Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного современного российского права





В решении вопроса о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права исторически прослеживаются три различных подхода - дуалистический и моностический в двух его взаимоисключающих вариантах. Каждый из них в разное время имел и имеет определенное распространение в юридической академической литературе и прикладной сфере и определенное влияние. В каждом из этих подходов отражаются сложившиеся в том или ином обществе и государстве официальные и неофициальные представления о характере взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права.

Дуалистический подход, оформившийся с течением времени в одноименную концепцию, в качестве основного постулата, как было отмечено, выдвигает тезис об одновременном существовании и развитии двух взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих правовых систем - международной и национальной. Каждая из них имеет относительно самостоятельный характер и в процессе взаимодействия дополняет другую. При этом исключается какое бы то ни было доминирование одной правовой системы или ее составных частей (норм, институтов, отраслей), примат одной из них в отношении другой.

Суть дуализма, констатируется в учебной литературе по международному праву, заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Однако "это не означает, что дуалисты не видят связи международного права с внутригосударственным, абсолютизируют их независимость". Они признают, что для того, чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно "постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без чего оно во многих отношениях совсем бессильно".

Дуалистическая позиция в отношении характера взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права, разделяемая академическими кругами и официальными лицами того или иного государства, в прямой форме, как правило, не фиксировалась в конституциях или текущем законодательстве этих государств.

Рассматривая дуалистический подход к решению вопроса о соотношении международного и национального права, следует еще раз особо подчеркнуть, что он не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимное влияние международного права и национальных правовых систем. Внутригосударственное право оказывает прямое и косвенное воздействие на международное право; международное право в различных формах влияет на национальное право.

Первичным в данном процессе, по справедливому замечанию исследователей, неизменно выступает национальное (внутригосударственное) право. Именно от него изначально всегда исходили и исходят те своего рода импульсы, которые определяли суть и содержание не только самого национального, но и международного права. Внутригосударственное право оказывает влияние на международное право двумя основными путями.

Во-первых, путем предопределения сущности и содержания международного права. Имеется в виду воздействие внутригосударственного права на международное право через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику государства.

Во-вторых, путем воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права. Свое конкретное выражение это находит, в частности, в том, что через систему норм национального права, опосредующих внутригосударственные отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государство не только оказывает влияние на сущность и содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяет порядок их принятия и заключения, а вместе с тем и порядок их реализации.

Как материальное, так и процессуальное воздействие национального права на международное право осуществляется через соответствующую внешнеполитическую деятельность государственных органов и организаций и в этом смысле выступает лишь в косвенной форме, как опосредованное воздействие внутригосударственного права на международное.

Однако влияние внутригосударственного права на международное возможно и в прямой форме. Национальное право в ряде случаев может оказывать и действительно оказывает непосредственное воздействие на международное право. Это происходит, в частности, тогда, когда нормы внутригосударственного права, будучи преобразованными и модернизированными применительно к внешним условиям деятельности государства, используются также в международном праве.

Подобно путям и формам воздействия национального права на международное право последнее в свою очередь оказывает влияние на первое прямым и косвенным путем.

Косвенное воздействие международного права на национальное право проявляется в том, что, закрепляя те или иные прогрессивные принципы, нормы или положения, международное право тем самым подает своего рода пример и побуждает государства, в правовых системах которых эти принципы, нормы или положения отсутствуют, к их принятию и практическому осуществлению.

В качестве примера можно сослаться на принцип уважения прав человека, который первоначально, после Второй мировой войны, был зафиксирован в самой общей форме в Уставе ООН и других международно-правовых документах (во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г., Заключительном акте Общеевропейского совещания 1975 г. и др.), а затем, не в последнюю очередь, под влиянием "извне", со стороны международного права нашел свое адекватное отражение и закрепление в законодательстве большинства государств.

Прямое воздействие международного права на национальное право осуществляется в нескольких направлениях.

Весьма ощутимо оно проявляется, как об этом свидетельствует международно-правовая практика, например, через объявление в конституции и других законодательных актах государства общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, заключенных этим государством, составной частью его национальной правовой системы.

Подобная практика в настоящее время довольно распространена как в высоко развитых в промышленном отношении странах - странах традиционной, "старой" демократии, так и во вновь образованных государствах - "новых демократиях".

Прямое воздействие международного права на внутригосударственное право осуществляется и путем трансформации норм, содержащихся в конкретных международных договорах и обычном международном праве, в нормы внутригосударственного, национального, права.

Подчеркнем следующее. В первом случае при решении вопроса об "интеграции" международного права во внутригосударственное право создается общая конституционная норма - своего рода правовая основа для более ясного взаимодействия двух систем права и одновременно - для оказания влияния международного права на национальное право. А во втором случае в процессе трансформации норм обычного международного права и "договорного" права в нормы внутригосударственного права на базе общей конституционной нормы создаются более конкретные и более "узкие" по сфере своего регулятивного воздействия нормы.

Первые содержат "общеприемлемые правила и являются объективно необходимыми для Международных отношений". В силу этого они редко вступают в противоречие с внутренним правом. Поэтому для них и предусматривается общая трансформация. Договоры же содержат много конкретных норм и могут устанавливать "далеко не общепринятые правила, способные породить коллизии с внутренним правом. По этой причине государства для них устанавливают особый порядок трансформации". Такого рода трансформацию в научной литературе называют специальной трансформацией. В отличие от общей ("генеральной") трансформации, заключающейся в установлении государством в своем внутреннем праве "общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия", специальная трансформация состоит в том, что государство придает конкретным нормам международного права силу внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально либо в виде положений, адаптированных к национальному праву, или путем законодательного выражения согласия на их применение иным способом.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.