Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 3. Экспериментальное изучение использования информационных технологий в логопедической работе






3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности внедрения разработанных компьютерных логопедических игр

 

 

Итак, наш эксперимент по проведению логопедической работы среди детей младшего дошкольного возраста проводился в учреждении дошкольного типа № 1289, структурным подразделением школы № 1352 с углубленным изучением английского языка. Детский сад располагается недалеко от метро Щёлковская, на северо-востоке Москвы, в районе Гольяново.

Детский сад хоть и новой постройки, но имеет многолетнюю историю. Новое здание сада построено несколько лет назад, ранее на месте располагался детский сад с сорокалетней историей. Первый детский сад был пятидневкой.
Современное здание детского сада трехэтажное, имеет несколько входов и выходов, оснащено новейшем оборудованием и камерами видеонаблюдения, которые находятся на улице и в здании сада. Территория детского сада имеется многочисленные участки, для групповых прогулок. На участках расположены беседки и различное оснащение для двигательной деятельности детей. Участки для младших групп огорожены невысокими заборчиками с закрывающимися створками, препятствующих побегам детей за территорию детского сада. Также и вся территория детского сада огорожена высоким (2,80) забором, и дверьми на магнитном замке.

В детском саду укомплектованы 12 групп и ГКП (группа кратковременного пребывания). Комплектация групп колеблется от 17 до 28 человек в группе.
Сад имеет 3 этажа, группы младшего возраста расположены на первом этаже. В ДОУ преимущественна преемственность, т.е., группу ведет один и тот же воспитатель, на протяжении нескольких лет.

Также в саду есть бассейн, музыкальный и физкультурный зал, методический кабинет и даже музей русского фольклора. Много лет педагогический состав детского сада трудится над созданием и пополнением коллекции музея, все экспонаты рукотворны, выставки постоянно меняют. Кстати, основная линия развития детского сада, именно русский фольклор. На занятиях и в свободное время, детей часто знакомят с народным творчеством. Осенью и весной традиционно проводятся праздники урожая и встречу весны. На торжество детей одевают в яркие русские костюмы, рубашки и сарафаны. Посмотреть на это чудо приходят и из других садов, находящихся не только в этом районе, но и в других частях Москвы. Неслучайно в 2012 году детский сад вошел в список 100 лучших предприятий России. Холл третьего этажа украшен многочисленными грамотами и кубками, которыми награжден сад. На первом этаже расположен бассейн, занятия в нем проводятся с сентября по август. Его посещают не только старшие группы, а все, начиная с 1ой младшей группы. С детьми занимается опытный тренер, заниматься с которым приходят и из соседних садов. Часто самых успешных пловцов отбирают на районные соревнования.

Методический кабинет наполнен многочисленными материалами для детей разного возраста. В летнее время детски сад работает круглый год, в летнее время он принимает под свое крыло детей и из соседних детских садов, закрывающихся на лето. Также в детском саду разработана система сотрудничества с Московским институтом открытого образования, лаборатории народоведения и межкультурных коммуникаций КАФЕДРЫ ЮНЕСКО, педагогическим колледжем № 8 "Измайлово", Прогимназией № 1749, центром образования № 1475 ВОУО ДО города Москвы, музыкальной школьной имени Ростроповича.
На базе детского сада проходят дополнительные занятия в области хореографии, музыки, плаванья. В саду нету логопеда, но он посещает его для индивидуальных занятий с детьми.

Конечно, речь не идет о том, чтобы полностью забросить традиционные методики обучения, взяв на вооружение только использование современной техники. Нет, все должно быть разумно. Чрезмерное и неразумное использование Икт в работе, может нанести вред не только ребенку, но и педагогу. Мы хотели бы отметить что компьютер хорошо применять как помощника в процессе обучения, но никак не заменять им весь учебный процесс. Ребенок не может без живого общения, как со сверстниками, так и с родителями, иначе это может значительно повлиять не только на его коммуникабельность, но и внести не слишком хороший вклад в общее психическое состояние и проблемы со здоровьем. Как показывает опыт педагогов, систематическое использование компьютерных технологий, вкупе с традиционными методами, значительно повышают эффективность непосредственно-образовательной деятельности с детьми.

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Компьютерные технологии способствуют коррекции речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности и минимум на 2-3 вида анализаторов ребенка, что повлечет за собой формирование новых нейронных связей в коре головного мозга. Таким образом, в минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

Опираясь на ранее рассмотренные нами программы и тренажеры для логопедии и по развитию речи, нами было принято решение попробовать создать похожую программы. Это было сделано для того что бы путем эксперимента подтвердить или развеять нашу гипотезу о эффективности обучения путем использования ИКТ.

Предпосылкой к проведению наших занятий по развитию речи с использованием ИКТ послужило прочтение нескольких весьма интересных материалов и многочисленных положительных отзывах от практикующих логопедов, которые писали о эффективности использования игр в индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Первоначально мы планировали провести занятия опираясь уже на готовые материалы ранее рассмотренных нами программ, но столкнулись с тем, что практически все из них не были рассчитаны на групповое применение, на возраст детей в испытуемой подгруппе, трудно устанавливались или имели плохое качество.

Хорошо изучив возможности power point, мы пришли к выводу что они позволяют воплотить в жизнь наши задумки в создании собственных занятий. Конечно, для реализации данного проекта можно было бы пойти дальше и воспользоваться более эффективными программами, например, для создания мультфильмов, и безусловно, добиться более впечатляющих результатов. Но, нами была использована именно это программа потому что она наиболее доступна и многофункциональна, и ей при небольшом желании может научиться пользоваться любой, что позволяет реализовывать свои задумки, не располагая при этом сверхсредствами. Power Point входит в комплектацию базовых программ и есть наверное на каждом современном компьютере.

Перечислим основные плюсы использования мультемидийных программ.
Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Информационная емкость, компактность, доступность, наглядность;

1. Эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала; облегчают показ фотографий, рисунков, графиков;

2. Возможна демонстрация динамичных процессов;

3. Возможно проигрывание аудиофайлов;

4. Обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);

5. Быстрота и удобство воспроизведения слайдов; дает возможность показать структуру занятия.

Работая над созданием своей программы мы составили план, который в дальнейшем помог нам выделить несколько этапов, они помогают в создании собственных программ.

Этапы работы по созданию слайд-шоу.

1. Создание сценария будущего фильма

2. Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.

3. Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.

4. Сканирование детских рисунков и их редактирование.

5. Монтаж в программе Power-Point.

6. Просмотр созданного слайд-шоу.

 

Расскажем о них подробнее.

1. При написании нашего сценария мы опирались на интересы детей младшего дошкольного возраста (3 года), поскольку, напомним наше исследование проводилось именно в этой возрастной группе.
Было разработано 4 занятия, у каждого из них был совершенно разные сценария. Основной темой были выбраны путешествия. Главный герой из занятия в занятие путешествует, получая «ключ» к следующему заданию поощрения при выполнении задания.

В качестве основного персонажа, нами была выбрана девочка Маша, которая по облику и поведению должна была напоминать детям их самих. Она яркая, смелая, веселая, этому персонажу детям хочется помогать, он интересен и понятен ребенку.

Задания для сценария мы тоже подбирали ориентируясь на возраст и знания детей, часто, тема такого занятия была связана с текущей темой недели.(«У бабушки на огороде», «чудо-остров» и т.д), это носило закрепляющий характер. На первом занятии испытуемым подгруппам было предложено найти ключ от сокровищницы короля, который был потерян незадачливыми стражниками.

Для составления занятия мы использовали логопедические игры и упражнения, взятые из интернета и из книг.
По аналогичным сценариям (см. Приложение), мы проводили занятия и в 2х других экспериментальных подгруппах.


2.Для иллюстрирования наших программ мы использовали рисунки и движущуюся анимацию, взятую из интернета.
Мы старались чтобы взятые картинки были достаточно яркие и эстетичные, без лишних мелких деталей и отвлекающего блеска. Опираясь на изученную литературу, старались выбирать картинки хорошего качества.


3.Озвучивание персонажей было минимальным, потому что в результате работы было выяснено что дети лучше воспринимают голос воспитателя который озвучивает задания, чем персонажей которые эти задания озвучивают.


4.Эти разработки в перспективе, потому что игры представленные нами в этой работе рассчитаны для детей 3-4 лет. К сожалению, результат проведенных нами занятий, показал, что моторика у большинства детей в этой группе развита очень плохо, что не позволяет представить результаты их творчества в нашей разработке. Т.к. рисунки этих детей нельзя использовать в качестве фона к разработанных занятий. Несомненно, этот пункт можно реализовать в старших группах.

 

5. При монтаже собранного материала у нас не возникло проблем, потому что сценарий и разработка занятий были выполнены заранее. Что касается технического оборудования программы, она очень проста в использовании и многофункциональна, что позволяет, реализовать даже самые смелые решения.

 

6.До того, как показать готовую программу детям, мы многократно редактировали ее и просматривали. При демонстрации слайд-шоу детям, мы наблюдали повышенный интерес и работоспособность с их стороны. Что укрепило нас в мысли что наша работа не была безуспешной.

Нашей же задачей было создать игру, которая бы помогла нам проводить групповые занятия, ведь как известно, дети в этом возрасте обладают рассеянным вниманием, тем более если занятие проводится в группах.

При проведения экспериментальной серии занятий мы воспользовались возможностями составления презентаций в программе Power Point.

Для чистоты эксперимента мы в каждую из групп включили как слабых, так и сильных детей. Таким образом мы рассчитывали «уравновесить» каждую из испытуемых группе.

Как вы могли заметить, до того, как использовать мультимедийные презентации, вам будет необходимо преодолеть некоторые трудности. Но не стоит волноваться, так как большинство из них будут нивелированы сайтами, которые представляют уже готовые разработки презентаций.

Немаловажную роль при построении играет и сюжет «игры», он не только должен способствовать интересу детей и держать их в нем до конца занятия, но и содержать соответствующие возрасту и занятию материалы.

Хочется отметить, что в группе и ранее достаточно часто проводились занятия с использованием презентаций и медиа контента, не только по развитию речи, но и по другим дисциплинам.

Поскольку это занятие было дано нами в качестве диагностического, нам было очень интересно как дети смогут работать по подгруппам, как быстро они утратят интерес к работе, или будут продолжать до конца.

Во второй подгруппе занятие по диагностики проводилось опираясь на традиционные методы с использованием методическими материалами. И в третьей мы соединили приемы, используемые в первой и второй подгруппах.

В течение проведенной серии компьютерных занятий, дети охотно помогали героине найти искомое. Несмотря на то, что заданий было так много, что мы даже не уложились в положенные для этого возраста 15 минут, дети не были уставшими, они охотно искали ключи, выполняя задания все более сложного уровня. Всего в первой презентации было задействовано около 25 слайдов.

Для того чтобы ребятам было интересней, мы использовали в занятии знакомых им персонажей, из ранее прочитанных сказок или мультфильмов, а поскольку, персонажи то возникали, то так же внезапно исчезали, это только усиливало интерес и добавляло желание разгадать, кто же все-таки спрятал ключик. В предпоследнем слайде было изображение избушки, около которой и построил гнездо злой ворон, унесший золотой ключик.

На втором занятии сюжет начатой сказки продолжался. На этот раз мы помогали Белоснежке искать гномов, заколдованных злой волшебницей.

Сюжет сопровождала таинственная музыка и так же внезапное возникновение и исчезновение персонажей. В презентацию на этот раз большинство заданий были направленно на фонетическое развитие речи, поскольку на прошлом занятии было замечено что большая часть испытуемых имеет проблемы с этим.

Третья наша часть, как и 2 предыдущих, опять была связана с последней.

В содержании итоговой презентации уже знакомая нам героиня перевоплотившись в фею, вместе с другом светлячком попадает в заколдованный замок, в котором спрятались сказочные принцессы, и найти их можно только выполнив задания. Выполняешь задание правильно-появляется героиня сказки. Помимо обычных занятий, тут был элемент закрепления пройденного, что помогло выявить насколько хорошо усвоился пройденный материал.

Это дало нам преимущество достаточно гибкой работы с группой, а не с отдельно взятым ребенком. Занятия направленные на развитие речи дошкольников проводились во второй младшей группе, где воспитываются дети от 2 до 4 лет.

Как известно, речь детей в этом возрасте характеризуется уже достаточно развитостью, высокой речевой активностью. Ребенок фактически постоянно «звучит». При контакте со взрослым, решает трудную для себя наглядно-действенную задачу и т.д. Так же у младших дошкольников достаточно быстро развивается одна из основополагающих функций речи – коммуникативная, основной формой которой является диалог. Недаром этот возраст называют возрастом «почемучек». Именно в это время у детей завязываются и различные виды словесной регуляции деятельности. В речи отражается содержание уже совершенных действий.

Речь как бы «врастает» в структуру действия – ребенок действует и одновременно говорит. Речь становится частью самого действия. Она помогает ребенку лучше осмыслить то, что сделано или совершается, внести изменения в содержание и способы деятельности. Очень важной вехой в развитии речи, связанной с формированием представлений, образного мышления и воображения, является способность составлять маленькие сообщения «из личного опыта». В нескольких предложениях ребенок способен передать (часто с помощью и по вопросам взрослого) содержание собственных впечатлений от прогулки, игры, бытовых ситуаций и пр. Такие рассказы «из личного опыта» свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений.

Возникновение даже самых начальных проявлений связности в речи находится в зависимости от адекватности воссоздаваемых ребенком игровых цепочек (они лежат в основе даже самого простого сюжета). Появление связности сначала наблюдается в игре, затем в речи, и - в последнюю очередь – в рисунке. В связи с тем, что ребенок активно начинает устанавливать и понимать причинно-следственные, временные связи между событиями, явлениями, предметами, в связи с появлением познавательной установки «Почему он такой?», в его речи появляются и сложноподчиненные предложения со словами «потому что», «поэтому».

Зарождающееся на третьем году жизни ребенка воображение, знаковая функция сознания привносит изменения в процесс языкового развития ребенка. По сколько словарный запас ребенка активно пополняется, не маловажным становится словообразование и словотворчество. Также этот период характеризуется периодом активного словотворчества, который не только очень важен для речевого развития ребенка, но и о развивающейся языковой способности.

Для чистоты эксперимента группа была поделена на 3 подгруппы в которую входило по 5 детей. Каждой из групп было предложено пройти одни и те же занятия по содержанию, но различные по способу подачи. В первую группу входили дети, которые занимались традиционным способом, во вторую, те, которые, получили тот же материал, но в качестве сказки-презентации, и третья группа, где традиционный способ и ИКТ были совмещены.

Эксперимент заключался в том, чтобы выявить наиболее продуктивный способ усвоения информации. В каждую из групп входили дети с разным уровнем умственного, речевого развития и эмоционального уровня.

Сад, в котором проводилось наше исследование был общеразвивающего вида. Но в нашей группе, несмотря на это присутствовало несколько детей чей уровень общего развития, был значительно ниже остальных.

Поскольку мы знали занимались с этими детьми в течении года, мы можем рассказать об этом подробнее.

Одним из этой группы был ребенок Дима Р., в течении года он показывал низкие результаты в разных видах деятельности, отличался нестабильностью эмоционального состояния, крайней агрессивностью. Во время вопросов он не фокусировался на собеседнике, смотрел либо сверх него, либо в бок. Движения были не скоординированы, неуклюжи, на занятиях по физической культуре он не слышал инструкций тренера выполнял только то, что хотел.

Из-за его враждебности, малопонятной речи и сильно отличающейся от остальных внешности, дети в начале года воспринимали его враждебно, Дима отвечал им тем же. Он не терпел, когда в процессе игры до него нечаянно или нарочно дотрагивались, это сопровождалось моментальным ударом в сторону дотронувшегося, и не важно, хрупкая девочка это, или крепкий мальчик. В то же время при просьбе воспитателя отдать игрушку безропотно отдавал желаемое.

В то же время, не можем не сказать пару слов о семье этого ребенка. Дима второй ребенок в семье, его брат (8 лет), взят под опеку бабушкой и дедушкой. Так же старшему ребенку поставлен диагноз «дефицит роста», но по развитию (по воспоминаниям воспитателей, т.к. за год до этого он был выпущен соседней из групп), он вполне догнал сверстников, а где-то и перегонял.

По сколько Диме на момент прихода в группу было уже 3.5 года, мы очень удивились тому, что его привозят на коляске, во время привода в группу мама постоянно носит его на руках, кормит из бутылочки, ребенок совершенно не владеет навыками кгн, не умеет одеваться и не говорит, когда хочет в туалет. Внешне ребенок, ухоженный приходит в чистой и глаженной одежде, ногти и уши чистые.

При проведении занятий по различным дисциплинам Дима практически не участвовал, на заданные вопросы не отвечал. На занятиях от него редко можно было добиться ответа на вопрос, и то, предварительно произнеся ответ за него. При этом ребенок практически всегда безропотно выполнял инструкцию воспитателя, но его действия больше были автоматическими.

Что касалось речи, то самостоятельного монолога практически не наблюдалось, в большинстве случаев ребенок попросту повторял последнюю фразу, обращенную к нему. Несмотря на то, что по возрасту он был старшим в группе, (28.01.12) -большинство детей в группе были середины и конца года. По всем параметрам это был самый тяжелый ребенок в группе, к тому же до перевода к нам от него уже отказались 2 детских сада. Во время проведенного нами эксперимента мы включили его в группу с применением ИКТ.

В эту же группу мы включили и Машу З. Это самый младший ребенок в группе, на момент проведения эксперимента ей не исполнилось 3 (26.04.13), хоть девочка и хорошо развита, но на фоне нервного испуга речь ее практически не развита. Но при обследовании она выполнила все задания, собирала пирамидку, показывала части тела, показывала животных и т.д. Девочка активная и смелая, быстро нашла общий язык с остальными детьми, даже заслужила их авторитет. Поскольку ребенок плохо говорит, то старается иллюстрировать свои действия за счет мимики и жестов. Несмотря на возраст, девочка очень самостоятельна.
Настя В. - отличалась повышенной активностью, агрессивностью, рассеянностью, включена в группу с традиционными методами.

Девочка представляет достаточно сложный и интересный случай. При поступлении в дошкольное учреждении, ребенок отказывался есть, и до конца учебного года она совершенно отказывалась от еды. По разговорам с ее родителями и бабушкой, было выяснено что ребенок практически не ест и дома. Страдает многочисленными аллергиями.

Помимо этого, Настя не владеет навыками КГН, неспокойна, ее с трудом можно удержать на месте, очень избалована. Родители жаловались, что она практически не управляема, часто дерется со старшим братом и бабушкой, которая в основном занимается ее воспитанием. Речь девочки достаточно богата, использует интересное построение фраз. При общении с ней было выяснено, что ребенок говорит о себе в третьем лице, и представляется попугаем, при том, это не единичный случай, ребенок говорит так о себе постоянно. Настя страдает кратковременной памятью и каждый раз заходя в группу она старалась заново познакомиться с присутствующими, такая история повторялась в течении всего учебного года.

К сожалению, даже при нашем вмешательстве дети практически никогда не принимали ее в собственные игры, возможно немаловажную роль играла ее внезапная агрессивность.

Влад Е.- Крайняя рассеянность, невнимательность, заторможенность, плаксивость. Ребенок поступил в Доу в середине учебного года. Поначалу проявил себя с хорошей стороны. Был активен, дисциплинирован. При этом, достаточно скоро мы начали замечать, что при разговоре с ним, ребенок не смотрит в глаза собеседника, старается либо опускать глаза, или смотрит в бок. Хорошая речь, развитая познавательная активность. Часто во время занятий до ребенка не возможно было дозваться. Складывалось впечатление что мальчик находится в своем фантазийном мире. Из-за этого часто возникали не приятные ситуации.
Взаимодействие с родителями результата не принесли, так как мама мальчика посчитала что дополнительные упражнения для развития памяти и внимания, лишь помешают ребенку, а не разовьют.

Вадим К.-Под конец года стал показывать низкие результаты успеваемости и нестабильностью эмоционального состояния, часто начинал внезапно плакать, перестал справляться даже с простыми занятиями. В течении года показывал хорошие результаты по успеваемости, отличается чувствительностью и эмоциональностью.

Остальные дети находятся примерно на одном уровня развития.

Для чистоты эксперимента мы в каждую из групп включили как слабых, так и сильных детей. Таким образом мы рассчитывали «уравновесить» каждую из испытуемых группе.

Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении школьников с особыми познавательными потребностями, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребёнка.

Таким образом, есть основания утверждать, что оптимальное сочетание использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся с традиционными методами и приемами логопедической работы позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника.

 


3.2. Организационный план внедрения разработанных мероприятий.

 

 

Экспериментальная работа по выявлению эффективности использования компьютерных логопедических игр в работе с детьми на занятиях по развитию речи, проводилась в саду №1289 во второй младшей группе.

При проведении эксперимента мы составили группу из 15 детей и разделили детей на три подгруппы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик, с третьей- совмещенный вариант.

В своей работе мы использовали пример компьютерной программы «Игры для Тигры», которая была построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Поскольку исследование проводилось с детьми без отклонения развития, мы взяли лишь основу блоков программы и разработали свою игру, опираясь на них. Для наиболее точного результата в каждую из групп мы подбирали детей с разным уровнем развития и эмоциональных особенностей.

Список детей:

Группа №1 (традиционный с использованием ИКТ)

1. Сева З.

2.Дима Р.

3.Аня Л.

4.Маша З.

5.Олег Ш.

Группа №2. (традиционный)

1.Кира Д.

2.Настя В.

3.Матвей С.

4.Кирилл Ц.

5.Вова Ч.

Группа № 3. (совмещенный)

1.Вадим К.

2.Женя Г.

3.Влад Е.

4.Полина Г.

5.Дарья М.

Для выявления уровня речевого развития мы провели 1 диагностическое занятие «путешествие за ключиком», благодаря которому смогли увидеть уровень речевого развития детей.

Для удобства нами было принято решение оценивать уровень детей при выполнении заданий по 3 бальной шкале.
1 балл - ребенок не справился с большей частью заданий.
2 балла - ребенок выполнил задание лишь на половину.
3 балла - ребенок справился с заданием полностью.
Все 3 занятия были проведены по одной и той же направленности, но, в разных формах.
Итак, сюжет каждого из занятий был одинаков. Нужно было помочь девочке Маше справится с заданиями, и найти того, кто же все-таки украл ключик.
В случае с первой подгруппой занятие проходило с использованием ИКТ (компьютерных, аудио, видео материалов), со второй те же традиционной методикой, и третье, через совмещение 2х предыдущих методов. При совмещении мы старались вставлять некоторые задания в виде компьютерных упражнений. Потому что, следуя одной из гипотез это наиболее эффективная форма работы с детьми.

В ходе организационного момента детям всех подгрупп было предложено познакомиться с девочкой Машей и отправиться с ней в увлекательное путешествие по волшебному лесу. В качестве сюжета мы взяли сказку, которую написали сами ее сюжет представлен (Приложение 1).

Поскольку дети были разделены на подгруппы, занятия проводились отдельно друг от друга, но через небольшой промежуток времени между ними, для того, чтобы результаты можно было сравнить.
В первом задании нашей работы было:
1. Обследование звукопроизношения

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.
1 подгруппа (ИКТ) - первой подгруппе в первом задании было предложено посмотреть на картинку и перечислить предметы на ней, для каждого из детей была индивидуальная карточка.

Дети в первой группе заинтересовано отнеслись к заданию. После того как героиня Маша отправилась на поиски потерянного украденного ключика, им предстояло выяснить у кого же он, но трудность была еще и в том, лишь один из найденных ключей подходил к ларцу. Для получения ключика, нужно было выполнить задание.

При первом задании мы столкнулись с трудностями в очередности выполнения задания детьми. По сколько в каждой из групп были как отстающие, так и лидеры, мы заметили, что в этом случае лидеры (в случае первой подгруппы - это Сева З.), старались выполнить задания за всех не соблюдая очередность. Неожиданностью для нас было то что Дима Р., проявил большой интерес к движущимся картинкам и перечислил все заданные ему картинки.
2 подгруппа (традиционная) - Второй группе было предложено аналогичное задание, только в качестве традиционной методики мы предложили перечислить детям по очереди что изображено на предложенных карточках.
Здесь сложностей не возникло, так как это была уже хорошо знакомая детям форма занятия которая неоднократно была на занятиях, для реализации этого занятия мы выбирали простые и знакомые детям картинки.
3 подгруппа (смешанная) - Во время реализации этого занятия мы смешали методы 2х подгрупп (икт+ традиционная). Нами было принято решения чередовать задания. Какие-то из них были предложены в традиционной форме, часть в форме икт.
Вывод:
В результате проведения данных упражнений было выявлено, что 3 ребенка имеют низкий уровень четкости и разборчивости речи, 9 детей имеют средний уровень четкости и разборчивости речи, а 3 ребенка высокий уровень четкости и разборчивости речи. Из этого следует, что четкость и разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.
2. Обследование звуко-слоговой структуры слова.

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках .
1 подгруппа
- подгруппе было предложено назвать предметы на картинке. По сюжету программы было задумано задание, сделав которое, дети получат очередной ключ, в отличие от первого задания здесь детям необходимо было назвать предметы, которые были на 1 карточке, т.е., повторить друг за другом. В принципе проблем не возникло, дети были увлечены, а напоминание о том что нужно соблюдать очередность.

Как и в предыдущих заданиях, лучше всех здесь справился Сева З, из 10 предметов изображенных на картинках, он перечислил 10.

Маша З., смогла только слогами «отметить» что хотела сказать, в этом случае мы пошли от обратного и предложили девочке показать где что находится, таким образом у нее получилось 7 предметов из 10.
Аня Л., Дима Р., и Олег Ш.,-назвали по 8 предметов из 10.
2 подгруппа - детям были предложены большие карточки, на которых были изображены те же предметы, что и в 2х других группах.

3 подгруппа - Как и в двух остальных группах задание было соответствующим, но в отличие от двух предыдущих подгрупп при реализации занятия в качестве дополнительных ресурсов мы использовали это задание на компьютере, т.е., как в первой группе.

Вадим К., Влад Е.,- не справились с заданием, первый мальчик смог сделать задание лишь наполовину.

В данной подгруппе затруднение испытывал Женя Г., и Полина Г. Дарья М., смогла назвать все без ошибок.

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 5 детей имеют низкий уровень четкости и разборчивости речи, 9 ребенка имеют средний уровень четкости и разборчивости речи, а 1 ребенок высокий уровень четкости и разборчивости речи. Из этого следует, что четкость и разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.

3. Обследование состояния фонематического анализа синтеза

1 подгруппа

Сева З. - ребенок справился с предложенным ему заданием,

Дима Р. - мальчик справился с заданием ошибившись всего 2 раза.

Аня Л. - ребенок испытывал трудности из-за невнимательности, как и Маша З.

Олег Ш. - справился с заданием, но ему пришлось затратить на это чуть больше времени чем остальным.

2 подгруппа – детям было предложено отхлопать заданные звуки, которые они слышали от воспитателя. Им было предложено отхлопать звук С(крыса-крыша, таз-гас).

Кира Д. - справилась с заданием и еще пробовала подсказывать остальным.

Настя В. - не справилась с заданием

Матвей С. - справился только с самыми простыми словами

Кирилл Ц. - полностью справился с заданием

Вова Ч. - не понял требования с первого раза, поэтому ему потребовалось чуть больше времени чем остальным.

3 подгруппа

Вадим К. - смог сделать задание наполовину.

Женя Г. - справился с большей частью задания, затруднившись лишь в сложных словах.

Влад Е. - не понял задание, поэтому не смог его сделать

Полина Г. - справилась лишь в самых простых примерах задания.

Дарья М. - выполнила задание частично.

Вывод:

В результате проведения данных упражнений было выявлено, что 4 ребенка имеют низкий уровень развития фонематического слуха, 8 детей имеют средний уровень развития фонематического слуха, а 3 детей имеют высокий уровень развития фонематического слуха. Из этого следует, что развитие фонематического слуха находится у детей на среднем уровне.

4. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Проверяем объем и точность понимания значения слов.

2. Понимание различных грамматических форм (по картинкам): дифференциация единственного и множественного числа существительных

3. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4. Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

1 подгруппа.

Задания выполнили полностью:

Сева З., Дима Р., Олег Ш. - последнему понадобилось чуть больше времени чем остальным.

Аня Л.- справилась с частью задания

Маша З. - на удивление хорошо справилась с заданием, показав на картинках все то, что мы называли.

2 подгруппа

Кира Д., Кирилл Ц., Вова Ч. - хорошо выполнили задание.

Настя В. - выполнила задание хорошо, но для этого потребовалось время.

Матвей С. - не захотел выполнять задание.

3 подгрупп а

Вадим К. Женя Г. Дарья М. - справились с заданием. Данный упражнения показали, что словарь у детей достаточно обширный и богатый

Влад Е., Полина Г. - в выполнении задания были затруднения

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 4 ребенка имеют низкий уровень развития лексики и импрессивного словаря, 10 детей имеют средний, а 1 ребенок высокий уровень. Из этого следует, что четкость и разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.

5. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.

Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает?

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные. «Назови цвета».

Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

1 подгруппа

Сева З., Олег Ш. - при выполнении задания не использовали подсказок, выполнили самостоятельно.
Дима Р. - понадобилось показать пример выполнения задания.
Аня Л.- потребовался пример и подсказка педагога, как и Маше З.

2 подгруппа

Во второй группе с заданием справились все, затруднения в определении цветов возникли у Кирилла Ц. Матвей С., назвал даже самые сложные цвета, которые мы показывали, остальные дети справились с заданием с небольшими помарками.

3 подгрупп

В данной подгруппе затруднение с глаголами испытывал Женя Г., и Полина Г. При выполнении задания небольшие трудности в вопросе с прилагательными возникли у Вадима Е. Остальные справились с заданием с помощью подсказки педагога.

Вывод: в результате проведения данных упражнений было выявлено, что 4 ребенка имеют низкий урове







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.