Упр. 528 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упр. 528 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.





VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Задания 103,104 — самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.)

Словарная работа

- Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамке на с. 111, подчеркните орфограммы.

— Выясните их значение по толковому словарю.

- Составьте предложение, в котором были бы употреблены оба этих существительных.

VII. Подведение итогов урока

- Какие глаголы называются переходными, а какие — непе­реходными?

Домашнее задание

Учебник: § 90, упр. 529.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 529 — чтение словосочетаний с переходными глаголами, синтаксический разбор на доске.)

III. Актуализация знаний

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части речи, определите их грамматические признаки.

Всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Из какого произведения эта строка? (Из басни И.А. Крылова «Ларчик».)

Объясните, почему слово Ларчик написано с большой бук­вы. (Потому что это герой басни.)

Обратите внимание на инверсию — необычный порядок слов в предложении: автор разводит подлежащее (опреде­лительное местоимение всякий) и сказуемое (непереходный глагол любовался), сказуемое и непрямое дополнение в тво­рительном падеже.

IV. Работа по теме урока

Наблюдения над словами

В русском языке порой одна буква играет очень важную роль. Примеров много: мол — моль, осел — осёл, луг — лук и т. д.

— Придумайте свои примеры в доказательство этого утвер­ждения, в том числе с глаголами. (Ожог — ожёг, угол -уголь, стол — стой, прости — прочти.)

Работа по учебнику



1. Упр. 530 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
Комментарии

Глаголы II спряжения (белить, чернить, синить) проявили пе­реходность: белить (что?) потолок, чернить (что?) сталь, синить (что?) бельё.

Эти же глаголы могут проявлять непереходность: белить (чем?) мелом, чернить (чем?) краской, синить (в чём?) в тазу.

Глаголы I спряжения (белеть, чернеть, синеть) являются не­переходными, не могут иметь при себе прямого дополнения.

Но переходность/непереходность не зависит от спряжения прогонять (кого?) муху — глагол I спряжения; прогнать (кого") муху — глагол II спряжения.

2. Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя
тельных наблюдений» (с. 111). 3. Чтение теоретического материала (с. 111), беседа по прочи­танному, комментарии учителя.

— О возвратных глаголах мы говорили недавно в связи с темой «Местоимение». Вспомните, какое местоимение связано с явлением возвратности глаголов. (Возвратное местоиме­ние себя.)

Возвратные глаголы выражают направление действия на того, кто его производит, указывают на лицо, о котором идёт речь. В са­мом составе этих глаголов уже заключена направленность дейст­вия на себя: облиться водой (облить (кого?) себя) — винительный падеж без предлога. Поэтому возвратный глагол уже исчерпал действие, которое прямо переходит на предмет.

Итак, все возвратные глаголы непереходные.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 531 — коллективное выполнение с комментированием.

2. Упр. 532 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

VI. Подведение итогов урока

Какие глаголы являются возвратными? Почему они так на­зываются?

Как связаны возвратность и переходность глаголов?

Домашнее задание

Учебник: § 90, упр. 536 (подготовиться к диктанту).

Рабочая тетрадь: задание 102.

Ход урока 3

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Задание 102 из рабочей тетради — взаимопроверка.

Упр. 536 - подготовленный диктант.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит; И лапочкой котик Помадит свой ротик; А козлик седою Трясёт бородою.

В. Жуковский Объясните орфограммы и знаки препинания. Подчеркните глаголы, укажите их спряжение, переходность или непере­ходность. Объясните значение глагола помадит, укажите способ словообразования и морфемный состав.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 533 — устное выполнение, понятие о синтаксической синонимии.

Упр. 534 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 535 — устное выполнение.

2. Выполнение задания в рабочей тетради (Задание 105 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)

V. Подведение итогов урока

Могут ли переходные глаголы проявлять непереходность.' Приведите примеры.

В каких случаях дополнение (существительное или место имение) может стоять при переходном глаголе в родитель­ном падеже?

Домашнее задание

Учебник: § 90, упр. 537 (при написании рассказа о спортивном соревновании можно использовать словосочетания из упр. 536)

Урок 17 7. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Цели: дать понятие о категории наклонения глагола, о трёх наклонениях глагола; показать особенности изъявительного на клонения; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты: знание понятия наклонение глаго ш грамматических признаков глаголов в изъявительном наклот нии; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитичг ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 537 — чтение и анализ сочинений.)

III. Актуализация знаний

Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы. Укажите грамматические признаки глагола, разряды местоимений. Проясните иронический смысл по­словицы.

Себя не похвалишь — никто не похвалит.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Я бы съел чего-нибудь вкусненького.

Сходи за хлебом.

Я съел мороженое

Петя читает интересную книгу.

Сегодня мы пойдём в цирк.

— Попробуйте объяснить, в чём разница между этими пред­ложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором — просьба, в третьем, четвёртом и пятом — ре­альное действие.)

— А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит инте­ресное название — наклонение. Наклонение — это грамматиче­ская категория, обозначающая отношение действия к действи­тельности.

— В какой форме употреблены глаголы, указывающие на ре­альность действия? (В форме прошедшего, настоящего и бу­дущего времени.)

'Ото глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам и н.ипить то, что действительно произошло, происходит или будет происходить.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями изъявительного наклонения глаголов, научиться распознавать такие глаголы и определять их морфологические признаки.)

V. Работа по теме урока

Ибота по учебнику

Чтение теоретического материала и правила (с. 114).

Упр. 538 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

VI Эйкрепление изученного материала I. Работа по учебнику

I Упр. 539 — самостоятельное выполнение с последующей про-Нг|ч пи п обсуждением устных заданий.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 106 (первая колонка) — самостоятельное выпол­нение.

Задание 107 — чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий.

Работа по учебнику

(Упр. 541 — выразительное чтение текста, обсуждение, выпол­нение письменных заданий.)

Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово конвейер, подчеркните орфограммы.

Выясните его значение по толковому словарю.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.