чистой монополии, в том числе различия в изображении линий спроса и предельного дохода, дополняемые табличной информацией.

Во втором вопросе ключевым моментом характеристики монополистической конкуренции выступает анализ дифференциации продукции. Поэтому рекомендуется осветить виды, способы и средства неценовой конкуренции, в том числе определить значение рекламы, ее функции, положительные и отрицательные стороны и эффективность.

В третьем вопросе рассматривая олигополию, в первую очередь необходимо остановиться на ее уникальном признаке – взаимозависимости фирм, а также привести числовые параметры олигополистического рынка. Описание каждого вида олигополий производится по индивидуальным параметрам. Так, нескоординированная олигополия исследуется на базе графика «ломаной» кривой спроса, картельная форма предусматривает уточнение пунктов тайного сговора, модель «игра по правилам» – расшифровку этих правил.

В четвертом вопросе дать определения таких показателей монопольной власти фирмы на рынке, как индексы Лернера и Герфиндаля-Хиршмана и некоторых других. Затем рекомендуется проанализировать последствия монополизации экономики, включив в их перечень явления ценовой дискриминации и Х-неэффективности. Далее необходимо рассмотреть содержание, способы и издержки государственной антимонопольной политики.

Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19, 21, 27]

 

 

Сочетания ресурсов

 

1. Рынки ресурсов в экономическом кругообороте и их функции.

2. Особенности спроса и предложения на рынках ресурсов. Факторы эластичности спроса и предложения ресурсов.

3. Ценообразование на рынке ресурсов: правило использования ресуров, правила наименьших издержек и максимизации прибыли.

 

Первый вопрос предполагает характеристику рынков ресурсов, выявление их значения и функций в экономическом развитии.

Второй вопрос предусматривает анализ спроса на ресурсы и их предложения. Требуется провести детальный анализ факторов, воздействующих как спрос на ресурсы, так и на предложение ресурсов. Кроме того, следует показать экономическую роль рынка ресурсов с помощью схемы кругооборота доходов и расходов, а также отразить значение формирования цен на ресурсы.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть процесс ценообразования на рынке ресурсов, начиная с определения сущности показателей производительности ресурса и завершая правилом использования ресурса. Надо уточнить, чем отличаются спрос и предложение на рынке ресурса в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Следует привести доказательство правил, которые используются предпринимателем для оптимизации сочетания всех видов факторов производства – правила наименьших издержек и правила максимизации прибыли. Последнее рекомендуется осуществить на базе числовой информации, и, конечно, графиков.

Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19, 21, 27]

 

Тема 14. Рынок труда

 

1. Труд как экономический ресурс. Специфика спроса и предложения на рынке труда.

2. Равновесие на рынке труда и факторы, влияющие на него.

3. Безработица, ее виды и функции. Социально-экономические послед- ствия безработицы.

4. Проблема безработицы и государственная политика занятости в России.

 

В первом вопросе рассматриваются специфические особенности труда как фактора производства, указываются условия, влияющие на величину предложения труда и спроса на труд.

Во втором вопросе характеристика равновесия на рынке труда в условиях совершенной конкуренции должна дополняться объяснением действия эффектов дохода и замещения. Следует выявить роль заработной платы как важнейшего компонента рынка труда и рассказать о наиболее распространенных формах и системах оплаты труда.

Анализ рынка труда в условиях несовершенной конкуренции, сводится главным образом к оценке факторов или субъектов, действия которых приводят к неравновесному состоянию данного рынка. К ним относятся профсоюзы, крупный бизнес и государство – по каждому из них требуется осуществить отдельное краткое исследование.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть классификацию категорий населения, имеющих отношение к проблеме занятости, а также виды безработицы и причины, лежащие в основе каждой их них, дать определение естественной безработицы.

В последнем вопросе требуется раскрыть содержание направлений государственной политики занятости. В частности, особый интерес вызывают меры по борьбе с безработицей и текущее состояние рынка труда в России.

Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19, 21, 27]

 

Тема 17. Рынок ценных бумаг

1. Сущность рынка и виды ценных бумаг.

2. Спрос и предложение на рынке ценных бумаг. Дивиденд, процент и курс ценной бумаги.

3. Структура рынка ценных бумаг. Фондовая биржа.

 

В первом вопросе требуется дать развернутый анализ рынка ценных бумаг. Он предполагает детальное описание наиболее распространенных разновидностей ценных бумаг по следующим признакам эмитенты: цели их выпуска и приобретения, права и ответственность, возникающие у владельца ценных бумаг.

Во втором вопросе следует назвать факторы, влияющие на спрос и предложение ценных бумаг, выявить взаимосвязь между курсом ценных бумаг и их доходностью, а также охарактеризовать процесс установления равновесия на рынке ценных бумаг.

Третий вопрос предусматривает раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, описании его функций и структуры (первичный и вторичный рынок ценных бумаг). Целесообразно исследовать важнейшие стороны деятельности фондовой биржи, в частности, ее устройство и показатели деятельности.

Используемая литература [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19,20, 21, 22, 25, 27]

 

И показатели ее развития

 

1. Макроуровень экономики: проблемы и специфика анализа.

2. Показатели объема национального производства и методика их расчета

3. Система национальных счетов: функции и структура.

4. Индекс цен. Номинальный и реальный ВНП.

 

В первом вопросе дается определение макроэкономики как раздела экономической науки, и указываются особенности макроэкономического анализа. При этом нужно уделить особое внимание сущности агрегирования. Необходимо наглядно изобразить механизм функционирования национального хозяйства, используя схему кругооборота ресурсов, продуктов и дохода, перечислить важнейшие проблемы, рассматриваемые в данном разделе экономической теории.

Во втором вопросе выявляются особенности расчета показателей объемов национального производства. Определяется сущность таких категорий, как конечная продукция, промежуточная продукция и добавленная стоимость. Далее необходимо раскрыть содержание показателей валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренней продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход. Особое внимание следует уделить методам расчета ВНП/ВВП. В процессе изложения двух главных способов подсчета ВНП обосновываютя принципы построения каждой схемы, а также раскрывается содержание конкретного компонента расходов или доходов.

В третьем вопросе должен быть сформулирован ответ на вопрос: достижению каких целей и задач подчинено формирование системы национальных счетов (СНС) и что является источником получения исходной информации. Кроме того, требуется перечислить названия счетов и секторов экономики в составе СНС.

В четвертом вопросе доказывается необходимость определения индексов цен, рассматриваются их виды и способы определения, а также отличия номинального и реального ВНП.

Используемая литература [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19,20, 21, 22, 25, 27]

 

Развития экономики

 

1. Экономический рост, его факторы и издержки.

2. Модели экономического роста.

3. Экономический цикл: причины и фазы. Виды экономических циклов.

4. Структурные кризисы и цикличность. Антициклическая политика государства.

 

В первом вопросе требуется доказать значимость экономического роста для развития любой страны, рассмотрев факторы экономического роста (спроса, предложения и распределения) и обозначая значение каждого из них. Целесообразно выделить критерии качества экономического роста в современных условиях, назвать издержки этого явления, аргументируя позиции сторонников и противников идеи «нулевого» экономического роста.

Второй вопрос работы предназначен для краткого изложения моделей экономического роста – кейнсианских и неоклассических, таких как модели Е. Харрода, Р. Домара, Р. Солоу.

Третий вопрос, посвященный проблеме макроэкономической нестабильности, может иметь следующую структуру: перечень экзогенных и эндогенных причин цикличности экономики, подробная картина протекания фаз экономического цикла в разрезе динамики макроэкономических показателей.

В последнем вопросе следует раскрыть специфику протекания экономических циклов под воздействием так называемых структурных кризисов, назвав виды последних. Тут же нужно раскрыть содержание и средства реализации антициклической политики государства.

Используемая литература [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19,20, 21, 22, 25, 27, 28, 29]

 

 

Тема 23. Совокупные расходы

Макроэкономическая политика

1. Необходимость, цели и направления государственного вмешательства в экономику.

2. Функции, методы и инструменты государственного регулирования экономики.

3. Эволюция теорий государственного регулирования и модели макроэкономической политики.

 

В первом вопросе требуется привести доказательства целесообразности государственного вмешательства в экономическую сферу, разделив их на две группы – общеэкономического характера и обусловленные недостатками рыночного хозяйства. С помощью схемы кругооборота ресурсов, продуктов и дохода необходимо обозначить роль государства как агента макроэкономики.

Второй вопрос предусматривает анализ двух групп функций государственного регулирования экономики – политико-правовой и социально-экономической. В данном случае целесообразно указать отличия административных и экономических методов государственного регулирования, рассмотреть виды инструментов государственного регулирования экономики, уточняя задачи, на решения которых ориентирован каждый инструмент.

Последний вопрос должен иметь вид короткого экскурса в историю государственного регулирования экономики (ГРЭ), начиная с времен первого всеобщего кризиса перепроизводства (экономический кризис 1929–1933 гг.), заканчивая нашими днями.

Используемая литература [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19,20, 21, 22, 25, 27, 28, 29]

 

Тема 26. Финансовая система

И мировая торговля

1. Международное разделение труда и формы международных экономических отношений. Мировое хозяйство.

2. Международная торговля и теории ее эффективности. Направления внешнеторговой политики.

3. Виды внешнеторговой политики. Методы и инструменты регулирования внешнеторговой деятельности. Торговый баланс.

 

Первый вопрос целесообразно начать с определения международного разделения труда, классификации его видов и условий. Необходимо выделить виды международных экономических отношений как форм взаимодействия между странами на мировой арене, привести группировки стран в рамках мирового хозяйства, и уточнить показатели включенности национального хозяйства страны в мировую экономическую систему.

Второй вопрос требуется посвятить описанию известных теорий международной торговли. Используя числовые примеры, следует объяснить модели расчета эффективности международной торговли: принципы абсолютного и сравнительного преимущества, а также привести формулировку закона Хекшера-Олина.

В третьем вопросе внимание должно акцентироваться на различиях существующих видов торговой политики (протекционизма и либеральной) путем сопоставления целей их проведения.

Используемая литература [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19,20, 21, 22, 25, 27, 28, 29]

 

 

Российской экономики

1. Необходимость и модель перехода к рыночной системе в России.

2. Рыночные реформы: цели и основные направления.

3. Предварительные итоги рыночных преобразований в России.

4. Проблемы и основные направления развития российской экономики на современном этапе.

 

В первом вопросе следует обосновать объективную необходимость перевода российской экономики на рыночные рельсы. Необходимо рассмотреть попытки реформирования советской экономики и причины их неудач, выделить важнейшие аргументы в пользу рыночных преобразований в России. Нужно рассмотреть особенности эволюционного и революционного вариантов рыночных преобразований.

Во втором нужно подробно описать ключевые направления рыночных реформ, (приватизация собственности, либерализация цен, структурная перестройка и др.), а также определить их значимость для переустройства экономики страны.

В третьем вопросе требуется провести анализ современного состояния российской экономики. Это предполагает анализ итогов рыночных реформ с 1992 года до настоящего времени. Эту часть работы можно построить в форме сравнения фактических данных с планируемыми целями преобразований по секторам экономики.

В последнем вопросе необходимо выделить основные проблемы российской экономики на современном этапе. Также нужно обозначить пути преодоления выделенных проблем, сравнивая при этом содержание политики правительства и альтернативные подходы.

 

Используемая литература [1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 17,18, 19,20, 21, 22, 25, 27, 28, 29]


Литература

Базовый учебник

1. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009.

 

Основная литература

2. Экономическая теория: учеб. пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой В.М. Соколинского. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономика: Учеб. для вузов / А.С. Булатов, И.И. Большакова, В.В. Виноградов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. –4-е изд., перераб., доп. – М.: Экономистъ, 2008.

4. Липсиц И.В. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

 

Дополнительная литература

5. Бардовский В. П. Экономика: учеб. для студентов вузов, обуч. по неэконом. Спец. / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА. М, 2009.

6. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. для студ. вузов по спец. «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Е. Ф. Борисов ; Моск. Гос. Юрид. Акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

7. Экономическая теория: учеб. пособие. Ч. 1: Общие основы экономического развития / Ю. С. Бадальянц [и др.]; под ред. Н. Ф. Нариманова; РИПЭ Минюста РФ. – Рязань, 2000.

8. Экономическая теория: учеб. пособие. Ч.2: Микроэкономика / И.Н. Бармашов [и др.]; под ред. Н. Ф. Нариманова; Акад. права и упр. Минюста России. – Рязань, 2001.

9. Экономическая теория: учеб. пособие. Ч. 3: Макроэкономика / И.Н. Бармашов [и др.]; под общ. Ред. Н. Ф. Нариманова; Акад. ФСИН России. – Рязань, 2007.

 

Периодические издания

10. Абалкин Л. И. Возвращение в политическую экономию. // ЭКО. – 2009. №1.

11. Белоусова Н. По поводу структурных реформ российских естественных монополий на федеральном и региональном уровне // Российский эконом. журнал. 2009. № 5.

12. Бобков В., Васильев В., Гулюгина А., Одинцова Е., Смирнов М. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез // Экономист. 2009. №1.

13. Греков И. Е. Об оптимальном уровне инфляции // ЭКО. 2009. № 8.

14. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8.

15. Замараев Б. Особенности образования первичных доходов в российской экономике // Вопросы экономики. 2009. №4.

16. Кашин В.А., Абрамов М.Д. О путях совершенствования налоговой системы // ЭКО. 2008. № 10.

17. Клинов В. Мировая экономика: прогноз до 2050 г. // Вопросы экономики. 2008. № 5.

18. Лихачев М. Теория макроэкономического равновесия в контексте методологических проблем современной экономической науки // Вопросы экономики. 2008. № 7.

19. Петраков Н. Укрепление прав собственности: трансформировать, не разрушая // Вопросы экономики. 2008. № 3.

20. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм // Экономист. 2008. № 7.

21. Селезнев А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы // Экономист. 2009. № 8.

22. Селицкая Н. М. Типы антикризисной политики // ЭКО. 2009. № 6.

23. Тамбовцев В. Финансовый кризис и экономическая теория // Вопросы экономики. 2009. № 1.

24. Фетисов Г. Динамика цен и антиинфляционная политика в условиях «голландской болезни» // Вопросы экономики. 2008. № 3.

25. Фиськова Л. Заработная плата и ее факторы // Экономист. 2009. №1.

26. Чепель C. Как повысить эффективность экономической политики: эмпирический анализ роли государственных институтов // Вопросы экономики. 2009. №7.

27. Четвертакова В., Четвертаков И. Экономический рост и развитие // Экономист. 2008. № 11.

28. Чигрин А.Д. Производить невыгодно: последствия «голландской болезни» в России // ЭКО. 2008. № 1.

29. Шаститко А., Авдашева С., Голованова С. Конкурентная политика в период кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 3.

 

Интернет-ресурсы

30. http://www.benran.ru/Lib_kat.htm Библиотечные каталоги.

31. http://www.rsl.ru Российская Государственная библиотека.

32. http://window.edu.ru/window Каталог образовательных ресурсов.

33.www.rg.ru Российская газета.

34.http://teachpro.ru/ Дистанционное обучение, мультимедийные обучающие программы, видеокурсы.

 

Нормативно-правовые акты

 

35. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

ЭКОНОМИКА

Методические рекомендации и тематика контрольных работ

для подготовки сотрудников УИС

по специальности 40.05.02 (031001) Правоохранительная деятельность

 

 

 

Факультет: юридический
Категория обучающихся: слушатели
Курс: 2-й (заочная форма обучения)

 

Рязань 2015


Пояснительная записка

Основными целями освоения дисциплины «Экономика» являются формирование у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы теоретических знаний об экономике, формах и эволюции экономических отношений и практических навыков анализа новых явлений в хозяйственных связях в условиях перехода российской экономики к рыночным принципам функционирования и ее интеграции в мировое хозяйство.

Задачи освоения дисциплины:

1) формирование системы знаний о современной экономике и основных типах экономических систем;

2) выработка представления о содержательной стороне экономических процессов, теориях и главных тенденциях их развития;

3) выработка системного подхода к анализу направлений развития современной экономики;

4) формирование представления о специфике современной экономики России как экономике переходного характера – от административно-командного типа к рыночному;

5) использование информации о состоянии современной экономики для принятия соответствующих управленческих решений и оценки их эффективности.

Дисциплина «Экономика» (С.1.Б.5.) относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла учебных дисциплин, (C.1.) предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Дисциплина изучается в 1-ом семестре.

Дисциплина «Экономика» изучается в логической и содержательно-методической взаимосвязи с такими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, как логика, политология и социология, а также с такими учебными дисциплинами профессионального цикла как история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, административное право, гражданское право, экологическое право и налоговое право.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основы экономики; функционирование рыночной экономики; взаимосвязь экономики и права;

Уметь:

использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения социальных и профессиональных задач;

Владеть:

основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных, социальных и экономических наук.

В качестве форм контроля по итогам обучения для заочной формы предусмотрены контрольная работа, экзамен.


Тематический план

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование тем Всего часов   Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические Занятия Др. виды занятий
  Раздел 1. Введение в экономику              
1. Предмет и метод экономики. Эволюция экономической мысли -    
2. Экономическая организация общества          
3. Собственность и типы социально-экономических систем -    
4. Рынок: сущность, функции, структура - - -    
  Раздел 2. Микроэкономика              
5. Основы теории спроса и предложения. Потребительское поведение   - - -    
6. Основы теории производства (поведение фирмы на рынке) -    
7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов -    
  Раздел 3. Макроэкономика              
8. Национальная экономика и показатели ее развития -    
9. Совокупный спрос и совокупное предложение - - -    
10. Макроэкономическая нестабильность: цикличность, безработица, инфляция -    
11. Макроэкономическое равновесие и роль государства в его обеспечении - - -    
12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика -    
13. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика. Социальные аспекты рыночной экономики -    
14. Мировое хозяйство - - -    
15. Особенности современной российской экономики - - -    
Итого    

Методические рекомендации

 

Общие положения

Контрольная работа рассматривается как вид учебной деятельности по специальности и представляет собой небольшое по объему, но обязательно самостоятельное исследование, выполненное под руководством научного руководителя. Главная цель контрольной работы – закрепление знаний по курсу экономика, а также выработка умений практически применять свои знания с учетом специфики уголовно-исполнительной системы.

Контрольная работа как разновидность самостоятельной работы слушателей является одной из форм текущего контроля за освоением ими учебного материала по изучаемой дисциплине. Выполнение контрольной работы способствует приобретению слушателями навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, развитию у них умений выделять в прочитанном главное, обобщать, анализировать и логично и грамотно излагать изученный материал.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующей проблемы учебной дисциплины на основе определённого минимума источников. Вместе с тем, вопрос, который служит темой контрольной работы, должен быть изучен и освещен шире и обстоятельнее, чем в обязательной учебной литературе. Здесь благоприятным является самостоятельность в осмыслении темы, изложении собственных суждений, использование личного профессионального и жизненного опыта, примеров из практики деятельности органов исполнения наказаний, правоохранительных структур и общественных объединений.

 

Требования, предъявляемые к контрольным работам

Учебными планами обучения предусмотрено обязательное выполнение контрольной работы по курсу «Экономика» слушателями 2 курса заочной формы обучения по специальности 031001-Правоохранительная деятельность.







Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.