Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Файл-пример: SPSS Введение.sav





Откройте файл SPSS Введение.sav в программе IBM SPSS Statistics 19.

 

1) Определите степень соответствия эмпирического распределения среднего балла ЕГЭ по четырем предметам (переменная среднийбалл) нормальному распределению.

2) Опишите и проинтерпретируйте полученный результат исходя из рассмотренного в параграфе способа анализа данных.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

1. Афанасьев, В. В. Теория вероятностей [Текст] / В. В. Афанасьев. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 350 с.

2. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб.: Питер, 2001. – 528 с.

3. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В. Н. Дружинин. – СПб.: Издательство

«Питер», 2000. – 320 с.

4. Лакин, Г. Ф. Биометрия [Текст] / Г. Ф. Лакин; изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. - 352 с.

5. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и

интерпретация данных [Текст] / А. Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

6. Наследов, А. Д. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных [Текст] / А. Д. Наследов. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

7. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин. – М.:

Мысль, 2010. - Т. 3. – 692 с.


8. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. -

СПб.: Речь, 2007. – 350 с.

9. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера [Текст] / Ю. Л. Ханин. - Л.: ЛНИИ ФК., 1976. - 18 с.

10.Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Текст] / гл. ред. И. Т. Касавин. – М.: «Канон+»

РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с.


§ 1. Кросстабуляция

 

Цель темы:   освоение основных понятий и процедуры применения кросстабуляции при проведении психологического исследования.
  Задачи темы: · знакомство с основными понятиями кросстабуляции;
  · анализ особенностей применения кросстабуляции с разным числом номинативных переменных;
  · освоение пошаговой процедуры применения кросстабуляции.

 

Теоретическое описание

 

 

Таблица кросстабуляции (или сопряженности). Таблица совместного распределения частот двух и более номинативных признаков, измеренных на одной группе объектов. Эта таблица позволяет сопоставить два или более распределения. Столбцы такой таблицы соответствуют категориям (градациям) одного номинативного признака, а строки - категориям (градациям) другого номинативного признака [3. С. 36-37].

Критерий независимости χ2 (χ2 Пирсона; Хи-квадрат Пирсона; Pearson Chi-Square). Непараметрический критерий для сравнения ожидаемых и наблюдаемых частот (как правило, для таблиц сопряженности). Отвечает на вопрос: отличаются ли ожидаемые частоты модели от

наблюдаемых [4. С. 384].

Метод Монте-Карло (критерий Монте-Карло; Monte Carlo method). 1. Метод статистических испытаний; численный метод, основанный на моделировании случайных величин и построении

статистических оценок для искомых величин [5. С. 815]. 2. Общее название группы численных

методов, основанных на получении большого числа реализаций стохастического (случайного)

процесса, который формируется таким образом, чтобы его вероятностные характеристики совпадали с аналогичными величинами решаемой задачи [6. С. 335-341.].

Коэффициент V Крамера (V; Cramer's V; V Крамера). Мера ассоциации между значениями двух категориальных переменных. Значение V всегда варьируется от 0 до 1 и интерпретируется по аналогии с коэффициентом корреляции (исключая отсутствие отрицательных значений) [4. С. 373].

 


Исследовательские задачи:


· оценка связи между социометрическим статусом подростка

(«отверженный», «пренебрегаемый», «предпочитаемый»,

«социометрическая звезда») и типа детско-родительских отношений

(опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина);

· оценка связи между типом профессиональной деятельности («инженер»,

«учитель», «программист», «повар») и уровнем заработной платы (низкий,

средний, высокий);

· оценка связи между причиной увольнения («прогулы», «нарушение корпоративной этики», «неэффективное использование рабочего времени») и полом работника (женский, мужской).


 


Требования к выборке:


· объем выборки исследования:

- статистически значимый и надежный результат кросстабуляции возможен в случае, если объем n1≥25 и n2≥25;

- при увеличении числа сопрягаемых переменных число испытуемых должно

расти пропорционально числу новых переменных;

· распределение:

- не обязательно должно соответствовать нормальному виду.


 

ПОШАГОВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ

 

 

Файл-пример: SPSS Кросстабуляция.sav


Откройте файл в программе IBM SPSS Statistics 19.

 

В файле представлены результаты опроса студентов разных курсов обучения и разного пола по наиболее интересным для них разделам психологии и жанрам кино.

 

В анализе участвуют следующие переменные:

 

пол: 1 - женский, 2 - мужской;

курс: 1 - 1 курс, 2 - 2 курс, 3 - 3 курс, 4 - 4 курс;

раздел: 1 - общая психология; 2 - возрастная психология; 3 - педагогическая психология; 4 - клиническая психология; 5 - гендерная психология; 6 - история психологии;

7 - психология личности;

кино: 1 - драма; 2 - комедия; 3 - боевик; 4 - ужасы.

 

I. Составление таблицы сопряженности

 

 

I. a) Таблица сопряженности для 2 переменных

 

Выполните следующий порядок действий:

 

Шаг 1 На панели инструментов выберите меню АнализОписательные статистики

→Таблицы сопряженности.

 

Шаг 2 В меню Таблицы сопряженности (рис. 7) из левого окна перенесите переменную пол в окно Строки, переменную курс в окно Столбцы, нажмите ОК.

 

Рис. 7. Меню Таблицы сопряженности

 

I. b) Таблица сопряженности для 3 переменных

 

Выполните следующий порядок действий:

 

Шаг 2а В открытом окне меню Таблицы сопряженности из левого окна перенесите переменную пол в окно Строки, переменную курс в окно Столбцы, переменную Раздел в окно Слой 1 из 1, нажмите ОК.

 

I. c) Таблица сопряженности для 4 переменных

 

Выполните следующий порядок действий:

 

Шаг 2б В открытом окне меню Таблицы сопряженности из левого окна перенесите переменную

пол в окно Строки, переменную курс в окно Столбцы, переменную Раздел в окно Слой 1


из 1, выберите команду Следующий и перенесите переменную кино в окно Слой 2 из 2,

нажмите ОК.

 

ОПИСАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

В открывшемся окне Вывод представлены результаты кросстабуляции для двух-, трех- и четырехразрядной таблицы сопряженности. Описанию и интерпретации подлежат в этом окне три таблицы: Таблица сопряженности пол * курс (двухразрядная) (см. ниже), Таблица сопряженности пол * курс * раздел (трехразрядная), Таблица сопряженности пол * курс * раздел * кино (четырехразрядная).

 

  Таблица сопряженности пол * курс
  Частота
    курс     Итого
  1 курс   2 курс   3 курс   4 курс
  пол   женский          
  мужской          
  Итого          

 

Поясним результаты на примере двухразрядной таблицы.

1) Двухразрядная таблица сопряженности позволяет легко ответить на вопрос - как количественно распределяются студенты по половому признаку на разных курсах обучения.

 

2) Трехразрядная таблица позволяет ответить на вопрос – сколько студентов женского и мужского пола, обучающихся на разных курсах, больше интересуются тем или иным разделом психологии.

 

3) Четырехразрядная таблица позволяет ответить на вопрос - сколько студентов женского и мужского пола, обучаясь на разных курсах, интересуясь тем или иным разделом психологии, предпочитают тот или иной жанр кино.

 

4) На примере трехразрядной таблицы пол * курс * раздел видно главное ограничение кросстабуляции для трех и более переменных – чем меньше количество испытуемых, тем менее надежным и значимым для интерпретации является результат. Даже несмотря на то, что в нашем примере количество испытуемых достаточно большое (n=94), величина значений в ячейках маленькая, что не позволяет дать надежное и значимое для исследования описание.

 

5) Произведенный статистический анализ номинативных данных позволяет установить только направление связи между переменными (то есть увеличивается или уменьшается число студентов женского/мужского пола в зависимости от курса обучения). Для установления степени и силы связи между переменными необходимо перейти к использованию χ2 Пирсона, ММК и V Крамера.

 

II. Определение степени и силы сопряженности

 

 

II. a) Подсчет χ2 Пирсона, ММК и V Крамера

 

Выполните следующий порядок действий:

 

Шаг 1 На панели инструментов выберите меню АнализОписательные статистики

→Таблицы сопряженности.

 

Шаг 2 В меню Таблицы сопряженности из левого окна перенесите переменную пол в окно

Строки, переменную курс в окно Столбцы.


Шаг 3 В правой части окна выберите меню Ячейки (рис. 8) и установите в группе команд Частоты галочки для команд Наблюдаемые и Ожидаемые, в группе команд Остатки установите галочку для команды Нестандартизованные и нажмите Продолжить.

 

Шаг 4 В окне Таблицы сопряженности выберите меню Статистики (рис. 9) и установите галочку для команды Хи-квадрат, а в группе команд Для номинальных установите галочку для команды Фи и V Крамера, нажмите Продолжить.

 

Шаг 5 В окне Таблицы сопряженности выберите меню Точные… (рис. 10) и выберите тип точного критерия Монте-Карло, сменив значение Доверительного интервала с 99% на 95%; нажмите Продолжить и ОК.

 

Рис. 8. Меню Таблицы сопряженности: Вывод в ячейках

 

Рис. 9. Меню Таблицы сопряженности: Статистики


Рис. 10. Меню Точные критерии

 

ОПИСАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

В открывшемся окне Вывод представлены результаты измерения степени и силы связи между переменными пол и курс. Описанию подлежат результаты, представленные в таблицах Таблица сопряженности пол * курс, Критерии хи-квадрат и Симметричные меры.

Поясним результаты на нашем примере.

1) В таблице под заголовком Таблица сопряженности пол*курс в ячейках строки Остаток для женского и мужского пола представлено различие между наблюдаемыми (Частота) и ожидаемыми (Ожидаемая частота) значениями. Чем больше это различие, тем сильнее связаны переменные друг

с другом. Так как в нашем примере значения Остатка распределены неравномерно для всех курсов, нам нужно уточнить с помощью критерия χ2 Пирсона степень связи переменных.

Вне зависимости от низких значений Остатка для всех ячеек рекомендуем переходить к анализу показателя критерия χ2 Пирсона, так как Остаток указывает лишь на направление связи; критерий χ2Пирсона укажет на степень связи.

 

2) В таблице Критерии хи-квадрат при высоком значении χ2 и уровне значимости (ячейка Асимпт. значимость (2-стор.)) p ≤0,05 делается вывод о наличии сильной связи между переменными пол и курс.

В нашем примере χ2 =8,906 при p ≤0,05. С одной стороны мы должны сделать вывод о наличии сильной связи между переменными пол и курс; однако достаточно низкий уровень статистической

значимости в нашем примере - (р =0,031, то есть p ≤0,05>0,01) требует повысить надежность

предположения о связи переменных с помощью ММК и V Крамера.

 

3) В таблице Критерии хи-квадрат в ячейках Знч. Монте-Карло (2-стор.) для строки Хи-квадрат Пирсона значение нижней и верхней границ уровня значимости критерия Монте-Карло находится в пределах статистической значимости (р ≥0,025≤0,032, то есть p ≤0,05>0,01). Это дает основание для подтверждения сделанного ранее вывода о наличии сильной связи между переменными пол и курс. Однако и здесь вывод требует повышения надежности, так как и для критерия χ2 Пирсона, и для ММК уровень р ≤0,05.

 

4) Для принятия окончательного решения о силе связи между переменными пол и курс обратимся к результатам подсчета V Крамера в таблице Симметричные меры. Чем ближе значение V Крамера к 1, тем сильнее связь между переменными.

В нашем примере значение V Крамера =0,308, р ≤0,05 - это указывает на наличие умеренной связи между переменными пол и курс, то есть мы не можем говорить о сильной зависимости распределения пола студентов от курса обучения.


Связь будет признана сильной тогда, когда значение V Крамера будет близко к 1 при p ≤0,001.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Задание 1.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.