Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 19 2. Правописание гласных в суффиксах глаголов





Цели: познакомить с условиями выбора гласных в суффиксах глаголов; учить распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-); развивать навыки самостоятельной работы; обогащать лексический запас.

Планируемые результаты: знание условий выбора гласных Н суффиксах глаголов; владение навыками морфемного разбора; умения распознавать суффиксы -ва- и -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-), объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитиче­ской деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Анализ сочинений

III. Самоопределение к деятельности

(Беседа по § 98 (реализация домашнего задания).)

— Над какой темой вы работали дома?

- К каким выводам вы пришли в ходе самостоятельных на­блюдений над суффиксами глаголов -ыва- (-ива-), -ова-(-ева-)1 Сформулируйте правило так, чтобы было удобнее запомнить. (Примерный ответ. Вариант 1: если в 1-м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю), то в неопределённой форме и в прошед­шем времени суффикс -ыва- (-ива-) сохраняется: раздумы­ваю — раздумывать, заканчиваю — заканчивать; если в 1 -м лице настоящего и будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-): рисую — рисовать,

ночую - ночевать. Вариант 2: в неопределённой форме и в прошедшем времени глагола пишется суффикс -ова-(-ева-), если он пропадает в 1-м лице настоящего и бу­дущего времени. Если суффикс сохраняется, то это суф­фикс -ыва- (-ива-).) Упоминания о прошедшем времени даже излишни, так как мы знаем, что прошедшее время образуется от основы неопреде­лённой формы с помощью суффикса -л-.

Исчезновение суффикса -ова- (-ева-) при смене формы гла­гола можно объяснить, заглянув в историю языка. Подобное яв­ление мы наблюдали при склонении существительных с суффик­сами -ик- и -ек-\ ключик — ключика, замочек — замочка.

Выпадать могут только буквы owe, буква и не выпадает, так как не было такого краткого звука: крючок — крючка, мячик - мя­чика. (См. урок 92.)

Постфикс (суффикс) -ся (-сь) не влияет на гласные рассма­триваемых суффиксов: побаиваюсь — побаиваться, подделываюсь — подделываться, советуюсь — советоваться. (Проверка упр. 579 по цепочке.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить умения распознавать и правильно писать суффик­сы глаголов.)

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Необходимо отличать суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) от суффикса -ва, который встречается, например, в словах успе­вать, ослабевать, переставать, обвевать, обвивать.

Суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва (-ива-) всегда безударный.

С помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вил. глаголов от глаголов совершенного вида: успеть — успевать, осла­беть — ослабевать, перестать — переставать, обвеять — обвевать, обвить — обвивать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и.

Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: ус­певать — успеть, переставать — перестать и т. д.

Исключения: застрять — застревать, затмить — затмевать, продлить — продлевать.

Работа по учебнику

Упр. 580 — коллективное выполнение с комментированием, обсуждение значения фразеологизма.

2. Упр. 581, 582 - самостоятельное выполнение с последую­щей проверкой.

V. Закрепление изученного материала

1. Практическое задание

— Проверьте безударные гласные (образовать глаголы совер­шенного вида, отбросив суффикс -ва-). Поставьте ударение в словах.

Надевать, перебивать, назревать, продавать, подливать, выбивать, раздаваться, запивать, одеваться, узнавать, успевать, вставать, создавать, овладевать, зашивать, отогревать.

Работа по учебнику

(Упр. 583 — выразительное чтение текста, выполнение заданий.) Комментарии

Варианты заглавия текста: «Детство скульптора Конёнкова», «Труд - верная опора человека», «Рассказ о деревенском детстве».

Словарно-орфоэпическая работа

Прочитайте вслух слова, данные в рамке на с. 136.

Запишите их в орфоэпический словарик, поставьте уда­рение.

Составьте словосочетания с этими глаголами.

Запишите в орфографический словарик слово сызмальства, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

VI. Подведение итогов урока

(Связный рассказ по заданию 117 из рабочей тетради.)

Домашнее задание

Учебник: повторить § 95-98, упр. 583, 584.

Подготовиться к проверочной работе по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов».

Урок 19 3. Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Цели: проверить знания, умения и навыки по темам «Безлич­ные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописание гласных И суффиксах глаголов»; развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: владение орфографическими на-иыками, навыками лингвистического разбора; умения применять

Мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 583 — устный пересказ текста.

Упр. 584 - рассказ о творчестве скульптора С. Конёнкова.

III. Работа по теме урока

Выборочный диктант

— Выпишите глаголы с суффиксом -ва-, запишите их видо­вые пары (глаголы без суффикса -ва-) и глаголы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Образец: узнавать — узнать — узнаю.

Расклеивать, согревать, присутствовать, смешивать, воспевать, го­лосовать, придавать, одеваться, волноваться, задавать, перебивать, пре­следовать, усиливать, потребовать, добиваться, досадовать, сравнивать, закрывать, торжествовать, подкрадываться, оглядываться, высмеивать, укладывать, сознаваться, жаловаться.

Комментарии

Глаголы с суффиксом -ва-: согревать, воспевать, придавать, одеваться, задавать, перебивать, добиваться, закрывать, созна ваться.

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 26.)

IV. Подведение итогов урока

— Какие задания вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: контрольные вопросы и задания (с. 138), упр. 586.

Рабочая тетрадь: задание 118.

Уроки 19 4, 19 5. Обобщающие уроки по теме «Глагол»

Цели: закрепить и обобщить изученное о глаголе; развивап, навыки монологической речи, устной речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты:умения применять полученные sn.i ния на практике, делать сообщения по плану, анализировать cm >н > учебную деятельность, объяснять языковые явления.

Ход урока 1

Организационный момент

Анализ тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 586 — сообщения о глаголе по сложному плану.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение контрольных вопросов и заданий (с. 138).

Упр. 587 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой, фонетический и морфологический разбор на доске.

Упр. 588 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние, объяснение орфограмм, самостоятельное выполнение пись­менного задания с последующей проверкой.

Комментарии

Основная мысль стихотворения — любовь к Родине, к её сто­лице, гордость за неё.

Упр. 589 — самостоятельное выполнение (можно посорев­новаться в скорости и точности выполнения).

Упр. 591 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

V. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы «Глагол»?

- Как связаны морфология глагола и орфография?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: повторить § 89-98, упр. 590.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 590 - проверка по цепочке.)

III. Работа по теме урока

Проверочный диктант

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве ПИАНЫ алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разны­ми ииетами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, то увидишь, что это кип in росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли ка­таются по листу и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатит­ся, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бы­вало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(У/. Толстой)

Грамматическое задание: указать спряжение глаголов. 2. Работа по учебнику

Упр. 592 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 593 - выразительное чтение стихотворения, определе­ние спряжения глаголов, обсуждение вопроса.

Комментарии

Глагол припомнится непереходный (возвратные глаголы не­переходные); глагол споём переходный, хотя в данном тексте пе­реходность не проявляет.

IV. Подведение итогов урока

Как определить спряжение глагола? Для чего это необхо­димо?







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.