Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обработка и интерпретация результатов





 

Обработка каждого субтеста производится посредством сравнения ответов ребенка с соответствующим ключом, каждое совпадение оценивается в 1 балл. Исправления за ошибку не считаются, в качестве «правильного» ответа рассматривается тот, который в итоге оставил ребенок. По каждому субтесту подсчитывается сумма баллов, которая сравнивается с данными нормативной таблицы (Приложение 1).

 

Делая вывод об уровне осведомленности (субтест 1), развитии речевого мышления (субтесты 2, 3, 4), следует принимать во внимание, насколько ребенок владеет русским языком как таковым. Низкие результаты могут быть следствием не отсутствия соответствующих способностей, а незнания русского языка. Это незнание может быть неочевидным (например, ребенок может хорошо владеть «бытовым» языком и не владеть тем, который используется в учебной литературе и требуется для понимания предметов школьного цикла), но, тем не менее, делать обучение невозможным. В этом случае нужны не занятия по развитию интеллекта, а, в первую очередь, обучение русскому литературному и научному языку.

Субтест 1. Общая осведомленность

Задания этого субтеста направлены на измерение практического интеллекта, рассудительности, общей осведомленности.

Ключ к субтесту 1: 5, 2, 4, 2, 1, 3, 4, 4, 2, 3.

Зона 1. Уровень патологии. Свидетельствует о задержке психического развития, в основе которой, возможно, имеются органические или функциональные нарушения в развитии мозга либо серьезные соматические заболевания. Необходимо комплексное медицинское и дефектологическое обследование.

Зона 2. Слабый уровень осведомленности. Свидетельствует либо о резкой ограниченности кругозора ребенка, низком культурном уровне, либо об узости интересов, которые охватывают какие-то специфические сферы (например, музыка, танцы и пр.) и не распространяются на проблемы окружающего мира. Трудности в учебе будут возникать из-за того, что ребенок не сможет представить, о чем идет речь на уроке или в параграфе учебника. При этом он обычно не просит разъяснений, так как все целиком ему непонятно и скучно. Он может неправильно понимать не только термины, но и описания и не дога­дываться об этом. «Провалы» могут быть только по отдельным темам и не обнаруживаться сразу, если ребенку не приходится отвечать на уроке, тем не менее, отвращение к предмету из-за непонимания будет постепенно нарастать. В настоящее время все чаще таким предметом становится история, так как содержание учебников не самодостаточно, а предполагает наличие у детей определенных сведений культурно-исторического характера, которых многие современные дети не имеют.

Зона 3. Средний уровень общей осведомленности. Свидетельствует о том, что ребенок проявляет определенный интерес к окружающему миру, но детская ограниченность его кругозора все же сохраняется. Периодически в учебниках ему могут попадаться отдельные незнакомые слова, выражения, но если он будет своевременно с ними разбираться, то проблем с пониманием того или иного предмета может и не возникать. Однако обучение по гимназическим программам может быть затруднено.

Зона 4. Хорошая общая осведомленность. Свидетельствует о том, что ребенок интересуется жизнью, которая его окружает, постоянно расширяет свой кругозор и обладает необходимой информацией для того, чтобы представлять то, о чем идет речь на уроках в средней школе. Данный уровень осведомленности достаточен и для обучения по гимназическим программам.

Зона 5. Высокий уровень общей осведомленности. Свидетельствует о том, что ребенок активно осваивает окружающий мир. У него складывается «практический интеллект», то есть способность овладевать разнообразной информацией, которая не поддается систематизации. Обычно он любит читать энциклопедии, справочную и научно-популярную литературу, обсуждать со взрослыми различные проблемы окружающей жизни. У него может быть больше сведений по разным темам, чем содержится в учебниках и требуется по школьной программе, даже гимназической.

Расширение кругозора ребенка - это не просто сообщение ему тех или иных сведений, а изменение его образа жизни таким образом, чтобы у него появился интерес к окружающему миру, желание больше узнать обо всем, что находится вокруг него. Поэтому расширение кругозора нельзя начинать с чтения и рассказов. Сначала ребенку надо как можно больше показать и предоставить возможность действовать самому. Это могут быть поездки, экскурсии, посещение театров, занятия в различных кружках, причем ребенок должен иметь возможность менять кружки, если ему там становится скучно. Можно дать энциклопедии, но только такие, где много красочных иллюстраций, чтобы ребенок их рас­сматривал и обсуждал со взрослыми. Затем можно переходить к детским обязательно хорошо иллюстрированным книжкам (чтобы ребенок видел, про что читает) про путешествия с приключениями, про выдающиеся события из жизни разных народов и эпох и так далее. Желательно, чтобы у ребенка была возможность обсуждать с кем-то из ребят или со взрослыми все то новое, что он видит и узнает. Во время обсуждений не только активизируется познавательная активность и систематизируется информация, но и проясняются встречающиеся не вполне понятные моменты.

Субтест 2. Интуитивное понятийное мышление (выделение существенного признака)

Задания направлены на оценку развития операций понятийного мышления, основанных на интуитивном анализе. Они позволяют выяснить, настроено ли мышление ребенка на выделение объективно основного, существенного, главного в той информации, с которой ему приходится иметь дело, или, напротив, выделение объективно важных свойств из всех остальных пока не характерно для мышления ребенка, все свойства им воспринимаются как равноценные и важным в том или ином случае ему может казаться любое из них, вне зависимости от его объективной значимости.

Ключ к субтесту 2: 2, 5, 5, 4, 2, 4, 4, 4, 4, 4.

Зона 1. Уровень патологии. (В общеобразовательных школах практически не встречается.) Свидетельствует о задержке развития мышления в вербальном плане, в основе которой, возможно, имеются органические или функциональные нарушения в развитии мозга. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять медицинское и дефектологическое обследование. Ошибочно строить развивающие занятия на рассказах и речевых объяснениях. Ребенок может повторять за педагогом или психологом все, что они скажут, но при этом он все равно не понимать того, что ему пытались объяснить. Нужно искать обходные пути, то есть сохранные функции, на которые можно опереться.

Зона 2. Слабый уровень развития понятийного интуитивного мышления в вербальном плане. (Встречается очень редко.) Может быть характерным для детей, которые в раннем детстве страдали заиканием и, соответственно, имели осложнения в речевом развитии. У таких детей базовые операции понятийного мышления в речевом плане оказываются неразвитыми, а последующие уровни (категоризация, мышление по аналогии) могут развиваться нормально. У крайних кинестетиков (а иногда и у крайних визуалов) вербальное понятийное мышление может оказаться слаборазвитым, но при этом слабый уровень будет характерен для всех его компонентов. Эти дети не понимают основной смысл рассказа учителя или текста учебника, если он не будет как-то специально выделен, подчеркнут. Они не могут выделить основную мысль из второстепенной, поясняющей и дополняющей информации. И чем более многословны будут пояснения, тем вероятнее, что они вообще ничего не поймут. Отдельные моменты из услышанного или прочитанного они могут запомнить, но, «сложив» их, вынесут совсем не то, что хотел сказать автор. Если для улучшения понимания они все время будут получать тексты, где основные мысли будут подчеркнуты, то они никогда не научатся самостоятельно их анализировать. Следовательно, их нужно специально учить анализировать, выделять главное из второстепенного, понимать суть того, что содержится в тексте. Сначала надо активизировать предпосылки понятийного интуитивного мышления в наглядно-действенном плане, чтобы ребенок практически почувствовал разницу между основным и второстепенными свойствами, составляя группиров­ки и убирая «лишние» картинки. Свои действия он должен сопровождать пояснениями, почему он так делает, с ним надо обсуждать, какая группировка правильная, а какая - нет и почему. В качестве стимульного материала нельзя использовать формально-графические и геометрические изображения, так как их свойства не имеют деления на существенные и несущественные. Лучше использовать картинки с природными объектами (растения, жи­вотные и пр.). Далее можно предлагать детям сюжетные картинки, чтобы они придумывали к ним названия или коротко говорили, о чем они, разбирая, что в картинке главное, а что нет. И только потом можно переходить к анализу коротких текстов и к той работе, которая рекомендуется при среднем уровне развития понятийного мышления.

Зона 3. Средний уровень развития речевого понятийного интуитивного мышления. Свидетельствует о том, что ребенок воспринимает содержание текста преимущественно образно и не может четко выделить его смысл. Он как бы чувствует, о чем речь, но сказать не может. Если ребенок привык добросовестно готовить уроки, то отрицательные последствия могут быть незаметны и минимальны в течение достаточно длительного времени. Обычно ребенок не может коротко сформулировать свою мысль, дать четкий ответ, составить план или конспект рассказа, озаглавить текст. Устные предметы он заучивает и пересказывает близко к тексту, но не может изложить содержание своими сло­вами и затрудняется с ответами на вопросы. В этом случае тормозится и развитие самостоятельности мышления. В старших классах возникают непреодолимые трудности в учебе по всем предметам, которые невозможно вызубрить, и в целом успеваемость падает. Чтобы избежать этого, надо изменить способ, каким ребенок готовит устные уроки. Следует полностью исключить буквальное пересказывание. Ребенок должен научиться при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. (Сначала он может только находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль.) Можно проводить дополнительные занятия с использованием коротких текстов, для которых ребенок должен выбрать наиболее подходящее заглавие или придумать его самостоятельно. Нужно учить ребенка отвечать на вопрос не сразу, говоря вслух все, что ему приходит в голову, а сначала мысленно выделять в вопросе главное и искать соответствующую информацию.

Зона 4. Понятийное интуитивное мышление в речевом плане развито хорошо. Для отработки смыслового восприятия текста и дальнейшего развития понятийного мышления можно придерживаться тактики выполнения домашних заданий и ответов на вопросы, описанной выше, какая-либо дополнительная работа не требуется. Если ребенок что-то не понимает или затрудняется ответить на вопрос, то причиной тому, скорее всего, является недостаточная общая осведомленность или пробелы в знаниях по каким-то конкретным темам. Если для сохранения высокой успеваемости ребенок все больше будет пользоваться буквальным заучиванием информации, то может произойти обратная перестройка в функционировании интеллекта и некоторая деградация понятийного мышления.

Зона 5. Высокий уровень развития речевого понятийного интуитивного мышления. Ребенок всегда старается найти смысл воспринимаемой информации и умеет это делать. Собственно понятийное мышление уже вполне выделилось из образного. Возможно колебание его уровня между высоким и хорошим, но деградация исключительно маловероятна. За счет высокого уровня развития этого вида мышления до 7-9 классов может обеспечиваться почти полная компенсация неразвитости остальных компонентов понятийного мышления, понимание предметов школьного цикла и хорошая успеваемость.

Субтест 3. Понятийное логическое мышление (Установление закономерностей)

Задания субтеста направлены на выяснение того, умеет ли ребенок видеть смысл правила, формулы, правильно применять их. Может ли он использовать полученные интеллектуальные навыки, освоенные методы работы в аналогичных, схожих ситуациях, а также там, где требуется их частичная трансформация. Видит ли он причинно-следственные и другие связи между явлениями, логику доказательства (или воспринимает любые словес­ные построения как простые описания и рассказы). Результаты данного субтеста характеризуют развитие общих аналитических способностей ребенка.

Ключ к субтесту 3: 1, 4, 5, 4, 2, 4, 2, 3, 3, 2.

Зона 1. Уровень патологии. (В общеобразовательных школах встречается редко.) Свидетельствует о задержке в развитии понятийного мышления в речевом плане, в основе которой, возможно, лежат органические или функциональные нарушения в развитии мозга. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять медицинское и дефектологическое обследование. Возможно автоматическое освоение конкретных алгоритмов деятельности, их отработка без понимания и переноса.

Зона 2. Слабый уровень развития понятийного логического мышления в речевом плане. (Редко встречается в гимназических классах, но часто - в общеобразовательных.) Если понятийное интуитивное мышление хорошо развито, то успеваемость может не страдать, хотя и быть неровной. Но если оно развито средне (или слабо) то проблемы будут нарастать лавинообразно. Ребенок может знать все правила, но писать с ошибками. Если не развито визуальное мышление, то, зная формулы, он, тем не менее, не сможет решать задачи и примеры, пока ему не укажут, каким способом надо действовать. В скором времени все предметы станут непонятны, даже если он будет продолжать их учить. В этом случае начинать надо с развития понятийного интуитивного мышления (см. рекомендации к субтесту 2), исключив всяческую зубрежку, в том числе заучивание правил и формул. Любую работу ребенок должен начинать не с перебора формул и правил, а с анализа проблемы, принципа, который использован в задании. Для активизации самой операции выделения алгоритма действия можно воспользоваться визуальными заданиями на аналогии. Выполняя задания, ребенок должен обязательно объяснять, как связаны картинки-образцы и как эту зависимость «повторить», составляя аналогичную пару. То есть он должен посредством рассуждения переводить невидимые и неосознаваемые связи в сознательный план и учиться их применять. Далее можно предложить ему перенести этот же способ действия при использовании формул и правил: сначала в рассуждении выявлять суть связи, символически или словесно в них зафиксированной, а потом ее «повторить» при выполнении самого задания или придумывая примеры на данное правило. Ребенок ничего не должен делать «автоматически», без рассуждений. Если (как бывает при ММД) ребенку трудно удержать в памяти последовательность собственных рассуждений, нужно научить его способам внешней фиксации алгоритма деятельности, используя рисунки, символы, логические схемы. Аналогичные схемы можно использовать для анализа логики изложения материала в тек­стах по истории, биологии и пр., чтобы ребенок видел связи и шаги, приводящие к тем или иным выводам.

Зона 3. Средний уровень развития понятийного мышления в речевом плане. Свидетельствует о том, что основной механизм мышления, который делает возможным полноценное обучение, уже имеется, но его надо укреплять. Теперь ребенок в состоянии понимать суть формул и правил, пользоваться которыми его обучают на уроках, а также смысл законов, взаимосвязей между явлениями окружающего мира, о которых он узнает, постигая основы наук. Главное, чтобы он постоянно пользовался рассуждениями, осмысливанием, а не ограничивался тем, что ему привычнее и проще: заучить и пересказать. В 5-6 классах появляются новые предметы, в которых, как некоторые считают, понимать нечего, которые нужно только учить (например, история, география, биология). Появляется иностранный язык (первый или добавляется второй). Если ребенок, следуя рекомендациям, действительно все начинает заучивать, то использование памяти начинает значительно превалировать над мышлением, и развитие мышление подавляется. Ребенок может разучиться думать. Деградация понятийного логического мышления нередко происходит в том случае, когда основное внимание начинает уделяться выучиванию иностранных языков, а все остальное считается менее важным. При этом достаточно быстро снижается общая успеваемость, в том числе и по иностранным языкам. Нет таких предметов, которые можно было бы просто выучить. Когда дети убеждаются в этом на собственном опыте, то бывает уже поздно. Чтобы такого не произошло, полезно учить детей пользоваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания урока или параграфа, наглядного представления сути изучаемой темы. При этом отрабатываются как сами операции мышления, так и улучшается понимание материала. Очень полезны обобщающие занятия, на которых ребенок обучается осмысливать, связывать несколько тем, выделяя внутреннюю сквозную логику, присущую науке. Тем самым он осваивает интеллектуальные операции структурирования и систематизации.

Зона 4. Речевое понятийное логическое мышление развито хорошо. Свидетельствует о том, что любые тексты ребенок воспринимает осмысленно, хотя специально на такое восприятие и не настраивается. Читая или слушая, он следит именно за логикой изложения, последовательностью происходящих изменений, способен выделить внутреннюю структуру текста, расставить смысловые акценты. Ребенок с удовольствием осваивает применение опорных схем, таблиц, с которыми его обязательно нужно познакомить. На обобщающих занятиях его надо научить осмысливать и систематизировать материал, выделять его внутреннюю сквозную логику. Хорошее развитие речевого понятий­ного логического мышления может частично компенсировать недостатки в развитии абстрактного мышления, обеспечивая хорошую успеваемость не только по естественным наукам, но и по математике до 7-9 класса, но не дальше.

Зона 5. Высокий уровень развития понятийного логического мышления в речевом плане. Следует предоставлять ребенку настоящую научную информацию (а не ту, что содержится в школьных учебниках), чтобы он мог в полную силу использовать свои интеллектуальные способности. При условии развитости визуального интеллекта высокий уровень развития речевого понятийного логического мышления вплоть до 7-9 классов может компенсировать отсутствие абстрактного мышления, обеспечивая успехи на олимпиадах не только по естественным наукам, но и по математике, а также высокую успеваемость.

Субтест 4. Понятийная категоризация (Систематизация и категоризация)

Задания направлены на то, чтобы выяснить, укрупнилась ли единица мышления ребенка, оперирует он классами или, по-прежнему, отдельными объектами. Выделилось ли отнесение объекта к той или иной категории, определение его родо-видовой принадлежности в особую и автоматически осуществляемую операцию.

Ключ к субтесту 4: 4-6, 3-6, 2-4, 2-3, 1-6, 1-3, 1-3, 4-5, 2-6, 1-3.

Зона патологии не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень развития операции понятийной категоризации. Свидетельствует о неполноценности понятийного мышления даже в том случае, когда хорошо развиты интуитивная и логическая его формы. Однако никаких особых проблем в обучении ребенок может не испытывать. Иногда бывает труднее добиться грамотного письма. Может не быть легкости в изучении биологии и химии, ребенок не сможет выучить два-три иностранных языка (хотя один может знать замечательно), не сформируется целостных представлений об изучаемых науках. Иногда понятийная категоризация может развиться при особом интересе ребенка к ботанике, зоологии, а также при последовательном изучении двух иностранных языков с использованием логически структурирующих методов. Если оказывается, что и понятийное логическое мышление находится на слабом уровне, то неспособность к категоризации ставит окончательный предел его развитию, понятийное мышление остается на уровне интуитивного со всеми вытекающими отсюда отрицательными послед­ствиями (конечно, если не принимать соответствующие меры).

Зона 3. Средний уровень развития операции понятийной категоризации. Имеется возможность развития полноценного понятийного мышления. Если этого не произойдет, то у ребенка могут быть только некоторые сложности при изучении второго иностранного языка: либо он не будет выучиваться, либо будет забываться первый язык. Активное владение одновременно двумя иностранными языками может даваться только с очень большим трудом. Может не складываться целостного представления об изучаемых науках. Других отрицательных последствий в школьном обучении не наблюдалось. Если средний уровень развития категоризации сочетается со слабым уровнем понятийного логического компонента, то полноценное мышление без специальных занятий не развивается и остается по преимуще­ству интуитивным.

Зона 4. Операция понятийной категоризации развита хорошо. При условии такого же развития интуитивного и логического компонентов, можно констатировать полноценность понятийного (или складывающегося естественнонаучного) мышления. С минимальными усилиями возможно развитие и логичес­кого компонента, если он не достиг еще хорошего уровня. Возможно развитие структурно-лингвистических способностей, обес­печивающих активное владение многими иностранными языками одновременно.

Зона 5. Высокий уровень развития операции понятийной категоризации. Ребенок в несколько большей степени обладает возможностями, описанными для предыдущего уровня.

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.