Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Трансформация повседневности





Таким образом, перемены в экономике воздействуют на структуру повсе­дневной жизни. Подъем и упадок новой экономики нельзя назвать причи­ной подобных изменений, хотя они и помогли им проявиться и приобре­сти более заметный характер. Более глубоким и убедительным оказалось влияние 11 сентября 2001 года. Сама трагедия и возникшая вслед за ней уг­роза терроризма заставили американцев, особенно принадлежащих к креа­тивному классу, задать себе отрезвляющий вопрос относительно своей жизни и приоритетов. Феномен, который мы наблюдаем в США и по все­му миру, выходит далеко за пределы высокотехнологичной индустрии или какой бы то ни было так называемой новой экономики: это появление но­вого типа общества и новой культуры — фактически совершенно новый образ жизни. Именно эти сдвиги должны стать наиболее устойчивой чер­той нашего времени. Нас в связи с этим ожидают непростые решения, по­скольку сейчас, когда высвободились силы, позволяющие нам добиваться исполнения своих желаний, перед каждым встает вопрос: чего же мы дей­ствительно хотим?

Последние несколько лет я занимался исследованием меняющихся под­ходов и целей креативного и других классов, равно как и ведущих факторов, определяющих выдвижение новых подходов на передний план. Я провел многочисленные интервью и фокус-группы в США и других странах. Я по­сетил самые разные предприятия и сообщества в попытке выяснить, что там происходит. С помощью своих коллег и аспирантов я углубился в изу­чение статистических корреляций, чтобы найти весомые доказательства в пользу основных тенденций и принципов. С опорой на собранный матери­ал я постараюсь дать описание некоторых параметров наблюдаемой мной трансформации, соответствующих таким фундаментальным категориям человеческого существования, как работа, образ жизни, время и общение. В каждом случае перемены отражают состояние общества, переживающего подъем креативного этоса.

 

Профессионалы без галстуков на работе

 

Художники, музыканты, профессора и ученые всегда сами определяли свой рабочий график, одевались в свободной и неофициальной манере и трудились в стимулирующей атмосфере. Они не желали работать по принужде­нию, и при этом работа занимала все их время. С развитием креативного класса подобный стиль работы перестал быть маргинальным, превратив­шись в экономическую норму. Тогда как новая рабочая среда "профессио­налов без воротничка" выглядит, несомненно, более расслабленной, чем старая, в ней на смену традиционным иерархическим системам контроля пришли новые формы самоорганизации, признание и воздействие со сто­роны коллег и внутренние формы мотивации, которые я называю "мягкий контроль". В подобной обстановке мы стремимся работать более независи­мо и с трудом выносим некомпетентность руководства и грубость начальни­ков. Мы отказываемся от гарантии занятости в обмен на самостоятельность. Мы хотим не только приличной оплаты своего труда и навыков, но и воз­можности учиться и развиваться, влиять на содержание своей работы, кон­тролировать свой график и выражать себя как личность посредством про­фессиональной деятельности. Компании всех типов, в том числе самые крупные и известные, стараются приспособиться к этим переменам путем создания креативной рабочей среды, необходимой для творчества. У них просто нет выбора: либо они сумеют создать такие условия, либо зачахнут и сойдут с дистанции.

 

 

Опыт как образ жизни

 

Благодаря своей креативной идентичности, мы испытываем растущую по­требность в образе жизни, построенном на креативном опыте. Нас не уст­раивают прежние жесткие границы между работой, домом и досугам. Если стиль предшествующей организационной эпохи отдавал преимущество конформизму, новый образ жизни благоприятствует индивидуальности, са­моутверждению, терпимости к различиям и стремлению к богатому, разно­стороннему опыту. Дэвид Брукс утверждает в своей остроумной книге "Бо­бо в раю", что новая культура представляет собой смесь буржуазных и богемных ценностей13. Однако мы не просто совместили эти категории: нам удалось полностью превзойти их, так что они утратили всякий смысл. Под влиянием креативного этоса мы сочетаем работу и образ жизни, конструи­руя свою творческую идентичность. В прошлом люди нередко "идентифи­цировали" себя посредством нескольких основных социальных категорий: профессии, место работы и семейное положение (муж, жена, отец, мать). Сейчас они скорее определяют себя через бессистемное множество видов креативной деятельности, как показывают проведенные мной интервью.


 

Один и тот же человек может быть одновременно писателем, исследователем, консультантом, велосипедистом, скалолазом, любителем электроники, этнической музыки, эйсид-джаза, поваром-любителем, поклонником хоро­ших вин или владельцем мини-пивоварни. В интервью мои собеседники го­ворили, что для них не составляет труда совмещать столько разнообразных интересов и ролей. Подобный синтез является неотъемлемой частью про­цесса формирования уникальной креативной личности. Сегодня практиче­ски невозможно быть нонконформистом, поскольку конформизм перестал быть проблемой. В то же время, однако, такой открытый подход к образу жизни стал причиной глубокого и все увеличивающегося разрыва между креативным классом и другими, более традиционными.

 

 

Искривление времени

 

Люди с креативной идентичностью всегда испытывали и даже культивирова­ли размывание временных границ. Писатели, художники, музыканты, уче­ные и изобретатели часто имеют изменчивый и беспорядочный график, ра­ботая дома и развлекаясь на работе. Сейчас все больше людей усваивает этот стиль. Изменения в методах организации и использования времени остави­ли далеко позади упрощенческие представления о "перерабатывающих аме­риканцах" с круглосуточным, без выходных, режимом работы. Центральное значение имеет более интенсивное использование времени, а не расписание и не количество потраченных часов. Каждую секунду, будь то на работе или на отдыхе, мы стараемся насыщать креативными стимулами и ощущениями. Отсюда полная трансформация нашего восприятия времени. Все давно за­были о прежних временных границах, отделявших один вид деятельности от другого. Фактически мы теперь работаем, когда должны отдыхать, и развле­каемся, когда должны работать. Это происходит потому, что креативность сама по себе является необычной смесью работы и игры, которую нельзя включить и выключить по расписанию. Писать книгу, создавать произведе­ние искусства или новую компьютерную программу нельзя без долгих пе­риодов интенсивной концентрации, прерываемых необходимостью рассла­биться, перезарядиться, обдумать новые идеи. Того же требует разработка новой маркетинговой кампании или инвестиционной стратегии.

Таким образом, в обществе возникают новые принципы структурирова­ния времени — и не только в рамках повседневной занятости, но и в тече­ние жизни в целом. К примеру, профессиональная карьера сейчас имеет тенденцию получать "фронтальную загрузку". Вместо того, чтобы с возрас­том подниматься вверх по корпоративной лестнице, наиболее напряжен­ную и продуктивную креативную деятельность люди часто ведут в молодо­сти, используя свой потенциал развития и физическую энергию в их высшей точке. Между тем, поглощающие время обязанности, связанные с браком и детьми, переносятся на более поздний срок. Недавно впервые за всю историю США средний репродуктивный возраст женщин превысил тридцать лет. В любом возрасте люди продолжают искать новые формы при­менения своих креативных способностей, поэтому к общепринятым кризи­су среднею возраста и смене карьеры в среднем возрасте добавились кризис и смена карьеры "четверти жизни" и "трех четвертей жизни".

 

 

Креативное сообщество

 

Креативные люди всегда тяготели к определенным типам сообществ, таким как левый берег Сены в Париже или Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. По­добные сообщества дают творческие стимулы, разнообразие и богатый опыт, составляющие источник креативности. В настоящее время нам все больше требуется именно такая среда. Даже если сообщество, на котором мы остановили свой выбор, мало напоминает место, где могла бы жить Гертруда Стайн, оно, как правило, удовлетворяет тем же основным критери ям, то есть помогает выразить и упрочить идентичность креативного человека, обеспе­чивая ему возможность делать свою работу и предоставляя немедленный до­ступ к широкому кругу удобств и удовольствий соответствующего образа жизни. Мы отдаем предпочтение уже не тесным городским кварталам или отчужденным и безликим пригородам, а сообществам, имеющим свою спе­цифику. Такие сообщества характеризуются кратковременными отношения­ми и ослабленными связями, позволяющими нам жить по своему усмотре­нию и практически анонимно, а не так, как предписано традицией.

Чтобы понять эти перемены, их необходимо рассматривать как часть бо­лее масштабных преобразований — как плотно переплетенные элементы единой базовой трансформации, охватывающей все стороны нашей жизни. Данная трансформация — это сдвиг к экономической и социальной систе­ме, основанной на креативности. Многим людям трудно было бы предпо­ложить, что изменения во вкусах, связанных с работой, образом жизни и сообществом, могут зависеть от таких всеобщих экономических перемен. Я утверждаю, что эта зависимость существует.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.