Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные аспекты рыночной экономики





 

 

1. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет и его структура.

2. Налоговая система. Принципы налогообложения и виды налогов.

3. Бюджетный дефицит и государственный долг. Фискальная политика государства: дискреционная и автоматическая.

4. Содержание и основные направления социальной политики государства. Неравенство доходов и система социальной защиты.

 

1. Финансы — это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов, другими словами финансы представляют собой различные денежные фонды субъектов экономической деятельности. Выделяют два основных уровня финансов: финансы государства и финансы частных предприятий, организаций, физических лиц. Данные уровни связаны между собой налоговой и кредитно-банковской системами. Важнейшая часть финансовых отношений - это финансы государства, которые включают четыре звена: государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специализированные правительственные фонды. Основой системы государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства или основной финансовый план страны на определенный период времени, который обязателен для исполнения.

Государственные расходы могут подразделяться на виды по нескольким классификационным признакам. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы на политические цели, расходы на экономические цели и расходы на социальные цели. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг, трансферты, обслуживание государственного долга.

При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из расходов на государственное потребление и государственных инвестиций. Основными источниками доходов государства являются налоги (включая взносы на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, доход от эмиссии денег, средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

 

2. Налог — это изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги представляют собой основной источник доходов государства, которое должно иметь средства для выполнения своих функций.

Налоговая система включает: субъект налогообложения (кто должен платить налог); объект налогообложения (что облагается налогом); налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

Принципы налогообложения сформулированы еще А.Смитом в 18 веке, по мнению которого, налоговая система должна быть справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных), понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он), удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику), недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов). В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости.

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямые налоги — это налоги на доходы от факторов производства и имущество. К прямым налогам относятся личный подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество и др. Здесь налогоплательщик (тот, за счет средств которого оплачивается налог) и налогоноситель (тот, кто непосредственно выплачивает налог государству) — это один и тот же агент. Косвенные налоги — это налоги на товары, услуги и виды деятельности, представляющие собой часть цены (надбавку к цене) товара или услуги. Эти налоги носят неявный характер и выступают налогами на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог, таможенная пошлина. В данном случае налогоплательщиком является покупатель товара или услуги, а налогоносителем — фирма, которая произвела этот товар или услугу.

В макроэкономике налоги также делят на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги — это налоги, которые не зависят от уровня дохода и дают одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода. Подоходные налоги зависят от уровня совокупного дохода

В зависимости от способа установления средней налоговой ставки, различают следующие три типа налогов. Пропорциональные налоги — это тип налогов, по которым средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода и сумма налога пропорциональна величине дохода. Прогрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги дают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста. Регрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. При увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается. Все косвенные налоги исходя из доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

 

3. Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. Когда доходы бюджета превышают расходы, это называется профицитом (излишком) государственного бюджета. При равенстве доходов и расходов, бюджет называется сбалансированным, если доходы бюджета меньше, чем расходы, имеет место дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета бывает: структурным, представляющим собой разницу между величинами расходов бюджета и доходов бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения; фактическим дефицитом, равном разности между величинами фактических расходов и доходов бюджета; циклическим дефицитом как разностью между фактическим и структурным дефицитами.

Выдвигается три концепции балансирования государственного бюджета. Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что расходы бюджета должны быть равны доходам каждый год независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла, а не годового периода. Однако фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. Согласно концепция "функциональных финансов", целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет, он должен выступать инструментом поддержания макроэкономической стабильности.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег; за счет займа у населения своей страны и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций.

Эмиссионный способ состоит в том, что за счет выпуска в обращение дополнительных денег правительство покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства такого способа состоят в том, что рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и объема производства, а также сравнительная быстрота ее осуществления. Главный недостаток эмиссионного способа состоит в том, что он способствует инфляции.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги, продает их населению, а полученные средства использует для покрытия дефицита. Достоинства этого способа: в краткосрочном периоде – отсутствие инфляции; оперативность, поскольку выпуск и продажу государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Недостатки данного способа: необходимость платить по долгам. Выплата процентов по государственным ценным бумагам называется обслуживанием государственного долга; данный способ в долгосрочном периоде может обусловить высокую инфляцию и эффект вытеснения частных инвестиций.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа представляет собой заимствование у других стран или международных финансовых организаций. Достоинство этого метода - возможность получения крупных сумм, если внутренний заем невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции. Недостатки этого способа: необходимость возвращения и обслуживания долга; невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга; необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания; возможность истощения золотовалютных резервов страны.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг. Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране за определенный период. Различают два вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг — это совокупная задолженность правительства гражданам страны. Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям. Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является доля долга в ВВП или более точный показатель - отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП. При низких темпах роста ВВП и низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Правительство не может обанкротиться, так как если оно не погашает, то рефинансирует долг. Рефинансирование заключается в выпуске новых государственных займов и появлении новых долгов для погашения старых. Кроме того, правительство может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в следующем: отвлекаются средства из производственного сектора и снижается эффективность экономики; перераспределяется доход от частного сектора к государственному; усиливается неравенство в доходах; растёт ставка процента, что вызывает вытеснение инвестиций; создается угроза высокой инфляции в будущем; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов; дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением; может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса. При невозможности финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита платежного баланса.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания и состоят в том, что: выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижается эффективность национальной экономики; бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения; при хроническом дефиците платежного баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны и валютного кризиса; возникает опасность долгового кризиса.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета. Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний — это поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, т.е. государственные закупки, трансферты и налоги соответственно. Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и направлена на увеличение деловой активности. Мерами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов. При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения, поэтому данные инструменты можно использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией. Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), она направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и снижение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику, различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики, что отражается в государственном бюджете. Недискреционная фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций); косвенные налоги; пособия по безработице; пособия по бедности.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и способствует появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период подъема. Отсутствует необходимость принятия правительством специальных решений для введения их в действие. Но встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики, не обеспечивая полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска.

Фискальная политика имеет ряд достоинств, к которым относятся: эффект мультипликатора, отсутствие внешнего лага (периода времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения) и наличие автоматических стабилизаторов.

К проблемам, снижающим эффективность фискальной политика относятся: эффект вытеснения; существенное ослабление мультипликативного эффекта в условиях, близких к уровню полной занятости; наличие внутреннего лага (периода времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении); проблема идентификации экономической ситуации и определения величины необходимого изменения; возможный дефицит государственного бюджета.

 

4. Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства и проблемой бедности. Существование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т. п.

Поэтому в обозначенные сферу и процессы требуется активное вмешательство государства, необходима выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом. Возникает задача создания социально-ориентированной экономики, где первое место отводится не темпам экономического роста, а росту благосостояния нации.

В узком смысле слова под социальной политикой государства подразумевается действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать по возможности одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства в мировой практике является построение кривой Лоренца, отражающей персональное распределение доходов. Степень неравномерности распределения доходов здесь измеряется величиной отклонения кривой Лоренца от так называемой линии абсолютного равенства. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. Масштабы степени дифференциации доходов определяются при помощи еще одного показателя - коэффициента концентрации доходов или коэффициента Джини (G),который рассчитывается на основе кривой Лоренца. Величина G изменяется в пределах от нуля до единицы, т. е. 0<G<1. Чем больше этот коэффициент, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

Наиболее известный и часто употребляемый из других способов измерения неравенства в распределении доходов - децильный коэффициент, при расчете которого сравниваются доходы 10% наиболее высокооплачиваемых граждан с доходами 10% наименее обеспеченных граждан.

Проблема неравенства доходов и бедности с одной стороны требует мер по социальной защите населения и специальных государственных программ, но с другой стороны, неравенство доходов, определяемое вкладом каждого в объеме национального производства, является важным стимулом труда. Отметим важнейшие из причин и факторов, в силу которых не всегда соблюдается равенство экономических возможностей и доходов. Во-первых, это различия в способностях, которыми от рождения наделены люди. Во-вторых, это различия во владении собственностью. В-третьих, это различия в образовательном уровне. В-четвертых, нацеленность на получение высоких результатов в своей работе при готовности жертвовать ради профессиональных успехов всеми остальными потребностями. В-пятых, это группа причин, которая связана с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п.

Среди направлений современной социальной политики можно выделить следующие три основных.

Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает заработную плату. Социальная политика в данном случае активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников, способствуя созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвращению деградации работников. Этот аспект социальной политики проявляется в установлении минимальной заработной платы и определении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы), а также поддержании уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательном определение условий труда на производстве и его охраны и т.п.

Следующее направление социальной политики — это прямая поддержка доходов населения через систему социального обеспечения и социальная защита. Одно из направлений системы социального обеспечения — это государственное социальное страхование. Его «клиентами» являются застрахованные, бывшие участники производства, а источниками финансирования выступают взносы предприятий, застрахованных, налогообложение, госбюджет. Критериями участия в данной системе бывают выплата страховых взносов, трудовой стаж, участие в производстве. Другое направление системы социального обеспечения - государственное вспомоществование. Его «клиенты» - социально ущемленные, живущие в бедности и особенно в нищете, источник финансирования — госбюджет, а критерий участия - степень нуждаемости.

В ходе перераспределения доходов, уменьшаются масштабы социального неравенства, а также формируются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения. Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только вследствие безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д. Здесь также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми. Исходя из источников финансирования социальных программ, в странах с развитой экономикой, социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.

Государственное вспомоществование включает в себя следующие направления: программы специальной помощи в денежной форме престарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми; пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.

Социальное страхование служит гарантией поддержания определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, и поддерживает социальную стабильность. Государственное вспомоществование призвано прямо нейтрализовывать проблему неравенства, так как она связана с категорией неработающих инвалидов с детства, пенсионерами, получающих минимальную пенсию по старости, безработными, многодетными семьями.

В рамках социальной политики государство должно не только заниматься формированием денежных доходов нетрудоспособных, но и обеспечивать доступ к социальным услугам всех слоев населения. Это удовлетворение государством специфических потребностей, непосредственно влияющих на качество жизни человека: потребностей в общем и специальном образовании, медицинском обслуживании, жилье и т.д. Основа данной системы - прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом.

Тема 14. Мировое хозяйство

 

1. Международное разделение труда и международные экономические отношения. Группировки стран в мировой экономике. Тенденции развития мирового хозяйства.

2. Мировая торговля. Виды торговой политики стран. Регулирование внешней торговли.

3. Международное движение капитала: сущность, формы и последствия. Миграция рабочей силы и ее социально-экономические последствия.

4. Понятие валюты. Валютный рынок и валютный курс. Эволюция мировой валютной системы. Платежный баланс, его структура и регулирование.

 

1. Любая страна в целях нормального функционирования своей экономики поддерживает хозяйственные связи с другими странами. Неодинаковость такого взаимодействия объясняется природно-географическими различиями стран, научно-техническим прогрессом, различиями в уровне экономического и научно-технического развития стран в мировой экономике, типом хозяйствования, характером внешнеэкономических связей страны и некоторыми другими причинами.

Эти различия способствуют международному разделению труда (МРТ), т.е. такой организации производства, при которой предприятия разных стран специализируются на изготовлении определенных товаров и услуг, что приводит к необходимости обмена результатами деятельности между странами.

Исторически выделяются три типа МРТ:

1. Общее МРТ — специализация стран по крупным сферам и отраслям национального хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).

2. Частное МРТ — специализация на отдельных видах продукции и услуг или внутри крупных сфер по отраслям, подотраслям и их предприятиям.

3. Единичное МРТ — специализация на изготовлении отдельных деталей, узлов, компонентов, на стадиях технологического процесса.

На основе МРТ между национальными хозяйствами складываются многообразные экономические связи, т.е. международные экономические отношения (МЭО). Их объектами выступают граждане, фирмы, правительственные учреждения и международные экономические организации.

Традиционно выделяют следующие формы МЭО:

1. Международная торговля.

2. Международное движение капитала.

3. Миграция рабочей силы.

4. Международная кооперация производства.

5. Научно-техническое сотрудничество.

6. Валютно-финансовые отношения.

МЭО по мере их углубления объединяет национальные экономики в единую хозяйственную систему (мировое хозяйство или мировую экономику). Таким образом, мировое хозяйство (международная экономика) — это совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой МЭО (МРТ).

В настоящее время, в мире насчитывается около 200 государственно-территориальных образований. В группы в мировой экономике обычно объединяются страны, имеющие близкие параметры экономического развития, однотипную организационную структуру хозяйственного управления, общие принципы организации производства, одинаковые проблемы развития.

В соответствии с классификацией ООН по уровню экономического развития и социально-экономической природе хозяйствования все страны подразделяются на:

1) индустриальные (промышленно развитые) страны с рыночной экономикой;

2) развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой;

3) страны с переходной (от командно-административной к рыночной) экономикой.

Индустриальные страны — 31 промышленно развитая страна Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна с высоким уровнем доходов. Критериями для включения страны в группу индустриальных стран являются высокий уровень социально-экономического развития, выражающийся в высоких уровнях ВВП в целом, на душу населения в частности (не менее 12 тыс. долл. в год), высокий уровень жизни, рыночная система хозяйствования, открытость экономики, преобладание в ВВП сферы услуг над промышленностью и сельским хозяйством, переход в промышленности от добывающих и материалоемких отраслей к новым высокотехнологичным и наукоемким отраслям, высокий уровень механизации и продуктивности сельскохозяйственного производства.

Развивающиеся страны — около 130 государства Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в прошлом были колониями и полуколониями. В эту группу стран включаются страны, объединенные следующими признаками: наличие многоукладной экономики с различными формами собственности, относительно низкий в целом уровень развития производительных сил, зависимое положение в мировом хозяйстве, преимущественно аграрно-сырьевая направленность в экономическом развитии и монокультуртость экспорта, низкий уровень производимого ВВП, в том числе на душу населения (менее 12 тыс. долл. в год), бедность значительной части населения.

Страны с переходной экономикой — это 28 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике. Иногда в эту группу стран включают также Монголию, Китай и Вьетнам. Общими чертами экономического развития стран с переходной экономикой являются: отказ от централизованного планирования и регулирования экономического развития, повышение степени открытости экономики (либерализация), приватизация государственной собственности, использование таких факторов экономического роста, как расширение частного сектора, привлечение иностранных инвестиций, структурная перестройка экономики, борьба с инфляцией, перестройка валютной системы, переориентация внешнеэкономических связей на Запад.

Среди современных тенденций развития мирового хозяйства, прежде всего, следует отметить процесс интернационализации хозяйственной жизни практически всех стран, под которым понимается сближение и взаимопроникновение национальных экономик на всех стадиях их воспроизводственного процесса. Процесс интернационализации хозяйственной жизни сопровождается либерализацией внешнеэкономических связей. Либерализация внешнеэкономических связей - это повышение степени открытия национальных экономик для внешнего мира как с точки зрения национальных, так и зарубежных участников мирохозяйственных связей. Начиная с 50-х годов XX века в мировом хозяйстве ярко обозначилась такая тенденция его развития, как региональная экономическая интеграция стран — процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых связей и международного разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. Проявляется тенденция унификации правил хозяйственной жизни и создание системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей в мировой экономике. В 90-е годы XX века в развитии мирового хозяйства появилась новая тенденция, обозначаемая как «глобализация». Глобализация мирового хозяйства включает в себя:

· вовлеченность в мирохозяйственные процессы практически всех стран мира;

· создание глобальных рынков товаров, услуг, технологий, капиталов, рабочей силы;

· создание глобальной инфраструктуры мирохозяйственных связей (транспортной, информационной, банковской, связи и т.п.);

· возникновение международного производства, базирующегося на глобальных производительных силах;

· глобальный характер международной конкуренции и международного сотрудничества.

 

2. Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений по обмену товарами и услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров. В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт бывает следующих видов:

1) вывоз товаров, изготовленных в данной стране;

2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом;

3) реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.;

4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.);

5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

Классификация импорта по тому же признаку включает в себя аналогичные виды.

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика — целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Среди наиболее распространенных целей внешней политики можно выделить: а) обеспечение экономического роста; б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности национальной валюты; г) изменение стратегии и тактики включения страны в международное разделение труда; д) сохранение политической и экономической независимости страны; е) сохранение экономического и военного превосходства.

Существуют две основные формы внешнеторговой политики государства: фритредерство (политика свободной торговли) и протекционизм. Фритредерство — политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Протекционизм — политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Политика фритредерства так же, как и политика протекционизма, в чистом виде не проводятся, а действуют как тенденции.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или их сочетание. Инструменты внешнеторговой политики объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения; 2) нетарифные ограничения.

Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства и служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

По направлению движения товара пошлины делятся на: а) импортные, устанавливаемые на товары, ввозимые в страну; б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам. По способам установления пошлины бывают: а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара; б) специфические — в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара; в) смешанные, представляющие собой комбинации адвалорных и специфических пошлин.

К мерам нетарифного регулирования относятся квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортно-импортные операции, субсидии, административные барьеры. Квоты — количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются на экспорт или импорт того или иного вида продукции. Торговля товарами в пределах установленных квот осуществляется по лицензиям. Разновидностью квот являются и «соглашения о добровольном ограничении экспорта» между странами по отдельным видам товаров отраслей, находящихся в кризисном состоянии на определенный срок. Лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Эмбарго — абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране или группе стран, отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки. Налоги на экспортно-импортные операции — ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами. Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доле к стоимости импортируемого товара. Субсидии — различные пособия, выделяемые из средств государственного бюджета национальным производителям импо







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.