Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гуманизм как философия социальной работы. Роль социальной работы в гуманизации общественных отношений.





 

Гуманизмом в узком, конкретно-историческом смысле слова называется масштабное литературно-философское движение, которое развернулось в Европе в XIV - XVIвв., в период Возрож­дения. Исследования сущности земного человека, не скованного религиозными догматами, отстаивающего свое право на счастье на земле и при жизни, а не только на загробное блаженство по смерти, регулирующего свое поведение свободным разумом, а незапретительной церковной моралью, были серьезным шагом впе­ред в развитии социального знания.

Гуманизм как мировоззрение, основная направленность ра­ционально-эмоциональной сферы индивида и общества это исторически подвижная систрма идей и представлений, призна­ющая самоценность человеческой личности, ее право на свобо­ду, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Гуманистическое мировоззрение рассматривает социальную действительность в значительной степени с точки зрения долж­ного, а не сущего, предъявляя обществу и отдельным индивидам высокие требования, соответствовать которым нелегко и в социаль­ном смысле, и в личностной практике. Бескорыстные отноше­ния между индивидами и группами не без трудностей утвержда­ются в обществе, где преследование своей выгоды весьма рас­пространенное явление. Гуманность встречается не так часто, как жестокость и равнодушие. Но сознание здорового большин­ства членов общества констатирует именно отношения бескоры­стной поддержки, доброты, взаимопомощи в качестве должных, похвальных, достойных подражания. И только морально и пси­хически девиантное меньшинство может прокламировать в каче­стве нормативных, достойных подражания стереотипы взаим­ной вражды, бездушного стяжательства, нечестной наживы.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъем­лемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Именно поэтому социальная работа яв­ляется практической реализацией гуманистического менталитета. Право на счастье от рождения принадлежит мужчинам и женщи­нам, детям, взрослым и пожилым, интеллектуально и физически полноценным людям и инвалидам. Конечно, в действительности существует множество ограничителей для реального пользова­ния этими правами, но все международные правовые докумен­ты, принятые сообществом наций в послевоенные годы, подчер­кивают приверженность человечества их соблюдению.

Из этого основного гуманистического тезиса вытекают два следствия, важных в мировоззренческом и практическом плане.

Во-первых, принцип социальной справедливости является од­ним из оснований гуманизма, гармонизирующим регулятором взаимоотношений в обществе. Его сущность заключается не в призыве ко всеобщему уравнению, а в обязательствах государ­ства и общества обеспечить каждому индивиду максимально равные возможности для успешного социального старта.

Во-вторых, гуманистические принципы требуют осуществле­ния всех прав индивида, ибо ущемление его в каком-то одном праве, пусть даже при достаточном развитии остальных, неиз­бежно ограничивает и все другие, и всю сферу человеческой сво­боды в целом.

Гуманизация общественных отношений это прежде всего социально-ориентированная рыночная экономика, обеспечение занятости и достойной оплаты труда всем работающим, оказание материальной помощи лицам, потерявшим работу, находящимся за чертой бедности. Гуманное отношение должно быть проявле­но и к тем, кто осужден, кто заболел туберкулезом, кто спился и стал бомжем, кто вышел на панель и стал наркоманом. Общество должно заботиться о своих гражданах.

 

 

94.Социальная работа как область научного знания: объект, пред­мет, основные принципы и закономерности.

Социальная работа - довольно молодая отрасль знания и ее становление еще не завершено. С некоторой долей условности, как и для большинства гуманитарных знаний, в социальной работе могут быть выделены методологические подходы, собственно на­учное знание, собрание методик и технологий, а также опыт практической деятельности. Эти разделы взаимосвязаны.

Само слово «методология» состоит из двух греческих корней: методос и логос. Дословный перевод на русский язык может дать несколько вариантов понимания, отличающихся друг от друга от­тенками смысла: а) способ познания, б) путь к знанию, в) знание о путях знания, г) знание о способах познания.

По мнению специалистов, при интерпретации явлений прак­тики социальной работы могут быть выделены три группы под­ходов, связанных с оценкой субъективного фактора объекта соци­альной работы.

В психолого-ориентированных подходах высоко оцениваются воз­можности регулирования ресурсов, имеющихся у человека. При­чину возникновения трудной жизненной ситуации представители психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма и других пси­хологических теорий видят в психике человека. Поэтому помощь, в которой он нуждается, имеет психолого-педагогическую окраску.

В социолого-ориентированных подходах источник разрыва соци­альных связей видят в обществе, а основным объектом социальной работы называют систему общественных отношений, порождаю­щих дезадаптацию личности, семьи, сообщества. К социолого-ориентированным относят системный подход, концепцию экологичес­ких систем, социально-радикальную модель и т.д.

В комплексно-ориентированных подходах обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной кате­гории) с обществом. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова в качестве ком­плексно-ориентированных называют социально-педагогическую, когнитивную и витальную модели теоретического обоснования со­циальной работы.

Однако ни одна из названных концепций не раскрывает в пол­ном объеме феномен социальной работы, тем не менее каждый подход вносит в интерпретацию социальной защиты и помощи свою лепту.

Существуют несколько вариантов определения социальной ра­боты как науки. В данном аспекте ее можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использова­ния внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общно­стью в ситуациях нарушения социального функционирования.

В системе любой науки выделяются объект, предмет, основные категории, закономерности и методы познания.

Объектом социальной работы как науки является взаимодей­ствие индивида, семьи или локального социума с обществом. Пред­мет данной отрасли научного знания - закономерности наруше­ния и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодей­ствия индивида, семьи или локального социума с обществом.

Социальная работа как наука широко использует междисци­плинарные научные категории, категории других наук (социоло­гии, психологии, педагогики, экономики, медицины, юриспру­денции). В то же время оформляются научные категории со­циальной работы: трудная жизненная ситуация, социальная помощь, социальная защита, социальные гарантии, социальные ус­луги и т.п.

Формулировки закономерностей (связей явлений, действие ко­торых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности) соци­альной работы как науки также находятся в стадии уточнения. Тем не менее ряд положений представляются весьма существен­ными.

· Политическая обусловленность социальной работы (взаимо­связь социальной политики государства и содержания социальной работы). Поскольку государство определяет объемы финансирова­ния социальных программ, структуру социальных служб, катего­рии населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, социальная работа (содержание, объемы, критерии каче­ства и т. п.) целиком зависит от социальной политики, проводи­мой правительством в данный момент.

· Детерминация содержания и форм социальной работы социо­культурными условиями ее осуществления.

· Структурно-функциональная обусловленность эффективно­сти социальной работы (взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов).

· Профессиональная компетентность и ценностная ориентиро­ванность кадров социальных служб.

· 5. Раннее диагностирование и своевременная профилактика.

Технология социальной работы - это идеальная модель реше­ния некой совокупности близких задач социальной защиты и (или) помощи, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, пси­холого-педагогических и правовых механизмах. В практической дея­тельности в чистом виде технологии не существует. Она адаптиру­ется к особенностям социального учреждения или к совокупности предоставляемых социальных услуг и определенных форм, пре­вращаясь в методику. Методика социальной работы отличается от технологии тем, что первая подчинена решению конкретной зада­чи, а вторая имеет определенный набор задач (потенциал) для нормирования процесса решения. Не вызывает сомнения, что по­тенциал каждой технологии конечен, более того, каждая техноло­гия имеет свои ограничения.

Опыт практической деятельности - составная часть социаль­ной работы как отрасли знания. Ее особенностью является персонифицированность, т. е. опыт предполагает описание профессио­нальной практической деятельности конкретного специалиста в определенном учреждении или соответствующей деятельности це­лого населенного пункта (города, села, региона и т.п.).

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

 

 

95.Социолого-ориентированные и комплексные модели теоретиче­ского обоснования социальной работы.

Социолого-ориентированные модели (теории) подразделяются на˸ ‣‣‣ функционализм - предполагает выявление структур, элементов, социального взаимодействия. Социальная работа воспринимается как стабилизирующая функция;
‣‣‣ социально-экологическая теория (или теория экологических систем) - рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые, постоянно приспосабливаются к многообразию условий бытия, как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Социальные проблемы (бедность, дискриминация, загрязнение природы) усложняют условия бытия, сокращают возможность взаимной адаптации.

Социальный работник должен воздействовать не только на клиента͵ но и на среду его обитания, целью чего является усиление адаптивных способностей человека, влияние на его среду обитания и окружение таким образом, чтобы сделать компромиссы между ним и средой обитания более адаптивными;
‣‣‣ социально-радикальная теория - проявляется как модель защиты и развития самосознания представителœей различных дискриминируемых социальных групп (бедных в нескольких поколениях, иммигрантов, нацменьшинств и др.) Технология защиты и "наделœения полномочиями" направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет их влияния во властных структурах, классовой принадлежности. Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие˸ ‣‣‣ психодинамическая - связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы˸ ‣‣‣ индивидуализация клиента;
‣‣‣ оценка возникшей проблемы, ее диагностика;
‣‣‣ использование терапевтических технологий помощи;
‣‣‣ ролево-коммуникативная - учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли;
‣‣‣ гуманистическая - определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу).

Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на базе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология - "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию). В современных условиях приобретает все большее влияние;
‣‣‣ кризис-интервентная (или модель кризисного вмешательства) - оказание экстренной помощи человеку, находящемуся в измененном эмоциональном состоянии (к примеру, в состоянии аффекта); предполагает умение социального работника оказать психологическое влияние на клиента.

 

Рассмотренные ранее методологические подходы помогают объяснять и понимать смысл социальных проблем, а также результативно действовать в практической области. На этих подходах строятся модели теоретического обоснования социальной работы. В случае если практика является двигателœем теории, то теория социальной работы представляет собой обобщенное систематическое знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы как практической деятельности во всœех ее структурных формах, в связи с этим крайне важно установить, каковы же сущностные характеристики теоретической деятельности в области социальной работы.

Процесс становления науки связан с внешней и внутренней стороной ее институционализации. Внешняя сформированность научной дисциплины указывает на наличие условий, обеспечивающих ее признание государством и обществом. Внутренняя зрелость науки означает, что достигнут достаточно высокий уровень развития ее общей теории, системы знания, общепризнан ее объект и предмет.

Следует выделить основные направления парадигмального поля социальной работы, избегая при этом абсолютизации значения любой из его составляющих.

В отечественной литературе выделяют три группы теорий, в русле которых социальная работа получает научное обоснование˸

психолого-ориентированные теории (бихевиористская, гуманистическая, экзистенциальная и др.) рассматривают проблемы человека и общества как объекта и субъекта социальной работы на микроуровне, с точки зрения закономерностей развития личности и малой группы, психологического развития и статуса человека в обществе;

социолого-ориентированные теории (социально-радикальная, марксистская, функциональная и др.) анализируют социальные проблемы на макроуровне, с точки зрения закономерностей развития и структурирования общества;

комплексные теории ориентируют на целостное видение проблем человека и общества в социально-экологической среде.

В рамках комплексных теорий исследователь Н.А. Морозова указывает на комплексные теоретические подходы, интерпретирующие все основные феномены социальной работы на современном уровне научных изысканий и практики и выступающие как концептуальные рамки для построения релевантных гипотез.

Социальному работнику важно определить особенности мышления конкретного индивида, установки, которые направляют его действия, мотивы его поступков. На этой базе специалист способен выявлять характер жизненной позиции клиента͵ формировать его желание измениться, оптимизировать его деятельность в сфере управления своей жизнью. В результате человек обретает способность справляться с эмоциональными и поведенческими проблемами путем выбора реалистичных целей и соответствующих способов их достижения.

В социальной работе специалист должен выявить модели поведения, воспроизводимые клиентом, методы их освоения и условия реализации, индивидуальный стиль общения, основанный на интерпретации человеком какой-либо социальной роли. Это позволяет определить отклонения от следования клиента определенным ролям в конкретных социальных ситуациях, причины возникающих на этой почве внутриличностных, межличностных и прочих конфликтов, которые он не в состоянии самостоятельно разрешить. Соответственно, возникает крайне важность разработки модели помощи, оптимальной в данной ситуации и для данного клиента.

Педагогическое содержание социальной работы включает в себя социальное научение клиента умениям и приемам самопомощи; социальное воспитани, с целью выработки им необходимых в данном обществе качеств; самовоспитание для достижения более продуктивного социального поведения; формирование у личности гуманистических ценностей, социальных чувств, способствующих обучению, труду, общению и т.д. Для этого в рамках данного подхода используются методы формирования индивидуального и группового сознания, образа действия в различных подсистемах общества, социальной перспективы; включения личности в коллективную деятельность; закрепления положительного опыта трудовой, общественной, досуговой и иной деятельности. Внедряя методы образования, воспитания и социализации в процессы социальной работы, можно обеспечить адаптацию человека в среде, коррекцию его поведения, осуществить его реабилитацию.

Следующий теоретический комплексный подход – эвохомологический –опирается на теорию рационального оздоровления жизнедеятельности личности (эвохомологию) финского ученого А.Вало. Она представляет собой научную систему глобальной перестройки образа жизни человека путем саморазвития и самовоспитания без внешнего принуждения. Предлагается комплекс средств и приемов социального оздоровления, которые применяются только на базе желания самих людей изменить свой образ жизни. Организация творческой жизнедеятельности включает оптимальную организацию труда и отдыха, нравственное воспитание, активный режим жизни, отказ от вредных привычек и т.д.

Здоровый образ жизни, который представляет собой комплекс мер по разумной организации системы жизнедеятельности людей, относительно личности выступает как стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Формирование этого стиля жизни у клиента – важная задача специалиста. Критериями здорового образа жизни являются˸

· перспективность образа жизни;

· ритмичность (наличие временного режима жизнедеятельности);

· определенность образа жизни (наличие конкретных программ жизнедеятельности);

· уравновешенность образа жизни (оптимальное соотношение положительно и отрицательно воспринимаемых составляющих жизнедеятельности);

· тренировка (повышение функциональной готовности к необходимым видам деятельности);

· установление позитивных взаимоотношений с людьми.

Данный подход позволяет выявить предпосылки организации социального порядка, коренящиеся в потребностях индивида к самосовершенствованию.

Витально-ориентированный подход, разработанный российским ученым С.И. Григорьевым и представленный концепцией жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъективности позволяет воспринимать социальную жизнь в движении и развитии, как процесс ее непрерывного воспроизводства через деятельное существование индивида, осуществление им субъектной роли в социокультурном и экологическом пространствах.

Жизненные силы выступают в виде способности человека как биопсихо-социального существа эффективно осуществлять свою жизнедеятельность в разных сферах общества. Οʜᴎ органично связывают индивидуальную и социальную субъективность человека и жизненное пространство его бытия. Индивидуальная субъективность указывает на возможности личности собственными средствами удовлетворять и развивать свои потребности.

Социальная субъективность подчеркивает значение институтов и организаций общества в решении проблем человека. Социальные отношения в данной концепции выступают как интеракции людей с разным набором жизненных сил – биологических, психических, духовных, собственно социальных, и специфичными механизмами функционирования и развития их потенциалов, которые обусловливают возможности всестороннего совершенствования индивидуальной и общественной жизни.

+++++++++++++++++

Центральное звено этого системного по своей сущности подхода – человекоцентризм бытия. Одновременно сам человек несет ответственность за достижение и сохранение социоприродной гармонии, управляя ее динамикой на базе интеллектуального и эвристического богатства человечества. Данный подход делает возможным осмысление духовных и материальных возможностей, которыми обладает клиент, и условий их использования при разработке стратегий поддержки жизненных сил человека.

 

 

96. Психолого-ориентированные модели теоретического обоснова­ния социальной работы.

Эти теории получают распространение в связи с тем, что ее современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. В соответствии с этим становятся приоритетными те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы. Таким образом, выявляется, что ход развития современного общества, его потребности сконструировали и теорию социальной работы, удовлетворяющую этим потребностям.

Анализ технологий современной социальной работы показывает, что доминирующей в ней является психодинамическая модель, основанная на психодинамическом направлении теории социальной работы. «Живучесть» психодинамической модели во многом объясняется характером проникновения любой теории в практику социальной работы и закрепления ее в виде парадигмы социального знания. Опираясь на анализ основных зарубежных исследований по использованию психодинамической теории в социальной практике, важно, на наш взгляд, выделить основные тенденции связи психодинамической теории и отдельных технологий практики, представляющих собой своеобразную ее модель. Одним из ее достоинств, несомненно, является интегративность, вообще свойственная теории социальной работы в целом как самостоятельной академической дисциплине.

Интегративность психодинамической модели позволяет социальному работнику в разных ситуациях использовать разные технологии и методики, способствующие эффективному решению проблем клиента. Ее жизнестойкость, по-видимому, объясняется также и тем, что психодинамическая теория — это целая совокупность разных идей, которые по мере развития отпочковывались от нее и выступали в ранге самостоятельных концепций и теорий, что в дальнейшем обусловило эффективность ее связей с другими отраслями социального знания. Эти вновь возникшие теории продолжали реализовываться именно через психодинамическую модель практики социальной работы, внося, естественно, в нее определенные изменения, не затрагивавшие ее сущности. Отношения социального работника и клиента в рамках психодинамической модели включают такие компоненты, как индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, диагностика ее и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

Психолого-ориентированные модели теоретического обоснования практики СР

Психолого-ориентированные модели подразделяются на следующие: • психодинамическая - связана с психоанализом. По мнению психоаналитиков, пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. В этой модели заложены принципы индивидуальной социальной работы: • индивидуализация клиента; • оценка возникшей проблемы, ее диагностика; • использование терапевтических технологий помощи; • ролево-коммуникативная - учит клиента общаться и выполнять различные социальные роли; • гуманистическая - определяется принципами гуманистической психологии (В. Франка, К. Роджерс, А. Маслоу).

Проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология - "активное слушание" (эмпатия (позитивное сопереживание), партнерский стиль отношений, предоставление клиенту возможности высказаться и самому в процессе беседы понять свои проблемы и найти пути их решения). Эффективность модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию).

Первая группа психолого-ориентированных теорий включает в себя психодинамику как теоретическое основание психосоциальной работы. Она сформировалась на основе психоанализа в его различных интерпретациях, начиная с З. Фрейда, его прямых последователей и более поздних приверженцев.

На основе психодинамической модели социальной работы, характеризуемой в качестве психосоциальной, произошло возникновение и развитие специфической модели обоснования конкретных технологий социальной работы, оказание социальной (психосоциальной) помощи отдельному человеку, семье, группе людей, имеющих проблемы. При этом психодинамическая модель деятельности социального работника опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:

• социальный работник в контексте отношений с человеком должен исходить из того, что он не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних факторов и внешних условий, постоянно взаимодействуя со средой обитания;

• воздействие социального работника на индивида должно учитывать его социально-экономическое положение в системе социально-иерархических групп и различных уровней управления;

• в рамках психодинамической концепции необходимо использовать анализ эволюции отношений между объектом и субъектом социальной работы, характер отношений между персонами в конкретной среде обитания;

• психодинамическая модель предполагает возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений человека посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимание того, что думает индивид, какова его персональная проблема, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта и социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта и событий на психологический облик, оценка этого влияния на решение проблем жизнесуществования личности.

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов: изучение проблем, которые имеет человек; анализ особенностей социального положения, психического склада и чувств индивида; сближение, установление контакта; осмысление основных событий жизни, их влияние на его проблемы; планирование согласованных действий на основе завоевания доверия; совместная деятельность по решению проблем.

Следующее, что можно выделить в этой группе, –этоэкзистенциалистская и гуманистическая модели; они также занимают существенное место в теории социальной работы.

В экзистенциональном обосновании социальной работы акцент делается на особенностях восприятия индивидом отношения в системе взаимодействия «субъект – объект – субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях – главное в экзистенциональной теории.

В этой связи обычно рассматриваются правила и роли внутри системы «субъект – объект – субъект»; более широкие системы, в контексте которых существует подсистема «субъект – объект – субъект» и которые оказывают на нее определенное влияние; системы ценностей, в которые верит человек; как личность борется со страхом, отсутствием безопасности; связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциональная модель теоретического обоснования исходит из того, что большинство проблем индивида возникает из четырех источников отчуждения: когда люди, которые значимы в глазах личности, не признают его таковым; непоследовательность или обман в решении проблем; разочарование или потеря личных ценностей; потеря близких людей.

Кризисное вмешательство использует практические задачи для помощи людям в целях снова приспособить их к жизни, но важным аспектом является учет эмоциональной реакции человека на кризис и долгосрочные изменения в способностях справляться с ежедневными проблемами. В то же время задача-ориентированная модель больше фокусирует внимание на проявлении индивидом себя в решении конкретных практических задач.

 

 

97.Содержание индивидуальной, групповой и общинной социаль­ной работы.

Основная задача социальной работы на рубеже тысячелетий — дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по её объектам:
Метод индивидуальной работы, представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). В процессе работы социальный работник должен:

§ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

§ изучить и уяснить проблему;

§ мотивировать необходимость социальной помощи;

§ концептуализировать проблему;

§ определить и исследовать предполагаемое решение;

§ выбрать стратегическое направление;

§ реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.
Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.


Существует несколько теорий, регулирующих методы социальной работы с группой:

§ теория поля рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

§ теория социального обмена предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте. Согласно данной теории люди вступают во взаимодействия, ожидая воз награждения, и готовы пожертвовать чем-то взамен;

§ теория социальных систем предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

 

К групповым методам могут быть отнесены совместная работа над определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп; к этим методам относятся методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

§ анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, мнений, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных особенностей. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей опроса;

§ социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, позволяющий проанализировать только внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы. В результате социо-метрической процедуры составляется социометрическая мат рица, социопрограмма (позволяющая наглядно представить структуру межличностных отношений в группе), вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности;

§ референтометрия — способ выявления референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида, а также мотивов межличностных выборов и предпочтений в группе;

§ коммуникометрия — способ выявления места каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:

§ групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

§ деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;

§ модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;

§ социально-психологический тренинг — активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности.

Групповая работа уместна в том случае, если имеется круг людей, объединенных на добровольной основе, имеющих сложные проблемы и задачи, которые касаются:

§ жизненной позиции;

§ идеологических устоев;

§ культуры и образования;

§ состояния здоровья;

§ возраста;

§ пола;

§ социального положения;

§ целевой направленности;

§ трудовых навыков;

§ культурно-досуговых интересов;

§ индивидуально-психологических характеристик.

Групповая социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение пространства индивидуума (малой группы или семьи), его умение решать личные проблемы с помощью группы. Опора на цели (постредничество, обмен, самосознание, доступность, реалистичность, адресность и восприимчивость) и этапы (целенаправленность, процесс, коммуникация, оознанная необходимость) предполагается как при индивидуальных методах, так и при групповой работе.

Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде).

Социальная община – это относительно устойчивая совокупность, характеризующаяся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового сознания, социальных норм и интересов. Социальная общность – это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы, при этом основными методами работы являются:

§ социальная диагностика;

§ социальное прогнозирование;

§ социальное планирование микросоциальной среды;

§ социально-терапевтическая работа;

§ развитие системы территориального самоуправления;







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.