Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Освобождение от юридической ответственности и ее исключение по российскому законодательству.





Под основанием освобождения от юридической ответственности следует понимать юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в силу норм права снимается обязанность претерпевать меры государственного принудительного воздействия за совершенное правонарушение. Освобождение от юридической ответственности – отказ компетентных органов государства, в предусмотренных законом случаях, от осуждения поведения и применения мер государственного принуждения. В Российской Федерации основания освобождения от юридической ответственности предусмотрены различными отраслями законодательства, но наиболее подробно они регламентируются уголовным законодательством. Так, Уголовный кодекс РФ в качестве оснований освобождения от уголовной ответственности предусматривает: 1. Истечение сроков давности. В соответствии с УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки. 2. Деятельное раскаяние. Это основание предполагает, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным» (ч.1 ст.75 УК РФ). 3. Примирение с потерпевшим. Основание предполагает освобождение лица от уголовной ответственности, если оно впервые совершило преступление небольшой тяжести, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ ). 4. Амнистия. Данное основание предполагает освобождение лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности, а осужденных лиц — от наказания. Назначенное наказание по амнистии может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо амнистированные могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказания, актом об амнистии может быть снята судимость. Она объявляется в отношении индивидуального круга лиц, например, женщин, несовершеннолетних; лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней степени тяжести, либо преступления определенного вида (например, экономические).(послед- Апрель 2015г — Амнистия в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной Войне).

Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания. Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица(исключение), то во втором – ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее(освобождение).

В российском законодательстве перечислены обстоятельства, исключающие противоправность деяния. При определенных условиях действия, обычно квалифицируемые как правонарушения, могут не обладать этими свойствами, если имеются обстоятельства, исключающие противоправность деяния. Одним из таких обстоятельств является необходимая оборона. Другим обстоятельством, исключающим юридическую ответственность, выступает крайняя необходимость. Этот правовой институт предусмотрен не только уголовным, но и гражданским, и административным законодательством. Крайняя необходимость – устранение опасности, угрожающей интересам государства или личности, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) – также не является преступлением и выступает самостоятельным обстоятельством, исключающим уголовную ответственность. Физическое или психическое принуждение – как обстоятельство, исключающее преступность деяния, впервые в России получило регламентацию в уголовном законодательстве. «Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием)» – гласит ст. 40 УК РФ. Обоснованный риск – важное обстоятельство, исключающее юридическую ответственность и направленное на развертывание гражданской инициативы, на принятие не стандартных, эффективных решений(освобождение заложников). Исполнение приказа или распоряжения – обстоятельство, исключающее юридическую ответственность специального субъекта: военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции и некоторых других категорий государственных служащих. Казус – еще одно обстоятельство, исключающее юридическую ответственность. Речь идет о ситуациях, когда в деянии лица присутствуют все признаки состава правонарушения, но отсутствует вина. Совершение малозначительного деяния, т.е. деяния, не представляющего общественной опасности в силу незначительности ущерба. Непреодолимая сила («форс-мажор») — непредвидимое событие, носящее непредотвратимый для лица характер, послужившее условием для причинения вреда (например, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, производственная авария, которые воспрепятствовали лицу исполнить свои договорные обязательства или служебные обязанности); Невменяемость, т.е. неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения, обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумия. Невменяемое лицо юридической ответственности не подлежит, и совершенное им деяние правонарушением не является. К невменяемому лицу, совершившему общественно опасное деяние содержащее признаки преступления, могут быть судом назначены принудительные меры медицинского характера, принудительное лечение в психиатрическом стационаре, которые не являются ни наказанием, ни иной мерой ответственности.

 

 

78. Понятие, стадии и механизм правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования - обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантирование справедливого удовлетворения интересов субъектов. Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Этот формальный признак свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений. Правовая система и механизм правового регулирования соотносятся как целое (правовая система) и часть (механизм правового регулирования), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология". Основные элементы механизма правового регулирования: 1. норма права; 2.юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт); 3.правоотношение; 4.акты реализации прав и обязанностей; 5.охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Стадии процесса правового регулирования:

1. формулирование общего правила поведения, модели (результат - норма права);

2. определение специальных условий (юридических фактов) действия правила поведения;

3. установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных;

4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

5. издание охранительных правоприменительных актов (факультативная).

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

З десь определяется: круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, прогнозируются препятствия этому процессу, прогнозируются возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

 

ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ, СООТНОШЕНИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ И ДЕМОКРАТИЕЙ.

ЗАКОННОСТ Ь - СТРОГОЕ И НЕУКЛОННОЕ СОБЛЮДЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА ЮР-ИХ НОРМ (ЗАКОНОВ И ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ и тп.). ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ: ПРИНЦИП НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ - ВЫСШАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНА В САМОМ ЗАКОНЕ, раз ОН ПРИНЯТ И ДЕЙСТВУЕТ. ЕСЛИ ЖЕ ИСПОЛНИТЕЛИ, КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ, БУДУТ ОЦЕНИВАТЬ ЗАКОН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИЛИ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, НУЖНОСТИ ИЛИ НЕНУЖНОСТИ, ВЫГОДНОСТИ ИЛИ НЕВЫГОДНОСТИ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, РЕШАТЬ ВОПРОС - РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМ ИЛИ Нет, ТО НИКАКОГО ПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ УСТАНОВИТЬ НЕВОЗМОЖНО.

ПРИНЦИП НЕОТВРАТИМОСТИ НАКАЗАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ. ДАВНО ПОДМЕЧЕНО, ЧТО СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ, А СТАЛО БЫТЬ, И ЗАКОННОСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕ СТОЛЬКО СУРОВОСТЬЮ НАКАЗАНИЯ, СКОЛЬКО ЕГО НЕОТВРАТИМОСТЬЮ. ПОСЛЕДНЕЕ ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПЕРВОЕ. ЗАКОН ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ СУРОВЫМ, А РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ. МОЖНО ВВЕСТИ САМЫЕ ДРАКОНОВСКИЕ МЕРЫ "ВОЗДАЯНИЯ ЗА ДЕЯНИЯ" (ЧТО УЖЕ НЕ РАЗ БЫЛО В ИСТОРИИ), НО ЕСЛИ ПРЕСТУПНИКИ БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ НА СВОБОДЕ, ЕСЛИ ИХ НЕ БУДУТ ЛОВИТЬ И СУДИТЬ, ТО ЭФФЕКТИВНОСТЬ УКАЗАННЫХ МЕР МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ИЛИ ДАЖЕ НУЛЕВОЙ. "МИР ЕЩЕ НИКОГДА НЕ УДАВАЛОСЬ НИ ИСПРАВИТЬ, НИ УСТРАШИТЬ ОДНИМ НАКАЗАНИЕМ" (К. МАРКС).

ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА. ВАЖНЕЙШЕЙ ЧЕРТОЙ ЛЮБОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗУСЛОВНЫЙ ПРИОРИТЕТ ЗАКОНА НАД ВСЕМИ ИНЫМИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ, НОСЯЩИМИ ПОДЗАКОННЫЙ, Т.Е. ПОДЧИНЕННЫЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗАКОНУ, ХАРАКТЕР. ПОСЛЕДНИЕ ДОЛЖНЫ ИЗДАВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ И В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ, В ЕГО РАЗВИТИЕ, КОНКРЕТИЗАЦИЮ. ДАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПОДЛИННОЙ, А НЕ ДЕКЛАРИРУЕМОЙ ЗАКОННОСТИ, ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА. НИКОМУ НЕ ДАНО ПРАВО СТОЯТЬ НАД ЗАКОНОМ, УХОДИТЬ ИЗ-ПОД ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА КАК ПРИОРИТЕТНОЙ ЦЕЛИ ЗАКОННОСТИ. ДАННЫЙ ПРИНЦИП ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ГЛАВНОЕ В СОДЕРЖАНИИ ЗАКОННОСТИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАППАРАТА, ВСЕХ ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ - ЭТО УВАЖЕНИЕ И ВСЕМЕРНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН, БОРЬБА С НАРУШЕНИЯМИ ЭТИХ ПРАВ. УКАЗАННОЙ ЗАДАЧЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ. В СТ. 2 КОНСТИТУЦИИ РФ ГОВОРИТСЯ: "ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА".

ПРИНЦИП ВЗАИМОСВЯЗИ ЗАКОННОСТИ И КУЛЬТУРНОСТИ. СУТЬ ДАННОГО ПРИНЦИПА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ ПОЧТИ ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА, ЕГО ГРАЖДАН. НЕУВАЖЕНИЕ ЖЕ ЗАКОНОВ, ИХ НАРУШЕНИЕ, ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ - ЭТО ХУДШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕКУЛЬТУРНОСТИ, ОТСТАЛОСТИ И НЕЗРЕЛОСТИ ГОСУДАРСТВА.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности. Являясь важным фактором управления, дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах. Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой — они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину. Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность. В тесном единстве с законностью находится целесообразность, то есть соответствие действий, прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач. В связи со сказанным трудно согласиться с мнением о том, что исполнительная власть имеет возможность временного отступления от законов во имя общественной пользы, обладает правом действовать целесообразно в экстремальных ситуациях. Оно противоречит требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязывающей всех субъектов права действовать в соответствии с законом. Целесообразность только тогда может приносить пользу гражданам, обществу, государству, когда она не противоречит законности. Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности и с этих позиций можно говорить о единстве законности и целесообразности. С расширением в последние годы самостоятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, с появлением все большего числа дозволительных правовых норм целесообразность в деятельности субъектов управленческих отношений получает свое дальнейшее развитие. Соотношение законности и демократии заключается в следующем: 1) истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления; 2) законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка. Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни. (Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии).

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.