Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль системы дошкольного образования и здравоохранения





Роль системы дошкольного образования и здравоохранения

В охране и укреплении здоровья детей.

Именно от педагогов, работающих в учреждениях дошкольного образования во многом зависит образ жизни и здоровье детей.

Для целостного понимания ребенка очень важно широкое, универсальное образование педагога, знание им закономерностей развития здорового ребенка, проявлений у него различных заболеваний, мер их предупреждения.

Поскольку большая часть болезней не возникает внезапно очень важно умение педагогов распознать предболезненное состояние, позаботиться о том, чтобы ребенок получил необходимую консультацию врача.

Задачей педагога становится создание благоприятных условий для развития ребенка, перенесшего острое заболевание, страдающего функциональным расстройством или хронической болезнью, что становится возможным при понимании основных законов развития болезни и ее лечения.

Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний - осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать.

Компетентность педагога в вопросах охраны детского здоровья очень важна и в работе с родителями. Организация домашней жизни ребенка нередко зависит от того, насколько убедительно педагог сможет обосновать необходимость тех или иных изменений в режиме дня, питании, воспитательных подходах к ребенку.

И особенно актуальной становится медицинская подготовка педагога в случаях, когда от грамотного вмешательства взрослых зависит детская жизнь — при травмах, несчастных случаях, остро развивающихся болезненных состояниях.

Ребенок проводит в дошкольном учреждении много времени, и его здоровье в значительной степени зависит от условий, в которых он находится. Гигиенические нормативы охватывают всю организацию мира ребенка — от планировки и благоустройства детских учреждений до принципов питания, подбора игрушек и дидактических материалов, на них опирается организация процессов воспитания и обучения.

В учреждении дошкольного образования закладываются основы и формируются гигиенические навыки и умения.

 

Типы дошкольных учреждений. Правила размещения на территории населенных пунктов. Гигиенические требования к земельному участку, почве, рельефу, площади зеленых насаждений.

Учреждения дошкольного образования могут быть следующих типов.

Ясли – УДО, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

Ясли-сад – УДО, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

Детский сад – УДО, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

Санаторный ясли-сад – УДО, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

Санаторный детский сад – УДО, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

Дошкольный центр развития ребенка – УДО, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности.

К числу УДО относятся также дома ребенка, которые предназначены для воспитания детей-сирот в возрасте до 3 лет, а также детей, не имеющих необходимых условий воспитания в семье; дошкольные детские дома, в которых воспитываются дети с 3 до 7 лет, оставшиеся без попечения родителей, имеют группы 10-12 человек.

Выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам. Запрещается строительство детских учреждений в непосредственной близости от коммунальных и промышленных предприятий, гаражей, автостоянок. Через территорию ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. От зоны проезда транспорта до границ ДОУ должно быть не менее 25 м.

При строительстве ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10 следует учитывать радиус их пешеходной доступности (в городах не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах — не более 500 м).

Основным гигиеническим требованием к участку является чистота почвы, так как почва, загрязненная отбросами, может стать средой для сохранения и развития микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней и яиц глистов. Земельный участок должен быть сухим, с глубоким залеганием подпочвенных вод, следует отдавать предпочтение площадкам, несколько возвышающимся над местностью и имеющим склон для стока дождевой воды и тающего снега.

Земельный участок должен иметь ограждение высотой не более 1,6 м. Не рекомендуются сплошные кирпичные или железобетонные ограждения.

Зонирование территории УДО

Земельный участок предназначается прежде всего для прогулок детей. Размеры, планировка и оборудование участка зависят от типа детского учреждения, контингента детей, их возраста и содержания воспитательной работы.

Земельный участок должен быть достаточным по размеру (30-50 м2 на 1 ребенка): в детских садах-яслях до 95 мест – 40 м2, на 140–320 мест –35 м2

Групповая площадка устраивается достаточной по размеру (5-7 м2 на 1 ребенка: 5 м2 в 1 и 2 группах раннего возраста, 7,5 м2 – в 1-й младшей группе; 7,2 м2 – в дошкольных),

Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений групповых, иметь солнечную и затененную часть.

Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м и по периметру участка для езды на велосипедах лыжах, санках и т. п.

Общая физкультурная площадка (150—250 м2 в зависимости от количества мест в детском учреждении – 50-90 или 100 и более) предназначена для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. Допускается устраивать открытые плавательные (если ДДУ на 200 детей и более) или плескательные бассейны переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м, площадью 21 м2.

Огород-ягодник организуют для дошкольных групп из расчета 0,5 м2 на 1 место и размещают либо рядом с групповой площадкой, либо централизованно.

Зеленые насаждения должны составлять не менее 50% площади участка. В площадь зеленых насаждений входят также защитные полосы, живая изгородь, газоны, цветники, огород-ягодник и насаждения на групповых и общих площадках участка. Кустарники следует высаживать не ближе 5 м, а деревья – 10 м от здания.

Хозяйственная зона изолируется от остальных. Место для нее отводят вблизи пищеблока, постирочной; она имеет самостоятельный въезд.

На хозяйственной площадке выделяется постоянное место с асфальтовым покрытием для мусоросборников на расстоянии не менее 25 м от здания. При необходимости хранения более недельного запаса овощей и фруктов допускается размещать на хозяйственной площадке овощехранилище площадью до 50 м2.

На участке проектируется главный вход и хозяйственный въезд. Земельный участок ограждается по периметру обсаживается полосой зеленых насаждений. Застройка должна составлять не более 12–15% от всей площади участка. Участки засевают трудно вытаптываемой травой.

 

Планировка групповой ячейки

Главной частью здания ДОУ является групповые ячейки (изолированные помещения, принадлежащие каждой группе детей), состоящие из основных и вспомогательных помещений, имеющих удобную связь с остальными частями здания.

Оборудование спален

Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.

Для оборудования спален яслей-садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 15 ем); для детей 3—7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см).

У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей — 0,65 м, от наружных стен — 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 м.

Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки — из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь З комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование туалетных

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В туалетных, предназначенных для детей ясельного возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, детская ванна, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей.

В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин — 1,2 м (от пола). Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.

В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста — 0,5 м над полом.

В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста — 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста — 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

 

Отопление

Отопление проектируется центральное, отопительные приборы ограждаются съемными решетками. Контролируют температуру воздуха в групповых и спальнях настенными термометрами, установленными на высоте 0,8–1,2 м от уровня пола.

Помещения Оптимальная температура воздуха (в холодный период года, °C)  
Игральные, приемные групп для детей в возрасте до 3 лет + 21 - +23  
Столовые, групповые, раздевальные группа для детей в возрасте от 3 до 7 лет (в возрасте от 3 до 6 лет) + 19 - + 21  
Спальня группа для детей в возрасте до 3 лет Зона отдыха группа для детей в возрасте от 3 до 7 лет + 20 - + 22 + 19 - + 21  
Туалетные: группа для детей в возрасте до 3 лет группа для детей в возрасте от 3 до 7 лет + 21- +23 + 19 - + 21  
Залы для музыкальных занятий и занятий по физической культуре + 18 - + 20  
Буфетные + 16 - + 18  
Помещения медицинского назначения + 21 - +23  
Служебно-бытовые помещения + 18 - + 20  
Помещения детского творчества + 20 - + 22  

 

Виды занятий в зависимости от возраста детей, их продолжительность. Структура занятий, требования к изложению и закреплению материала. Гигиенические требования к составлению расписаний занятий на день, неделю. Сочетание занятий с другими режимными процессами.

Организация всех видов деятельности и отдыха детей от 3 до 7 лет в течение дня строится на основе программы воспитания и обучения в детском саду в зависимости от их типа.

Со второй младшей группы детского сада (дети 3-4 лет) вводятся систематические общегрупповые занятия:

с детьми младшей ясельной группы проводят занятия, направленные на развитие речи и движений;

с детьми средней ясельной группы проводят подвижные игры, гимнастику, музыкальные занятия, дидактические игры;

в старшей ясельной группе особое внимание уделяется развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепке, конструированию и музыке.

Максимальная нагрузка на воспитанников дошкольного возраста в организованных занятиях, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебными планами и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10 - 15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет - до 20-25 минут, с воспитанниками в физкультурные минутки - не менее 1,5-2 минуты.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. После занятий, связанных со статическим положением тела во время перерывов должны проводиться подвижные игры умеренной интенсивности.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех группах задаваться не должны.

Занятия воспитанников дошкольного образования в рамках платных услуг не должны превышать по длительности 30 минут.

Домашние задания во всех группах не задаются.

При составлении расписания занятий рекомендуется планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, года. В начале и в конце учебной недели предпочтение отдается более легким по содержанию и сложности программного материала занятиям.

В группах, где ежедневно проводятся два или три занятия, надо строить их так, чтобы они были разными по сложности.

Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изображенная на них, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32х21 см.

Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным: во второй младшей группе — не более 2—3 мин, в средней — 4—5 мин, в старших — 5-7 мин.

Во время занятий с детьми до 5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы. В старшей и подготовительной группах можно примерно за 5 мин до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает.

На рассмотрение готовых работ во второй младшей группе выделяется не более 1—2 мин, а в остальных — 3— 5 мин.

Старшие дошкольники сами убирают после занятий пособия. На эту работу они не должны тратить более 5—7 мин.

На занятиях рисованием прежде всего нужно научить ребенка правильно держать в руке карандаш и пользоваться им.

Карандаш или кисть надо держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая их сверху указательным пальцем. Надо следить, чтобы дети держали карандаш или кисть свободно, линии на бумаге проводили без особого нажина. При этом мышцы руки будут меньше напрягаться, ребенок сможет дольше и с удовольствием рисовать.

В начале обучения рисованию не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку.

Надо наблюдать за тем, чтобы дети делали штриховку без спешки в разных направлениях: горизонтально, вертикально и круговыми линиями. Это снижает напряжение мышц кисти и пальцев руки. При штриховке, как и при рисовании, карандаш следует держать свободно, не нажимая слишком сильно, без напряжения вытягивать пальцы, работать кистью руки, а не предплечьем. В процессе занятий ребенок не должен прижиматься грудью к крышке стола. Предплечья лежат на столе, кистью правой руки вместе с карандашом ребенок свободно двигает по бумаге и столу, левой рукой придерживает рисунок.

Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как закрашивание большой плоскости утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняемые красками, могут быть крупнее. Дети средней, старшей и подготовительной к школе групп пользуются бумагой форматом 15x10 см. Для сюжетного рисования нужна бумага несколько большего формата — 28 х 20 см.

На занятиях лепкой используют мягкий, эластичный материал — пластилин, глину. Каждому ребенку дают чистую фанерную дощечку, на которой он должен работать.

На первых занятиях аппликацией воспитатель учит детей вкладывать в кольца ножниц пальцы, сжимать и разжимать рычаги, добиваясь того, чтобы ножницы хорошо резали бумагу. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами.

Во время занятий лепкой и аппликацией дети сидят на расстоянии 3—5 см от стола; в этом случае движения их рук будут свободными.

 

Качественный состав пищи.

Белки являются основными структурными элементами клеток и тканей организма, принимают самое активное участие в выработке иммунитета, эритроцитов и гемоглобина, участвуют в образовании ферментов и гормонов. Белок пищи имеет либо животное, либо растительное происхождение. С белком животного происхождения в организм поступают не синтезирующиеся в нем незаменимые аминокислоты, поэтому для нормального развития ребенка важно не только количество белка, но и его качество.

При подборе продуктов детского питания необходимо, чтобы дети получали полноценные белки, причем молоко нецелесообразно заменять эквивалентными количествами мяса и других богатых белком продуктов, так как снижается усвояемостъ белка. Богатые белком продукты, должны даваться детям, преимущественно, в первую половину дня.

Жиры служат источником энергии, играют важную роль в процессах формирования иммунитета и являются носителями жирорастворимых витаминов - А, Е, Д, К. Большое значение в питании детей имеет качество жиров. Особое внимание необходимо уделять жирам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты (линолевую, линоленовую, арахидоновую). Эти жирные кислоты обладают исключительной биологической ценностью, однако в организме ребенка не синтезируются, в силу чего должны обязательно поступать с пищей. Наибольшее количество полиненасыщенных жирных кислот содержится в растительных жирах (маслах).

1/3 часть растительных масел дети должны получить в натуральном виде, а 2/3 - в термически обработанном. Предпочтительнее использовать нерафинированные масла, более полноценные по своим биологическим свойствам.

Углеводы являются основным и легко усвояемым источником энергии. Они входят в состав клеточных мембран, соединительной ткани, в их присутствии улучшается использование организмом белков и жиров пищи. Углеводы в продуктах питания присутствуют в виде моно- ди- или полисахаридов. Моно- и дисахариды входят в состав свекловичного сахара, пчелиного меда, молока (лактоза), фруктов.

При разработке пищевых рационов для детей особое внимание обращать на достаточно высокий уровень в них белка и источников энергии.

Питание дошкольников и школьников должно быть разнообразным и включать следующий набор продуктов: хлеб пшеничный и ржаной, крупу, бобовые, макаронные изделия, картофель и другие овощи, фрукты свежие и сухие, кондитерские изделия, сахар, масло сливочное и растительное, яйцо, молоко, творог, сметану, сыр, мясо, рыбу, чай, кофе, дрожжи, соль.


 

Роль системы дошкольного образования и здравоохранения







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.