|
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Челябинский филиал
Кафедра политологии, истории и философии
Утверждена учёным советом
Челябинского филиала РАНХиГС
(в составе ОП ВО)
Протокол №5 от «24» декабря 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.7 История мировых цивилизаций
по направлению подготовки
Государственное и муниципальное управление
образовательная программа высшего образования
Бакалавриат
название образовательной программы
«Региональное управление»
Для очного отделения
квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Челябинск 2015
Автор-составитель:
Доцент кафедры политологии,
истории и философии
/Буданов А.В./
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой политологии, истории и философии
Протокол от «22» января 2015 г. № 6
Заведующий кафедрой политологии, истории и философии /Зырянов С.Г./
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО
4. Объем дисциплины
5. Содержание и структура дисциплины
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
9.2. Дополнительная литература
9.3. Нормативные правовые документы
9.4. Интернет-ресурсы, справочные систем
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса истории мировых цивилизаций - сформировать у студента теоретические знания о развитии мировых культурно-исторических типов для повышения эффективности его профессиональной деятельности.
Задачи курса: изучить исторический опыт развития мировых цивилизаций; сформировать у студента компетенции по выбору наиболее подходящей стратегии при взаимодействии с представителями различных культур и цивилизационных типов; развить навыки исторического мышления с учетом различных цивилизационных условий; содействовать осмыслению влияния цивилизационных и культурных кодов на межгосударственные и межнациональные отношения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– знание требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Таблица 1.
Код компе-тенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения
по дисциплине (модулю)
| ОК-2
| знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии
| Знать
З1 – социально-экономические, географические, антропологические и политические условия формирования различных цивилизационных систем
З2 – специфические особенности и схожие черты развития различных цивилизационных и культурно-исторических типов
З3 – основные научные подходы к изучению истории мировых цивилизаций
| Уметь
У1 – анализировать культурные коды различных мировых цивилизаций;
У-2 – использовать опыт развития мировых цивилизаций при выборе различных видов государственной политики
У3 – прогнозировать и планировать различные варианты взаимодействия с современными мировыми цивилизациями с учетом исторического опыта
| Владеть
В1 – навыками творческого синтеза достижений различных культур
В2 – понятийным теоретическим аппаратом цивилизационного подхода к истории
| 3. Место дисциплины в структуре ООП
Рабочая программа дисциплины «История мировых цивилизаций» разработана для студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» профиля «Региональное управление» Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Дисциплина осваивается в базовой части (Б1.Б.1). Освоение дисциплины осуществляется при очной форме обучения на 1 курсе (1 семестр). Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми знаниями в области истории, обществознания и социальной философии, навыками исторического анализа. Курс создает условия для дальнейшего более глубокого изучения специфики государственной межнациональной и международной политики в современном мире.
4. Объем дисциплины
Таблица 2.
Вид учебных занятий и самостоятельная работа
| Объем дисциплины (модуля), час.
|
| Всего
| Семестр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Очная форма обучения
| Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лекционного типа (Л)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| практического (семинарского) типа (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся (CP)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
| форма
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость (час. / з. е.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 5. Содержание и структура дисциплины
Таблица 3.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Контролируемые вопросы
| Коды
компетенций
| Коды ЗУН (в соответствии табл. 1)
| 1.
| Предмет и методы истории мировых цивилизаций
| Предмет истории мировых цивилизаций. Философские основания развития цивилизационного подхода к мировой истории. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. О. Шпенглер о культуре и цивилизациях в различных регионах мира. Теория круговорота цивилизаций А. Тойнби. Учение Л.Н. Гумилева, П. Сорокина, К. Ясперса, школы «Анналов» о цикличности мировой истории. Теория конца истории Ф. Фукуямы. Соотношение теории модернизации и цивилизационного подхода.
| ОК-2
| З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
| 2.
| Специфика древних цивилизаций
| Проблемы перехода от варварства к цивилизации. Цивилизации Древнего Востока. Специфика Китайской цивилизации. Культурно-историческое значение цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.
| ОК-2
| З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
| 3.
| Цивилизации эпохи Средних веков
| Специфика духовного мира средневековья. Западноевропейская цивилизация в Средние века. Византия как наследница культуры Римской империи. Цивилизации мусульманского Востока. Россия в Средние века.
| ОК-2
| З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
| 4.
| Цивилизации эпохи Нового времени
| Влияние капитализма на Европейскую цивилизацию. Колониализм как форма взаимодействия с цивилизациями Азии, Африки и Америки. США как особое ответвление Западной цивилизации. Культурная специфика России имперского периода. Влияние капитализма на духовный мир Европы.
| ОК-2
| З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
| 5.
| Развитие индустриальной цивилизации
| Технический прогресс и его влияние на Европейскую цивилизацию. Духовная культура стран Европы периода индустриализации. Специфика немецкой цивилизации в Европе. Влияние Советской цивилизации на мировой исторический процесс. Америка как специфическое цивилизационное пространство. Страны Азии на путях модернизации. Цивилизации стран третьего мира в постколониальный период. Проблемы перехода к постиндустриальному обществу.
| ОК-2
| З1, З2, З3
У1, У2, У3
В1, В2
|
Структура дисциплины (модуля)
Таблица 4.
№ п/п
| Наименование тем
(разделов)
| Объем дисциплины (модуля), час.
| Форма
текущего
контроля успеваемость,
промежуточной аттестации
|
|
|
Всего
| Контактная работа
обучающихся
с преподавателем
по видам учебных занятий
| CPС
|
|
|
|
| Л
| Сем
| ПЗ
| КСР
|
|
| Очная форма обучения
| Тема 1
| Предмет и методы истории мировых цивилизаций
|
|
|
|
|
|
| О, КР, К
| Тема 2
| Специфика древних цивилизаций
|
|
|
|
|
|
| О, К, Э, Р
| Тема 3
| Цивилизации эпохи Средних веков
|
|
|
|
|
|
| О, К, Э
| Тема 4
| Цивилизации эпохи Нового времени
|
|
|
|
|
|
| О, К, Э, Р
| Тема 5
| Развитие индустриальной цивилизации
|
|
|
|
|
|
| О, К, Э, Р, Д
|
Примечание 4 – формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Составление компендиума
Компендиум (compendium) – краткое руководство, конспект. Компендиум по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы, интернет-ресурсов материал, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный/практический взгляд на исследуемую проблему. Для составления компендиума необходимо:
- осуществить анализ периодической литературы и интернет-ресурсов;
- отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;
- законспектировать (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;
- интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.
КИМ компендиума
Параметр
| Оценка
(по 5 шкале)
| В компендиуме представлено более 5 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.
|
| В компендиуме представлено менее 4, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.
|
| В компендиуме представлено менее 3, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые частично соответствуют заданной теме, частично интегрированы.
|
| В компендиуме представлено менее 3, содержательно не связанных между собой, которые не соответствуют заданной теме, в компендиуме источники выстроены нелогично.
|
|
КИМ тезауруса
Параметр
| Оценка
(по 5 шкале)
| В списке представлено более 15 терминов, тематически соответствуют политическим, экономическим, социальным аспектам исторических проблем, продемонстрировано их понимание в ходе проведения письменного опроса.
|
| В списке представлено менее 15 терминов, но более 10, тематически соответствуют политическим, экономическим, социальным аспектам исторических проблем, продемонстрировано их понимание в ходе проведения письменного опроса.
|
| В списке представлено менее 10 терминов, но более 5, тематически соответствуют политическим, экономическим, социальным аспектам исторических проблем, продемонстрировано их понимание в ходе проведения письменного опроса.
|
| В списке представлено менее 5 терминов, тематически соответствуют политическим, экономическим, социальным аспектам исторических проблем, но не продемонстрировано их понимание в ходе проведения письменного опроса.
|
| 4. Работа студента в разработке групповых проектов
(в составе малой группы по технологии soft skills)
Работа студента в разработке проекта предполагает активное участие каждого, выполнение им переданных группой работ, направленных на достижение поставленной преподавателем цели.
Работа студента в групповой работе предполагает:
- определение студентом зоны (сферы) работ в рамках группового проекта;
- постоянную взаимосвязь с другими участниками группы в целях достижения согласия и выполнения работы.
КИМ работы студента в разработке группового проекта
Параметр
| Оценка
(по 5 шкале)
| Вклад в достижение поставленной цели значителен, активно участвовал в работе, содействовал благоприятному климату в группе, постоянно поддерживал связь с другими участниками группы.
|
| Вклад в достижение поставленной цели важен, участвовал в работе по мере обращения, содействовал благоприятному климату в группе, частично поддерживал связь с другими участниками группы.
|
| Вклад в достижение поставленной цели не важен, участвовал в работе по мере обращения, не содействовал благоприятному климату в группе, частично поддерживал связь с другими участниками группы.
|
| В работе группы практически не участвовал, создавал видимость работы, вклад в достижение цели не внес.
|
|
Написание эссе
Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (студентом). Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
КИМ написания эссе по теме
Параметр
| Оценка
(по 5 шкале)
| Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Обоснована практическая и теоретическая значимость работы. Проведен детальный анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы.
|
| Полученные результаты преимущественно соответствуют поставленной цели и задачам. Обоснована практическая и теоретическая актуальность работы. В процессе анализа литературы отобран и проанализирован широкий круг теоретических и эмпирических источников.
|
| Полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы.
|
| Полученные результаты не соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы.
|
| Таблица 5.
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Челябинский филиал
Кафедра политологии, истории и философии
Утверждена учёным советом
Челябинского филиала РАНХиГС
(в составе ОП ВО)
Протокол №5 от «24» декабря 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|