Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По профессиональному модулю 04





Методическая разработка

Практического занятия

По профессиональному модулю 04

«Выполнение работ по профессии

Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень среднего профессионального образования)

По профессиональному модулю 07

«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Для специальности 31.02.01 Лечебное дело

(углубленный уровень среднего профессионального образования)

МДК 04.03

МДК 07.03

Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Взятие крови на биохимические исследование, на RW и ВИЧ»

 

 

Г. Новомосковск

Год

Рассмотрено на заседании Ц(П)К Утверждаю

Зам. директора по УР

протокол №_ от «»___2016 г ________Т.П.Гришина

 

Председатель Ц(П)К__________ «___» _________ 2016 г

 

Методическая разработка составлена в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности

34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

 

 

Автор: Пироженко Е.Н. преподаватель высшей квалификационной категории,

Новомосковского филиала ГОУ СПО «ТОМК»

 

Рецензент: Масленникова О.Н. преподаватель первой квалификационной категории Новомосковского филиала ГОУ СПО «ТОМК»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК

1. Подготовка к выполнению процедуры

2. Оснащение для взятия крови путем венепункции

3. Взятие диагностических проб крови путем венепункции

4. Обзор методов забора крови из вены

4.1. Забор крови из периферической вены с помощью шприца

4.2. Вакуумные системы для забора крови

Забор крови из периферической вены в вакуумные контейнеры

4.2.1. Вакуумные пробирки: виды, цветовая кодировка

4.2.2. Правило перемешивания

5. Возможные проблемы и осложнения, сопутствующие венепункции..

6. Особенности соблюдения противоэпидемического режима при
взятии венозной крови путем венепункции

7. Транспортировка и хранение проб

8. Правила безопасности медицинских работников

9. Ответственность медицинских работников

РАЗДЕЛ 2. БЛОК КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

1. Вопросы для самоконтроля

2. Задания в тестовой форме

3. Ситуационные задачи

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пояснительная записка

 

В ходе лечебно-диагностического процесса для значительной части лабораторных анализов проводится взятие венозной крови путем венепункции (чрескожное прокалывание стенки вены иглой для получения пробы крови).

Правильность проведения всех аспектов диагностики определяются качеством всех этапов исследования: преаналитическим, аналитическим, постаналитическим.

Преаналитический этап – это все процедуры, выполняемые до начала проведения лабораторных исследований: подготовка пациента к исследованию, забор биоматериала, правильное его хранение, транспортировка и регистрация.

Аналитический (лабораторный) этап – это непосредственно проведение лабораторного теста специалистами по диагностике.

Постаналитический (постлабораторный) этап связан с оцениванием результатов исследования и заключается во взаимодействии сотрудников лаборатории и клиницистов стационара.

Исследования показывают, что на преналитический этап приходится от 46 до 68% все лабораторных ошибок, вследствие чего пациентам назначаются неправильное лечение (6%) и ненужные дополнительные обследования (19%).

Значительная доля ошибок обусловлена нарушением техники взятия проб крови, неправильным выбором антикоагулянта, нарушением соотношения количества крови с реактивами, неправильными манипуляциями с пробами.

Оптимально проведенная преаналитическая подготовка является основным условием точной и полной лабораторной диагностики.

Результаты лабораторных исследований могут быть точными только в том случае, если будут стандартизованы все условия при взятии пробы крови. Успешная венепункция – ключевое требование для адекватности образцов.

Не менее важным является обеспечение выполнения требований противоэпидемического режима для снижения риска возникновения гемоконтактных инфекций при проведении такой массовой манипуляции, как взятие венозной крови.

Нарушения при выполнении процедуры взятия проб крови и манипуляциях с ними могут также служить причиной заболеваний гемоконтактными инфекциями пациентов и медицинского персонала. За 10-летний период наблюдения выявлено, что ошибки при взятии проб венозной крови явились причиной инфицирования медперсонала вирусными гепатитами В и С в 23–25% случаев.

Результатами освоения данной темы является овладение обучающимися профессиональными и общими компетенциями ПК. 4.1; ПК. 4.2; ПК. 4.2; ПК. 4.4; ПК. 4.5; ПК. 4.6; ПК. 4.7; ПК. 4.8; ПК. 4.11; ПК. 4.12; ОК.- 1; ОК.- 2; ОК.- 3; ОК.- 4; ОК.- 5; ОК.- 6.

Пособие предназначено для студентов медицинских училищ (колледжей), обучающихся по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело».

 

 

Форма занятия: практическое

Время: 225 минут

Место проведения: кабинет доклинической практики

Цели занятия

Обучающая:

- изучить методы забора крови (с помощью шприца, вакуумные системы

для забора крови);

- изучить правила транспортировки и хранения проб;

- изучить правила безопасности медицинских работников и

ответственность медицинских работников при работе с кровью;

- изучить возможные осложнения при взятии крови на исследование;

- уметь анализировать проблемы пациента и выделять актуальные

проблемы;

- уметь активно сотрудничать с пациентом и его родственниками.

 

Воспитательная:

- способствовать формированию у будущих медицинских работников

ответственность за свое здоровье и здоровье пациента;

- проявлять чуткость, внимание, сострадание, воспитывать

аккуратность;

 

Развивающая:

- развить у студентов интерес и умение работать в команде;

- развить умение быстро, четко и медицински грамотно принимать

решения в сложных ситуациях.

Стандарт по теме

После изучения темы студент должен:

 

Знать:

● методы забора крови;

●правила забора крови шприцем и вакуумной системой;

● правила транспортировки крови;

● возможные осложнения;

● возможные проблемы пациента и сестринские вмешательства.

 

Уметь:

● провести забор крови из периферической вены разными методами;

● провести обработку использованного материала.

 

Связи связи

 

 

АНАТОМИЯ СЕСТРИНСКИЙ

ПРОЦЕСС

 

ФИЗИОЛОГИЯ

ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ

ИНФЕКЦИЯ

 

 

ЛАТИНСКИЙ ПОТРЕБНОСТИ

ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА

В ЗДОРОВЬЕ

И В БОЛЕЗНИ

 

 

АНГЛИЙСКИЙ

ЯЗЫК

 

Этапы планирования практического занятия

Этап занятия Цель Краткое описание занятия Время
  преподавателя студента  
1.Организационный момент Обеспечить готовность к занятию, создать рабочую обстановку Приветствует студентов, обращает внимание на санитарное состояние учебной комнаты, внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места. Староста группы перечисляет отсутствующих. 2 минут
2. Этап актуализации необходимых знаний и способов деятельности студентов для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем занятии. Раскрывать практические значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Знакомит студентов с темой планом занятия; объявляет поставленные перед ними цели. Объясняет, что студенты должны знать после этого занятия. Записывают в тетрадь дату, тему, план, цели занятия. Осмысливают план занятия и ставят перед собой цели. 10 минут
3. Этап контроля знаний по теме «Особенности введения некоторых лекарственных средств (инсулин, гепарин, сердечные гликозиды и т.д.)», выявление глубины понимания и степени прочности изученного на предыдущем занятии. Определить исходный уровень знаний. Осуществить практический контроль знаний с соблюдением стандартов практической деятельности. Контроль знаний с помощью тестов. Контроль знаний с помощью решения кроссворда. Контроль знаний с помощью карточек - заданий. Работа в малых группах: отвечают на вопросы кроссворда. Заполняют карточки - задания. минут
4. Этап изложения нового материала и организации работы студентов по его осмыслению и с демонстрацией проведения манипуляций. Изучить алгоритмы взятия крови шприцем и вакуумной системой; универсальные меры предосторожности при выполнении процедур; принципы инфекционной безопасности при выполнении процедур; возможные проблемы пациента.   Проводит изложение нового материала путем рассказа. Демонстрирует технику взятия крови шприцем и вакуумной системой на фантомах, с универсальными мерами предосторожности при выполнении процедур, с принципами инфекционной безопасности, инфекционного контроля. Осмысливают, записывают, запоминают услышанную информацию. Задают вопросы по данному материалу. Анализируют сообщаемую информацию. минут
5. Этап применения изученного материала (самостоятельная работа).   Ставит цели и задачи предстоящей работы. Отвечает на вопросы студентов. Знакомит с порядком предстоящей работы. Раздает методические пособия для самостоятельной работы. Привлекает студентов к самостоятельному выполнению практических манипуляций и взаимообучению. Контролируют работу студентов. Обходит рабочие места. Оказывает необходимую помощь. Осмысливают и планируют предстоящую работу. Задают вопросы по предстоящей работе. Воспринимают последовательность предстоящей работы. Принимают рекомендации преподавателя. Знакомятся с методическими пособиями. Записывают понятия, алгоритм выполнения манипуляций. Работа в малых группах: Отрабатывают технику взятия крови на фантомах. минут
6. Этап закрепления изученного материала. Выяснить, как студенты усвоили данный материал, закрепить тему. Ставит цели и задачи предстоящей работы. Проводит тестовый контроль, решение ситуационных задач. Осмысливают и планируют предстоящую работу. Воспринимают последовательность выполнения предстоящей работы. Выполняют тесты, решают задачи, дополняют ответы товарищей. минут
7. Этап контроля и самоконтроля. Определить практические навыки студентов. Ставит цели и задачи предстоящей работы. Привлекает студентов к самостоятельному выполнению заданий. Контролирует работу студентов. Организует студентов для взаимоконтроля. Осмысливают и планируют предстоящую работу. Воспринимают последовательность выполнения предстоящей работы. Работа в малых группах: выполняют тесты, решают ситуационные задачи. минут
8. Этап информации о задании для самостоятельной внеаудиторной работы. Знакомит с контрольными вопросами для подготовки домашнего задания. Предлагает записать домашнее задание. Называет необходимую литературу для подготовки. Обращает внимание на основные вопросы. Сообщает контрольные вопросы. Дает задание для внеаудиторной работы. Знакомит с порядком предстоящей работы. Записывают домашнее задание, литературу.   мин.
9. Этап подведения итог занятия с выставлением оценок. Развитие аналитических способностей у студентов. Воспитание умения выслушивать критику. Подводит итоги занятия. Делает выводы об усвоении материала, техники выполнения манипуляций. Выставляет итоговые оценки за занятие, мотивируя свои действия. Внимательно слушают. Анализируют степень усвоения материала. минут

 

Правило перемешивания

 

Сразу после заполнения и извлечения пробирки из держателя ее нужно аккуратно перевернуть несколько раз (количество раз определяется типом наполнителя) на 180° для смешивания пробы с наполнителем (рис. 16).

Рис. 16. Правило перемешивания.
В плохо перемешенной пробе образуются микросгустки, ведущие к искажению результатов тестов, а также к поломкам лабораторных анализаторов вследствие закупорки пробозабирающих зондов. Интенсивное перемешивание пробы, встряхивание может вызвать коагуляцию и гемолиз.

Вопросы для самоконтроля

1) Дайте определение понятиям «венепункция», «проба крови».

2) Назовите цель преаналитического этапа исследования.

3) Перечислите этапы подготовки пациента к процедуре забора крови из вены.

4) Какая информация должна быть указана в направлении на исследование крови?

5) Назовите инструменты, которые должна приготовить медицинская сестра перед манипуляцией взятия крови путем венепункции, если процедура проводится: а) в процедурном кабинете; б) в палате.

6) Что такое «идентификация пациента», «идентификация пробы», каковы их цели?

7) Пациенту назначено биохимическое исследование крови. Дайте пациенту инструкцию по подготовке.

8) Пациенту назначено серологическое исследование крови. Дайте пациенту инструкцию по подготовке.

9) Назовите методы забора крови из вены.

10) Назовите основные компоненты вакуумной системы Vacutainer.

11) Соберите вакуумную систему для взятия венозной крови на исследование из вен локтевого сгиба, если один из компонентов – односторонняя игла типа «луер».

12) Соберите вакуумную систему для взятия венозной крови на исследование из вен локтевого сгиба, если один из компонентов – держатель с иглой-клапаном.

13) Соберите вакуумную систему для взятия венозной крови на исследование для пациента с «трудными» венами, например, из малых вен предплечья.

14) Назовите преимущества использования S-Monovette.

15) Объясните особенности взятия образца крови из венозного или артериального катетера.

16) Определите основное правило заполнения пробирок.

 

Задания в тестовой форме

Ситуационные задачи

 

Задача 1

В процедурном кабинете во время проведения забора крови на биохимическое исследование пациент потерял сознание.

Ваши действия?

 

Задача 2

Пациенту перед операцией назначено комплексное исследование, включающее исследования венозной крови: 1) на группу крови и резус-фактор, 2) на антитела к ВИЧ, сифилис, инфекционные гепатиты, 3) коагулограмму (протромбин, МНО, фибриноген, антитромбин III, АЧТВ); 4) на сахар; 5) на скорость оседания эритроцитов.

При необходимости проинструктируйте пациента по подготовке к лабораторному исследованию. Определите количество и цветовой код вакуумных пробирок системы «Vacutainer», последовательность их заполнения при одномоментной венепункции.

 

Задача 3

Пациенту, находящемуся в кардиореанимационном отделении, назначено исследование венозной крови: 1) на электролиты (калий плазмы, натрий плазмы, гематокрит); 2) на сахар крови; 3) на протромбин крови; 4) серологический анализ крови на реакцию Вассермана (RW); 5) биохимический анализ крови (ЛДГ общ., ЛДГ 1, КФК общ., АСТ, холестерин).

Определите количество и цветовой код вакуумных пробирок системы «Vacutainer», последовательность их заполнения при одномоментной венепункции.

 

Задача 4

Пациенту с заболеванием печени назначено исследование крови:

1) биохимическое (билирубин общ., билирубин непрямой и прямой, АЛТ, АСТ, тимоловая проба);

2) на инфекционные гепатиты (HBsAg, антитела к HCV);

3) на скорость оседания эритроцитов.

При необходимости проинструктируйте пациента по подготовке к лабораторному исследованию. Определите количество и цветовой код вакуумных пробирок системы «Vacutainer», последовательность их заполнения при одномоментной венепункции.

 

Задача 5

Пациенту, находящемуся в послеоперационной палате, назначено исследование венозной крови: 1) коагулограмма (протромбин, МНО); 2) серологический анализ крови на реакцию Вассермана (RW); 3) биохимический анализ (билирубин общ., креатинин, мочевина, сахар, общий белок); 4) экспресс-анализ крови (Hb, эритроциты, лейкоциты).

Определите количество и цветовой код вакуумных пробирок системы «Vacutainer», последовательность их заполнения при одномоментной венепункции.

 

Задача 6

Пациенту назначено исследование гормонов щитовидной железы: Т3 своб., Т4 своб., ТТГ, АТ-ТТГ, АТ-ТПО.

При необходимости проинструктируйте пациента по подготовке к лабораторному исследованию. Определите количество и цветовой код вакуумных пробирок системы «Vacutainer», последовательность их заполнения при одномоментной венепункции.

 

 

Задача 7

Во время взятия пробы крови прекратился ток крови в пробирку.

В чем причина? Ваши действия.

 

Задача 8

Медицинская сестра процедурного кабинета для взятия крови на коагулологическое исследование подготовила пластиковую вакуумную пробирку (цвет крышки – голубой, видимого наполнителя не наблюдается), держатель и специальную двустороннюю иглу. По окончании процедуры забора крови из вены медсестра аккуратно 4-5 раз перемешала кровь в пробирке и поставила в штатив. Проба крови отправлена в биохимическую лабораторию.

Оцените действия медсестры.

 

Задача 9

Медицинская сестра процедурного кабинета проводит забор крови из вены с помощью закрытой системы S-Monovette, используя вакуумный метод. Сначала она создала вакуум в шприце-пробирке, оттянув поршень до конца и отломив рукоятку. Затем подсоединила иглу и зафиксировала ее поворотом по часовой стрелке. После пункции вены кровь в пробирку не поступает.

В чем причина? Ваши действия.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

 

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

Приложение 2

Приложение 3

 

ВЫПИСКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ Р 53079.4-2008 Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа.

2. Долгов В.В., Луговская С.А., Почтарь М.Е. Применение вакуумных систем BD VACUTAINER для лабораторного анализа. / Методические рекомендации. – М.: РМАПО, 2007.

3. Инструкции по забору и хранению биологического материала. / ФГУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, 2005.

4. Инструкция о соблюдении противоэпидемического режима при взятии венозной крови путем венепункции в учреждениях здравоохранения г. Москвы. – Инструкция № 2.1.3.007-02.

5. Информация о продукции фирмы Sarstedt (Германия): «Инструкция. Закрытая система взятия крови S-Monovette», «Преаналитика: практические советы и методы» – www.sarstedt.com

6. Каталог продукции «BD Vacutainer» – www.bd.com/Vacutainer

7. Основы сестринского дела. Практикум. / Под ред. Н.В.Широковой. – М.: МОМК № 2, 2009.

8. Приложение № 6 к приказу Министерства здравоохранения от 27.01.2006 г. № 16/9 «Правила забора, хранения и транспортировки крови для исследования на ВИЧ»

9. СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163).

10. Сборник стандартных операционных процедур «Стандартизованный способ получения и доставки образцов сыворотки / плазмы крови больных различными формами сифилиса из субъектов Российской Федерации» – М.: ООО «ДЭКС-ПРЕСС», 2008. – 48 с.

11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012)
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12. Becan-Mcbride K. Взятие лабораторных проб – влияет ли процесс на результат? // Journal of Intravenous Nursing. – 1999 г. – Т. 22. – №3.

13. Plebani M., Carraro P. Ошибки в экспресс-лабораториях: их виды и частота. – Clinical Chemistry, 1997.

 

Методическая разработка

Практического занятия

по профессиональному модулю 04

«Выполнение работ по профессии







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.