Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обобщение знаний о видах предложений





Целевые установки: составлять монологическое высказывание на определённую таблицу с использованием схемы, классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации, обосновывать знаки препинания в конце предложений, записывать под диктовку предложения, разные по цели высказывания и интонации, и проверять написанное, развивать интонационные навыки чтения текстов, формировать через содержание текстов такое личностное качество, как трудолюбие, оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Постановка познавательной задачи урока: «Обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации». Обсуждение целей урока.

Проверка домашнего задания: заслушивание сообщений на тему «Виды предложений».

Устный комментированный диктант: учитель произносит предложение, ученик определяет его вид по цели высказывания и по интонации, обосновывает знак препинания в конце предложения. Предложения для диктанта: 1) Как хорошо в родном краю! 2) Листья в поле пожелтели. 3) Что растёт в лесу? 4) Не мешайте мне трудиться! 5) Береги нос в большой мороз.

Упражнение в распознавании видов предложений и обосновании выбора знаков препинания в предложениях стихотворения (учебник, упр. 32, с. 23). Чтение стихотворения, определение его темы, выделение предложения, где выражена главная мысль: Тому, кто занят делом, просто некогда скучать. Чтение предложений ещё раз с обоснованием их вида по цели высказывания и по интонации и с обоснованием постановки знаков препинания в конце предложений. Списывание стихотворения и взаимопроверка написанного. Выразительное чтение диалога в этом стихотворении.

Проверочный диктант — устный или письменный (по выбору учителя).

Хорошо осенью в лесу! Деревья надели золотистый наряд. А сколько грибов в лесу! Под сосной вырос душистый рыжик. Под елью в хвоинках белый груздь. Кто это шуршит в траве? Это ёжик. Ребята, учитесь наблюдать за жизнью природы!

Возможные варианты проверки письменной работы: 1) осуществляется коллективно; 2) проверяет учитель, а анализ диктанта проводится на следующем уроке; 3) проводится самопроверка.

Упражнение в выделении предложений в непунктированном тексте (учебник, упр. 33, с. 23), выполнение устных заданий. Выполнений заданий в «Рабочей тетради» (упр. 24, с. 11).

Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Почему в конце предложений могут быть разные знаки препинания? От чего это зависит? Как различить предложения, разные по цели высказывания и по интонации?»

Домашнее задание

Выполнение письменного задания учебника (упр. 33, с. 23).

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (2 ч)

 

УРОК 1

Словосочетание (общее представление)

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать словосочетание и предложение, выделять в предложении словосочетания, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, составлять предложения из данных пар слов, оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Проверка выполнения задания из рубрики «Проверь себя» (задание 2, с. 38).

Комментированная запись слов осина, берёза, одуванчик, ромашка, овёс, пшеница. Ответы на вопросы: «Как одним словом можно назвать эти слова? (Растения.) В какие группы можно объединить эти слова?» (Названия деревьев, цветов, хлебных злаков.)

Работа со словарным словом пшеница. Объяснение его значений с помощью текста или рисунка: 1) хлебный злак; 2) зёрна этого злака. Подбор однокоренного прилагательного (пшеничный). Выделение орфограммы: в первом слоге надо запомнить написание гласной е; обращается внимание на чередование согласных в корне: пшениц- — пшенич-.

Чтение темы «Словосочетание», первой познавательной задачи урока «Что такое словосочетание?», обсуждение целей урока.

Наблюдение над составом словосочетания. Запись предложения: В поле созрела густая пшеница. Коллективное выполнение заданий (учебник, упр. 57, с. 35). Выделение и запись словосочетаний:

пшеница (какая?) густая

созрела (г д е?) в поле

Введение термина словосочетание. Определение второй познавательной задачи: «Из чего состоит словосочетание?» Работа с определением: анализ и синтез определения.

Упражнение в развитии умений различать основу предложения и словосочетания, в установлении связи слов в словосочетании при помощи вопросов, находить в словосочетании главное и зависимое слова. Выполнение заданий упражнений учебника:

• упр. 58, с. 36 (коллективная работа). Подведение детей к выводу рубрики «Обратите внимание!»: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания;

• упр. 59, 60 (коллективная устная работа, письменная — по выбору детей, выполнение любого из данных упражнений).

Обобщение по вопросам: «Что вы узнали о словосочетании? Какое слово в словосочетании является главным, а какое — зависимым? Чему учились, выполняя упражнения? Как устанавливается связь слов в словосочетании?»

Обсуждение решения познавательной задачи. Ответы на вопросы и выполнение задания: «В каком предложении есть словосочетания: в распространённом или нераспространённом? Объясните свой ответ. Как найти словосочетания в распространённом предложении?» Работа в парах: нахождение словосочетаний в предложениях («Рабочая тетрадь», упр. 38, с. 18).

Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: «Что узнали о словосочетании на уроке? Расскажите об этом».

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 39, с. 18, упр. 41, с. 19, письменное задание).

 

СОСТАВ СЛОВА (47 ч)

 

В процессе изучения данной темы учащиеся получают первоначальное представление о строении слова, его значащих частях, учатся осмысливать связи между лексическим значением слова и его морфемным составом, овладевают умениями и навыками анализа слов по составу, осознают способы словообразования. Тема имеет огромное значение для сознательного формирования навыков правописания, развития логического мышления, обогащения словарного запаса, воспитания у школьников интереса к слову и умелому употреблению слов в речи.

Первые уроки по теме отводятся воспроизведению в памяти учащихся знаний об однокоренных словах, формированию понятия корень слова, наблюдению над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Однокоренные слова имеют семантическую и структурную общность. Однокоренные слова — это разные слова, так как каждое из них имеет своё лексическое значение, однако они имеют и общее в значении. Общность лексического значения связана со значением, «хранящимся» в корне однокоренных слов. Так, общность лексического значения слов лес, лесник, лесной связана со значением корня -лес- (большая площадь земли, заросшая деревьями). Необходимо исключить возможность смешения форм одного и того же слова (сосна, сосны, сосной) с однокоренными словами (сосна, сосняк, сосновый), а также предупредить ошибку смешения с однокоренными словами синонимов (лес, бор, чаща) и слов, имеющих омонимичные корни (горе, горевать, горный).

Знакомясь с понятием корень слова, учащиеся осознают, что это главная значащая часть слова (в ней заключено общее значение всех однокоренных слов). Учащиеся проводят наблюдения над словами с чередующимися согласными звуками в корне (друг — друзья — дружба), знакомятся со сложными словами. Школьники учатся находить корень в слове, подбирать слова с определённым корнем, наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

При ознакомлении школьников с понятием окончание слова следует обратить внимание на формальный (изменяемая часть слова) и синтаксический (служит для связи слов в словосочетании и предложении) признаки окончания. Обращается внимание на то, что при изменении слова его лексическое значение остаётся прежним, а изменяется форма слова, что окончание может быть выразителем определённого грамматического значения в слове. Так, в слове парта окончание является выразителем формы единственного числа имени существительного женского рода, а в слове парты окончание является выразителем множественного числа этого же имени существительного.

Предметом внимания учащихся при ознакомлении с понятиями приставка и суффикс являются их словообразовательная функция (служат для образования новых слов) и место в слове по отношению к корню (приставка стоит перед корнем, суффикс — после корня). Учитель знакомит учащихся с наиболее употребительными в детской речи приставками и суффиксами, обращает внимание детей на значение, привносимое в слово определённым суффиксом или определённой приставкой, на правописание данных значащих частей слова.

Учащиеся получают знания и об основе слова, её значении, способе выделения и обозначения её в слове.

Учащиеся упражняются в анализе прозрачных по составу слов и в словообразовании. Они знакомятся со «Словообразовательным словарём». Учитель может использовать материалы форзаца учебника при проведении повторительно-обобщающего урока по данной теме.

 

КОРЕНЬ СЛОВА (3 ч)

 

УРОК 1







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.