Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Чтение правила и теоретического материала (с. 131), беседа по прочитанному.





Что могут обозначать безличные глаголы? (Состояние при роды или человека.)

Какие формы имеют безличные глаголы в изъявительном наклонении? Приведите свои примеры. (Форму 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и форму среднего рода единственного числа прошедшего времени: сме/> кается, будет смеркаться (смеркнется), смеркалось.)

Какие формы имеют безличные глаголы в условном на клонении? (Только одну форму: подморозило бы, скорей бы рассвело.)

Приведите примеры предложений с безличными глагола ми в неопределённой форме. (За ночь успело подморозит/: В ноябре рано начало смеркаться.) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет.)

/I. Закрепление изученного материала

1. Практическое задание

Запишите предложение. Объясните орфограммы и знаки препинания. Дайте грамматическую и смысловую харак­теристику безличного глагола.

Однажды вздумалось друзьям В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И подолам, и по горам.

И. Крылов «Пустынник и Медведь»

Работа по учебнику

Упр. 569 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

2. Упр. 570 — самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.

VII. Подведение итогов урока

Н| Какие глаголы называются безличными? Поясните их на­звание.

- Что обозначают безличные глаголы?

— В чём особенность предложений с безличными глаголами?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 95, упр. 573.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 573 — чтение исправленного текста, обсуждение вопроса Н задания, морфемный разбор на доске.)

III. Самоопределение к деятельности

(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятель­ных наблюдений» (с. 132).)

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать личные глаголы, выступающие в роли безличных.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
I. Слово учителя

Выявить истинную роль таких глаголов можно только в кон-|см гс, в предложении, в словосочетании.

Предложение, приведённое в учебнике, можно изменить: Воз­дух пахнет весной. Тогда появляется подлежащее, а личный глагол выступает в своём первоначальном качестве, но это будет совсем другое по смыслу предложение.

Работа по учебнику

Упр. 571 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 572 - коллективное выполнение. Дополнительные вопросы

Какую роль в тексте играют безличные глаголы? (Придают загадочность описанию.)

Какой художественный приём использовал автор текста для создания загадочного образа? (Олицетворение.)

V. Закрепление изученного материала

1. Практическое задание

— Составьте пары предложений, в которых один и тот же гла­гол выступал бы в роли личного и безличного (род глагола



( можно изменять).

Посветлело, тянет, подмывало, везёт.

Варианты предложений

Лицо её посветлело от улыбки. — После дождя вокруг посветлело. Старик тянет невод. — От реки тянет прохладой. Море подмывало берег. — Меня так и подмывало открыть запертую дверь.

Везёт лошадка дровенки. — Обычно мне везёт.

Работа со словарями

Многие безличные глаголы характерны для разговорной речи подмывало, везёт, нездоровилось, вздумалось, угораздило, присни чило.

— Разберём несколько примеров с безличными глаголами, которые разговорной речи не присущи. Прочитайте прет ложения.

Так поступать не подобает. Вам надлежит многое узнать. Следует подождать с решением.

— Объясните смысл предложений.

Заглянем в толковый словарь, чтобы прояснить значение бе i личных глаголов.

Глаголы подобать, надлежать и следовать, оказывается, сипи нимы. Их значение — следовать, соответствовать принятым при вилам, нормам. Глагол подобать характерен для книжной речи остальные два — для официально-делового и научного стиш II речи.

VI. Подведение итогов урока Как прояснить роль личного глагола, который может вы­ступать в роли безличного? (В предложении: если есть подле­жащее, связанное с данным глаголом, то он выступает в роли личного; если подлежащего нет и не может быть, значит, личный глагол выступает в роли безличного.)

Домашнее задание

Учебник § 95, упр. 574, 575 (подготовиться к диктанту).

Урок 190. Морфологический разбор глагола

Цели: дать план морфологического разбора глагола; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: владение навыками морфологи­ческого разбора; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 575 — подготовленный диктант.

Упр. 574 — чтение предложений, составленных учащимися.

III. Актуализация знаний

— Запишите предложения. Подчеркните безличные глаголы. 1) Ему всего хватает в жизни. 2) Угораздило же тебя прийти не вовре-

ми. 3) Ей недостаёт внимания. 4) Я разжевал горошину перца, и в горле шисршило. 5) И тут меня осенило!

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Самостоятельное изучение теоретического материала (с. 133, 134).)

Морфологический разбор

(Морфологический разбор глаголов из предложений 2 и 4 (СМ. п. III).)

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Упр. 576 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение, Комментированное письмо, морфологический разбор на доске.)

2. Выполнение задания из рабочей тетради

(Задание 116 — самостоятельное выполнение, выборочный Морфологический разбор (по вариантам).)

3. Комплексное задание

(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)

Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, Старый добрый друг. Никогда он не ворчал, Не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, Строго ссоры запрещал.

Е. Шварц

— Объясните орфограммы и знаки препинания. Сделайте морфологический разбор глаголов (устно и письменно).

Занимательная лингвистика

— Придумайте предложения с глаголами подвигаться и подви­гаться. С помощью словарей определите значение глаголов и их вид.

Комментарии

Значение слова и его вид зависят от ударения. Варианты предложений

Чтобы мышцы не затекли, надо подвигаться. Дело будет подвигаться, если его делать.

VI. Подведение итогов урока

Какие постоянные и непостоянные признаки имеют глаголы?

Каковы морфологические особенности безличных глаголов''

Домашнее задание

Учебник: § 96, упр. 577, 578 (собрать материалы к сочинению).

Урок 191. Рассказ на основе услышанного

Цели: формировать навыки составления устного и письмен ного рассказа на основе услышанного; развивать внимание, речь.

Планируемые результаты: умения подбирать материалы к со­чинению, составлять устные и письменные рассказы по жизнен­ным впечатлениям.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 577 - выразительное чтение текста, обсуждение вопро сов и заданий.)

III. Работа по теме урока

Подготовка к сочинению

(Обсуждение вопросов упр. 578, планов сочинения, устные рассказы.)

Написание сочинения

IV. Подведение итогов урока

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

Домашнее задание

Учебник: изучить §98 (с. 135, 136), упр. 579.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.