Ялтинско-Потсдамская система МО
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ялтинско-Потсдамская система МО





Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое в историографии обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции.

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав — СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской ((4–11 февраля 1945) — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трёх великих держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и ВеликобританииПотсдамской(с 17 июля по 2 августа 1945 года)конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем, связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной.

Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений, а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.

Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежским соглашением 1991 года.



Особенности:

1. Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

2. Конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».

3. Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.

4. Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.

5. Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР — утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.

6. Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.

7. Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

8. ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путём гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное время.

Теоретические школы в международных исследованиях. Реал-политическая школа исследований международных отношений (реализм и неореализм)

Реализм

Основные положения классического реализма сводятся к следующему:

· Международные отношения представляют собой

взаимодействие государств, которые однородны по своей сути, являются унитарными участниками и, как люди,

эгоистичны в своих устремлениях.

· Взаимодействие государств осуществляется хаотично, так как

не существует «надгосударственного властного центра». В результате международные отношения являются «анархическими».

· Стремление к могуществу, в частности к военному превосход

ству, которое гарантирует безопасность государств, — главный мо-

тив их деятельности.

· Государства прежде всего исходят из своих интересов. При

этом они могут учитывать моральные соображения, однако ни одно

из них не обладает правом на определение того, «что такое хорошо,

а что такое плохо». Именно категория «интереса» предохраняет от

злоупотреблений спекуляциями на морали.

· Политическая реальность отличается от экономической: для

политики главное власть, для экономики — богатство.

· В мире международных отношений, где доминирует силовой

фактор, государства всегда должны быть в полной готовности.

Шесть принципов политического реализма по Моргентау:

1. вероятностный характер политической деятельности в сфере международных отношений.

2. принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества.

3. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.

4. политический реализм признает моральное значение политического действия

5. политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов.

6. Политическая сфера является автономной;

Общими для представителей политического реализма являются следующие ключевые положения:


1. Главными участниками международных отношенийявляются суверенные гос-ва. Реалисты считают, что сильные гос-ва делают то, что они могут, а слабые — то, что им позволяют сильные.
2. «Национальные интересы» — главная категория теории политического реализма, основной побудительный мотив и ключевой стимул политики гос-ва на международной арене.

Что же касается состояния мира между гос-вами, то оно является идеальным, ибо всегда имеет временный характер.
3. Основная цель гос-ва в международной политике — обеспечение собственной безопасности. Однако и они никогда не могут чувствовать себя в безопасности и постоянно стремятся к наращиванию собственных ресурсов и совершенствованию их качества.

4. Власть гос-ва неотделима от его силы, выступающей одним из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене

Наиболее известные представители — Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Шварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уолферс и др. — надолго определили пути науки о международных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон


5. Можно ли изменить природу международных отношений? Этот вопрос реалисты считают центральным при изучении международной политики. Однако, по их мнению, до тех пор, пока существуют государства, они будут оставаться главными участниками международной политики, функционирующей по своим неизменным законам.

6. Иными словами, по мнению сторонников политического реализма, можно изменить конфигурацию политических сил, смягчить последствия международной анархии, установить более стабильные и более безопасные межгосударственные отношения, однако природу международных отношений изменить невозможно.

Неореализм

Основные положения неореализма:

§ Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

§ Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной системы. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав.

§ Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.

§ Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.

§ стремление к методологической строгости.

§ Главные акторы — государства и их союзы.

§ Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях.

§ Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

§ Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.

Сходства неореализма и политического реализма:

§ Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.

§ Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.