Сроки предъявления и удовлетворения отдельных требований потребителя при продаже товаров. Ответственность за нарушение этих сроков
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сроки предъявления и удовлетворения отдельных требований потребителя при продаже товаров. Ответственность за нарушение этих сроков





Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостат­ков товара закреплены в ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 477 ГК РФ.

В пункте 1 ст. 19 Закона содержится право потребителя предъявить требование к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отно­шении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если же гаран­тийный срок установлен продавцом, то только к продавцу.

Если в договоре установлен гарантийный срок изготовителя, продавец, удовлетворивший обоснованные требования потребителя, вправе предъ­явить регрессные требования изготовителю, если докажет, что недостатки товара возникли по вине изготовителя.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годно­сти не установлены, предусмотрен единый для любого товара иной срок - «разумный срок», но в пределах двух лет со дня передачи товара потреби­телю, если более длительные сроки не установлены законом или догово­ром (п. 1 ст. 19 Закона). Как должен определяться разумный срок и юриди­ческие последствия его нарушения законодательство не раскрывает. Практи­чески можно считать, что срок обнаружения недостатков товара, дающий право потребителю предъявить соответствующие требования, равен двум годам.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена возмож­ность устанавливать гарантийный срок менее двух лет. В таких случаях при обнаружении недостатков по истечении гарантийного срока, но в пре­делах двух лет потребитель вправе предъявить требования как продавцу, так и изготовителю, если докажет, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.



Таким образом, если недостатки возникли в товаре в пределах действия гарантийного срока, то отсутствие своей вины доказывается самим про­давцом или изготовителем, а если после истечения этого срока, то потре­бителем (п. 5 ст. 19 Закона).

Гарантийный срок товара и срок его службы исчисляются со дня пере­дачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления кото­рого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей. Так, в Республике Мордовия сроки наступления сезонов таковы: зимний сезон - с 1 ноября по 28 (29) февраля; весенний сезон - с 1 марта по 31 мая; летний сезон - с 1 июня по 31 августа; осенний - с 1 сентября по 31 октября.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуж­дается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и т. д.) гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, опре­делить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектую­щие и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона гарантийные сроки на комплектую­щие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующие изделия и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гаран­тийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требо­вания, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной ча­сти товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок боль­шей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потре­битель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изго­товления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетво­рено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, то потреби­тель вправе по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования или возвратить товар изготовителю (уполномо­ченной организации или уполномоченному индивидуальному предприни­мателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона).

Это правило распространяется на товары длительного пользования, для которых уста­новление срока службы является как обязательным, так и добровольным. К товарам, на которые гарантийные сроки не устанавливаются, а устанав­ливаются сроки годности, указанное правило не применяется.

Срок для предъявления иных требований в установленных случаях (а именно: замена на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара или воз­мещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом) Законом РФ «О защите прав потребителей» не установлен. Очевидно, новые требования могут быть предъявлены в течение сроков исковой дав­ности, установленных для этих требований.

Сроки устранения недостатков урегулированы в ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с пунктом первым этой статьи, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной орга­низацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импор­тером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необхо­димый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Кроме того, срок устранения недостат­ков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

Также в ст. 20 Закона закреплено, что в том случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заклю­чить соглашение о новом сроке устранения недостатков товаров. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него про­длевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обра­щения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недо­статков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недо­статков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Согласно п. 4 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же про­должительности, что и на замененные комплектующее изделие или состав­ную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Согласно ст.21 Закона о защите прав потребителей требова­ние потребителя о замене товара с недостаткамидолжно быть удовлетво­рено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или упол­номоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем. В слу­чае сомнений по поводу недостатков, причины и времени их возникнове­ния, обязанное лицо вправе провести дополнительную проверку качества такого товара. В этом случае товар должен быть заменен в течение двадцати дней со дня предъявления такого требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации, уполно­моченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требо­вание потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заяв­лению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, упол­номоченной организации или уполномоченного индивидуального пред­принимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъ­явления указанного требования.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня пере­дачи товара потребителю.

Кроме того, если для замены товара требуется более семи дней, то по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная орга­низация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в тече­ние трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан без­возмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» тре­бования потребителя:

- о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

- о возмещении расходов на исправление недостатков товара потреби­телем или третьим лицом;

- о возврате уплаченной денежной суммы;

- о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие про­дажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре подлежат удовлетворению продавцом (изготовите­лем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуаль­ным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъ­явления соответствующего требования.

Статья 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной ор­ганизации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импор­тера) за просрочку выполнения требований потребителя. Согласно вышеуказанной статье за нарушение предусмотренных ст. 20, 21 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» сроков, а также за невы­полнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изго­товитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивиду­альный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в раз­мере одного процента цены товара. Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномо­ченной организацией или уполномоченным индивидуальным предприни­мателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого тре­бования или в день вынесения судебного решения, если требование добро­вольно удовлетворено не было.

В случае невыполнения требований потре­бителя в установленные сроки, он вправе предъявить по своему выбору иные требования, установленные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потре­бителей». В случае нарушения обязанным лицом одновременно сроков и обязательств неустойка взыскивается за каждое допущенное нарушение.

В соответствии со ст. 23 Закона в случае нарушения не установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Такая неустойка (пеня) взыскивается со дня, когда по дого­вору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осу­ществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворе­ния требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара. Требования потре­бителя о возврате уплаченной за товара суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Требования потребителя о передаче оплаченного товара в установленный им новый срок, либо о возврате суммы предварительной оплаты товара, не переданного продав­цом, а также о полном возмещении убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предвари­тельно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Независимо от взыскания неустойки потребитель, в случае нарушения сроков, вправе предъявить любое другое требование, предусмотренное ст. 18 Закона. В этом случае неустойка взыскивается до предъявления нового требования. При удовлетворении требования потребителя судом неустойка взыскивается по день фактического исполнения решения.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишен возмож­ности обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании неустой­ки. Это требование может быть заявлено как самостоятельно, так и вместе с другими требованиями (о возмещении убытков, о замене товара и т. д.).

Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе умень­шить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нару­шения обязательств. Но, как устанавливается в данном пункте постановле­ния, применение ст. 333 ГК РФ по делам о защите прав потребителей воз­можно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязатель­ным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения интерес ответчика. Под явной несоразмерно­стью следует понимать, в частности, незначительный размер или отсут­ствие убытков в результате нарушения обязательства.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.