Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 116. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных





Цели: познакомить с условиями выбора гласных owe после шипящих и цв суффиксах прилагательных; развивать наблюда­тельность, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных о и е после шипящих ицв суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 361 — подготовленный диктант.

Задание 70 из рабочей тетради — проверка по цепочке.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Клочок бумаги, колючий ежонок, стиральный порошок, синенький платочек, росточек сирени, паучок-старичок, тёплая распашонка, кусо­чек пирожка, бочонок мёда, мягкая подушечка.

IV. Самоопределение к деятельности

— Образуйте прилагательные от существительных, данных в скобках, и составьте словосочетания.

(Плюш) мишка, (ситец) платок, (глянец) журнал, (камыш) заросли.

Чем похожи все прилагательные? Что нужно знать для того, чтобы правильно их написать? (Корни прилагательных окан­чиваются на шипящий звук или на ц, нужно знать правило правописания гласных после шипящих ицв суффиксах прила­гательных.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями выбора гласных о и е после ши­пящих ицв суффиксах прилагательных.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Чтение правила (с. 28).)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 72 — работа со схемой, формулирование правила: в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения — е; исключения: слова с суффиксом -ёр- (тренажёр, дирижёрский и т. д.), отглагольные существительные (кочёвка, сгущёнка и т. д.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 362 — комментированное письмо.

2. Упр. 363 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой и обсуждением вопросов.

Упр. 364 — подготовка к домашнему сочинению.

VII. Подведение итогов урока

От чего зависит написание о и е после шипящих и ц в суф­фиксах прилагательных, образованных от существительных?

Что общего в правописании о и е после шипящих у суще­ствительных и прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 62, 63, упр. 364.

Подготовиться к тестовой работе по теме «Правописание прилагательных».

Урок 117. Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме «Право­писание прилагательных»; развивать навыки устного сочинения, работы с тестами.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, описывать произведения живописи, рабо­тать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 364 - устные сочинения.)

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы,тест 18.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: изучить § 64, упр. 365.

Уроки 118, 1 1 9. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Цели: познакомить с условиями написания одной или двух букв и в суффиксах прилагательных; развивать навыки самостоя­тельной работы, грамотную речь.

Планируемые результаты: знание условий написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных; владение навыками морфемного разбора; умения применять изученное правило, вы являть и предупреждать речевые ошибки, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 64 (реализация домашнего задания).)

Над какой темой вы начали работать дома?

В каких случаях в суффиксах прилагательных, образован­ных от существительных, пишется одна буква к?

Когда в прилагательных пишутся две буквы н?

— Сколько букв н пишется в кратких прилагательных? (Проверка упр. 365 по цепочке.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? 'Закрепить правило написания одной и двух букв н в суффик­сах прилагательных, научиться применять его на практике.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Вы, конечно, заметили, что все прилагательные, образован­ные от существительных с помощью суффикса -ин-, относятся к миру животных. Условно назовём суффикс -ин- «звериным» суффиксом, потому что чаще всего он встречается в притяжатель­ных прилагательных, образованных от названий зверей, птиц, насекомых: пчелиный, львиный, ослиный, крысиный, муравьиный, гусиный, соболиный и т. д.

В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: песок — пес­чаный, нефть — нефтяной (кроме оловянный, деревянный, стеклян­ный). Обратим внимание на прилагательные серебряный, юный — в этих словах ошибки встречаются очень часто.

Третий распространённый суффикс прилагательных —н-\ горный, медный, победный и т. д. Его же мы видим в прилагатель­ных, образованных от существительных с основой на н: длина — длинный, обман — обманный, старина — старинный. Правильно написать подобные слова поможет морфемный разбор слова.

Наконец, две буквы н пишутся только в суффиксах прила­гательных -онн-, -енн-: клюквенный, тыквенный, традиционный. Исключение: ветреный (заметим, что производные от этого слова пишутся уже с нн: безветренный, заветренный).

В кратких прилагательных пишется столько же н, столько в полных формах: погода ветрена, но: безветренна.

Работа по учебнику

Обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 31).

Упр. 366 - комментированное письмо, фонетический и морфологический разбор на доске.

V. Закрепление изученного материала

I. Работа по учебнику

Упр. 367 — коллективное выполнение с комментированием.

2. Упр. 368 — словарная работа, различение похожих слов (па-
ронимов) 3. Упр. 369 — самостоятельное выполнение.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте прилагательные в рамках на с. 31, 32.

Запишите их в словарики, поставьте ударение, обозначьте орфограммы. Запомните, как они пишутся и произносятся.

Составьте словосочетания с этими словами.

VI. Подведение итогов урока

— От чего зависит выбор одной или двух букв н в суффиксах прилагательн ых?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 64, упр. 370.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Связный рассказ о правописании суффиксов прилагатель-
ных с н.

2. Упр. 370 — проверка по цепочке.
Комментарии

Не выписаны слова юный, румяный, так как н входит в состав корня этих прилагательных.

III. Работа по теме урока

Предупредительный диктант

Обыкновенное чудо, деревянный человечек, серебряные коньки, ветреная погода, пчелиный улей, туманный намёк, некондиционный товар, беззаконное действие, пенсионный возраст, соколиная охота, ржаная лепёшка.

Работа по учебнику

Упр. 371 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях, предупреждение речевых ошибок.

Упр. 372, 374 — самостоятельное выполнение с последую щей проверкой.

IV. Подведение итогов урока

- Как может помочь морфемный и словообразовательный разбор слова при написании одной или двух букв н в суф фиксах прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 64, упр. 373 (подготовиться к диктанту), 375 (под готовиться к сочинению).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.