Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ





Уроки 4 7, 4 8. Морфемика и словообразование

Цели: повторить и обобщить ранее изученное по морфемпм и словообразованию; развивать умение различать однокореи ные слова и формы слова; показать роль однокоренных ело как средства связи предложений в тексте; дать понятие о па ронимах.

Планируемые результаты: умения различать однокореннм слова и формы слова, различать паронимы по значению, объя нять языковые явления, работать в группах; развитие мотивапи к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ диктанта и тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 32 из рабочей тетради — чтение и обсуждение сокра­щённых текстов, объяснение значения фразеологизма бабье лето.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Составьте слова.

Корень тот же, что в слове рассказ, приставка та же, что в сло­ве подскочить, суффикс и окончание те же, что в слове ножка. (Подсказка.)

Корень тот же, что в слове заводить, приставка та же, что в слове переменный, суффикс тот же, что в слове лётчик, окончание то же, что в слове цветок. (Переводчик.)

Что помогло вам догадаться, какие слова я загадала? (Знание морфемного состава слов.)

Какую большую тему мы начнём изучать сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование».)

V. Работа по теме урока

1. Беседа

Что такое морфемика?

Что она изучает?

Что такое морфема?

Из каких частей состоит слово?

Какие части слова входят в основу?

Какие слова называются однокоренными?

Как образуются формы слова?

Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значе­ние. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни. Формы слова имеют то же значе­ние, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окон­чания.)

2. Работа по учебнику

I. Чтение определений, обсуждение задания рубрики «Мате-НМйлы для самостоятельных наблюдений» (с. 88). Ь, 2. Упр. 156 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние иопросов и заданий, письмо по памяти.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 157 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой: вариант 1 выписывает однокоренные слова, вари-
ант 2 — формы одного и того же слова.

2. Упр. 158 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

VII. Подведение итогов урока

Как связаны морфемика и словообразование?

Что называется морфемой?

Все ли слова имеют окончания?

В чём особенность нулевых окончаний?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 31, упр. 159.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 159 — проверка по цепочке.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Упр. 160 — обсуждение вопросов.)

Как называются корни, одинаковые по написанию, но pa i ные по значению? (Омонимичные.)

Есть ли среди слов упражнения слова, близкие по звучи нию, но разные по значению? (Водяной, водянистый.)

В чём разница в значении этих слов?(Водяной - относящий ся к воде. Водянистый — содержащий излишек воды, влаЛ бесцветный, слабоокрашенный.)

2. Слово учителя

Знаете ли вы, что такое водные знаки? Наверное, кто-то yiuii кается гороскопами и может сказать, что водные знаки — это II которые относят к стихии воды: Рак, Скорпион и Рыбы.

А что такое водяные знаки? Может быть, вам приходи.к» держать в руках необычные конверты или особую почтовую Гпми гу. С виду бумага как бумага, но если посмотреть на свет, то моя но увидеть буквы, или знаки, или фигуры. Такие знаки на бум! ге — признак принадлежности какому-то человеку, организации По водяным знакам можно определить, кто её выпустил, кии она принадлежит. Водяные знаки есть на денежных купюрах и| защищает их от подделки.

Слова водный и водяной очень похожи по звучанию, они од­нокоренные. Но значение у них разное, в этом мы только что убедились. Такие слова называются паронимами. Слово пароним греческого происхождения (пара — возле, онома — имя). 3. Практическое задание (Работа в группах.)

— Определите, взаимозаменяемы ли (одинаковы ли по зна­чению) слова 1) цветной и цветочный; 2) корни и коренья; 3) прорвать и прервать. Составьте с ними словосочетания. Уточните значение слов по толковому словарю.

Варианты словосочетаний: цветной карандаш, цветочный гор­шок; корни слов, корни растений, коренья петрушки; прорвать трубу, прервать разговор.

— Сделайте вывод. (Эти слова — паронимы.) IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 161 — коллективное выполнение с комментированием.

2. Упр. 162 — чтение текста, обсуждение, соревнование (кто
Польше напишет слов с корнем -уч- за определённое время).

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Корень-корешок», «Большая се­мьи маленького корня».

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 34 — самостоятельное выполнение с последующей Нроиеркой.)

Комментарии

('лова, в которых есть приставки: приложить, навык, расска-niHiii, потребовать, забег.

it Подведение итогов урока

Назовите слова, имеющие, с вашей точки зрения, богатые родственные связи (т. е. много однокоренных слов). Обос­нуйте вашу точку зрения. Какие слова называются паронимами? Цимишнее задание

Учебник: § 31, упр. 163.

 

Урок 4 9. Описание помещения

Црли: дать представление об интерьере, его типах и элементах; мни! in п. роль интерьера в жизни человека, в произведениях жи-■IIMH и и литературы; развивать навыки анализа текста, владения 4«1ымп шпами речи (описание, рассуждение), наблюдательность.

Планируемые результаты: понимание значения термина ин­терьер, роли интерьера в жизни человека, в произведениях ис­кусства и литературы; умения описывать интерьер, озаглавливать текст, выделять его основную мысль.

Ход урока

I- Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 163 - выбор заглавия текста («Забытое родство»), про­верка задания по цепочке.) Дополнительное задание

- Найдите в тексте признаки научного стиля. (Объяснение фактов, логичность изложения, доказательность, употреб­ление профессионализмов (терминов).)

III. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите вокруг. Что вы видите, кроме своих однокласс­ников и учителя?

Как бы вы описали класс, в котором мы сейчас находимся'.'

Встречались ли вам описания помещений в литературе?

Как называется внутренняя часть здания, пространство по­мещения и его убранство?

Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на урока (Уточнить значение слова интерьер, научиться описывать интерьер.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных и* блюдений, теоретического материала (с. 92).)

2. Словарно-орфоэпическая работа

- Запишите в орфоэпический словарик слово интерьер, ин авьте ударение. Запомните, как оно произносится.

декоративные детали на иллюстрации В.М. Васнецова (танец Василисы Премудрой) подчёркивают народность образов, кра­соту, волшебность сказки Составьте предложение с этим словом. 3. Беседа

В каких произведениях литературы, живописи вы встречав описание, изображение интерьера? (Например, в расемш И. С. Тургенева «Муму»; на иллюстрации В.М. Васнецова к нШ родной сказке «Царевна-лягушка».)

Что интерьер может рассказать о героях произведения ' i II* терьер может рассказать о привычках героев, их хара>-роде занятий.)

Например, интерьер каморки Герасима имеет важное ние для понимания его характера. Внутренне убранство

Итак, интерьер — важное средство характеристики героев не только в художественной литературе, но и в живописи.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 164 — выразительное чтение текста, обсуждение, фоне-
тический, морфемный и морфологический разбор слов.

Комментарии

Основная мысль текста: Герасим — недюжинный человек. Чтобы раскрыть эту мысль, автор описывает его жилище. Такому богатырю отвели всего-навсего каморку над кухней. Теснота поме­щения контрастирует с ростом и силой героя. Напротив, все детали незамысловатого интерьера соответствуют богатырскому сложению Герасима. Прежде всего, это кровать из дубовых досок (дуб — мо­гучее и крепкое дерево), «истинно богатырская кровать». Тургенев О помощью гиперболы («сто пудов можно было положить на неё — НО погнулась бы») делает этот образ ещё выразительнее. Кстати, 1 Нуд - 16 кг, значит, 100 пудов - 1600 кг, более полутора тонн. Эпитеты, характеризующие другие детали обстановки, не ме-выразительны: дюжий сундук, столик... крепкого свойства, |W... прочный и приземистый. Интерьер говорит не только об ос-пельности Герасима, но и о его самостоятельности, привычке щгаться на себя и делать всё самому.

2. Упр. 165 — выразительное чтение текста, обсуждение.
Комментарии

Интерьер Дома-музея В.М. Васнецова отражает его вкусы, ЙЦТересы, пристрастия. Художник был поклонником русской (Ирины, это отразилось не только в его творчестве, но и в образе в облике и убранстве его дома: в старинных вещах, пред-мНйХ мебели, декоративных элементах.

В, Упр. 166 — выразительное чтение текста, обсуждение, само-•нинчи.пое выполнение письменного задания. Комментарии

црианты заглавия текста: «Сияние осени», «Свет осенних Составьте словосочетания с этими словами

VI. Подведение итогов урока

Что такое интерьер?

Из какого языка пришло к нам слово интерьер!

— Какие типы интерьера вам известны?

— Назовите элементы интерьера. (Стены, перекрытия, де­коративные элементы, мебель, люстры, предметы быта и т. д.)

— Что может рассказать интерьер о хозяевах дома, помеще­ния, о его обитателях?

— Какое значение имеет







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.