Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Есть ряд слов, с помощью которых мы выражаем примерное количество чего-либо: несколько, много.





Такие слова называются неопределённо-количественными и не являются числительными: они не способны выражать точ­ное количество предметов, не имеют счётно-числового значения. Среди них есть наречия (много, мало, немного, немало), местоиме­ния (сколько, несколько, столько), существительные (тьма, уйма, бездна, масса, море, океан и т. д.). Такие слова обладают грамма­тическими признаками своих частей речи.

IV. Самоопределение к деятельности

Запишите числа 4, 40, 400, 444 словами. (Четыре, сорок, че­тыреста, четыреста сорок четыре.)

Сколько слов нужно для выражения каждого числа?

Запишите порядковые числительные, образованные отдан­ных количественных. (Четвёртый, сороковой, четырёхсо­тый, четыреста сорок четвёртый.)

Сколько слов нужно для выражения порядкового номера?

Какой можно сделать вывод? (Числительные могут состо­ять из одного слова, а могут — из двух и более слов.)

Как вы думаете, как могут называться такие числительные? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать, как называются числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из двух и более слов, и научиться различать их.)

V. Работа по теме урока

Слово учителя

Числительные, состоящие из одного слова, — простые, из двух и более — составные.

По структуре и особенностям словообразования среди простых числительных выделяют также сложные числительные — они со­стоят из одного сложного слова с двумя корнями: четыреста, четы­рёхсотый. Получается, что числительные четыреста сорок четыре, четыреста сорок четвёртый являются составными, в их состав вхо­дят одно сложное числительное (четыреста) и два простых.

Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 46).

Упр. 398 - коллективное выполнение с комментированием.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 399 - самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 80 из рабочей тетради - коллективное выполнение с комментированием.)

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 46, 47, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами.

Слова тысяча, миллион, миллиард имеют признаки как числи­тельных, так и существительных, поэтому вопрос о принадлежно­сти их к числительным решается неоднозначно.

VII. Подведение итогов урока

Как отличить числительные от однокоренных с ними слов других частей речи?

В чём различие между простыми и составными числитель­ными?

Домашнее задание

Учебник: §68, упр. 400.

Рабочая тетрадь: задание 83.

Урок 131. Мягкий знак на конце и в середине числительных

Цели: закреплять знания о простых и составных числитель­ных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в чис­лительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание правила написания мягко­го знака в числительных; умения применять изученное правило, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Связный рассказ о простых и составных числительных.

Задание 83 из рабочей тетради - проверка по цепочке, син­таксический разбор на доске.

Упр. 400 — чтение текста, устранение возможных речевых ошибок.

Комментарии

Варианты заглавия текста: «Рост населения Земли», «Населе­ние земного шара».

Стиль речи - научный.

Заметим, что в 2012 г. численность населения Земли превы­сила 7 млрд человек.

III. Актуализация знаний

Распределительный диктант

— Запишите количественные и порядковые числительные, выраженные числами 100, 35, 90, 18, 20, 41, 300, 267, в два столбика: простые, составные.

IV. Самоопределение к деятельности

Запишите числа 8, 18, 80, 800 словами и прочитайте их. (Во­семь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.)

Что нужно знать, чтобы правильно написать эти числительные? (В каких числительных пишется мягкий знак, а в каких нет.)

Что обозначает мягкий знак в словах восемь, восемьдесят, восемьсот! (Мягкость согласного звука [м'].)

Слышится ли в середине слова восемнадцать мягкий со­гласный [m'J? (Нет.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с правилом написания мягкого знака в чис­лительных.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение правил (с. 47, 48).

Упр. 401 - коллективное выполнение с комментированием.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 402 — самостоятельное выполнение после предваритель­ного обсуждения.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

(Задание 84 - самостоятельное выполнение.)

Занимательная лингвистика

Вы знаете, что обычно для изображения чисел мы пользуем­ся арабскими цифрами. Но есть ещё и римские цифры. Система цифр древних римлян основана на употреблении особых знаков (букв) для десятичных разрядов: I = 1, X = 10, С = 100, М = 1000 -и их половин: V = 5, L = 50, D = 500. Натуральные числа записы­ваются при помощи повторения этих цифр. При этом если боль­шая цифра стоит перед меньшей, то они складываются, если же меньшая перед большей, то меньшая вычитается из большей.

Например, I, X, С ставятся соответственно перед X, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40400. Например, VI = 5 + 1 =6, IV = 5- I = 4; XIX = 10 + 10- 1 = 14, XL = 50- 10 = 40 и т. д.

В наше время римские цифры по традиции используются дли обозначения веков (XXI в. и т. д.), годов н. э. (MCMLXXVII - 1977 и т. д.), месяцев при указании дат (например, 6.VI.2011), поря i ковых числительных (учебник для VI класса), разделов книг и до кументов.

Цифрам соответствовали и буквы древнерусского алфави та - кириллицы. Например, буква а (аз) обозначала и цифр\ I в (веди) — цифру 2, г (глаголь) - цифру 3, д (добро) — цифру I с (есть) - цифру 5 и т. д

Две буквы обозначали звук [и]: и и /. И обозначала цифр\ поэтому называлась ещё «и восьмеричное», а / — число 10, поэтому называлась «и десятеричное».

Кстати, в украинском языке сохранились обе эти буквы. Мы можем встретить их, например, в названии столицы Украины: him, И сейчас примерно соответствует русскому ы, а / — русскому и

VII. Подведение итогов урока

— В каких случаях в числительных пишется мягкий знак''

Домашнее задание

Учебник: § 69, упр. 403.

Урок 13 2. Порядковые числительные

Цели: дать понятие о порядковых числительных и особенно стях их склонения; развивать навыки самостоятельной раонм i учить предупреждать и исправлять орфографические и реч> и ошибки.

Планируемые результаты: знание правил написания пори и

вых числительных, особенностей склонения составных пор*

Вых числительных; умение объяснять языковые явления; рл i i

Мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Связный рассказ об употреблении мягкого знака п.

И в середине числительных.

Упр. 403 - проверка по цепочке.

III. Самоопределение к деятельности

- Что обозначают порядковые и количественные числи и

Чем они отличаются друг от друга?

О чём говорит название «порядковые числительные»?

Как изменяются такие числительные?

Прочитайте запись.

В 2014 году в Сочи состоятся зимние Олимпийский игры.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться со свойствами порядковых числительных и особенностями их склонения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала, правила (с. 49, 50).)







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.