Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аккуратова Никиты Николаевича





Научный руководитель:

кандидат культурологии,

доцент кафедры музыки

Клейн Эдуард Григорьевич

 

 

Кострома


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………  
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕТСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА САКСОФОНЕ……………………………  
1.1. Из истории создания саксофона…………………………  
1.2. Особенности применения саксофона в детском духовом оркестре…………………………………………………………  
1.3. Основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………  
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА САКСОФОНЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………  
2.1. Основные требования к содержанию и организации обучения на саксофоне…………………………………………  
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы……………………………………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………  

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Необходимость исследования проблемы содержания и организации обучения игре на духовых инструментах, одним из которых является саксофон, осознается сегодня как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в XXI веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и совершенствования методов и форм передачи новых научных знаний подрастающему поколению, вследствие чего проблема совершенствования методов обучения остается важной в современной дидактике. Она также постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей.

Одной из основных задач системы музыкального образования детей в XXIвеке является создание такой системы обучения и воспитания, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Сейчас остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в саморазвитии и самовоспитании.

Важнейшим элементом в воспитании и развитии ученикаявляется отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах.

В нашей стране к музыкальной педагогике всегда наблюдался живой интерес. В настоящее время проблемы эстетического воспитания детей в различных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются общим возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Как известно, игра на саксофоне является одним из популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного музицирования.

Чтобы добиться необходимого высокого качественного уровня исполнения на духовых инструментах, необходима большая музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые музыкальные навыки. Если ребенок физически недостаточно крепкий, на первых этапах обучения можно использовать один из наиболее легких деревянных духовых инструментов, например – блок-флейту.

Проблема организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как В. Апатский, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Черных, Ю. Ягудин и др. Для нашего исследования большое значение имели положения теории и методики исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова.

Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной жизни детей и подростков. Несмотря на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и востребована, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое общественно-политическое или культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не очень велика. Одной из причин этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, необходимая усидчивость при организации занятий,дороговизна самих инструментов. Также ощущается достаточно острая проблема нехватки опытных педагогических кадров, способных увлечь и заинтересовать учеников.Вместе с тем, как показывают исследования, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они в большинстве случаев отдают предпочтение саксофону. Именно этот инструмент наиболее популярен и в среде взрослых исполнителей, а также слушателей.

До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ является хоровое музицирование. Вместе с тем, в ряде такого рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где учащиеся осваивают игру на различных инструментах. Достаточно интересный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Именно в стенах этого учебного заведения учащиеся получают практику сольного, а также оркестрово-ансамблевого исполнительства.

Цель исследования: выявить и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.

Объект исследования: обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет исследования: содержание и организация обучения игре на саксофонена начальном этапе.

Задачи исследования:

1) рассмотреть историю создания саксофона;

2) определить особенности применения саксофона в детском духовом оркестре;

3) выявить основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников;

4) дать характеристику основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне

5) раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и специальной литературы по теме исследования;

эмпирические: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, изучение опыта работы преподавателей музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 города Костромы, анализ собственного педагогического опыта и опрос;

статистические: математическая обработка полученных данных.

Методологическую базу исследования составили:

· труды педагогов и психологов, посвященные проблемам подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, О.В. Лебедева, И.Я. Лернер, Р. С. Немов, Л.Ф. Обухова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.);

· труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева и др.);

· труды музыковедов, позволившие раскрыть жанр духовой музыки и определить его границы (Е.С. Аксенов,Б.А. Диев, Г.М. Калинкович, Э.Г. Клейн, Т.К. Маякин, Е.В. Назайкинский, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, А. Усов, Х.М. Хаханян, В. Цуккерман, М.Д. Черток и др.);

· работы педагогов, работающих в области духового музыкального исполнительского искусства (С. Болотин, Г.А. Гаранян, Р. Лаптев, А.Л. Штарк и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования стало музыкально-эстетическое отделение МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации данных из области общей педагогики и психологии, педагогики и методики подготовки музыканта-духовика, изучении опыта работы педагогов, работающих в области духового исполнительского искусства в общеобразовательных школах.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и практическом внедрении методики обучения игре на саксофоне у младших школьников в учебно-воспитательный процесс музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 г. Костромы. Материалы, изложенные в работе, могут быть в дальнейшем использованы педагогами дополнительного образования, занимающимися вопросами обучения детей игре на саксофоне, а также студентами ссузов и вузов.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (80 наименований) и приложения, в котором представлены фото-материалы из архиваМОУ СОШ № 22 г. Костромы.

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.