Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классе можно встретить несколько человек с одинаковыми именами.





- А как у вас в классе?

От некоторых красивых имён отказываются и не называют ими детей, потому что какой-то человек, носивший это имя, опо­зорил его. Например, германское имя Адольф переводится как «благородный волк», но, помня о Гитлере, принёсшем людям ог­ромное зло, вряд ли кто-то так назовёт своего ребёнка.

Если забраться в глубины истории, можно узнать, что хам — это не только грубый, наглый и невоспитанный человек, гото­вый на подлости. На языке дворян слово хам означало человека, принадлежащего к низшим классам и лишённого потому всякого человеческого достоинства. Но оказывается, изначально Хам -имя библейского персонажа. Это один из сыновей Ноя, который спасся во время Всемирного потопа на ковчеге. После потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он напился вина и лежал пьяным в непристойном виде. Таким его случайно увидел Хам и стал насмехаться над отцом, за что потом был им проклят. Постепенно собственное имя Хам стало нарица­тельным, означающим непочтительного, не уважающего других людей, невоспитанного человека.

Никому из нас не хотелось бы сталкиваться с хамами и тем более не хочется самому быть хамом.

Но вернёмся в наше время. Важно обращаться с именами бе­режно и быть точным, особенно это необходимо при составлении документов или текстов, которые требуют однозначности.

Это особенно относится к именам, имеющим варианты па-писания: Даниил, Данил и Данила; Наталия и Наталья; София и София. В документах необходимо писать эти имена в полним соответствии со свидетельством о рождении, с паспортом, ина'и документы будут считаться недействительными. Порой незначи тельный, казалось бы, огрех, чья-то невнимательность приводи! к неприятностям и потере драгоценного времени.

Интересно узнать, что означают ваши имена и каково их про­исхождение. В этом могут помочь специальные словари имён. 2. Сообщения учащихся (Реализация опережающего задания.)

Материал для учителя

Большинство имён в современном русском языке заимствованные, в основном греческого и латинского происхождения. Исконно русских, славянских имён не так уж много: Вера, Надежда, Любовь, Людмила, Светлана, Богдан, Владимир, Святослав, Ярослав и некоторые другие.

Греческие имена: Андрей — храбрый, Георгий (Юрий, Егор) — хле­бопашец, Александр — защитник, Никита — победитель, Василий — цар­ственный, Евгений — благородный, Ирина - мир, Екатерина - чистая, Зоя — жизнь, Татьяна — устроительница, учредительница.

Латинские имена: Виктор — победитель, Валентин, Валерий — здо­ровый, сильный, Виталий — жизненный, Константин — постоянный, Максим — большой, Наталия — родная, природная, Павел — маленький, младший, Марина — морская.

IV. Подведение итогов урока

— Интересно ли вам было узнать о значении своего имени и имён одноклассников?

- Узнайте о значении имён ваших близких и расскажите им об этом.

Домашнее задание

Учебник: § 45, 46, упр. 264 (подготовиться к свободному диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 50.

Уроки 81, 8 2. Несклоняемые имена существительные

Цели: познакомить с группами несклоняемых существитель­ных; работать над предупреждением грамматических и речевых ошибок.

Планируемые результаты: знание групп несклоняемых су­ществительных; умения правильно произносить несклоняемые существительные, объяснять языковые явления; развитие моти­вации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 264 - свободный диктант.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте словосочетания

Купили пальто, под цвет пальто, пришить к пальто; подходим к ме­тро, ехать в метро, гордимся московским метро.

Что вы заметили? (Слова пальто и метро не изменяются по падежам, не склоняются.)

Как могут называться такие существительные? (Несклоняемые.)

Приведите свои примеры несклоняемых существительных.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями несклоняемых существи­тельных, научиться правильно употреблять их в речи.)

IV. Работа по теме урока

(По ходу объяснения группы несклоняемых существительных и примеры записываются на доске и в тетрадях.)

Сегодня мы познакомимся с несклоняемыми существитель­ными, т. е. с такими, которые имеют одинаковую форму во всех падежах и не относятся ни к одному из склонений. Казалось бы, чего проще: стоит понять, какие именно существительные от­носятся к этому разряду, и всё в порядке. Кстати, с одной такой группой существительных вы уже знакомы. Это сложносокращён­ные слова,аббревиатуры.

— Вспомните, что такое аббревиатуры. (Это слова, при об­разовании которых у сокращаемых слов берутся начальные буквы: РФ — Российская Федерация, ПК — персональный компьютер; иногда — начальные звуки: вуз — высшее учебное заведение, ТЮЗ — театр юного зрителя.)

Но не все сложносокращённые слова относятся к несклоняе­мым, в основном это аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный: СМИ (средства массовой информации), ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) и т. д. Впрочем, некоторые аббревиату­ры, оканчивающиеся на согласный, тоже не склоняются, напри­мер РФ, ПК, но: при вузе, у ТЮЗа, в ГУМе (при этом окончание пишется со строчной буквы).

Другая группа несклоняемых существительных тоже хоро­шо вам известна — это имена собственные. Но не все, конеч­но, а только фамилии, оканчивающиеся на -о, -ых (-их), -аго (-яго), -ово: Саенко, Быстрых, Живаго, Хитрово, и женские фа­милии, оканчивающиеся на согласный: книги Сельмы Лагерлёф, Александры Бруштейн.

— Кстати, какие книги этих писательниц вам известны? Если вы их не читали, прочтите, не пожалеете.

Не склоняются также иноязычные существительные, обозна чающие лиц женского пола: мадам, мисс, фрау, пани и т. д.

Основную же группу несклоняемых существительных состав­ляют тоже слова иноязычного происхождения — собственные и на­рицательные имена существительные на -о, -е, -у, -ю, -и, -а: Барто, Кеннеди, Пуаро; Сочи, Миссури; какао, кофе, какаду, колибри, бра.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 266 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 267 — комментированное письмо.

VI. Подведение итогов урока

— Какие имена существительные относятся к несклоняемым?

— В чём особенность несклоняемых существительных? Домашнее задание

Учебник: § 47, упр. 271.

Рабочая тетрадь: задание 52.

Ход урока 2

Организационный момент

Анализ свободного диктанта

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 271 — проверка по цепочке, запись словосочетаний
с несклоняемыми существительными на доске.

Задание 52 из рабочей тетради - проверка по цепочке.

IV. Работа по теме урока

1. Практическое задание

— Составьте словосочетания с зависимыми словами, выра­женными несклоняемыми существительными, укажите падеж этих существительных.

(Проверка.)

Работа по учебнику

1. Упр. 268 — самостоятельное выполнение, краткая беседа
по упомянутым в тексте книгам.

Упр. 269 — комментированное письмо.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 141.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

V. Подведение итогов урока

— Как можно определить падеж несклоняемых имён существи­тельных? (По контексту: в словосочетании, в предложении.)







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.