Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррелограммы с включением объективного показателя





 

Достаточно часто перед исследователем стоит задача определения того, какие переменные наиболее тесно связаны с тем или иным объективным показателем. Чаще всего в качестве последних выступают показатели успешности деятельности – трудовой или учебной. Таким образом, в исследовании определяется группа независимых переменных (черты личности, интеллектуальные способности, профессионально важные качества и т.п.) и одна или несколько зависимых переменных (успешность трудовой деятельности, академическая успеваемость и т.п.). Внешне коррелограмма сохраняет свои основные черты, но в нее добавляется графическое обозначение статистически значимой связи независимых переменных с зависимой переменной.

Воспользуемся в качестве примера результатами исследования уровня развития интеллектуальных способностей и академической успеваемости студентов педагогического вуза.

 

Файл-пример:

Откройте файл SPSS Интеллект и успеваемость.sav в программе IBM SPSS Statistics 19.

 

В файле представлены результаты диагностики интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и академической успеваемости (оценки за экзамены по пятибалльной шкале) студентов педагогического вуза (n=183).

 

В анализе участвуют следующие переменные:

 

АУ: академическая успеваемость;


ОС: осведомленность; ИЛ: исключение лишнего; ПА: поиск аналогий;

ОО: определение общего;

АР: арифметический;

ОЗ: определение закономерностей;

ГС: геометрическое сложение;

ПВ: пространственное воображение;

З: запоминание;

ВИ: вербальный интеллект;

САИ: счетно-арифметический интеллект;

ПИ: пространственный интеллект;

МИ: мнемический интеллект.

 

Выполните следующий порядок действий:

 

Шаг 1 На панели инструментов выберите меню АнализКорреляцииПарные.

 

Шаг 2 В открытом меню Парные корреляции (рис. 34) перенесите из левого окна все переменные в окно Переменные: и нажмите ОК.

 

На основании корреляционной матрицы в открытом окне Вывод построим коррелограмму по уровням статистической значимости. Коррелограмма позволит нам решить две задачи:

1) Графически представить корреляции элементов структуры интеллекта.

2) Графически представить корреляции элементов структуры интеллекта и успеваемости.

 

Шаг 3а В первую очередь необходимо построить коррелограмму, отражающую связи элементов структуры интеллекта друг с другом; дифференциация уровней статистической значимости будет стандартной:

- корреляции на уровне p ≤0,05 обозначим пунктиром –

- корреляции на уровне p ≤0,01, обозначим сплошной линией –

- корреляции на уровне p ≤0,001, обозначим жирной сплошной линией –

- значимые отрицательные корреляции обозначим штрих-пунктиром –

 

Шаг 3б После того, как будет построена коррелограмма со связями элементов структуры интеллекта (рис. 51а), в корреляционной матрице необходимо выбрать те элементы, которые статистически значимо коррелируют с академической успеваемостью и обозначить их так, как это показано на рисунке 51б:

 


- корреляции на уровне p ≤0,05 обозначим пунктиром –

 

- корреляции на уровне p ≤0,01, обозначим сплошной линией –


 

0,05


 

 

0,01


- корреляции на уровне p ≤0,001, обозначим жирной сплошной линией –

 

- статистически значимая отрицательная корреляция –


 

0,001


 

 

В результате коррелограмма позволяет нам дать ответ на два вопроса:

1) Уровень развития каких элементов структуры интеллекта значим для роста академической успеваемости студента педагогического вуза?

2) Какое место среди остальных элементов структуры интеллекта занимают те, которые

значимы для роста академической успеваемости?


0,01

 


9 1 9 1


0,05


 

 

8 2 8 2

 


7 3 0,05 7


3 0,01


 


 

6 4 6

 

5 0,01 5


4 0,01


 

 


 

 

Примечание.


Рис. 51а Рис. 51б


1. Цифрами обозначены элементы структуры интеллекта: 1 – осведомленность; 2 – исключение

лишнего; 3 – поиск аналогий; 4 – определение общего; 5 – арифметический; 6 – определение закономерностей; 7 – геометрическое сложение; 8 – пространственное воображение; 9 – запоминание.

2. Фигурной стрелкой обозначены элементы, статистически достоверно коррелирующие с

академической успеваемостью

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Задание 1.

Файл-пример: SPSS Коэффициенты корреляции.sav

Откройте файл SPSS Коэффициенты корреляции.sav в программе IBM SPSS Statistics 19.

 

1) Подсчитайте корреляцию между переменными:

- вербальная агрессия и напряженность,

- физическая агрессия и напряженность,

- косвенная агрессия и напряженность.

2) Опишите силу и уровень статистической значимости связи трех групп переменных.

3) Постройте диаграмму рассеивания и линейный график с полиномиальным трендом связи для каждой группы переменных, и ответьте на следующие вопросы:

а) присутствуют ли в наборе данных выбросы;

б) какой в каждом случае характер связи;

в) какой тип коэффициента корреляции следует выбрать в каждом случае;

г) насколько надежно коэффициент корреляции отражает реальный характер связи между переменными.

 

Задание 2.

Файл-пример: SPSS Коэффициенты корреляции.sav

Откройте файл SPSS Коэффициенты корреляции.sav в программе IBM SPSS Statistics 19.

 

1) Подсчитайте корреляцию между элементами агрессивного поведения и постройте коррелограмму по уровню статистической значимости.

2) Подсчитайте корреляцию между элементами агрессивного поведения и постройте коррелограмму

по силе корреляции.

3) Сравнив два типа коррелограмм, оцените, какая из них позволяет более дифференцированно оценить особенности агрессивного поведения подростков.

 

Задание 3.








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.