Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рабочая тетрадь: письменно ответить на вопрос к заданию 65.





Урок 107. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Цель: дать понятие о разрядах прилагательных по значению, о качественных прилагательных.

Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных прилагательных; умения распознавать качественные прилагатель­ные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к само­стоятельной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ творческих работ.)

IV. Самоопределение к деятельности

Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных.

Свежий, хороший, высокий, железный, утиный.

От каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему? {От прилагательных железный и ути­ный. Они обозначают такие свойства предметов, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени.)

Прилагательные имеют важную морфологическую харак­теристику — разряды по значению. Как по-вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные свежий, хороший, высокий? (О качестве.)

Как могут называться такие прилагательные? {Качест­венные.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядами прилагательных по значению, с особенностями качественных прилагательных, научиться распознавать качественные прилагательные.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение теоретического материала (с. 16), беседа по прочи-
танному, комментарии учителя.

На какие разряды по значению делятся прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные.)

Какие прилагательные называются качественными?

Каковы признаки качественных прилагательных? (При­мерный ответ. Качественные прилагательные могут иметь краткую форму, образуют степени сравнения; могут со­четаться с наречиями, обозначающими качество (очень, слишком, довольно и т. д.), образуют сложные прилагатель­ные путём повтора, могут образовывать прилагательные с приставкой не-.)

Кроме того, от качественных прилагательных образуются прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: бе­ленький, слабенький, мягонький. К качественным прилагательным можно подобрать синонимы (мудрый — умный, большой — огром­ный) и антонимы (хороший — плохой, добрый — злой).

2. Упр. 340 - выразительное чтение текста, обсуждение, само-
стоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «В сумерки», «Наступление ночи», «Вечернее небо».

Качественные прилагательные: лучше всего (форма составной превосходной степени прилагательного хорошим), сырыми, ту­манная, тонкие, сизом, слабым, огромной, безмолвной, прохладным VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 341 — самостоятельное выполнение с последующей про­веркой.)

VII. Подведение итогов урока

— Как узнать, качественное прилагательное или нет? Как по­строить рассуждение? Приведите примеры.

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 58, упр. 342 (подбор материалов к сочинению, составление плана, подготовка устного сочинения).

Урок 108. Сочинение - описание местности

Цели: развивать навыки составления плана сочинения; учить писать сочинение.

Планируемые результаты: умения составлять простой и слож­ный планы сочинения, создавать устные и письменные тексты-описания.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 342 — обсуждение планов сочинений, устные сочинения.)

III. Работа по теме урока

(Написание сочинения.)

IV. Подведение итогов урока

(Чтение и анализ сочинений.)

Домашнее задание

Учебник: §58.

Выписать из учебника литературы четыре-пять предложе­ний с качественными прилагательными, сделать синтакси­ческий разбор одного-двух предложений.

Урок 109. Относительные прилагательные

цели: дать понятие об относительных прилагательных; разви­вать умения рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных и относительных прилагательных; умения различать качествен­ные и относительные прилагательные, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к самостоя тельной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение предложений с качественными прилагательными.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, ра­достный, сильный, давний, сельский, яркий.

Назовите качественные имена прилагательные. {Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.)

Чем похожи остальные прилагательные? {Они обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)

На какие группы их можно разделить? (Прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), прилагательные, которые характе­ризуют предмет по пространственному (местный, сельский) и временному (зимний, давний) признакам.)

Как называется эта группа прилагательных? (Относительные.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилага­тельных, научиться распознавать их, различать относитель­ные и качественные прилагательные.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражаю­щие отношение одного предмета к другому. Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортив­ная, домашняя в данном случае обозначают назначение. Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). 11апример, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значе­ние того или иного слова, исходя изданного контекста. 2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных

Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

Можно ли образовать от этих прилагательных степени срав­нения? Можно ли быть более майским или самым подвод­ным? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, озна­чающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные образовывать сложные при­лагательные путём повтора? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные образовывать новые с при­ставкой не-? (Нет.)

Могут ли эти прилагательные образовывать прилагатель­ные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (При­лагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

— Наконец, можно ли к относительным прилагательным по­добрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов отно­сительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксиче­ские синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), дере­вянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой фор­мы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, анто­нимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные ан­тонимы.

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 18).)







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.