Уроки 2 3, 2 4. Слово и его лексическое значение
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уроки 2 3, 2 4. Слово и его лексическое значение





Цели: повторить изученное по теме «Лексика»; развивать на­выки работы с толковыми словарями, тестами.

Планируемые результаты: знание основных лексических по­нятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с те­стами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Задание 15 из рабочей тетради ческих работ.)

III. Самоопределение к деятельности- Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чёь я буду говорить.

11осреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со мно-♦ !■( i ном цветов и порхающих над ними бабочек.

Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, по­нимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.)

Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о лексическом значении слов.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

1. Чтение теоретического материала (с. 51), беседа по прочи-
ыипому.

Какие значения есть у слова?

- Что называется лексическим значением слова?

Как соотносятся лексическое и грамматическое значения слова? (Каждое слово что-либо означает: предмет, действие, признак. Ноу каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определённой ча­сти речи. Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.) Чем различаются однозначные и многозначные слова? Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?



2. Обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоя-
teiii,пых наблюдений», диалога (с. 51, 52).

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 92 — комментированное письмо.

Упр. 93 — работа с толковыми словарями в парах.

3. Упр. 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, само-
■ юятельное выполнение письменного задания.

Дополнительные задания

Определите стиль текста, докажите свою точку зрения. (Стиль текста — художественный. Автор, Ю. Нагибин, ис­пользует разговорный стиль для создания художественных образов.)

Попробуйте определить значение просторечного слова, встречающегося в тексте, по контексту. {Нетто — неужели, разве.)

Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

— Что изучает лексикология?

Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова?

Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему?

Отличаются ли по значению синонимы?

Домашнее задание

Учебник: § 20, упр. 96.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.)

Комментарии

Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встре­пенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке.

Действия человека, приписанные неодушевлённым пред­метам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Упр. 97 — устное выполнение.

2. Упр. 99 - самостоятельное выполнение после предвари
тельного обсуждения.

Дополнительный вопрос

— Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их зна­чение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.)

3. Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, са-
мостоятельное выполнение письменного задания, морфемный,
фонетический и морфологический разбор на доске и в тетрадях.

2. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами. 3. Работа по учебнику

(Упр. 98 — устное выполнение.) IV. Подведение итогов урока

- Что называется переносным значением слова?

Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать?

Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?

Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?

Домашнее задание

1. Учебник: §20, упр. 101, 102.

2. Подготовиться к тестовой работе по теме «Слово и его лек-
Iнческое значение».

 

Урок 2 5. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Слово И ею лексическое значение»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные Шания на практике, работать с тестами, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие Мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока I Организационный момент II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 101 — проверка по цепочке.
Комментарии

( инонимы к слову жара — зной, пекло.

2. Упр. 102 - обсуждение значения слов, подобранных уча-
щимися.

ill. Работа по теме урока Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 5.)

IV Подведение итогов урока

Какие задания вызвали у вас затруднения? Домашнее задание

Учебник: упр. 103.

Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

— Что изучает лексикология?

Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова?

Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему?

Отличаются ли по значению синонимы?

Домашнее задание

Учебник: § 20, упр. 96.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.)

Комментарии

Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встре­пенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке.

Действия человека, приписанные неодушевлённым пред­метам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Упр. 97 — устное выполнение.

2. Упр. 99 - самостоятельное выполнение после предвари
тельного обсуждения.

Дополнительный вопрос

— Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их зна­чение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.)

3. Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, са-
мостоятельное выполнение письменного задания, морфемный,
фонетический и морфологический разбор на доске и в тетрадях.

2. Словарная работа

— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами. 3. Работа по учебнику

(Упр. 98 — устное выполнение.) IV. Подведение итогов урока

- Что называется переносным значением слова?

Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать?

Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?

Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?

Домашнее задание

1. Учебник: §20, упр. 101, 102.

2. Подготовиться к тестовой работе по теме «Слово и его лек-
Iнческое значение».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.