Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (4 ч)





Задача изучения данной темы — закрепление, систематизация, совершенствование знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися в 1—2 классах, овладение орфографическими умениями: определять тип орфограммы, находить её место в слове, соотносить орфограмму с изучаемым правилом обозначения буквой безударного гласного звука, планировать учебные действия при решении орфографической задачи обозначения буквой безударного гласного звука, писать слово в соответствии с правилом. Основное правило обозначения буквой безударного гласного звука: в безударных слогах пишутся те же буквы гласных звуков, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем букву о в слове сосна (хотя произносим [сасна]), потому что под ударением в этом корне слышится и пишется о: сосны, к соснам, сосенка.

В процессе овладения навыком написания слов с безударными гласными в корне перед учащимися возникают трудности. Они обусловлены широким диапазоном слов, на которые распространяется данное правило правописания: слова и их формы (земля, к земле, землёй); слова с прозрачными корнями, когда проверочное слово равно корню (ленивый, медовый, солёный, стальной); слова с осложнённым морфологическим составом (связать, возить, гасить, угощать); слова с чередующимися гласными в корне (седеть — сидеть, запевать — запивать, частота — чистота, свела — свила, мячи — мечи). Ошибки в написании буквы безударного гласного могут возникнуть у детей по причине недопонимания лексического значения слова, неумения найти в слове букву гласного звука, которую нужно проверять, незнания способов проверки проверочного слова, затруднения в подборе проверочного слова из—за бедности словарного запаса, неумения соотнести проверяемую букву безударного гласного звука в проверяемом слове с буквой ударного гласного звука в проверочном слове.

Буквы безударного гласного в корне проверяются путём изменения слова: окно — окна, к окнам; носил — носит; вилась — вился — или путём подбора однокоренных (родственных) слов таким образом, чтобы в проверочном слове безударный гласный звук стал ударным: медовый — мёд, заплясал — пляска, нести — нёс, ковёр — коврик, трава — травушка. Работа ведётся со всеми буквами безударных гласных в корне слова.

Особо следует выделить работу с такими словами:

· слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё (звезда — звёзды): звезда, весло, сестра, пчела, зерно, весна, слеза, щека, седло, медок, летать и др.;

· слова с двумя буквами безударных гласных в корне, где нужно подбирать два проверочных слова или даже две группы проверочных слов (колосокколос, колосья): борода, берега, борозда, веселить, волосок, говорить, лепетать, голова, деревянный, дорогой, зеленеть, зеркала, золотой, колосок, щебетать, рокотать, молодой, полоса, сторона, холода, городить, небеса, огоньки, вдалеке и др. Облегчает поиск и нахождение этих слов такой опознавательный признак, как сочетание —оро—, —ере—, —оло—, —еле— (полногласие);

· слова с приставками в корне слов. В этих словах пишутся те же буквы, обозначающие гласные звуки, что и в однокоренных им словах без приставок: спешить — поспешить, далёкий — вдалеке, молчать — замолчать и др.;

· слова с непроверяемой ударением буквой безударного гласного (север, помидор, огород, обед, интересный и др.), написание которых запоминается, а в случае необходимости проверяется по орфографическому словарю.

Последовательность мыслительных действий ученика при решении орфографической задачи: чтение слова ^ осмысление его лексического значения ^ определение безударного гласного в корне ^ нахождение способа проверки обозначения буквой безударного гласного звука в слове либо путём изменения формы слова, либо путём подбора родственного (однокоренного) слова таким образом, чтобы гласный звук был под ударением ^ соотнесение буквы безударного гласного звука в корне проверяемого слова с буквой ударного гласного звука в корне проверочного слова ^ написание в корне проверяемого слова той же буквы гласного звука, которая пишется в ударном слоге корня проверочного слова.

Проводятся разнообразные упражнения, требующие включения всех факторов восприятия (слуха, произношения, зрения, движения руки): определение на слух орфограммы в слове, письмо по слуху (предупредительные, подготовленные, объяснительные, выборочные, свободные диктанты), письмо с проговариванием, обнаружение орфограммы в зрительном тексте с обоснованием правильности написания слов и др. Учащимся можно предлагать в качестве словарных диктантов слова с такими корнями: -бол- (больница, больной, заболеть, болячка, боль), -бег-, -бел-, -вал-, -вар-, -вес-, -верт-, -верх-, -вид-, -вис-, -вред-, -воз-, -встреч-, -вяз-, -гляд-, -говор-, -гост-, -даль-, -да- (давать), -див-, -дол- (долина), -дождь-, -жар, -звер-, -звон-, -золот-, -земл-, -зим-, -игр-, -кат-, -кол-, -корм-, -коп-, -кос-, -крик-, -лен-, -лес-, -лет-, -лис-, -лист-, -лом-, -маз-, -масл-, -мед-, -мен-, -мест-, -молч-, -мор-, -мер- (мерить), -мир- (мирить), -мост-, -мяс-, -нов-, -нос-, -пил-, -пис-, -пол-, -пляс-, -ряд-, -ред-, -сад-, -сед-, -сид-, -син-, -свет-, -снег-, -сказ-, -скольз-, -смотр-, -сол-, -сор-, -спеш-, -стар-, -стол-, -стрел-, -сторож-, -толст-, -топ-, -тряс-, -ход-, -цвет-, -цеп-, -час-, -чист-, -част- и др.

 

УРОК 1

Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне

Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы; оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

Проверка домашнего задания. Работа над предложением: запись загадки Красный конёк по дереву бежит. (Огонь.) Выделение в предложении главных членов, называние словосочетаний, нахождение в словах орфограмм в корне слов и обоснование их написания.

Чтение темы «Правописание слов с безударными гласными в корне». Обсуждение: «Что означает выражение правописание безударных гласных в корне?» Постановка познавательной задачи урока: «Как проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне?» Обсуждение задач урока.

Воспроизведение знаний о способах проверки буквы безударного гласного в корне слова и выполнение заданий (учебник, упр. 194, с. 104). Обоснование способов решения орфографической задачи при написании каждого слова.

Работа с правилом (учебник, с. 104), воспроизведение способов подбора проверочных слов для правильного обозначения буквой безударного гласного звука.

Работа с рубрикой «Запомните» (учебник, с. 104): чтение слов с правильным ударением, составление (устно) предложений с каждым из данных слов, подбор проверочных слов, обосновывающих написание букв безударных гласных в словах шкафы, холмы.

Упражнения в обосновании правильного написания пропущенной орфограммы в корне слова (учебник, упр. 195, с. 105). Варианты работы: упражнения проводятся в форме предупредительного, либо объяснительного, либо выборочного диктанта, либо устного орфографического диктанта с последующей записью слов самостоятельно или под диктовку учителя.

Упражнение в распознавании трудных случаев обозначения буквой безударного гласного звука (учебник, упр. 196, с. 105). Учитель обращает внимание детей на следующее: прежде чем определить написание корня в слове, надо выяснить его значение. Письменное задание выполняется по усмотрению учителя частично или полностью.

Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Почему надо проверять букву безударного гласного в корне слова? Как её надо проверять? Проверьте себя! Найдите орфограмму в корне слов и подберите проверочное слово» («Рабочая тетрадь», упр. 134, с. 53, задание выполняется устно).

Домашнее задание

Выполнить задания в «Рабочей тетради» (на выбор: упр. 133, 134, с. 53).

 

 

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ [3]

 

В данном разделе приведены примеры лишь некоторых заданий итоговой оценки достижения планируемых результатов[4] учащимися по курсу «Русский язык» (3 класс).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.