Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Строка 2910 «Разводненная прибыль (убыток) на акцию»





 

По строке 2910 справочно указывается информация о разводненной прибыли (убытке) на акцию, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличение убытка) на акцию в последующем отчетном году (в случае конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции либо при исполнении всех договоров купли-продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости).

 

 

40. Расходы организации - определение, классификация, условия признания и отражение в Бухгалтерской финансовой отчетности.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Прочими расходами являются:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

· проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причиненных организацией убытков;

· убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

· курсовые разницы;

· сумма уценки активов;

· перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

· прочие расходы.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

· сумма расхода может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

· с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

· путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

· по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

· независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

· когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

Прочие расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:

· соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;

· расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Не признается расходами организации выбытие активов:

· в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Контроллинг

41. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет, метод, задача. Роль в управлении организациями

42. Позаказный метод калькулирования.

 

Позаказный метод – метод, при котором учет затрат осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. Используется в индивид. и мелкосерий. произв. (строительстве, произ. турбин, самолетов), а также прим. во вспомогат. произв., особ. на ремонт. работах.
При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ, т.е. изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции.

Заказы открывают в плановом отделе на основании договоров с заказчиками или по заявкам структурных подразделений организации. В заказе указывают изделия или работы, которые подлежат выполнению, их объем, сроки исполнения, исполнителей и плановую себестоимость. Каждому заказу присваивается порядковый номер (шифр заказа).

Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов, в которых обязательно указывают соответствующий шифр заказа. Косвенные расходы распределяют между отдельными заказами условно по принятым в данном производстве или данной отрасли способам.

При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа; время ее составления не совпадает со временем составления периодической отчетности.

Частичное выполнение заказов оценивается по плановой себестоимости данного заказа или по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства. В обоих случаях допускается условность оценки частичного выпуска заказа и незавершенного производства.

Законченные работы по заказу оформляют документами на приемку произведенной продукции или выполненных работ (актами, ведомостями и др.).

В индивидуальных производствах себестоимость произведенной продукции определяют суммированием затрат по статьям калькуляции. В мелкосерийном производстве фактическую себестоимость единицы продукции исчисляют делением общей суммы затрат на количество выработанных изделий.

По окончании заказа фактические затраты по каждой статье калькуляции сравнивают с плановыми, выявляют отклонения и выясняют причины и виновников отклонений для принятия решений относительно снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на будущие периоды.

При позаказном методе на счете 20 ведется учет затрат по каждому открытому заказу в отдельности.

Прямые затраты, которые непосредственно связаны с выполнением заказа, отражаются по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. При этом делается проводка: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10/60/70/68/69/пр. – отражены прямые затраты на выполнение заказа.

Расходы, учитываемые на счете25 «Общепроизводственные расходы», ежемесячно списываются в дебет счета 20 «Основное производство».

Расходы, учитываемые на счете26 «Общехозяйственные расходы», ежемесячно списываются либо в дебет счета 20 «Основное производство», либо в дебет счета 90.2 субсчет «Себестоимость продаж» в соответствии с утвержденной учетной политикой.

При этом данные расходы распределяются по каждому заказу пропорционально базе распределения расходов. При этом можно выбрать один из следующих методов распределения: Объем выпуска — распределение пропорционально объему выпущенной в текущем месяце продукции и оказанных услуг, выраженному в количественных измерителях. Плановая себестоимость выпуска — распределение пропорционально плановой стоимости выпущенной в текущем месяце продукции, оказанных услуг. Оплата труда — распределение пропорционально расходам по оплате труда основных производственных рабочих. Материальные затраты — распределение пропорционально материальным затратам, отраженным по статьям производственных затрат, как материальные расходы. Прямые затраты — распределение пропорционально прямым затратам Отдельные статьи прямых затрат — распределение пропорционально всем прямым затратам по статьям затрат. Выручка - распределение пропорционально выручке от каждого вида продукции (работ, услуг).

Отнесение косвенных расходов на себестоимость продукции отражается проводкой: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 25 (26) – учтены в составе производственных затрат на выполнение заказа общепроизводственные (общехозяйственные) расходы.

При наличии незавершенного производства по заказу про­изводится расчет его стоимости, величина которого остается как сальдо на счете 20;

Фактическая себестоимость готовой продукции по заказу, исчисляемая с учетом остатков незавершенного производства, списывается со счета 20 на счет 40 "Готовая продукция";

 

43. Понятие издержек, затрат и расходов, их различие.

 

Сущность Упр учета – интегрир система учета затрат и дох, нормир-я, планир-я, пргонозир-я, контроля и анализа, к-рая систематизирует инфо для принятия операт упр решений и координации проблем буд развития предприятия.

Оты – издержки, рез-ты ХД, внутр ценообраз-е(предпол использ-е трансф цен), бюджетир-е и внутр отчетность

Издержками произв. назыв. затраты живого и овеществлен. труда на произв. и реализ. прод.Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

Затраты — стоимостное выражение использованных в хо­зяйственной деятельности организации за отчетный период ма­териальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов (явные (фактические, расчетные) издержки предприятия). Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы органи­зации.

Часто понятие «затраты» отождествляется с понятием «рас­ходы», однако эти явления имеют принципиальные отличия и не могут использоваться как синонимы только в конкретном тексте.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или исполь­зования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распреде­ления капитала между участниками организации.

Таким образом, затраты — это использование ресурсов. А расходы — это когда ресурсы покидают компанию. Термин «издержки» может употребляться в более широком смысле, чем понятие «затраты», как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Однако данный термин в большинстве случаев используют для изложения и анализа информации о деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, где его смысловое значение может быть приравнено к затратам.

Затраты становятся расходами в момент их фактического использования в производстве.

Расходы — это часть затрат, которая полностью потрачена в течение определенного периода для получения дохода, временной промежуток возникновения которых необязательно совпадает с моментом оплаты ресурса.

 

 

44. Классификация затрат для принятия решения и планирования, классификация затрат по отношению к уровню деловой активности.

 

Kлассификационные группы затрат, которые учитываются при принятии решений, планировании и прогнозировании.

1. Постоянные и переменные затраты. Объективно описать поведение затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. Примерами переменных непроизводственных затрат служат расходы на складирование, транспортировку, упаковку готовой продукции, которые прямо зависят от объема продаж.

Переменные затратыхарактеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) – стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта. Совокупные переменные затраты (В) имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты – b) – величина постоянная (рис.2.2).

 

Рис. 2.2. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются (А). Постоянные затраты – это расходы на заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления помещений заводоуправления, услуги связи, командировочные и др. управленческие расходы. На практике руководством организации заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты на основе планируемых смет по группам этих расходов. Постоянные затраты на единицу продукции (удельные постоянные затраты – а) снижаются ступенчато (рис.2.3).

 

Рис. 2.3. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат

На практике постоянные и переменные затраты встречаются достаточно редко. Большинство затрат имеют одновременно и постоянные и переменные составляющие. Поэтому говорят о условно-постоянных или условно-переменных затратах. Условно-постоянные затраты это затраты растущие скачкообразно, т.е. при определенном объеме выпуска эти затраты остаются постоянными, а при его изменении резко возрастают. Например, для увеличения количества выпускаемой продукции в цехе необходимо установить еще один станок, но одновременно с ростом объема производства увеличатся постоянные расходы за счет амортизационных отчислений на станок.

Условно-переменные затраты также меняются в зависимости от изменения деловой активности организации, но в отличие от переменных затрат эта зависимость не является прямой. Например, ежемесячная плата за телефон включает две составляющих: постоянную часть – абонентскую плату и переменную – междугородние переговоры.

Для описания степени реагирования переменных затрат на объем производства используют показатель – коэффициент реагирования затрат (К), введенный немецким ученым К. Меллеровичем. Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:

К = Y/ X,

где Y – темпы роста затрат, %;

Х – темпы роста деловой активности (объема производства, услуг, товарооборота), %.

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Коэффициент реагирования затрат при этом будет равен 1 (К=1).

Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными. Значение коэффициента реагирования затрат должно быть больше 1 (К > 1).

Наконец, затраты, темпы роста которых отстают от темпов роста деловой активности организации, называются дегрессивными. Значение коэффициента реагирования будет лежать при этом в следующем интервале: 0 < К < 1.

Следовательно, любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

Y= А + bX,

где Y – совокупные затраты, руб.; А – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b – переменные затраты в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; X – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения. Графически изменение затрат представлено на рис.2.4

Рис. 2.4. Динамика совокупных переменных и постоянных затрат

2. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом затраты можно разбить на две группы: неизменные при всех альтернативных вариантах и меняющиеся в зависимости от принятого решения. Затраты, имеющие отношение только к данной проблеме (отличающие одну альтернативу от другой) называют релевантными. Это те затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения. Нерелевантные – те, которые от принятого решения не зависят. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, готовит свои отчеты таким образом, чтобы они содержали только релевантную информацию.

Пример. Поступил заказ на изготовление изделия, за которое покупатель готов заплатить 250 д.е. На складе имеется материал, за который когда-то было заплачено 100 д.е., но использовать его тогда и сейчас не представляется возможным, кроме как на этот заказ. Стоимость обработки материала 200 д.е. На первый взгляд заказ невыгоден: 250 – (100 + 200) = – 50. Однако 100 д.е. потрачены давно, в связи с другим решением, и эта сумма не изменится вне зависимости от того, принят заказ или нет. Значит, релевантными в данном случае будут только затраты в 200 д.е. Чистый доход от выполнения заказа составит 50 д.е.

3. Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Обычно они не учитываются при принятии управленческих решений.

4. Вмененные (воображаемые) затраты присутствуют лишь в управленческом учете. Их добавляют при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в реальности их может и не быть. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения, если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.

5. Приростные и предельные затраты. Приростные (инкрементные) затраты – являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции. Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты в расчете на единицу продукции. Таким образом, обе категории затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции, одни в расчете на единицу, а другие – на весь выпуск.

6. Планируемые и не планируемые затраты. Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

К ним относятся все производственные затраты организации. Не планируемые – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (потери от брака, простоев и т.п.).

 

45. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам (директ-костинг)

 

В завис. от полноты включ. в Сб различ. сист. учета полных затрат и сист. учета переменю затрат.

Система учета полных затрат (Absorption-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции.

Указанная система основывается на классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные).

Прямые расходы относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным

Наиболее эффективно применение системы на предприятиях малых и средних размеров, а также предприятиях, производящих один или несколько видов продуктов.

В теч. отч. периода по дебету счетов учета затрат на произв. (20,23,25,26) с кредита счетов учета ресурсов собир. затраты отч. периода. При этом затраты подразд. на прямые, т.е. непоср. связ. с произв. конкр. вида прод. (относ. в Д20,23) и накладные (косвенные), т.е. связ. с процессами организ., обслуж. и упр. (Д. 25,26). Расх. собр. на счетах 25 и 26 спис. в Д. 20 или 23 с одновр. их распред. между объектами калькулир., пропорц. выбр. базе распр.

Система учета переменных затрат. Система учета затрат "Директ-костинг" (Direct-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции.

Прямые перем. расходы сразу учит. на счетах учета затрат на произв. и калькулир. Сб прод. (20,23,29).

Усл.-переменные расходы в теч. месяца учит. на сч. 25 и по оконч. месяца спис. на сч. 20, 23, 29.

Пост. расходы учит. в теч. месяца на сч. 26, с которого по оконч. месяца их спис. на сч. 90.

Использ. данных по сч. 25 и 26 дает не совсем точн. результаты. Для исчисл. более точн. показ. Сб по дан. методу необх. из сост. общепроизв. расходов выд. реал. перемен. косв. расходы и присоед. их к прямым перем. расходам для опр. совокуп. перем. затрат.

Поэтому целесообразно к сч 25 открыть субсчета: 25-1 «Общепроизводственные переменные расходы» (осн. часть расх. по сод. и экспл. машин) (списываются на сч 20, 23, 29), 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы» (расходы на их сод. не завис. от объема произв., все ост. расходы по обслуж. организ. и упр. структур. подразд. организ.) (списываются на сч. 90).

Деление затрат на постоянные и переменные.

1. Переменные (условно-перем.) затраты - меняются с изм-м V пр-ва, но в расчете на ед. прод. они явл. пост.:

1.1. прямые МЗ сч.20,25:

20: сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели…

25: РСЭО: А обор, энерг.затраты на оборудование…

1.2. прямые трудовые затраты сч.20,25:

20: ОТ работников осн.пр-ва + СВ

25: ОТ персонала, зан-х обслуживанием пр-ва + СВ

2. Постоянные затраты - связаны с опр. периодом и напрямую не зависят от объёма пр-ва (в сумме не ме­няются при изменении уровня деловой активности, но в рас­чете на единицу продукции они зависят от V пр-ва) сч.26

26: А ОС общехоз.назн., з/п АУП, а/плата, охрана, инф/конс услуги, налоги…

ГП и НЗП оцениваются только в сумме переменных произв. затрат, а постоянные затраты отч. периода в общей сумме относятся на ФР и не распред. по видам продукции.

Принцип. отличие сист. «директ-костинг» от калькулирования полной с/с состоит в отношении к постоянным общепроизв.Р. При калькулирования полной с/с постоянные общепроизв. Р участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются и закрываются на сч.90.

Общехоз. расходы также исключаются из калькулирования. Они полностью вкл. в с/с реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода общехоз. расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от продаж: 90/26.

 

46. Фактический и нормативный метод учета затрат и калькулирования.

 

Учет фактических затрат — это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам.

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них. Пользуясь этим методом, бухгалтер имеет дело с нормативной себестоимостью и отклонениями от нее.

Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый - путем непосредственного учета затрат, а второй - через отклонения от норм.

Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости является традиционным и наиболее распространенным на российских предприятиях.

Основные недостаткиданного метода:

– неоперативное обеспечение управляющего персонала бухгалтерской информацией. Данные о стоимости изделий предоставляются лишь спустя известное время по окончании периода, в течение которого выполнялся заказ;

– в отсутствие стандартов (норм), единственный способ использования бухгалтерских данных для анализа эффективности производства состоит в сопоставлении себестоимости каждой последующей операции с аналогичной предыдущей;

– отсутствие предпосылок для четкого выявления основных факторов производства;

– высокая трудоемкость;

– невозможность оперативно сигнализировать администрации о непроизводительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить путем принятия экстренных мер.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Норма — это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро).

Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, иметь фактическую себестоимость изделий (как алгебраическую сумму нормативной себестоимости, отклонений от норм и их изменений) и регулярно анализировать причины отклонений и выявлять их виновников.

Основные принципы нормативного метода учета:

1. Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.

2. Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменений норм.

3. Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.

4. Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.

 

5. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Выделяют полный и неполный учет нормативных затрат. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормированием попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним.

 

47. Попередельный метод учета затрат на производство. Попроцессный метод.

 

Попроцессный метод - метод калькулирования себестоимости готовой продукции, при котором затраты учитываются в целом по каждому производственному процессу или по отдельным стадиям общего производственного процесса.

Он прим. в организациях добывающих отраслей (угледобывающей, нефтедобывающей и др.) промышленности, строительных материалов, электро- и теплостанции и др. Широко применяется попроцессный метод в энергетических хозяйствах вспомогательных производств.

При попроцессном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по всему производственному процессу или по отдельным стадиям процесса производства. По окончании отчетного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на количество единиц выпущенной продукции и исчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы.

Прямые затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, отражают по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. При этом делайте проводки:

Дебет 20 Кредит 10 (68, 69, 70...) - учтены прямые затраты по производственному процессу.

Общепроизводственные расходы, накопленные на одноименном счете 25, в конце месяца списывают в дебет счета 20:

Дебет 20 Кредит 25 - учтены в составе затрат по производственному процессу общепроизводственные расходы.

Общехозяйственные расходы, накопленные на одноименном счете 26, в конце месяца также списываются в дебет счета 20:

Дебет 20 Кредит 26 - учтены в составе затрат по производственному процессу общехозяйственные расходы.

Такой порядок не применяется, если учетной политикой предусмотрено отнесение общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» (п. 9 ПБУ 10/99).

На сумму фактической себестоимости завершенной производством продукции - Дт43 Кт20.

Объем незавершенного производства при попроцессном методе учета затрат можно оценивать по условно-натуральным показателям. Например, по эквивалентному количеству готовых изделий. Для расчета эквивалентного количества готовых изделий нужно знать коэффициенты готовности продукции на каждой стадии производственного процесса. Величина этих коэффициентов должна быть установлена технологической службой организации.

Попередельный метод - метод калькулирования себестоимости готовой продукции, при котором затраты учитываются по каждому переделу. Переделом пр







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.