Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упр. 378 - подготовленный диктант.





III. Актуализация знаний

Объяснительный диктант

Тунгусский метеорит, январский мороз, рыбацкая лодка, резкий от­каз, французский язык, сентябрьский листопад, дерзкий взгляд, одесский юмор, молодецкая удаль, Казанский вокзал.

IV. Самоопределение к деятельности

На предыдущем уроке в тексте диктанта встретились слова, которые мы написали через дефис, - это прилагательные длин­ный-длинный (речь шла о носе Буратино) и день-деньской.

А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-бы­стрый, долгий-долгий, тихий-тихий и т. п.? А древнерусский? А чернобровый?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями дефисного и слитного написания сложных прилагательных.)

V. Работа по теме урока

Вывод правила

Прилагательные с повторяющимися основами пишутся через дефис.

Вспомним, что дефис (короткая чёрточка между частями слова) — это орфографический знак, а тире (длинная чёрточка между словами в предложении) — знак синтаксический, пунк­туационный.

Как мы назовём цвет российского флага? (Бело-сине-красный.)

А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный? (Тёмно-красный.)

Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится? (Кисло-сладкий.)

Как вы напишете прилагательные тёмно-красный, кисло-сладкий? (Через дефис.)

Прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса, пи­шутся через дефис.

Как вы напишете промежуточные стороны света: юго-запад, северо-восток и т. д.? (Черездефис.)

Как вы напишете географические названия — сложные су­ществительные: Орехово-Зуево, Тянь-Шань! (Через дефис.)

А как вы напишете прилагательные, образованные от этих существительных? (Тоже через дефис.)

Прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис, также пишутся через дефис.

— Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей. Приведите примеры. (Через дефис: англо-русский, русско-английский.)

Такие прилагательные состоят из двух равноправных частей, обозначающих однородные признаки, между ними можно по­ставить союз и: английский и русский словарь, шахматный и ша­шечный турнир..

Через дефис пишутся также некоторые прилагательные, обо­значающие неоднородные признаки: военно-воздушный (военный воздушный флот), научно-популярный (научный популярный жур­нал). Первое прилагательное прикрепляется к сочетанию второго прилагательного с существительным: воздушный флот, популярный журнал.

— Какие же сложные прилагательные пишутся слитно?

Слитно пишутся слова, образованные от словосочетания при­лагательного с существительным: широкоформатный - широкий формат.

— Образуйте сложные прилагательные от словосочетаний. Древняя Русь, железная дорога, чёрные глаза.



Работа по учебнику

(Чтение правила (с. 35, 36).)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 379 — коллективное выполнение с комментированием.

2. Упр. 380 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

3. Упр. 381 — комментированное письмо.
2. Словарно-орфоэпическая работа

— Прочитайте вслух прилагательные, данные в рамке на с. 37.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте ударе­ние. Запомните, как они пишутся и произносятся.

Составьте словосочетания с этими прилагательными. VII. Подведение итогов урока

— Как надо рассуждать, выбирая дефисное или слитное на­писание сложных прилагательных?

Домашнее задание

Учебник: § 66, упр. 382.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 382 — проверка по цепочке.)

III. Работа по теме урока

Предупредительный диктант

Военно-морской флот, голубоглазый малыш, северо-восточный ветер, древнерусская летопись, горько-солёный вкус, русско-француз­ский словарь, в чёрной-чёрной комнате, двухметровый баскетболист, бледнолицый брат.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

— Рассмотрите таблицу на с. 45-46. Дополните её своими примерами.

Работа по учебнику

Упр. 383 — коллективное выполнение с комментированием.

2. Упр. 384 — выразительное чтение текста, обсуждение, само-
стоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Переводные словари», «Словари-переводчики».

3. Упр. 385 — выразительное чтение текстов, обсуждение, са-
мостоятельное выполнение письменных заданий.

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамках на с. 38. Запишите их в составе словосочетаний в орфоэпический словарик: средство от моли, средствами связи, переводная литература, переводный балл.

Запомните, как произносятся эти слова.

IV. Подведение итогов урока

— Расскажите о дефисном и слитном написании сложных прилагательных.

Домашнее задание

1. Учебник: повторить § 64-66, упр. 386 (подготовиться к сло­варному диктанту).

2. Подготовиться к тестовой работе по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное напи­сание сложных прилагательных».

Урок 1 2 4. Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Пра­вописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение орфографическими на­выками, навыками лингвистического разбора; умения применять полученные знания на практике, работать с тестами, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятель­ности.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарный диктант

Беспредельный простор, румяный Колобок, январская стужа, ис­кусный ремесленник, талантливый режиссёр, иссиня-чёрные крылья, ветряная мельница, юный возраст, обыкновенная история, свиное сало, безмятежные мысли, забавная физиономия, пригласить в го­стиную.

Грамматическое задание

Сделать морфемный разбор прилагательного беспредельный.

Сделать словообразовательный разбор слова гостиную.

III. Работа по теме урока

Тестовая работа

(См.: КИМы,тест 19.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: повторить § 55—66, контрольные вопросы и задания (с. 39), упр. 387 Уроки 12 5, 1 2 6. Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное»

Цели: закрепить и обобщить изученное об имени прилагатель­ном; развивать орфографическую зоркость, навыки лингвистиче­ского разбора, монологической речи, работы с тестами.

Планируемые результаты: владение навыками лингвистиче­ского разбора; умения определять основную мысль текста, анали­зировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 387 — проверка по цепочке.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 39).

2. Упр. 388 - выразительное чтение текста, обсуждение, ком-
ментированное письмо.

Комментарии

Основная мысль текста — необходимость охраны природы. Второй абзац начинается со слов «Можно огораживать...».

3. Упр. 389 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

V. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Имя прилагательное»?

Домашнее задание









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.