Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сообщения о происхождении слов





(По заданиям упр. 179.)

Слово работа заимствовано из старославянского языка. Оно ведёт начало от общеславянского *orbota, производного от *огЬъ > рабъ. Сравним: точное соответствие есть в немецком языке — arbeit. Слово работа первоначально означало «тяжёлый, подневольный труд, рабство». В современном русском языке ко­рень -работ-, а исторический корень -раб- не выделяется.

Слово привередливый исконно русское. Оно образовалось с по­мощью приставки от слова вередливый, что означает «неженка, слабый». В свою очередь, слово вередливый образовано с помощью суффикса от веред — боль, болячка, рана, которое сохранилось в диалектах. Исходное значение слова привередливый — слишком чувствительный к боли.

Слово обворожить исконно русское. Оно образовалось с по­мощью приставки от глагола ворожить, что означает «колдовать». А ворожить, в свою очередь, образовано с помощью суффикса от ворог — колдун. Исходное значение слова обворожить — окол­довать. Современное значение, возможно, копирует смысл фран­цузского слова charmer — восхищать, пленять, обвораживать.

Работа со словарями

(Работа в группах. Учащиеся по своему желанию выбирают слова, о происхождении которых им интересно узнать, находят соответствующие статьи в этимологических словарях. Учитель помогает разобраться в содержании статей.)

IV. Подведение итогов урока

С какими этимологическими словарями вам работать легче'.'

Как знания по истории, знание иностранных языков помо­гают понять происхождение слов?

Об истории каких слов вам хотелось бы узнать?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 31, 33, 34.

Рабочая тетрадь: задание 37.

Подготовиться к контрольному уроку по теме «Морфемика и словообразование».

Урок 5 5. Контрольный урок по теме «Морфемика и словообразование»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Морфеми­ка и словообразование»; развивать навыки словообразовательного разбора, навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые яв­ления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Работа по теме урока

1. Практические задания

— Распределите слова по способам их образования: вари­ант 1 — слова, образованные приставочным, бессуффикс -ным способами, переходом из одной части речи в другую; вариант 2 — слова, образованные суффиксальным, приста-вочно-суффиксальным способами, сложением основ, сло­жением слов. Выделите словообразовательные морфемы. Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовить, вездеходный, ра­зыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, самолёт, кладовая, подлёдный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой. Комментарии

Слова, образованные приставочным способом: разыскать, изготовить, нетрудный.

Слова, образованные бессуффиксным способом: расход, поиск.

Слова, образованные переходом из одной части речи в другую: юстиная, кладовая, рядовой.

Слова, образованные суффиксальным способом: орешек, вез­деходный, переводчик.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: подоконник, прошляпить, подлёдный.

Слова, образованные сложением основ: самолёт, Новгород.

Слова, образованные сложением слов: кресло-качалка, гене­рал-майор.

— Постройте словообразовательную цепочку для слова: вари­ант 1 — недоверие, вариант 2 — позолота. Комментарии

Недоверие <— доверие <— доверять <— верить. Позолота <- позолотить <— золотить <— золото.

Тестовая работа

(См.: КИМы,тест8.)

III. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: упр. 182 (первый абзац).

Уроки 5 6, 5 7. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

Цели: закреплять знания об интерьере; формировать умения собирать и систематизировать материалы к сочинению; дать пред­ставление о сложном плане; развивать наблюдательность, навыки описания интерьера.

Планируемые результаты: знание термина интерьер; умения составлять сложный план текста, описывать интерьер.

Ход уроков

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Обсуждение вопросов по работе над ошибками.)

IV. самоопределение к деятельности

Что такое интерьер?

Каково происхождение слова интерьер?

Какие есть типы интерьера? (Общественный и жилой.)

Какими элементами создаётся интерьер?

Как описать интерьер? Как сделать это описание интерес ным? (Ответы детей.)

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Создавши!

текст — описание интерьера.)

V. Работа по теме уроков

1. Слово учителя

Для начала необходимо понять, о чём мы хотим писать и дл чего. Если сухо перечислить предметы, находящиеся в помсии' нии, сочинение не получится — выйдет что-то вроде перечш отчёта. Любое помещение вызывает у нас определённые чм ства, может нам нравиться, показаться непривлекательным ни оставить равнодушными. В сочинении как раз и надо выра ш отношение к изображаемому, отношение, которым вы хотите п делиться. Как это сделать? С помощью выразительных деталей, эпитетов, сравнений, прямой или косвенной оценки.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 180 — чтение, коллективное обсуждение.
Комментарии

Коридор: циновка, вешалка в коридоре. Комната:

а) паркетный пол;

б) стены — циферблат стенных часов, календарь, картина в зо-
лочёной раме, большое зеркало;

в) потолок — полосы солнечного света на потолке;

г) окна — трёхстворчатое окно, росточки цитрусовых в горшках
на подоконнике, тюлевые занавески на металлическом карнизе;

д) мебель - шкаф в углу, полка для книг, журнальный сто-
лик на трёх ножках, большой обеденный стол, красивые мягкие
стулья.

Благодаря плану у нас получился каркас будущего сочинения. Взгляд уже не мечется, а плавно переходит с предмета на предмет. Теперь можно выделить особо какие-либо выразительные детали интерьера, например стенные часы, картину, сказать о них по­дробнее.

На какую тему можно написать сочинение? Конечно, речь пой­дёт о жилом интерьере. Но попробуем перенестись в стены пока Неизвестной нам квартиры, попытаемся представить, кто может Жить в этом интерьере. Тогда можно будет конкретизировать тему Сочинения: «У бабушки с дедушкой», «В гостях у соседей» и т. д.

Систематизация материалов помогает лучше увидеть и понять Интерьер. Например, обратим внимание на контраст между ма­леньким журнальным столиком и большим обеденным столом; шметим, как комнату делает светлой не только трёхстворчатое окно, но и натёртый до блеска паркетный пол, и большое зеркало, И полосы солнечного света на потолке.

Вот уже и проступает отношение к интерьеру, заметен нерав­нодушный взгляд.

2. Упр. 181 — чтение текста, коллективное обсуждение слож-
ною плана.

Комментарии

Первый пункт («Вход в горницу») служит введением. Основ-НИИ часть поделена на подпункты. Уже в их контрастном названии Проглядывает отношение пишущего: небогатая обстановка не со-Wiii'i впечатления убогости — наоборот, она подчёркивает выра-НИгльность искусных украшений, созданных руками народных Нрперов. Последний пункт плана («Народное искусство живёт и сегодня») обобщает сказанное, делает вывод, т. е. является за­ключением.

Теперь легко ответить на вопрос: «С какой целью автор создал это описание?» Ответ содержится в последнем предложении: ав­тор хотел утвердить мысль о силе традиций, о стремлении народа к красоте, о том, что народное искусство вечно.

Дополнительный вопрос и комментарии

— Как автор выражает своё отношение к описываемому ин­терьеру?

Автор подбирает эмоционально окрашенную, «тёплую» лек­сику. «Кленовые сени» напоминают о народной песне «Ах вы, сени, мои сени...», «горница» — о старине, названия природных материалов {кленовые, липовые, льняное, деревянная) — о вечной связи человека и природы. Эпитеты (яркой, чудесные) добавляю! выразительности, показывают отношение автора к изображае­мому. Вывод, сделанный в конце описания, выражает уважение автора к народным традициям, восхищение жизненной силой народного искусства.

3. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 103.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударение.

Составьте словосочетания с этими словами.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 182, 183 — обсуждение вопросов и заданий, написание сочинения.)

VII. Подведение итогов уроков

О чём важно помнить при описании интерьера?

Как составить сложный план сочинения?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Рабочая тетрадь: задание 38.

 

Урок 58. Буквы а и о в корне -кас кос-

Цели: познакомить с условиями выбора букв я и о в кори

-кас кос-; развивать навыки морфемного разбора слов, уме

ния рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и

в корне -кас кос-; умения распознавать слова с чередукиии

мися корнями -кас кос- и применять правило их написание
владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Анализ сочинения

III. Проверка домашнего задания

(Задание 38 из рабочей тетради — чтение и обсуждение опи­саний.)

IV. Актуализация знаний

1. Беседа

Расскажите о правописании корня -лаг лож-.

Расскажите о правописании корня -раст ращ рос-.

Что общего в правописании корней -лаг- — -лож-и -раст ращ рос-? (Написание гласных в корне зави­сит от последующих букв.)

Проверяются ли ударением слова с корнями -лаг лож-

и -раст ращ рос-? (Нет. Пользоваться проверочными

словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.)

2. Объяснительный диктант

Зарасти, вырастать, прилагательное, выложить, растение, положе­ние, полагаться, росток, положить, уложить, предполагать, водоросли, ныращивание, слагаемое, предположение, подросли, изложение. V. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова

Касание, прикоснуться, прикасаться, прикосновение.

— Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)

Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (От­петы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Научитьсяраспознавать слова с корнем -кас кос-, по-
знакомиться с правилом написания этих слов.)
% Работа по теме урока
1'nfio га по учебнику
i I. < Осуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя-
наблюдений», чтение правила и образца рассуждений

■ 2 Упр. 184 — коллективное выполнение с комментированием.

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 185 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 7 — самостоятельное выполнение.)

3. Лингвистическая задача

- В каких словах гласные корня проверяются ударением? По­чему? Сколько значений корня с пропущенными гласными вы насчитали?

1) К.хить траву лучше рано утром. 2) Едва к.хнулся в разговоре ще­котливой темы. 3) У москвички две к..сички. 4) Не прик.хайтесь к про­водам! 5) Дом стоял на речной к..се.

Комментарии

Гласные корня проверяются ударением в предложениях 1,3,5. Мы имеем дело с омонимичными корнями. Во всех предложениях значение корня с пропущенными гласными разное.

VIII. Подведение итогов урока

Проверяются ли ударением слова с корнем -кас кос-?

Что общего в правилах правописания корней -лаг лож-,

-раст ращ рос-, -кас кос-? (Написание гласных

в корне зависит от последующих букв.)

- Почему при написании необходимо учитывать значение корня?

Домашнее задание

Учебник: § 36, упр. 186.

Рабочая тетрадь: задание 8.

 

У рок 59. Буквы а и о в корне -rap rop-

Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне

-гар гор-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения

рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв а

и о в корне -гар гор-; умения распознавать слова с корнем

-гар гор- и применять правило их написания; владение навыка

ми морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 186 — проверка по цепочке.

 

Комментарии  
коснуться косой (дождь)
растение оросить
положить лазейка
отросли (волосы) роскошный
касаться косить
излагать косички
нарастить росинка
предположить  
касательная  
2. Задание 8 из рабочей тетради - проверка по цепочке.

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Разгорелся, загар, угореть, огарок.

Что вы заметили? (В этих словах происходит чередование гласных в корне.)

Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (От­веты детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать слова с корнем -гар гор-, позна­комиться с правилом написания этих слов.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

1. Обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений», чтение правила и образца рассуждений (с. 106).

I 2. Упр. 187, 188 - коллективное выполнение с комментиро-щшием по цепочке.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 189 — выразительное чтение текста, обсуждение, са-
мостоятельное выполнение письменных заданий с последующей
Проверкой по цепочке.

2. Упр. 190 — самостоятельное выполнение.
2. Занимательная лингвистика

(Игра «Кто больше?».)

- Образуйте максимальное количество слов (любых частей
речи) с приставками при-, по-, от-, за-, под- и корня-
ми -кас кос- и -гар гор-.

(Нужно иметь в виду, что слова с омонимичными корнями, Ийиример подкосить, не подходят.)

VI. Подведение итогов урока

Проверяются ли ударением слова с корнем -гар гор-?

Почему при написании необходимо учитывать значение корня?

Домашнее задание

Учебник: § 37, упр. 191.

 

Урок 6 0. Буквы а и о в корне-зар зор -

Цели: познакомить с условиями выбора букв а и о в корне

-зар зор-; развивать навыки морфемного разбора слов, умения

рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв а

нов корне -зар зор-; умения распознавать слова с корнем

-зар зор- и применять правило их написания; владение на

выками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 191 — обсуждение вопроса и заданий.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Заря, зорька, озарить.

Что вы заметили? (В этих словах происходит чередован» гласных в корне.)

Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов? (От­веты детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке'

(Научитьсяраспознавать слова с корнем -зар зор-, позит

комиться с правилом написания этих слов.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самости
тельных наблюдений» (с. 108), формулирование правила: в кори

с чередованием -зор зар- в безударном положении пишет

буква а (исключение: зарево).

2. Упр. 192 - комментированное письмо, обсуждение вопрос! V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 193 — выразительное чтение стихотворения, обсужде-
ние, комментированное письмо.

Комментарии

Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её при­роде.

2. Упр. 194 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой по цепочке.

3. Упр. 195 - выразительное чтение стихотворения, обсужде-
|ние, самостоятельное выполнение письменного задания.

VI. Подведение итогов урока

— Проверяются ли ударением слова с корнем -зар зор-?

(Нет, но их правописание зависит от ударения.)
I — Что общего в правилах правописания корней -гар гор-

и -зар зор-? (Гласные зависят от ударения.)

Домашнее задание

Учебник: § 38, упр. 196.

 

Урок 61. Буквы ы и и после приставок

Цели: познакомить с условиями выбора букв ы и и после при­ставок; развивать навыки морфемного разбора слов, работы с те­стами.

Планируемые результаты: знание условий выбора букв ы И и после приставок; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 196 — чтение и анализ творческих работ.)

III. Самоопределение к деятельности

- Выполним морфемный разбор слов безымянный, разыграть, подытожить, сыщик. Что нужно учитывать, чтобы правиль­но выполнить морфемный разбор слов? (Их значение.) Что значит «безымянный»? (Тот, который без имени.) У слова разыграть несколько значений. Уточним их по сло­варю и остановимся на одном из них: играя в какую-либо игру, привести её к концу.

Что значит «подытожить»? (Подвести итог.)

Кто такой сыщик? (Тот, кто ищет.)

Выделите морфемы в словах. Что общего во всех четы­рёх словах? (Во-первых, все слова имеют приставки, окан­чивающиеся на согласный: без-, раз-, под-, с-. Во-вторых, корни родственных бесприставочных слов начинаются с бук­вы и. И наконец, оказавшись за приставкой, корни меняют и на ы.)

Какой вывод вы можете сделать? (После приставок на со­гласные в корне пишется ы, если однокоренное слово начина­ется на букву и.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Проверить, правильный ли вывод мы сделали, учиться распо­знавать слова с данной орфограммой и правильно их писать.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение правила (с. 109), беседа по прочитанному, коммен
тарии учителя.

— Что нового вы узнали из учебника? (После приставок меж и сверх- буква и не меняется на ы.)

Из этого правила есть несколько исключений. Во-первых, замена и на ы не происходит после всех иноязычных приставок, например: дезинфекция, суперигра. Во-вторых, слово взимать пи шется с буквой и, несмотря на то что приставка вз- русская.

Ещё важное замечание: после приставок на согласные пи шется буква ы, даже если дальше идёт не корень, а другая при ставка с первой буквой и (из/ыз, ис/ыс), например: безысходный А если правильно сделать морфемный разбор слова небезыз­вестный, то мы обнаружим орфограмму, спрятанную в третм-Н приставке.

2. Упр. 197 — самостоятельное выполнение.

3. Упр. 198, 199 - комментированное письмо, обсуждение
вопросов.

V. Закрепление изученного материала

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 9 (задания А1-А4).)

VI. Подведение итогов урока

- Расскажите, как надо рассуждать, выбирая буквы ы и «пц

еле приставок.

Домашнее задание

Учебник: § 39, упр. 200.

 

Уроки 6 2, 6 3. Гласные в приставках пре- и при­

целы: познакомить с условиями выбора букв е и и в пристав­ках пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора слов, ор­фографическую и орфоэпическую грамотность.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

:

(Упр. 200 — проверка по цепочке.)

IV. Актуализация знаний
Объяснительный диктант

Утренняя заря, лёгкое прикосновение, растения разрослись, от-мпжной воротничок, собираться в поездку, разыграть партию в шах­маты, загорать под тентом, касается темы искусства, приложить стара-ИИс, длинная коса, имя прилагательное, выращивать рассаду, отблеск Мрмицы, замереть от восторга, сверхискусная работа, предыдущая страница.

V. Самоопределение к деятельности

Назовите приставку в словах прикосновение, приложить, прилагательное. Прочитайте слова. Преграда, предобрый, прехорошенький. Назовите приставку в этих словах.

Сравните, как произносится приставка в словах прикос­новение, приложить, прилагательное и в словах преграда, предобрый, прехорошенький. Что вы можете сказать? (Они произносятся одинаково.)

Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с при­ставками пре- и при- в безударном положении можно допу­стить ошибку.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уро­ке? (Научиться распознавать слова с приставками пре-и при-, узнать, от чего зависит выбор гласных в этих при­ставках.)

VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений», чтение правила (с. 111, 112).

Упр. 201, 202 - чтение стихотворений, объяснение орфо­грамм.

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 203 — комментированное письмо.

Комментарии

В упражнении нет примеров на значение приставки пре-, близкое к приставке пере-: превзойти, превозмогать, прекращать.

2. Упр. 204 — обсуждение вопросов, самостоятельное выпол
нение письменных заданий.

Комментарии

Глаголы движения, показывающие, что человек движется с трудом: приползти, приковылять, притащиться. Приставочным способом образован глагол притащиться, приставочно-суффик сальным — прилагательные придорожный, приморский.

3. Упр. 206 — обсуждение вопросов, морфологический разбор слова лечь на доске и в тетрадях.

2. Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 112.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударемм

Составьте словосочетания с этими словами.

Запишите в орфографический словарик глаголы, дани в рамках на с. 113, 114, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

VIII. Подведение итогов урока

— От каких условий зависит выбор букв е и и в пристав

пре- и при-?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 40 (с. 111, 112), упр. 205, 207.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Комментарии

Антоним к глаголу придвинуть — отодвинуть. Обратим вни­мание на полногласный вариант приставки ото Дополнительный вопрос

- По какому принципу глаголы, данные в упражнении, раз­делены на две группы? (Приставка в глаголах первой группы имеет общее значение близости, в глаголах второй группы — значение неполноты действия.)

III. Работа по теме урока I. Работа по учебнику

1. Упр. 208 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение
иопросов, определение значения приставок пре- и при- в словах.

Комментарии

Название стихотворения А. Барто («Копейкин») подчёркивает I «миную черту героя — мелочную расчётливость.

Значение приставок глаголов: пришёл, придумал — доведение ЦИствия до конца; существительного приставки — присоедине­ние. Значение приставки существительного прибавки определить Of I словаря трудно.

2. Чтение теоретического материала (с. 115, 116).

2. Слово учителя

Действительно, далеко не во всех случаях значение приставки щш или пре- прозрачно. Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в слове присутствие значение приставки НРМсно.

Попробуйте прояснить его. (Обсуждение.)

Дня прояснения мы можем воспользоваться антонимом: от-| Шепшие (в слове присутствие приставка означает приближение, | н но антониме — удаление).

Вмиает и так: приставка прирастает к корню и становится и нргмепем его частью, тогда состав слова упрощается. К таким imiiiim относятся, например, существительные привет, приятель, Щчшш, прилагательные прилежный, прелестный и др. Иногда ttttiiio v шать древний состав слова и определить значение при-ikimik (или бывших приставок) с помощью этимологического шмирн, а порой это значение остаётся неразгаданным.

('«она с приставками пре- и при- бывают омофоничными (зву-Щ MfliiiiiiKoito). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл •мин приходящая няня - преходящие ценности, приступить к ра-Щ/1 преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чу-Ш • трапе, придел храма - предел возможностей, придать новую

форму — предать забвению, притворить окно — претворить планы в жизнь, призреть стариков — презреть опасность.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 209, 210 - обсуждение вопросов, комментированное письмо.)

2. Распределительный диктант

— Запишите слова в два столбика: с приставкой пре-, с при­ставкой при-.

Препинание, приникнуть, преискусный, припарковаться, притво ряться, приволье, превышение, прицелиться, непременно, приворожит!., преемственность, приголубить, примерный, присовокупить, неприятель ский, придорожный, привнести, пресмыкающееся.

3. Словарная работа

- Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 115—118, подчеркните орфограммы.

— Составьте словосочетания со словами великолепный, теле грамма, состязание, подражать, поражение.

V. Подведение итогов урока

- Расскажите о чередовании гласных в приставках пре- и при

Домашнее задание

1. Учебник: § 40 (с. 115, 116), упр. 214 (подготовиться к дик«

танту).

2. Рабочая тетрадь: задание 44. Учебник: § 40.

Рабочая тетрадь: задания 45, 46.

 

Урок 64. Практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-»

Цели: закреплять умение правильно писать слова с присиш ками пре- и при-; развивать навыки морфемного разбора с ми самостоятельной работы.

Планируемые результаты: умение правильно писать спои с приставками пре- и при-; владение навыками морфемнои> |ы| бора слов; умение объяснять языковые явления; развитие моЩ вации к аналитической деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Задание 40 из рабочей тетради — проверка по цепочке,

Упр. 214 - подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

— Укажите слова, в которых пишется буква и.

Признание заслуг;

пр..мерный ответ;

на пр..деле скорости;

пр.лирать трусов.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Упр. 211, 212 — выразительное чтение текстов, обсуждение,
самостоятельное выполнение письменного задания с последую-
щей взаимопроверкой, морфемный и морфологический разбор
на доске.

2. Упр. 213 — устное выполнение.

Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 47 — устное выполнение.)

Лингвистическая задача

- Каково значение слова непререкаемый? (Неоспоримый, не до­пускающий никаких возражений, сомнений.)

- Сделайте морфемный разбор этого слова. Комментарии

В слове непререкаемый приставка пре- «спрятана» за другой приставкой — не-. Чтобы правильно выделить приставки, нужно понять смысл слова: оно содержит корень -рек-, тот же, что в сло­не речь (происходит чередование согласных в корне). V. Подведение итогов урока

Что необходимо учитывать, выбирая гласные в словах, на­чинающихся с пре- и при-?

В каких случаях при выборе гласных в приставках пре-и при- нужно обращаться к орфографическому словарю?

Как могут помочь толковые словари при выборе гласных в приставках пре- и при-?

Домашнее задание

Учебник: § 40.

Рабочая тетрадь: задания 45, 46.

 

Урок 6 5. Соединительные о и е в сложных словах

Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их рнювания; познакомить с условиями выбора соединительных мпп.1\ о и е; развивать навыки морфемного разбора слов Планируемые результаты: знание способов образования сложных слов, условий выбора соединительных гласных в слож­ных словах; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Задание 45 из рабочей тетради — чтение предложений, объ­яснение орфограмм.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Самосвал, пылесос, атомоход, кораблекрушение.

Чем похожи все слова? (Это сложные слова, состоящие из двух корней.)

На какие две группы их можно разделить? (Слова с соеди­нительной о и слова с соединительной е.)

От чего зависит выбор соединительных гласных в сложных словах? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать сложные слова, познакомиться с условиями выбора соединительных гласных в сложных сло­вах.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель ных наблюдений», чтение правила и теоретического материала (с. 119).)

2. Объяснительный диктант

Лесостепь, земноводные, броненосец, чернобурка, овцебык, дино завр, чашелистик, цветоложе, млекопитающие, буревестник, меченоссп, утконос, иглокожие, водоплавающие, мухоловка, водомерка, дикобра I, лебедь-шипун, сокол-балобан.

(Можно дать дополнительные задания: объяснить значение биологических терминов, названий животных, птиц, рыб, насеки

мых, узнать о происхождении слов из этимологического словари

Например, слово динозавр создано в 1841 г. английским учёны!

Р. Оуэном на базе двух греческих слов: deinos (страшный, ужас

ный) и sauros (ящерица).)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 215 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 216 - самостоятельное выполнение с последующей
проверкой по цепочке.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 39 — самостоятельное выполнение.)

3. Занимательная лингвистика

— Объясните значение словосочетаний-фразеологизмов, пользуясь толковым словарём и словарём фразеологизмов. Образуйте из них сложные слова.

Злой язык (злоязычный), втирать очки (очковтирательство), вертеть хвостом (вертихвостка), скалить зубы (зубоскалить, зубоскал).

(Следует обратить внимание учащихся на то, что слово верти­хвостка образовано без помощи соединительных гласных. Первая его часть — глагол в повелительном наклонении.)

VI. Подведение итогов урока

— От чего зависит выбор соединительных гласных о и el Домашнее задание

Учебник: § 41, упр. 217, изучить § 42.

Урок 6 6. Сложносокращённые слова

Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; учить определять род сложносокращённых слов;, развивать навыки морфемного разбора слов.

Планируемые результаты: знание способов образования сложносокращённых слов; умение определять род сложносо­кращённых слов; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к ана­литической деятельности.

Ход урока |i Организационный момент

II, Проверка домашнего задания

(Упр. 217 — проверка по цепочке.) Комментарии

Примеры слов с данными корнями: самовар, скороварка, крае-ttilciiue, востоковед, тепловоз, бензовоз, нефтепровод, овощевод, Цц1ок<ы, рудокоп, землекоп, птицелов, мухоловка, водомерка, дож-t$Mi'i>, водомёт, пулемёт, снегоход, вездеход.

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 42 (реализация домашнего задания).)

Какую тему вы начали изучать дома?

Какие слова называют сложносокращёнными?

Какими способами могут образовываться сложносокращён­ные слова?

Как определить род сложносокращённого слова?

Приведите примеры сложносокращённых слов.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Углубить знания о сложносокращённых словах, упражняться в определении способа образования и рода сложносокращённых слов, научиться употреблять сложносокращённые слова в речи.)

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращённых словах завуч и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то что первые части слов одинаковы (см. начало § 42).

Предупредим частые ошибки в сложносокращённых словах с этой же первой частью: завбазой — заведующий (чем?) базой (незавбазьЛ), завкафедрой — заведующий (чем?) кафедрой (не зав-кафедры!) и т. д.

Общим в значении сложносокращённых слов является их официальность. Обычно они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а потому понятные. Расшифровка сложносокращённых слов порой довольно громозд ка, и потому язык приспособился к таким кратким вариантам.

2. Работа по учебнику

(Упр. 218, 219 - устное выполнение.) Комментарии

Слово универсам образовано от частей слов универсальный ма газин самообслуживания. Взято готовое сокращение первых диу\ слов: универмаг, к нему прибавлена первая часть сложного сломи самообслуживания.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 220 — устное выполнение. Комментарии

Слова ООН, ГАБТ,АЭС, СМИ образованы начальными звук! ми; ВВС — начальными буквами: [вэвээс]. Заметим, что начальны ми звуками обычно образованы слова, имеющие гласные.

Дополнительные задания

— Определите род данных сложносокращённых слов. Со ставьте с ними предложения. (Слова ООН, АЭСжеш-ho.-i

Уроки 67, 68. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

рода, ГА БТ — мужского; у слов СМИ, ВВС род не определяет­ся, так как эти слова имеют форму только множественного числа.)

2. Упр. 221 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии

Сложносокращённые слова, образованные несколькими зву­ками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Гос­банк, спецназ.

Сложносокращённые слова, образованные начальными зву-I ками каждого слова: МХА Г, ТЮЗ, ГЭС, вуз.

Сложносокращённые слова, образованные начальными бук­вами каждого слова: НТВ, РФ.

3. Упр. 222 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

2. Словарная работа

1— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 121, 123, подчеркните орфограммы.

— Составьте словосочетания с этими словами. VI. Подведение итогов урока

— Почему слова, о которых мы сегодня говорили, называются сложносокращёнными?

— Что общего в значении сложносокращённых слов?

— Какие сложносокращённые слова вы знаете? Расшифруйте их. Домашнее задание

Учебник: § 42, упр. 223, 224 (подготовиться к диктанту).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.