Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 г. – 9 апреля 1626 г.)





Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 г. – 9 апреля 1626 г.)

Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года, в английской семье. Его отец служил при дворе Елизаветы I хранителем королевской печати. А мать была дочерью Антони Кука, который воспитывал короля Эдуарда VI. Образованная женщина, знающая древнегреческий и латынь, привила юному Фрэнсису любовь к знаниям. Он рос умным и смышлёным мальчиком, испытывающим большой интерес к наукам. В 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет. Избрав политическую карьеру в качестве жизненного поприща, Бэкон получил юридическое образование. После его окончания философ много путешествует. Политическая, культурная и социальная жизнь Франции, Испании, Польши, Дании, Германии и Швеции оставили свой отпечаток в заметках «О состоянии Европы». После смерти отца Бэкон вернулся на родину. В 1584 г. избирается в палату общин, где остается до восшествия на трон Иакова I (1603 г.) и разгона парламента. Философ был и генеральным прокурором (1612), и хранителем печати (1617), и лорд-канцлером (1618). Однако быстрый взлёт закончился стремительным падением. В 1621 году Бэкон был обвинён королём во взяточничестве, заключён в тюрьму (правда, на два дня) и был освобожден лишь по милости короля. На этом политическая деятельность Бэкона завершилась, и он всецело отдался научным занятиям, и прежде занимавшим значительное место в его деятельности.

Наиболее известный труд Ф. Бэкона "Новый Органон" вышел в свет в 1620 г. Бэкон написал за свою жизнь много книг, из которых следует упомянуть также "Опровержение философий" (1608), "О достоинстве и приумножении наук" (1623) и вышедшую посмертно "Новую Атлантиду".

Бэкону удалось дать образ новой науки. Уже в Кембридже юный Бэкон остро пережил неудовлетворенность традиционной (схоластической) наукой, полезной, по его словам, лишь для побед на университетских диспутах, но не в решении жизненных задач человека и общества. Старая философия бесплодна и многословна - таков краткий вердикт Ф. Бэкона. Главным делом философа становится критика традиционного познания и обоснование нового метода постижения природы вещей. Он упрекает мыслителей прошлого за то, что в их трудах не слышно голоса самой природы, созданной Творцом.

Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Обладание истиной обнаруживает себя именно в росте практического могущества человека. "Знание - сила" - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии.

"Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего" - этим афоризмом Бэкона открывается его "Новый Органон".

Учение Бэкона разрешает двуединую задачу - критически проясняет источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости, и указывает на правильные методы овладения истиной.

Итак, что же препятствует успешному познанию природы? Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых "идолов". Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Так образно представлены философом типичные источники человеческих заблуждений.

"Идолы рода" - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.

"Идолы пещеры" - это предрассудки, заполняющие ум из такого источника, как наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы освободиться от их власти необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях.

"Идолы рынка" - это заблуждения, проистекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями, принимаемыми нами некритически. Ученый должен быть свободен от власти слов и открыт самим вещам для того, чтобы успешно их познать.

И, наконец, "идолы театра" - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей.

Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа.

Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый Природе и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии.

Основав свою философию на понятии опыт, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Родоначальник эмпиризма вместе с тем ни в коей мере не был склонен недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая и позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.

Бэконовское учение о бытии складывается в контексте неустанно подчеркиваемого активного контакта исследователя с природой. Ученый в первую очередь не наблюдатель и созерцатель, а экспериментатор.

Мир Бэкона - яркий предвестник мира новоевропейской науки, ее духа и метода, но в нем еще отчетливо различимы приметы и приемы средневекового миросозерцания.

 

 

Научная деятельность

К тому времени, как ему исполнился двадцать один год, Лейбниц успел написать ряд научных очерков. Один из них получил высокую оценку специалистов, как за то, что автор предпринял попытку восстановления свода законов римского права, так и за то, что он доступно и чётко доказал необходимость использования исторического метода в юриспруденции. Одним из поворотных событий в жизни Лейбница становится встреча с политическим деятелем Иоганном Кристианом фон Бойнебургом. Фон Бойенбург берёт Лейбница себе в помощники, а также представляет его курфюрсту Майнца. С целью получения повышения по службе, Лейбниц пишет для того статью, вслед за чем ему поступает предложение от курфюршества помочь в редактировании правового кодекса. В 1669 г. Лейбниц получает должность асессора в Апелляционном суде. После смерти фон Бойнебурга в 1672 г., Лейбниц продолжает трудиться у его вдовы, которая в 1674 г. освобождает его от занимаемой должности.

Париж

В этом же году Лейбниц пишет свою работу «Размышления на тему общественной безопасности». В книге он рассуждает на тему защиты границ Германии и формирования нового союза немецких монархий, и заявляет о том, что европейским государствам не следует терять сил на междоусобные войны, а, вместо этого, направить совместные усилия на покорение нехристианского мира, а также окончательно присоединить Египет к землям Франции. После этой публикации, 2 февраля 1672 г., по приглашению государственного советника Франции Симона Арно де Помпонна, Лейбниц отправляется в Париж. Помимо высокого политического статуса, Франция достигла также значительных успехов в развитии наук и математики, что оказало большое влияние на Лейбница. Ещё находясь в Майнце, он задался вопросом причинной связи между старыми и новыми методами философии. Результатом его размышлений стало письмо Якову Томазию, в котором давалось механическое объяснение природы с точки зрения величины, движения и формы. Перед отъездом из Майнца, Лейбниц обнародует свои открытия, самым значимым из которых стала счётная машина, способная выполнять операции умножения, сложения, вычитания, деления и извлечения корня. Эта машина была представлена в Парижской академии наук и в Королевском обществе в Лондоне. Именно благодаря этому изобретению в апреле 1673 г. Лейбница принимают в Королевское общество.

Жизнь в Ганновере

После недолгого путешествия в Лондон, в 1676 г. Лейбниц оказывается в Ганновере. Как раз во время этой поездки Ньютон и обвиняет Лейбница в том, что тот украл его неизданную работу по исчислениям. На своём пути в Ганновер, Лейбниц останавливался в Гааге, где встречался с Левенгуком – учёным, открывшим существование микроорганизмов. В Ганновере Лейбниц поступает на пост тайного советника юстиции, который и будет занимать всю оставшуюся жизнь. В герцогстве Брунсвик он становится историком и куратором герцогской библиотеки, а также и политическим советником. Его труды в этот период затрагивают вопросы политики, теологии и истории. Однако в северной Германии Лейбница мало кто жаловал.

Поздние годы

Семье Брунсвик Лейбниц прослужит сорок лет, пережив правление трёх наследных принцев. Таким образом, Лейбниц попадает в политическое окружение, определённое династическими целями Германского государства. Это время Лейбниц посвящает умственным занятиям логикой, физикой, философией, совершенствуя свои труды по исчислениям и другим вопросам математики. В 1674 г. он приступает к работе над исчислениями и, к 1677 г., представляет собственную последовательную систему, которая, однако, будет опубликована лишь в 1684 г. Поздние публикации 1682-1692 г.г. в значительной мере улучшают его математическую и научную репутацию. Курфюрст Эрнст Август, с целью доказать правомерность династических амбиций рода Брунсвиков, поручает Лейбницу написать историю дома. А потому, в 1687-1690 г.г. Лейбниц, в поисках архивных документов, путешествует по Германии, Италии и Австрии. В 1708 г. в научном журнале Королевского общества появляется статья Джона Кейла, в которой тот обвиняет Лейбница в плагиате идей Ньютона. Последние тридцать лет своей жизни Лейбниц занимается вопросами математики, богословия, истории, юриспруденции, политики, науки и философии.

Смерть

14 ноября 1716 г., вследствие ухудшения здоровья, Готфрид В. Лейбниц умирает. Последние его дни ознаменовались многочисленными ссорами, а потому на похороны учёного явился только его личный помощник. Более пятидесяти лет после похорон на могиле Лейбница не было никаких опознавательных знаков.

 

Б.Спиноза(1632-1677)

Бенедикт (Барух) Спиноза - голландский философ-натуралист, рационалист, пантеист, одна из ключевых фигур философии Нового времени - являлся уроженцем Амстердама, где появился на свет 24 ноября 1632 г. Отец его был преуспевающим торговцем, имеющим свою фирму. Юным Спинозой была окончена начальная религиозная школа» «Эц-Хаим», однако вскоре наметилось расхождение его мировоззрения с религиозными постулатами.

Так, в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище. В 1652 г. сбылось горячее желание Спинозы: его наставником стал доктор филологии Франциск ван ден Энден. Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини, относившийся к последователям Джордано Бруно.

Когда в 1654 г. умер отец, Барух вместе с братом принял на себя управление семейной фирмой. В этот период биографии круг его знакомств значительно расширился, в том числе за счет людей, не принадлежавших к еврейской общине. Спиноза отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом, продает свою долю в бизнесе брату и намеревается посвятить себя философии. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. На какое-то время он переехал в Оверкерк, столичный пригород, но вскоре, вернувшись в Амстердам, становится учащимся частного колледжа. В это время состоялось его ознакомление с сочинениями Декарта.

В 1660 г. синагога Амстердама обращается к муниципальным властям с официальной просьбой предать Спинозу суду, т.к. он угрожает благочестию и морали. Философ уезжает из Амстердама и перебирается в деревню Рейнсбург, где зарабатывает шлифовкой линз. Здесь, неподалеку от Лейдена, им были написаны «Краткий трактат о Боге», «О человеке и его счастье», а также работы «Трактат о совершенствовании разума», первая часть «Этики», больше половины «Основ философии Декарта». Переехав в 1663 г., летом, в Ворбюрг, он в 1664 г. издает в Гааге сочинение, посвященное декартовской философии. Оно стало единственным прижизненным изданием, подписанным его собственным именем. Это произведение принесло ему известность, сделало в глазах просвещенной общественности крупным мыслителем.

В 1670 г. в Амстердаме вышел анонимный «Теолого-политический трактат». В нем Спиноза ратовал за независимость философии от религиозных мировоззрений, за свободу мышления и слова. Благодаря этой работе было положено начало изучению Библии как объекта научных исследований. В трактате Спиноза раскритиковал постулат о том, что Священное Писание имеет божественное происхождение. Поскольку возглавляли государство братья де Витт, которые относились к Спинозе лояльно, ему не угрожало ничего серьезного, но в 1674 г. ситуация изменилась после того, как один из братьев был убит. Происхождение трактата больше не оставалось тайной, Спинозу подвергли травле, его сочинения внесли в список запрещенных книг.

В мае 1670 г. состоялся переезд Спинозы в Гаагу, и в этом городе он провел остаток жизни. В 1673 г. пфальцский курфюрст пригласил его возглавить философскую кафедру Гейдельбергского университета, однако Спиноза ответил отказом, дорожа независимостью в высказывании суждений. В 1675 г. был завершен труд, которым считается главным в его творческом наследии - «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом сочинении изложены и систематизированы все основные положения философских взглядов Бенедикта Спинозы. Обстановка не позволила опубликовать работу, и она распространялась в ближайшем окружении философа в виде переписанной рукописи.

На протяжении 20 лет Спиноза страдал от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было лишь всего 44 года. 21 февраля 1677 г. философ умер; тело похоронили в общей могиле.

 

Т.Гоббс

(5 апреля 1588, Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Королевство Англия)

Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году. В 1608 году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика (впоследствии первого графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти в 1628 Уильяма Кавендиша (в 1626 унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии (где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем). На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер. Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Д.Локк (1632-1704 гг.)

Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.

Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г вернулся на родину.

Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии. Это знаменитое учение о «чистой доске», tabula rasa.

Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй —развитию теории конституционной парламентской монархии.

Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.

В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».

К. Гельвеций (1715-1771)

Клод Адриан Гельвеций - французский писатель, философ, яркая фигура французского Просвещения, идеолог буржуазии - появился на свет в Париже 31 января 1715 г. Его отец, служивший при дворе врачом, мечтал, что сын станет финансистом, поэтому его отдали в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, где он приобрел соответствующие познания. После окончания колледжа Клод Адриан работал помощником сборщика налогов у собственного дяди. Будучи молодым человеком, Гельвеций испытывал большой интерес к поэзии, но позднее, к 1740 г., эта увлеченность пропала.

Связи отца помогли ему в 1738 г. занять должность т.н. генерального откупщика, по сути, сборщика налогов. Работа была очень доходной и помогла Гельвецию перейти в разряд очень состоятельных людей. При этом, в отличие от большинства своих коллег-чиновников, занимавших в XVII-XVIII ст. аналогичные посты, он не погряз в коррупции и не занимал место «для галочки», создавая лишь видимость работы.

Тем не менее, даже такая должность разочаровала Гельвеция, и в 1751 г. он сложил с себя полномочия, женившись на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур. Пара жила в столичном особняке на улице Сен-Анн, проводила много времени неподалеку от Ремалара в собственном замке. Покончив с карьерой государственного служащего, Гельвеций отдавал все силы литературному творчеству, философии и науке.

Насмотревшись на столичные салоны, Гельвеций решил открыть собственный, который стал бы излюбленным местом встреч для просвещенных людей, интеллектуалов. Мечта сбылась: именно его салон приобрел большую популярность в качестве места для выражения свободолюбивый идей; здесь вращались персоны, которые впоследствии основали знаменитое общество энциклопедистов. Знакомство в 1751 г. и сближение сМонтескье и Вольтером укрепило Гельвеция в намерении всего себя посвятить занятиям наукой.

В 1758г. был опубликован главный труд в его творческой биографии – сочинение «Об уме», работа над которым длилась более двух десятков лет. Идеи, озвученные в ней, были слишком смелыми для того времени, произвели сенсацию и сделали автора знаменитым. В книге Гельвеций, в частности, отрицал тезис о том, что мир сотворен богом - равно как существование самого творца и бессмертие человеческой души. Неудивительно, что сильные мира сего в лице столичного парламента, Папы Климента VIII и теологического факультеты Сорбонны приговорили труды Гельвеция к сожжению, а ему самому пришлось дважды от них отрекаться. Под влиянием этих событий заодно запретили «Энциклопедию», в издании которой Гельвеций принимал самое активное участие. Идеям, изложенным в книге «Об уме», принадлежала значимая роль в формировании идеологии Французской буржуазной революции. Оказали влияние они и на утопический социализм начала XIX ст., а также на развитие европейской философской мысли в целом.

В 1764 г. Гельвеций отправился в Англию, а спустя год оказался в Пруссии: его пригласил туда Фридрих II. Он и астроном Лаланд стали основателями масонской ложи наук, вокруг которой затем сосредоточились самые известные люди из мира науки. В 1769 г. Гельвеций окончил работу над сочинением «О человеке», которое было опубликовано только посмертно, в 1772 г. Гельвеция мучила подагра в тяжелой форме, 26 декабря 1771 г. он умер в своем парижском особняке. Полное собрание написанных им сочинений увидело свет только в 1818 году.

 

П. Кабанис (1757-1808)

Биография

Пьер-Жан Жорж Кабанис - врач и фи­лософ, яркая неординарная личность. Сначала занимал пост главного врача парижской больницы, преподавал в Медицинской школе, в каче­стве профессора, а затем на медицинском факультете Парижского уни­верситета последовательно занимал кафедры гигиены, клиники внутрен­них болезней и истории медицины. В 1803 году был избран членом Парижской Академии.

Пьер Кабанис родился 5 июня 1757 года в семье провинциального французского адвоката, в местечке Кронак, Коррез. После непродол­жительного периода обучения в провинциальной схоластической семи­нарии он переехал в Париж, где начал изучать философию и медицину, а также греческий, латинский и французский языки. Резуль­татом изучения древних язы­ков стал перевод Кабанисом «Илиады» Гомера.

В течение 6 лет он постига­ет медицину под руководством известного ученого и врача Дюбрелю. Закончив в 1783 году медицинское образование, Ка­банис написал свое первое про­изведение («Клятва врача») - подражание одноименному со­чинению Гиппократа. Он автор исследования «О степени дос­товерности в медицине», в ко­тором рассуждает о том, что «для изучения и должного при­менения медицины следует придать последней значение, а для того, чтобы придать медицине истинное значение, нужно в нее верить».

Ученик Э. Б. де Кондильяка. По своим политическим воззрениям был близок к жирондистам; его друзьями были Ж. Б. Мирабо и М. Ж. Кондорсе. В эпоху Великой французской революции сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. Участвовал в перевороте 18 брюмера. В 1803 Кабанис был избран во Французскую академию, после его смерти его академическое «кресло» занял единомышленник Кабаниса, Дестют де Траси. Похоронен в парижском Пантеоне.

Идеи

Материализм и атеизм Кабаниса были менее последовательными и воинствующими, чем у старшего поколения французских материалистов XVIII века. Кабанис утверждал, что мышление — такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Это дало основание считать Кабаниса одним из предшественников вульгарного материализма. Вместе с Антуаном Дестютом де Траси Кабанис был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей. Считал медицину главным средством совершенствования человеческого рода, ибо, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа. Кабанис оказал значительное влияние на развитие медицины и физиологии, в частности в США в XVIII в. В последние годы жизни склонялся к витализму.

БИОГРАФИЯ

Христиан Вольф родился в Бреслау в бедной семье. Он изучал математику, физику и философию в Йенском университете. В 1703 году, Вольф получил звание приват-доцента в университете Лейпцига, где он читал лекции до 1706 года, когда ему предложили должность профессора математики и натуральной философии в Галле. Вследствие обвинения в атеизме учёный был вынужден оставить должность и покинуть Пруссию. Он отправился в Гессен, где преподавал до 1740 г. в Марбургском университете. В том же году корольФридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где он вновь начал преподавать в университете Галле. В 1743 Вольф стал ректором университета, на каковом посту и оставался до конца своих дней. Одним из учеников Х. Вольфа был М. В. Ломоносов.

Как философ Вольф находился под большим влиянием Лейбница, с которым он был лично знаком и вёл переписку. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. Кроме того, его влияние испытала традиция рационализма. Разработанная им и предельно чётко изложенная в его трудах онто-теологическая концепция вольфианства (англ. wolffianism), представляющая собой ветвь лейбницианства, являлась доминирующей философской системой в Германии середины XVIII века, несмотря на многочисленные нападки оппонентов, например Иоахима Ланге. Впоследствии её подверг решительной критике Иммануил Кант.

Был иностранным членом Берлинской, Парижской и Петербургской Академий Наук, а также Лондонского Королевского научного общества. При жизни пользовался известностью и авторитетом в учёных кругах.

ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД

Не будучи по-настоящему оригинальным мыслителем и учёным, Вольф, тем не менее, отличался поистине энциклопедической образованностью, чёткостью формулировок, тщательностью и педантичностью анализа.

Х. Вольфу принадлежат также несколько руководств по математике, оказавших сильное влияние на организацию преподавания этой дисциплины в Германии и России. Особое значение имел изданный им в 1716 в Лейпциге«Математический лексикон». Хотя специализированные математические словари появились ещё в последней трети XVII века («Математический лексикон» итальянца Дж. Витали, 1668; «Доступная математика или Математический словарь» англичанина Дж. Моксона, 1679; «Математический словарь» француза Ж. Озанама, 1690), все они были весьма ограничены по объёму и давали довольно-таки фрагментарные сведения. Труд Вольфа был первым математическим словарём по-настоящему энциклопедического охвата.

Христиан фон Вольф считается крупным представителем естественного права и основателем юриспруденции понятия XIX в. (то есть юриспруденции, исходящей из посылки, что правопорядок состоит из закрытой системы норм). Именно Вольф заложил основы философской терминологии немецкого языка; многие определённые им слова немецкого языка, такие как Bedeutung (значение), Aufmerksamkeit (внимание), an sich (сам по себе, в себе), вошли позднее в повседневный язык.

И. Кант (1724-1804)

Иммануил Кант - крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений Руссо, Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем. Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 179







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.