Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Размышление о сущности феномена помощи





Содержание темы:

1. Парадигма помощи.

2. Ч. Дарвин, К. Лоренц, В. Бехтерев, П. Кропоткин о соотношении биологического и социального в феномене помощи.

3. Культурно-исторический подход в рассмотрении феномена помощи.

Конспект лекции

Парадигма (от греч. — пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

У каждой профессии есть свой феномен (явление), лежащий в ее основе. У музыканта — звук, у художника — цвет, у врача — боль и т. д.

У социального работника — помощь. Социальная работа — это вид деятельности по оказанию помощи различным группам населения.

Феномен помощи можно рассмотреть через исторический опыт человечества — культурологический подход.

Помощь — явление биосоциальное. Оно имеет историко-эволюционный путь развития и тесно связано с пониманием сущности человека. Впервые к данному вопросу с позиций естественных наук обратился Ч. Дарвин. Он отметил противоречия в теории естественного отбора с позиций альтруистических проявлений животных. Такие проявления Ч. Дарвин назвал общественными инстинктами.

К. Лоренц рассматривает представителей животного мира на фоне человека. «Зверь в человеке» — это не всегда плохо. Он выдвигает интересную идею о наличии у отдельного человека «сублимированной реакции социальной защиты», направленность которой будет зависеть от того культурного контекста, в котором сформировались ценности, представления, усвоены определенные традиции.

В. Бехтерев отличает проявление социального инстинкта у первобытного человека.

П. Кропоткин считал, что учителями человека были животные. Взаимопомощь и помощь — проявление социальной защиты.

Помимо этого возможен и другой научный подход в рассмотрении феномена помощи — культурно-исторический (М.В. Фирсов).

 

89.Специалист по социальной работе как субъект профессиональ­ной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность.

 

Социальная работа - неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность. предъявляющая к личности специалиста особые требования, опираясь на то, что работа с трудными жизненными ситуациями составляет основное содержание деятельности специалиста. трудности, присущие социальной работе в целом, усугубляются некоторыми социальными особенностями, в частности, неопределенными границами и уровнями профессиональной компетентности, отсутствие достаточного количества критериев оценки эффективности социальной деятельности.

Для того, чтобы достигнуть мастерства в профессиональной деятельности, специалисту по социальной работе необходимо обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, умениями, навыками, компетентностью и высокой мотивацией. Очень важно, чтобы профессионал обладал не только мастерством, но и отличался высокой эффективностью и стабильностью результатов деятельности. Высокоэффективная деятельность характеризуется высокими показателями качества и производительности и преследует социально значимые цели.

Результаты исследований продуктивности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе доказывают, что к практическому работнику необходимо предъявлять как минимум, два типа требований (А. В. Петровский, 1986):

1. Профессиональная грамотность. Данный критерий обусловлен тем, что профессия специалиста по социальной работе – мультидисциплинарна, она тесно связана с такими областями науки и практики как психология, педагогика, юриспруденция, социология и медицина. Данная профессия предполагает не только наличие знаний, но и практических умений реализации технологий этих областей.

2. Социальная компетентность (умение организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать эффективные решения).

Чтобы стать профессионалом, необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут специалисту стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. В контактной социальной проблеме разрешаются, как правило, личностные, жизненные проблемы, которые имеют глубокий содержательный смысл. Профессиональное владение навыками умениями поможет специалисту в оптимальном ключе справиться как с задачами первого порядка (помощью клиентам в решении сущностных проблем), так с проблемами процессуального порядка. При условии прочного освоения базовых навыков и умений гарантировано успешное решение большинства проблем, встречающихся в практике социальной работы на индивидуально- личностном уровне. Стратегий решения проблем может быть великое множество (проф. К. Урпонен, Финляндия) при условии творческого подхода к реализации алгоритма решения проблемной ситуации. Кроме самих проблем, сложным часто являются и их носители, так называемые «трудные» клиенты, общение с которыми требует особого напряжения. Кроме того, достаточно важно учитывать, что работа с клиентом предполагает навыки панорамного видения жизни, наличие позитивных временных перспектив.

Е. В. Бондаревская и Е. Н. Юрина выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

· профессионально- педагогическая. В качестве основных показателей приняты: знание педагогической культуры, умение ставить и развивать задачи, владение вариативной методикой работы, умение анализировать личностный опыт.

· коммуникативная - способность всесторонне и объективно воспринимать человека, вызывать у него доверие.

· социально- психологическая как важнейшее направление педагогической отрасли акмеологии.

· психолого- педагогическая является одним из системных проявлений профессионализма. Традиционно при анализе педагогической компетентности используют категории общей психологии- деятельность, общение, личностное развитие.

· аутопсихологическая в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

· научная - знание науки, представителем которой является специалист. Так как в работе используется междисциплинарный подход и требуется знание различных научных сфер. Сюда же входят навыки и умения применять научные знания на практике в той области, которую наука исследует.

Немного с другой стороны к этому вопросу подходит Н. В. Харитонова, которая рассматривает подструктуры профессиональной компетентности с точки зрения сформированности у специалиста определенного комплекса умений. В данном случае автор выделяет:

- проектировочную компетентность - умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

· информационную и прогностическую компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

· организаторскую компетентность - умения руководства деятельностью;

· коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса;

· аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности.

Далее необходимо рассмотреть структуру понятия «профессиональная компетентность» в совокупности всех ее элементов, т.к. сущность профессиональной компетентности раскрывается именно в ее структуре. Философское понятие «структуры» определяет эту категорию как форму внутренней организации системы, выступающей как единство устойчивых закономерных взаимосвязей между ее элементами. В исследовании А. К. Марковой структура профессиональной компетентности включает ряд компонентов, в частности:

· профессиональные психологические и педагогические знания;

· профессиональные педагогические позиции, установки;

· личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

 

 

90.Профессионализм в социальной работе: его слагаемые и факто­ры формирования. Профессиональные риски.

 

Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и

- обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе;

- определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента;

- побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.

Для развития профессиональной компетенции социальные работники:

а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы;

б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности;

в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления;

г) принимают участие в образовательном процессе совместно со своими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности;

ж) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.

Социальный работник не имеет права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними.

 

 

91.Система профессиональной подготовки специалистов социаль­ной работы за рубежом и в России.

 

1 Общепринятые требования к подготовке специалистов по социальной работе

 

Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе.

Для начала, остановимся на такой важной проблеме, как отбор и поступление молодежи в учебное заведение для получения профессии социального работника. Мировой опыт показывает, что во всех странах существует строгий отбор контингента на профессию социального работника. В Норвегии, например, от соискателей требуется соответствующий уровень знаний и опыт практической работы в органах социального обеспечения, дополнительная теоретическая и профессиональная подготовка являются факторами, которые принимаются во внимание при решении вопроса о приеме соискателей в учебные заведения.

В Дании высок уровень безработицы среди социальных работников, поэтому критерии отбора поступающих очень жесткие: требуются знания датского и английского языков и, по крайней мере, девятимесячный стаж работы по специальности штатным работником, существует также и возрастной ценз. В Италии и Испании нижняя возрастная граница - 18 лет, и многие абитуриенты приходят учиться социальной работе прямо со школьной скамьи, без опыта практической работы.

В Португалии предпочтение отдается претендентам, окончившим школы при университетах, ориентированные на социальные науки. Минимальный возраст поступающих - 18 лет, при этом предпочтение отдается мужчинам. В Греции предпочтение также отдается мужчинам. В Турции принимается равное количество мужчин и женщин, собеседование проясняет психологическую пригодность и мотивацию поступающих, чтобы отобрать лучших людей для обучения профессии социального работника.

В Швейцарии, для того, чтобы быть принятым, необходимо успешно закончить 12 классов школы и иметь не менее года практической работы, кроме этого, знать два официальных языка страны, понимать диалекты, которые отличаются от письменного языка, обязательным считается знание одного иностранного языка, умение хорошо считать и печатать; предпочтение отдается обычно людям, более старшим по возрасту и с большим профессиональным и жизненным опытом.

Лишь в немногих странах, например, в Швеции и Финляндии отсутствуют радикальные требования к претендентам в индивидуально-психологическом плане; индивидуальные качества соискателей не влияют на решение вопроса о приеме их в учебные заведения, поскольку в этих странах всегда было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у выпускников имеются широкие возможности выбора будущей карьеры.

Таким образом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.

В России к претендентам на приобретение профессии не предъявляется вышеперечисленных требований. Каждый желающий пройдя вступительные экзамены, может приобрести данную специальность.

Рассмотрим содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня до-профессиональной подготовки и четыре уровня - профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух до-профессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра. На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).

Несмотря на значительные различия в подходах к социальной работе и ее преподаванию, учебные планы обычно включают в себя общие элементы - практическую подготовку, социологические и психологические концепции человеческого поведения и социального окружения, информацию о социальной политике, социальном обеспечении в стране и методах социальной работы. В зависимости от уровня курса подготовки в программу иногда включается информация о методах оценки социальных программ и социальной практики.

+++++++++++++++++++++++++++++++







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.