Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уроки 5 0, 5 1. Основные способы образования слов в русском языке





Цели: познакомить с основными способами образования слов, закреплять умение определять способы образования слов; разви вать навыки морфемного и словообразовательного разбора; дан. представление о словообразовательной паре, словообразователь ной цепочке, словообразовательном гнезде.

Планируемые результаты: знание основных способов обра 30 вания слов, основных понятий словообразования; умения опре делять способ образования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 167 —беседа.)

III. Самоопределение к деятельности

— Образуйте однокоренные слова от слова дарить. (Подаршт

дарёный, дарение и т. д.)

— Какими способами были образованы новые слова?

— А какие ещё способы образования слов вам известны?

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на урои (Поупражняться в определении способа образования < узнать новые способы образования слов, закрепить на морфемного разбора.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Легко догадаться, что способ образования слов с помощью приставок называется приставочным, а с помощью суффиксов — суффиксальным: от глагола читать образованы и прочитать, и читатель.

А вот более трудные случаи.

- Как вы думаете, от какого слова образовалось существи­тельное рассвет!

Нет, не от существительного свет, а от глагола рассветать: суффикс -а- убрали, окончание -ть отбросили.

Дело в том, что значение действия у существительных вто­рично. Все подобные существительные образованы от глаголов: бег — от бегать, выход — от выходить.

Глагол рассветать образован приставочным способом от гла­гола светать, а этот глагол — от существительного свет. Такая словообразовательная цепочка у нас получилась: рассветать <— «— светать <— свет.

— Способ образования существительного рассвет — бессуф-фиксный. А каким способом образовано слово бессуффикс-ный! (Приставочным.)

Есть способ, соединяющий в себе два способа, — приставочно-суффиксальный. Так образованы, к примеру, слова подснежник, Сотрудник. Нет же слов сотруд или трудник. Слово образовалось одновременным присоединением приставки и суффикса. Слово Снежник есть, оно означает «место наибольшего скопления снега I горах», но оно ничего общего, кроме корня, не имеет со словом щ>дснежник, образованного от существительного с предлогом (под Снегом) + суффикс.

Другой интересный способ образования слов — сложение. Су­ществительное снегопад — от основ слов снег и падать, вездеход — 9(словосочетания везде ходить, лётчик-космонавт — от сложения Пух целых слов.

Интересный способ образования слов — переход из одной ча-1ГИ речи в другую. Определить принадлежность к той или иной:ти речи многих из таких слов можно только в контексте. Вот, ример, слово учёный. Сравним:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Великий русский ученый Ломоносов был ещё и художником, и поэтом.

В первом случае учёный — прилагательное, во втором — су-пвительное, образованное переходом прилагательного в эту I. речи2. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса руб­рики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 94, 95).) V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 168 - устное выполнение.

2. Упр. 169, 170 - письменное выполнение на доске и в те-
традях.

Комментарии

Может вызвать сомнение способ образования слова перерыв. Оно образовано от глагола перерывать (допустим вариант с чере­дованием звука — прерывать).

3. Упр. 171 — самостоятельное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

Какие способы образования слов вам известны?

Что такое морфемные способы образования слов?

Какие варианты способа сложения слов вы знаете?

Домашнее задание

Учебник: § 33 (с. 94, 95), упр. 172.

Рабочая тетрадь: задание 33.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 172 - чтение слов группами с комментированием.

Комментарии

Приставочно-суффиксальным способом образованы слона опилки, наконечник, ошейник, безрукавка; бессуффиксным — выхт) заплыв, вход.

2. Задание 33 из рабочей тетради - рассказ по схеме о способу
образования слов, чтение примеров.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, обсуждение зады ний рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдении-(с. 98,99).) 2. Слово учителя

При словообразовательном анализе очень важно не npoi ш найти однокоренное, а определить ближайшее слово, от которой и образовано данное слово. Иначе нарушится словообразова i > и, ная цепочка, подобная той, что мы построили на прошлом уроке: рассветать <— светать <— свет.

Возьмём любое слово, состоящее из одного корня, и попро­буем построить небольшую словообразовательную цепочку, при­бавляя морфемы: снег <— снежный <— бесснежный. Если проследить обратный путь слова, мы увидим, что прилагательное бесснежный образовалось не от существительного снег, а от прилагательного снежный приставочным способом. 3. Практическая работа Задание 1 Щ- Построим две цепочки:

невидимка <— невидимый <— видимый <— видеть;

подвидовой «— подвид <— вид <— видеть.

У этих цепочек оказалось одно исходное слово. Что это зна­чит? (Они составляют словообразовательное гнездо.)

В каждой цепочке образование слов шло своим путём. Определите каким. (1) Суффиксальным — приставочным — суффиксальным; 2) суффиксальным - приставочным — бес­суффиксным.)

Задание 2

- Попробуем восстановить недостающие звенья словообра­зовательной цепочки: греть — обогревательный. Выполним морфемный разбор (по составу) слова обогревательный.

Цепочка: греть —> обогреть -> обогревать —> обогреватель —>»обогревательный.

IV. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

(Упр. 175 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.) Комментарии

окраина

край —> крайний —> крайность

краешек

/\ листик

листок —»листочек цист—» листовой листопад Безлистный

бумажка Цумша—> бумажонка бумажный бумажник

дождливый —> дождливость

дождь—> дождинка

/ч /ч

дождик —> дождичек

/ч - /ч /ч

дождевой —> дождевик —» дождевичок2. Лингвистическая задача

- Постройте словообразовательные цепочки однокоренных слов и слов-омофонов фрагмента песенки. Я водяной, я водяной, Никто не водится со мной. Внутри меня водица... Ну что с таким водиться!

Комментарии

Водяной (сущ.) <— водяной (прил.) <— вода; водица <— вода.

Водиться 4- водить.

V. Подведение итогов урока

Что представляют собой словообразовательная пара, сло­вообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо?

Как определить способ образования слова?

Домашнее задание

Учебник § 33 (с. 98, 99), упр. 176 IV. Работа по теме урока

 

Урок 52. Практикум по словообразованию

Цели: закреплять умение определять способы образовании слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

Планируемые результаты: умения определять способы обра зования слов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 176 — построение словообразовательного гнезда на доек

III. Актуализация знаний

— Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

Сон, сонный, сны.

Бумага, бумаге, бумагой.

Заяц, зайчиха, зайчонок.

Скрепка, крепить, крепим.

1. Работа по учебнику

1. Упр. 173 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 174 - самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

Комментарии

Слова, образованные приставочным способом: расположить, вытереть, вырастить, бесчувственный, безветренный.

Слова, образованные суффиксальным способом: росточек, речник, преподаватель.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: наездник, узаконить, оживить.

Слова с чередованием звуков: расположить, росточек, выте­реть, наездник, вырастить, бесчувственный, безветренный, речник.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 35, 36 — самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.)

Дополнительное задание

- Постройте словообразовательную цепочку для слова ис­полнительность. (Исполнительность <— исполнительный <— <— исполнитель <— исполнить <— полный.)

V. Подведение итогов урока

Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

Какие трудности вы испытываете при словообразователь­ном разборе?

Почему словообразовательный разбор часто трудно сделать без этимологического словаря?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 33, изучить § 34.

Рабочая тетрадь: задание 40.

 

Уроки 5 3, 5 4. Этимология слов

Цели: дать представление об этимологии и этимологическом нщПорс слов; познакомить с этимологическими словарями; со-«*|И111*иствовать навыки монологической речи, работы со слова-чмн, прививать интерес к изучению истории языка.

Цитируемые результаты: знание понятия этимология; уме-ЩЩ iipnei ггироваться в этимологических словарях, объяснять язы-ияЫг пиления, работать в группах; владение навыками монологи-речи; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Задание 40 из рабочей тетради — обсуждение.)

III. Актуализация знаний

— В каком ряду есть только формы слова?

Телефон, телефонный, телефоном.

Весенний, весеннему, весеннего.

Конь, коней, конница.

Плавать, поплавать, плыть.

IV. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 34 (реализация домашнего задания).)

Какую тему вы начали самостоятельно изучать дома?

Что такое этимология?

Каково происхождение слова этимология?

Как строится словарная статья этимологического словаряI

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на урокеI (Познакомиться с происхождением некоторых слов, научить ся пользоваться этимологическими словарями.)

(Кроме этимологических словарей, например «Школьно го этимологического словаря русского языка» Н.М. Шанской* и Т.А. Бобровой, можно рекомендовать ученикам «Морфемпо орфографический словарь» А.Н. Тихонова. Можно пользоватьгн этимологическими словарями в Интернете.)

V. Работа по теме урока

В этимологические словари интересно заглядывать прост так, чтобы узнать, как появилось то или иное слово. Это увлеки тельное занятие, которое может расширить наши знания о мирг о самых обычных, привычных для нас вещах.

Многие слова пытаются скрыть своё происхождение, сири таться под маской. Вот слово забор. Часть слова за- похожи на приставку. Если за- отбросить, то можно решить, что слоив забор образовано от бор (лес) или от глагола забирать. Но не ш (так просто. Обратимся за помощью к этимологическим словарям забор, искон. Производное от исчезнувшего забороть < *zaboril, суф. образования от borti > бороть. См. забрало, бороться, брит, Исходное значение — то, что защищает.

Получается, мы не всегда можем определить происхождение даже исконно русских слов. Действительно, забор защищнеч Оказывается, это слово родственно таким словам, как заброщ бороться, брань. Но это очень дальнее родство. В современном русском языке приставка не выделяется, слово состоит из одного корня (и нулевого окончания).

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 178 - коллективное выполнение, работа со словарями.) Комментарии

завязывать кольцо

дворняжка ижица

настольный ловить

опилки корова

девятнадцать булава

подберёзовик

Кольцо - исконно русское слово. Это уменьшительно-ласка­тельное образование от старославянского корня коло, что означает «круг, колесо». Кольцо буквально «кружок». Так же образовано, например, существительное озерцо.

Ижица — заимствовано из старославянского. Это название последней, 42-й буквы кириллического алфавита. Ижица обо­значала звук [и] в некоторых словах греческого происхождения, исключена из азбуки реформой 1917-1918 гг. Начертание этой буквы напоминает дугу, ярмо, иго (деревянный хомут, с помощью которого запрягали животных в плуг или повозку). Образовано суффиксальным способом от основы иго. «От аза до ижицы» озна­чает «от А до Я», «с начала до конца»; прописать ижицу — высечь, наказать, сделать строгое внушение: ижица напоминала пучок розог.

Ловить — общеславянское слово, суффиксальное производное тловъ (охота, добыча), того же корня, что немецкое lohn (награ­да), греческое leia (добыча) и т. д. Ловить — искать добычу.

Корова — общеславянское слово, суффиксальное производное от той же основы, что и латинское согпи, греческое keraos, немец­кое horn, что в этих языках означает «рог». Существительное ко­рова родственно латинскому corva (лань), древнепрусскому kurwis (пол, серна). Корова буквально «рогатая».

Булава — от древнерусского слова була (шишка), похожие сло­ми есть в польском и чешском языках; восходит к латинскому bulla (шарик). Булава — короткий жезл с шарообразной головкой. VII. Подведение итогов

- Что изучает этимология?

— О чём могут рассказать этимологические словари? Домашнее задание

Учебник: § 34, упр. 177, 179 (индивидуально).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 177 — обсуждение плана текста, пересказ по плану

(по ролям).)

III. Работа по теме урока







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.