Характеристика предприятий индустрии развлечений
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика предприятий индустрии развлечений





 

Развлечения являются важной частью повседневной жизни человека, состояние которой оказывает достаточно серьезное влияние на состояние общества. Потребность в развлечениях идет сразу за первичными потребностями. Если человек удовлетворен их качеством и доступностью, то его социальное положение может им оцениваться положительно. По отношению общества – это индикатор развитой экономики страны, и в том числе ее социальной сферы, так как индустрия развлечений создается только тогда, когда уровень доходов населения достигает такого уровня, при котором у него имеются свободные средства. В результате формирования специальных условий для того, чтобы организовать процессы развлечений, появилась относительно развитая индустрия развлечений, приобретшая современные очертания к концу XX века. Структура современной российской индустрии развлечений представлена на рисунке 1.2.1 [51].

 

Рисунок 1.2.1 – Основные сектора российской индустрии развлечений и СМИ, млн долл. США

Индустрия развлечений занята производством условий для развлечений [26, с. 51]. Отличительной чертой данного вида индустрии является большое разнообразие развлечений. Они могут быть:

– спортивными, культурными, игровыми, пляжными, кулинарными, эротическими;

– инди­видуальными, групповыми и массовыми;

– рассчитанными на людей разных возрастных групп; разного пола; разного семейного положения.

Разделение спортивных развлечений производится в зависимости от вида спорта: воздухоплавание, водный велосипед, водные и горные лыжи, подвод­ное плавание, парашютный спорт. К развлечениям, имеющим культурный характер, относят экскурсии в музеи, посещение выставок, знакомство с историческими достопримечательностями. Игро­вые развлечения означает участие в играх самого разного рода, к которым причисляют и компьютерные игры и игры в казино. Многие из развлечений отличаются комплексным характером, нацеленностью на удовлетворение различных потребностей человека. Например, это может быть активное участие в карнавале, либо национальном празднике. Исследованиями доказано непосредственное влияние развлечений на духовное состояние человека. Развлечения являются одним из способов удовлетворения человеком своих духовных, интеллектуальных или физиологических потребностей. Они дают человеку возможность оценить себя как личность, выявить собственную роль в разнообразных ситуациях и социальных системах, получить заряд эмоций и острых ощущений [35].



Продуктом индустрии развлечений в широком смысле выступает впечатление, удовольствие, которые получает человек с помощью использования продуктов (услуг и товаров), достаточных для того, чтобы удовлетворить потребности в процессе и в целях развлечения. Опираясь на методику определения элементов потребления, рассматриваемую систему удовлетворения потребностей можно изобразить в схематическом виде (см.рисунок 1.2.2) [35].

Факторы внешней среды
Субъект Человек, испытывающий потребность в развлечении
Объект Эмоции, связанные с получением впечатлений и удовольствий, формирующие положительный эмоциональный фон
Способ удовлетворения
Средства Услуги и товары для развлечений
Процесс Получение впечатлений посредством развлечения
Факторы внешней среды

Рисунок 1.2.2 – Схема связей элементов потребления развлекательных услуг

 

Факторами внешней среды, которые показаны в схеме, являются факторы, оказывающие непосредственное влияние на выбор средств удовлетворения потребности в развлечении:

- при желании получить комплекс развлечений отправляются в культурно-развлекательные комплексы, торгово-развлекательные центры;

- при желании получить профессиональный результат прибегают к услугам специализированных предприятий, спортивных центров;

- при стремлении к экономии времени развлекаются в Интернете;

- для престижа в определенной среде посещают закрытые для массового посетителя развлекательные заведения.

К основным функциям развлекательной отрасли относят создание настроения, воспитание и раз­витие личности. В ходе выполнения названных функций, индустрия развлечений вносит свою долю в процесс воспроизводства рабочей силы, положительно влияет на увеличение человеческого ка­питала. Кроме того, наряду с другими отраслями экономики, она выполня­ет производственную, доходную функции и функцию занятости.

Индустрия развлечений относится к новейшим отраслям из со­циально-культурной сферы. Экономическая наука, предметом изучения которой является рассматриваемая отрасль, находится на начальном этапе своего развития. Еще не сложилось общепринятого представления о составе и структуре данной отрасли. В статистике отсутствует критерий, по которому следует выделять предприятия индустрии развлече­ний. Для этого есть две основные причины. Прежде всего, орга­низационно-экономические признаки предприятия индустрии развлечений плохо поддаются определению. Имеется огромное разнообразие предпри­ятий, создающих условия для развлечений. Они работают в самых разных от­раслях, которые не относятся в традиционной классификации к сфере развлече­ний. Для некоторых предприятий создание условий для развлечений является основным видом дея­тельность (дискотека как самостоятельное предприятие), а для дру­гих – вспомогательным (игротека как составляющая хозяйства гостиницы), для третьих – побочным (дансинг при библиотеке). Второй причиной является то, что нет необходимых классификаций видов деятельности. Раз­влечение не было четко выделено из других видов деятельности.

Предприятия, системы и технологии, выполняющие определенные функции по предоставлению развлекательных услуг и создающие условия для функционирования рынка развлекательных услуг в совокупности составляют инфраструктуру этого рынка. Возможная классификация объектов развлекательной инфраструктуры представлена в таблице 1.2.3 [17].

Таблица 1.2.3 – Классификация объектов развлекательной инфраструктуры

Классификационный критерий Признаки объектов Виды объектов
Основное направление деятельности объекта (специализация) Зрелищно-развлекательная дея­тельность Кинотеатр, концертный зал, филармония, выста­вочный комплекс, спортивная арена, спортзал, зоопарк
Деятельность по организации и проведению азартных игр Казино, зал игровых автоматов, букмекерская контора
Организация физкультурной деятельности и оздорови-тельных мероприятий Бассейн, фитнес-клуб, массажный салон, спа-салон. лыжная база, каток
Парковая деятельность Парк культуры и отдыха, тематический парк
Организация активного отдыха и досуга Ночной клуб, боулинг, игры арка­ды, игровой компьютерный клуб, дискотека

 

Продолжение таблицы 1.2.3

Классификационный критерий Признаки объектов Виды объектов
Профиль центра развле­чений Объекты семейного отдыха и развлечений Парк аттракционов, спортивно-игровой комплекс
Объекты развлечений для детей Детская игровая площадка, парк детских аттракционов
Объекты, ориентированные на взрослую аудиторию Казино, ночной клуб
Способ размещения объекта Развлечения на открытом воз­духе Тематические парк, роллердром, экстрим-парк для велосипедистов и скейтеров
Развлечения в здании, поме­щении Аквапарк, театр, игровая комната
Доступность Камерные Элитный ресторан и закрытый клуб. Vip-казино
Массовые Кинотеатр, парк.

 

В мире накоплен богатый практический опыт по определению пределов индустрии развлечений. Как правило, к ней относят:

- предприятия, основная деятельность которых направлена на удовлетво­рение человеческих потребностей в развлечениях: цирки, зоопарки, аттракцио­ны, игротеки, парки культуры и отдыха, передвижные городки и др.;

- зрелищные предприятия: театры, кинотеатры, изостудии, филармо­нии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы;

- спортивные организации: катки, манежи, залы, клубы, аква-парки, дайвинг-центры;

- учреждения, где приобщение к культурным ценностям сопровожда­ется развлечением: музеи, выставки, клубы, интернет-центры;

- предприятия, обеспечивающие развлечения в форме своей вспомо­гательной или побочной деятельности: гостиницы, предприятия туризма, зо­ны отдыха, исторические достопримечательности (например, известный го­тический собор может использоваться в развлекательных целях как смотро­вая площадка города);

- предприятия промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь, товары рекреационного назначения (телевизоры, радиоприемники, магнитолы, фотоаппараты и проч.).

Классификация развлекательных объектов в соответствии с их размерами и разнообразием предлагаемых услуг (см.табл.1.2.4) [17].

Таблица 1.2.4 – Классификация объектов индустрии развлечений по спектру предлагаемых услуг

Типы объектов индустрии развлечений Признаки объектов (принцип образования) Пропускная способ­ность чел./сутки Виды объектов
1. Специализирован­ные предприятия Специализация на одном направлении раз­влечения До 1000 Аквапарки, боулинг, киноте­ат­ры, игровые компьютер­ные клубы, пейнтбол, казино
2. Смешанные объ­екты Развлекательная состав­ляющая как со­путст­вующая специа­лизация объекта 500-5000 Торгово-развлекатель­ные цен­тры, спортивно-развле­ка­тельные ком­плексы, фести­вал цен­тры
  Сочетание 2-3 направ­лений развлечений   Культурно-развлека­тельные центры, раз­влекательные ком­плексы с казино.
3. Многопрофильные раз­влекательные цен­тры, географические зоны развлечении Совмещение несколь­ких различных направ­лений развлече­ний Более 5000 Тематические парки, зоны развлечении: о. Сентоза, Лас- Вегас, Атлантик-Сити...

 

В практической деятельности, как видно из таблицы 1,2.4, к индустрии развлечений могут быть отнесены не толь­ко обычные развлекательные объекты, но и ряд предприятий ма­териального производства. Теоретическое уточнение границ индустрии раз­влечений, по утверждению специалистов, остается нерешенной задачей [35].

Спрос на развлечения имеет свои характерные особенности. Существует тесная зависимость масштабов спроса от наличия и объема свободного времени, социально­-демографических характеристик и доходов населения. Среди факторов, влияющих на участие в развлечениях, обычно называют пол, возраст, уровень культуры и образования, род занятий, особенности воспитания и установок, стимулы. Потребности в развлечении сопряжены с жизненным циклом человека, а, кроме того, в другими временными циклами: годовым, месячным, недель­ным и суточным. Развлечения, как правило, близко сочетаются с занятиями другого рода, такими как отдых, спорт или обучение

Создателями предприятий индустрии развлечений могут быть государство, ком­мерческие структуры и некоммерческие организации. Национальные и муниципальные (городские) парки, стадионы, некоторые спортивные сооружения, пляжи обычно являются собственностью государства. На территории названных объектов отдых граждан ими обычно не оплачивае­тся или оплачивается лишь частично. Например, в Челябинской области находятся два национальных парка «Таганай» и «Зюраткуль», а всего в России более 45 национальных парков и в ближайшие годы планируется создание еще девятнадцати.

Предприятия индустрии развлечений, относящиеся к коммерческому сектору, предлагают широкий набор услуг, которые отдыхающие должны оплачивать: услуги аттракционов, частных клубов, тематических парков и т.д. Среди объектов такого типа, наиболее известных в мире, – парки и ат­тракционы Орландо (США): Всемирное царство животных Уолта Диснея, Волшебный мир Гарри Поттера, аквапарк, Колесный пароходик, Шоу на водных лыжах, балет на льду, Сад скульптур из растений, аттракционы.

Предприятия индустрии развлечений некоммерческого сектора создают условия для развлечений, не ставя перед собой цели извлечения прибыли. Это могут быть, как показывает мировая практика, самые разные организации:

- клубы, имеющие этнокультурную направленность (японский, индийский, армянский и т.д.);

- организации, связанные с подготовкой к службе в армии (аэроклубы, клубы парашютистов, стрелко­вые клубы, кружки самодеятельности и т.д.);

- студенческие организации (клубы танца, самодеятельной песни, КВН и т.п.);

- службы производственных предприятий, организующие спортив­но-развлекательные программы для отдыха работников;

- организации, разрабатывающие развлекательные программы для спе­циальных групп населения – душевнобольных, умственно отсталых, инвалидов (специальные олимпийские игры для инвалидов, клубы глухонемых и т. д.);

- религиозные организации (Община последователей веры БАХАИ в России и т. п.).

Следует рассмотреть подробнее один из видов предприятий индустрии развлечений – клуб. Это предприятие предназначено для выполнения социально-психологической, познавательной, орга­низационной, развлекательной, рекреационной функций. Цели клубной дея­тельности состоит в том, чтобы развить социальную активность и творческие начала личности, повысить культурны уровень, способствовать общению по интересам, обеспечить отдых. Известны самые разнообразные виды клубов. Выделяют комплексные и специализированные клубы. Комплексные клубы предназначены для удовле­творения широкого круга интересов, а специализированные – однотипных ин­тересов. Специализированные клубы могут быть, например, культурно-просветительскими, физкультурно-оздоровительными, эколо­гическими, технического творчества.

Организация клубных сообществ строится как на коммерческой, так и неком­мерческой основе. Во всем мире широко распространены частные клубы, имеющие коммерческий характер. Члены такого клуба собираются для того, чтобы провести время в светском, профессиональном и дружеском общении. Стать членом подобного клуба можно, лишь заплатив вступительный взнос, и затем внося ежегодные членские взно­сы. Элитность клуба прямо пропорциональна размерам взносов. Но взносов недостаточно, чтобы стать членом элитного клуба – нужно отстоять очередь желающих получить членство в клубе, пройти проверку своей родословной и т.п. Клубы, которые не являются элитными, строятся на демократической основе. Знаменитые эли­тарные лондонские клубы – Boodle's, St.Jamess, White's. Старейший элитар­ный клуб США – Fish House [26, с. 59].

Коммерческие клубы могут быть загородными и городскими. Загородные клубы, обычно, имеют оборудование для спортивных занятий. Они могут иметь площадку для гольфа, теннисный корт, плава­тельный бассейн, манеж для верховой езды, зал для аэробики. Членство в загородном клубе бывает несколь­ких видов: полное (дает возможность пользоваться всеми помещениями и оборудова­нием), социальное (дает возможность пользоваться только помещениями социальной инфраструктуры – комнатами отдыха, баром, иногда бассейном, теннисным кортом), членство выходного дня, членство только по будням.

К городским клубам относят такие виды как профессиональный, элитарный, спортивный, обеденный, университетский, военный, товарищеский, корпоративный, яхт-клуб. Каждый из них обладает всем, что может потребоваться для хорошего отдыха и развлечений. Большое внимание уделяется хорошей кухне, напиткам.

В Советском Союзе клубы организовывались главным образом на принципах самодеятельности и инициативности. В настоящее время идет коммерциализация, западный опыт организации клубного дела распространяется в России. Появилось множество элитных клубов, закрытых для случайных людей. Это бизнес-клубы (предпринимателей, директоров и т.д.), закрытые семей­ные, мужские и женские клубы. Члены таких клубов пользуются предостав­ляемыми услугами на основании клубных карточек, стоимость которых варь­ируется. По­мимо элитарных клубов распространены клубы товарищеские (афганцев, ветеранов и т.п.), спортивные, этнокультурные, образовательно-языковые (английский, французский, немецкий), клубы знакомств. Появились и ночные клубы. Ночной клуб представляет собой общественное, коммерческое заведение, формально являющееся «гибридом» дискотеки и бара, осуществляющее свою деятельность в сфере досуга и развлечений, которая заключается в организации вечеринок [48]. Обычно ночные клубы сконцентрированы в центральной части городов и работают по выходным с 22-23 и до 6-7 часов утра. Обычно в таких клубах есть бар, танцпол, чил-аут (место, в котором можно посидеть в тихой обстановке с более спокойной музыкой). Организаторы стремятся создавать и поддерживать в ночном клубе особую атмосферу праздника, доброжелательности, раскрепощенного общения с друзьями и малознакомыми людьми. С этой же целью в ночных клубах часто применяется фейс-контроль и дресс-код для отсеивания нежелательных посетителей. В результате создается особая атмосфера клубного отдыха. Для клубов нет особого единого формата, так как каждый клуб специализируется на своей целевой аудитории посетителей.

В Челябинске на каждые 100 тыс. горожан приходится 2 ночных клуба, а всего в городе 31такое заведение.

Эффективность работы клуба зависит от умения управлять цикличе­ским характером развития клубного движения – менять устаревающие идеи и направления работы.

Таким образом, учеными установлено, что развлечения являются важной частью повседневной жизни человека, состояние которой оказывает достаточно серьезное влияние на состояние общества. Развлечения являются одним из способов удовлетворения человеком своих духовных, интеллектуальных или физиологических потребностей. В результате формирования специальных условий для того, чтобы организовать процессы развлечений, появилась относительно развитая индустрия развлечений. Предприятия, системы и технологии, выполняющие определенные функции по предоставлению развлекательных услуг и создающие условия для функционирования рынка развлекательных услуг в совокупности составляют инфраструктуру этого рынка. Создателями предприятий индустрии развлечений могут быть государство, ком­мерческие структуры и некоммерческие организации.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.