Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы управления экономической деятельности организации культуры.





Методы- это способы, инструменты с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятельностью:

· Административный;

· Экономический;

· Социально-психологический.

Административный метод заключается в прямом регулирование работы организаций со стороны вышестоящих органов по средствам принуждения (команды, приказа и т.п.)

Экономический метод основан на использование материальных стимулов для воздействование на объект управления т.е. побуждает к деятельности за счет мобилизации экономических интересов.

Социально-психологический метод – эти методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим мерам поведения, использование мер морального поощрения. Эти методы играют вспомогательную роль, однако в культуре их значение больше чем в других отраслях.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются: планирование, финансирование, ценообразование, стимулирование.

Планирование: планы могут разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом; разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться вышестоящим органом, разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

Финансирование: по типу финансирования выделяют: бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета); смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников); самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных средств).

Ценообразование. Цены могут быть: регулируемые органами власти, свободно устанавливаемыми, договорными.

Стимулирование бывает: материальное, моральное; индивидуальное и коллективное и т.д.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма – степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления. Например, в годы НЭПа (1922-1927гг) –возрождение частного сектора в культуре, перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.

Конец 20-х –середина 60-х годов XXвека –восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х – конец 80-х годов XX века –попытка усиления экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятия (1968), о парке культуры и отдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода.

С 80-х – перевод организаций культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах все страны. Разработка отдельных документов для театров,концертных организаций, культурно-просветительских учреждений. Появление частных организаций культуры.

Конец 90 –х годов XX- XXIвв. - сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в рамках принятого Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ. Введение в действие Бюджетного кодекса РФ. Гарантированное финансирование, налоговые и экономические льготы бюджетным учреждениям в обмен на хозяйственную «несвободу».

Несформированность рынка культурных услуг в России. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному.

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки частных некоммерческих организаций культуры.

Возможные формы подобной поддержки:

· Целевое бюджетное финансирование проектов;

· Выделение помещений (в том числе на безвозмездной основе;)

· Расширение налоговых льгот;

· Предоставление льготных кредитов;

· Оказание помощи в подготовки кадров;

· Обеспечение доступа к соответствующей информации.

Таким образом, сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры на современном этапе. Осуществляются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы: например, внесение в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона РФ «Об автономных учреждениях» и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающих преобразование значительной части бюджетных в автономные учреждения. Дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности и др.

 

 

14. Специфика характера и результатов труда. Культурное благо как результат деятельности организации культуры.

 

План ответа:

1. Специфика характера труда

2. Результаты труда в культуре

3. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организации культуры. Типологии культурных благ.

4.

 

К основным элементам процесса производства относятся предмет и средства труда, труд работника.

Содержание процесса труда в культуре наиболее наглядно раскрывается в сравнении с материальным производством.

Содержание процесса труда как характер воздействия работника на предмет труда при помощи средств труда. С точки зрения материального производства, п редмет труда – вещества природы, с редства труда – здания, сооружения, оборудование и т.п. Суть процесса производства – взаимодействие человека и природы. Человек преобразовывает вещество природы и приспосабливает к своим потребностям.

С точки зрения культуры, предметом труда выступает сам человек, с редством труда – особую роль играет сам потенциал создателей культурных ценностей и благ. Значение личностного фактора, индивидуальности работника. Вспомогательная роль технических средств.

Таким образом, труд – квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования.

Суть процесса производства – «обработка людей людьми» (К. Маркс), то есть воздействие непосредственно на человека.

Интеллектуализация производства культурных ценностей и благ. Возрастание роли информационных технологий.

Результат деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты – это создаваемые культурные блага, конечные – эффект от этих благ их получателей.

Конечные результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной средств и т.д.

Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета).

Культура – важнейший ресурс развития сраны с целом и отдельных территорий, решения стоящих перед ними социально – экономических задач.

Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.

Культурное благо – это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации – концерт, для цирка – представление, для кинотеатра – сеанс и т.д.

Существует теория общественных благ (по П.Вейсброду).

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Неисключаемость – невозможность помещать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество – отсутствие конкуренции в потребности: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим.

В соответствии с этими признаками выдают общественные и частные блага.

Общественное (социальное) благо – благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступными для потребления другими лицами.

Частное благо – благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция экономической социодинамики по Р.С. Гринбергу и А.Я.Рубинштейну основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности. Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальности, соединяющее в себе признаки в потреблении. В результате получена следующая типология культурных благ:

Частное благо (обладает индивидуальной полезностью)

Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью)

Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальности в потреблении)

Смешанное благо (обладает индивидуальной и социально полезностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социально полезностью, а так же коммунальностью в потреблении)

Таким образом, подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социально полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство. Услуга культуры – это целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Особенностями услуг культуры являются6 нематериальный характер производимого эффекта, активное участие потребителя в производстве услуг, воздействие эффекта от услуги на личность потребителя, пространственно-временная локализация услуг.

 


 

[2] См.: Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М., 2003. С. 144-146.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.