Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Креативное предприятие и модульное производство





 

Другим решающим элементом социальной структуры креативности являет­ся развитие новых институтов и систем производства. Креативная транс­формация не ограничивается созданием новой продукции, но затрагивает также способы ее изготовления. Крупные японские корпорации, такие как Toyota и Matsushita, сделали первый шаг в этой производственной револю­ции еще после Второй мировой войны, и их основные принципы с тех пор распространились по всему промышленному миру21. Результатом стало раз­витие креативных предприятий, где помимо физического труда рабочих ис­пользуются также их идеи и творческие таланты.

Японцы восхищались уже существующей "тэйлористской" или "фордистской" системой массового производства, но считали необходимым повысить ее эффективность. Один из способов сделать это заключался в устранении некоторых недостатков сборочного конвейера, к примеру, не­обходимости в запасах деталей и материалов, сосредоточенных в опреде­ленных местах во избежание остановки конвейера. Японцы довели до со­вершенства технологии "нулевых запасов", при которых каждая деталь подается и каждая операция осуществляется "точно в срок". Они также выработали технологию "тотального качества", сокращая количество бракованных изделий, которые ранее приходилось списывать, перерабатывать или, в худшем случае, поставлять заказчику. Оба этих метода требовали во­влечения интеллектуальных и творческих способностей всех людей, работа­ющих на заводе, в процесс непрерывного усовершенствования. Даже про­стой заводской рабочий имел право — о ужас! — остановить поточную линию, если он замечал брак.

В 1970-е Таиити Оно, главный создатель прославленной производствен­ной системы компании Toyota, рассказал о том, как один из менеджеров другой фирмы посетил его головное предприятие. Этот человек надеялся уз­нать секрет успеха компании и, очевидно, предполагал увидеть сказочную страну высоких технологий. Вместо этого пораженный гость "понял, что машины устаревшего образца, от которых он сам уже давно отказался, пре­красно работали на Toyota". Ключ к секрету, объяснил Оно, лежит в том, чтобы создать завод, где "деятельность рабочих не задерживает производст­во, а согласуется с ним" — а отнюдь не в том, чтобы "спешить приобрести высокоэффективное оборудование самых последних моделей"24. Акио Морита. основатель и бывший председатель правления корпорации Sony, сформулировал это так: "Компания далеко не уедет, если голова там работа­ет только у руководства. Каждый служащий обязан внести свой вклад, и для сотрудников низшего звена это означает не только физический труд. Мы требуем от всех наших сотрудников интеллектуального вклада"25. Посте­пенно эта идея начала проникать и в другие корпорации. Давний лозунг IBM — "ДУМАЙ" — обрел новую жизнь и перестал звучать как ирониче­ское клише. Так промышленное предприятие превратилось в креативное предприятие.

Другой значительный успех в производстве был достигнут благодаря раз­витию системы аутсорсинга (контрактного производства), состоящей в привлечении специализированных субподрядчиков. Многие люди воспри­нимают аутсорсинг почти как ругательство: крупные компании якобы дела­ют это, чтобы сократить расходы и число штатных сотрудников. Разумеет­ся, часто использование субподрядчиков бывает вызвано именно этими мотивами. Однако нельзя отрицать положительное влияние аутсорсинга на креативность. Во многих отраслях промышленности наличие надежных контрактных производителей помогает новым фирмам вступить в конку­ренцию и позволяет всем, кто в ней участвует, сконцентрироваться на креа­тивном компоненте своей деятельности. Как показал Тимоти Стерджен из Центра промышленной производительности при Массачусетском техноло­гическом институте, эта система обладает двумя преимуществами. С одной стороны, она позволяет креативным фирмам не отвлекаться на производст­во и сосредоточить усилия на разработке новых продуктов или технологий. Так с ее помощью производственная деятельность разбивается на отдельные элементы, повышается специализация и эффективность разделения труда. С другой — она помогает субподрядчикам расширить свои возможности, распределить риск и извлечь выгоду из положительного эффекта масштаба производства26.

Данную модульную систему производства компании США выработали в ответ на конкурентные преимущества крупных интегрированных японских производителей. Когда в середине 1980-х я брал интервью у основателей компании Fairchild Semiconductor, они сказали, что в начале своей карьеры им приходилось самим делать практически все инструменты и оборудова­ние, необходимые для производства полупроводниковых чипов27. В то вре­мя без этого нельзя было обойтись, потому что полупроводники оставались совершенно новым видом продукции, для изготовления которого требова­лись особые производственные технологии. С тех пор чипы стали куда сложнее, а современная линия производства чипов по-прежнему обходится очень дорого — в 2000 году на них ушло не менее 2 млрд. долларов. Если бы собственная линия производства была необходимым условием участия в этом бизнесе, компаний, выпускающих чипы, было бы не больше, чем про­изводителей автомобилей. При существующем положении вещей крупные фирмы, наподобие Intel и Motorola — выпускающие чипы памяти большо­го объема для персональных компьютеров, — имеют свои линии, однако все чаще передают производство субподрядчикам. Многие мелкие чипы специ­ального назначения, применяемые в сотовых телефонах, бытовых устрой­ствах и других изделиях, создаются полупроводниковыми компаниями, которые сами не занимаются производством, а заключают контракты с фирмами, специализирующимися на изготовлении полупроводников.

Сборка электронной продукции — соединение чипов и остальных час­тей — почти на 100% осуществляется контрактными производителями. Та­кие компании, как Solectron и Flextronics, делают практически все элек­тронные устройства, которые мы используем, от ноутбуков и персональных компьютеров до сотовых телефонов и игровых модулей. В различных стра­нах мира предприятия, оснащенные по последнему слову техники, собира­ют прецизионную электронику для корпорации Solectron, основанной в 1971 в Силиконовой долине. Выгода от этого взаимная: компания, под чьим именем выпускается продукция, может сосредоточиться на разработке из­делий, тогда как субподрядчик совершенствует методы производства. При­надлежащий Solectron завод в Гвадалахаре, Мексика, где мне приходилось бывать, отмечен многочисленными наградами за качество, в том числе пре­мией Малколма Болдриджа, которую часто сравнивают с Нобелевской пре­мией в области промышленного производства.

Эта субконтрактная или модульная система не ограничивается высоко­технологичной электроникой. Благодаря ей многие секторы экономики переживают подъем креативности. Прекрасным примером служит индуст­рия моды. Келвин Кляйн и Томми Хилфигер — дизайнеры; они не занима­ются непосредственно производством одежды. В Израиле, на современном швейном предприятии в районе Кармиэль-Мисгав неподалеку от Хайфы,

которое я осматривал в 1999 году, поточные линии выпускали дизайнер­скоебелье практически всех крупнейших марок — от Ralph Lauren и Calvin Klein до Banana Republic, The Gap и множества других. Или возьмите изда­тельское дело, где старое изречение "свобода печати принадлежит владель­цу печатного станка'' буквально не соответствует действительности. Мало кто из издателей книг, журналов или газет (кроме ежедневных) имеет соб­ственную типографию. Многие просто пользуются услугами полиграфиче­ских предприятий.

Хотя в автомобильной промышленности не применяется классическая субконтрактная практика per se, в производстве автомобилей международ­ная сеть поставщиков выполняет функции субподрядчиков. На автомо­бильных заводах нового поколения, которые я посетил вместе со Стердженом из Массачусетского технологического института в 1990-х, мы видели рабочих, собирающих машины из готовых "модулей", изготовленных по­ставщиками28. На некоторых заводах сборкой машин занимаются предста­вители предприятия-поставщика; на таких конвейерах редко (если вообще) работают сотрудники компании, название которой носит машина. Напри­мер, две компании, Johnson Controls и Lear Corporation, производят боль­шую часть сидений — или готовых внутренних блоков — для автомобилест­роителей многих стран мира. Немецкая корпорация Bosch и японская Denso выпускают значительную массу передовой электроники. Чарльз Файн, содиректор Международной программы по автомобилестроению Массачусетского технологического института, рискнул предположить, что эта система привела в автомобильной промышленности к "передаче влас­ти" от традиционных компаний-сборщиков (под чьими названиями выпус­кались машины) к новому типу субподрядчиков и международных постав­щиков. Согласно Файну, в области высокотехнологичной электроники сходную роль выполняет корпорация Intel: большинство компьютеров име­ют логотип Intel Inside и процессоры этой фирмы, которая обладает огром­ным влиянием, хотя сама и не занимается производством компьютеров24.

Разумеется, дизайнеры одежды, издатели и производители электроники должны платить субподрядчикам и тратить деньги на маркетинг и дистри­буцию. Однако и эти услуги часто осуществляются на контрактной основе. Крайним проявлением этого феномена стали "виртуальные компании", ко­торые передают субподрядчикам практически все функции — производст­во, хранение и реализацию, рекламу, бухгалтерские услуги, — сохраняя при этом небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и раз­работчиков. Фирма удерживает за собой только те функции, которые связа­ны с производством интеллектуальной собственности, творческими разра­ботками или самой торговой маркой. Даже в менее экстремальных случаях контрактная система помогает устранить барьеры на пути начинающих фирм, которым теперь не обязательно воссоздавать целиком традиционный вариант компании, со всеми его подразделениями.


 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.