Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, виды и классификация финансовых санкций





Сложность определения понятия «финансовые санкции» возникает, прежде всего, от того, что в нормативно-правовых актах Российской Федерации нет четкого определения финансовых санкций. Данное понятие в научной литературе многогранно.

Г.Б. Поляк определяет финансовые санкции как «меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности». Однако же, это определение представляется неполным, так как оно не охватывает меры ответственности для субъектов бюджетных правоотношений, а также финансовые санкции, возникающие в результате несоблюдения договорных условий (неустойки, штрафы и т.д.). [16]

С этой точки зрения наиболее полное определение мы находим у А.Г. Грязновой, «финансовые санкции - это меры принуждения, выраженные в денежной форме, применяемые к участникам процесса контроля в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих прав и обязанностей»[15].

В Гражданском кодексе в статье 64 используется другое понятие: финансовые санкции как санкции за нарушение условий договора между банком, привлекающих средства физических лиц и самим вкладчиком, со стороны банка. В остальных случаях указывается вид налагаемых финансовых санкций (штраф, неустойка и т.д.).[2]

В Налоговом Кодексе РФ используется понятие налоговая санкция – «недоимки, а также пени, проценты и штрафы», а также определяются размеры применяемых санкций.[5]

В статьях Бюджетного кодекса РФ[1], Таможенного кодекса РФ[6], в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены лишь виды санкций, применяемые за то или иное нарушение бюджетного законодательства, что касается размеров штрафов, или порядка их применения, те определяются Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Такое разделение норм, регулирующих процедуру привлечения лица к ответственности, устанавливающих виды санкций и конкретный их размер, в известной мере снижающее эффективность применения мер ответственности, мотивируется требованиями юридической техники.

К определению финансовых санкций можно выделить два подхода:

1. Санкции за нарушение финансового законодательства. Под этим понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д.

2. Мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора.

Здесь мера ответственности выступает в значении «в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним». Суть в том, что конкретная мера той ответственности, которую в каждом частном случае несет за свои поступки человек, зависит от конкретных условий – от тех реальных возможностей для сознательного отношения к последствиям своих поступков и самоопределения по отношению к ним. Принимая это во внимание, с людей по-разному спрашивается за их поступки. Таким образом, финансовые санкции выступают как «измерители» ответственности в результате проступка.

Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций:

- штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.

- превентивная (предупредительная) функция – недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

- правовосстановительная (компенсационная) функция, которая проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

- сигнализационная функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

Таким образом, понятие «финансовые санкции» имеют несколько определений и выполняют ряд различных функций.

Финансово-правовая санкция является элементом финансово-правовой нормы, которая указывает на негативные, нежелательные последствия, применяемые за ее нарушение. В свою очередь, финансово-правовая ответственность применяется за нарушение финансово-правовых норм, а именно в результате применения санкций. Если финансовая санкция только указывает на реакцию государства, то финансово-правовая ответственность в полной мере реализует эту реакцию.

Финансовые санкции – достаточно сложное и многогранное понятие, они охватывают широкий круг различных финансовых правонарушений и рассредоточены в множестве нормативных актов. В связи с этим существует множество классификаций, разделяющих финансовые санкции по тому или иному классификационному признаку. Все санкции подразделяются на определенные группы, другие основываются на том, что санкции являются именно финансовыми и применяются за различные виды финансовых правонарушений. Мы рассмотрим только основные.

Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

1.Правовосстановительные – направлены на возмещение ущерба, причиненного государству или органам местного самоуправления финансовых правонарушений.

Такой санкцией является пеня – это денежная сумма, которую налогоплательщик, сбора должен выплатить в случае уплаты сумм налога или сбора в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок.

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, т. е. возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или органам местного самоуправления тот вред (убытки), который они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременный возврат бюджетных средств и т.д.

2. Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции, устанавливающиеся за финансовые правонарушения с целью наказания правонарушителя.

Штраф, как мера юридической ответственности или правовая карательная санкция, характеризуется:

- государственным принуждением;

- ограничением имущественных интересов лиц, в отношении которых он применяется;

- одноразовым взысканием;

- применением только по отношению к лицам, которые нарушили правовые обязанности перед обществом и государством, при установлении их вины.

По действующему налоговому законодательству сумма штрафных санкций рассчитывается исходя из суммы неуплаченного налогового обязательства. Прибыль (доход) полученный с нарушением законодательства по искам налоговых органов взыскивается в пользу государства, но не признается базу исчисления штрафных санкций. В свою очередь, суммы сокрытого (заниженного) прибыли (дохода) является базой исчисления налога, а не базой для начисления штрафных санкций. Такие суммы, по действующему законодательству, если они получены на законных основаниях, вообще не изымаются у плательщика.

Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

а) основанием штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению;

б) штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;

в) взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

В зависимости от степени определенности санкции делятся на абсолютно определенные и относительно определенные.

Абсолютно определенная санкция указывает вид и точно определенный размер наказания. Такая санкция по существу лишает суд возможности индивидуализировать наказание. На наш взгляд из-за отсутствия определенной гибкости таких санкций следует их несправедливость в некоторых ситуациях.

Относительно определенная санкция указывает на вид и пределы наказания, или его относительный размер. Например, в процентах от суммы нанесенного ущерба, неуплаченной суммы и т. п.

В свою очередь относительно определенная санкция с указанными пределами делится на:

- альтернативные с указанием на минимальный и максимальный пределы наказания. Например, в соответствии со ст. 15.14 действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

- альтернативные с указанием только на минимальный предел наказания. В таком виде санкции чаще всего сочетаются процентное указание размера взыскания и одновременное указание минимального его размера. Например, статья 117 НК РФ «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе» гласит, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

- альтернативные с указанием только на максимальный предел наказания. Редко встречается в чистом виде, чаще всего сочетается с установлением процентного взыскания и применяется в качестве уточнения. Например, статья 134 НК РФ «Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента» говорит, что исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 тысяч рублей.

Таким образом, расширение законодателем базы начисления штрафа за счет прибыли (доходов), полученных с нарушением законодательства, и суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) приводит к декларативности попыток по ограничению размера штрафа, применяется за налоговые правонарушения. Это утверждение основывается на том, что «изъятая сумма» превышает в несколько раз сумму неуплаченного налогового обязательства. Соответственно, предельный размер штрафных санкций, рассчитанный на базе «изъятой суммы», будет значительно больше, чем размер штрафа рассчитанного за неуплаченные налоговые обязательства.

Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам, по основаниям применения и по отраслям права.

По формам финансовые санкции подразделяются на:

- неустойки;

- штрафы;

- пени;

- блокировка счетов;

- блокировка расходов;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. [1]

Штраф – денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме.

Пеня – санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф.

Блокировка счетов. Налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:

- при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;

- в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней.

Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях – меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. [2]

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено – Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.[3]

Национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

Одна из наиболее спорных и поэтому интересных классификаций делит финансовые санкции на наказательные и поощрительные. Классифицирующим признаком здесь выступает характер последствий того или иного действия или бездействия.

Ознакомившись с огромным количеством определений финансовых санкций, приходим к выводу, что большинство авторов все же склонны считать, что в финансовом законодательстве отсутствуют поощрительные санкции, то есть все финансовые санкции являются наказательными, ведь даже определение санкции говорит нам, что она применяется лишь к правонарушителю и влечет негативные последствия для него. Но с этой точкой зрения можно поспорить. Некоторые ученые, расширяя понятие самой санкции, утверждают, что она предусматривает последствия (позитивные или негативные) для субъекта, совершившего какое-либо действие (не обязательно правонарушение) или бездействовавшего, в таком случае выделение поощрительных санкций, как отдельного вида санкций финансовых, не порождает никаких противоречий, потому как среди определений понятия санкция появляется еще одно – «поощрение».

Малько А. В. приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций:

1)этимологическое значение слова «санкция» подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия;

2) позитивные санкции присущи всем социальным нормам;

3)санкции поощрения признает не только отечественная, но и зарубежная наука;

4) структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания;

5)определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативных правовых актах расположены рядом с мерами наказания [10]

Поощрительная финансовая санкция выступает мерой позитивной ответственности, противовесом пене, штрафу и другим наказательным санкциям.

Рассмотрим налоговое законодательство. Согласно ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, в НК РФ очень невелик.

Налоговый кодекс РФ возлагает на определенную категорию налогоплательщиков обязанность предоставлять декларацию о своих доходах и расходах для начисления или возврата налога. До истечения отчетного периода налогоплательщик вправе внести изменения в декларацию, что является основанием для его освобождения от налоговой ответственности. Освобождение от негативного аспекта реализации финансовой ответственности, сторонники изложенной выше точки зрения предлагают рассматривать как поощрительную санкцию. Как своеобразную поощрительную санкцию, по их мнению, можно рассматривать применение налоговой амнистии, но при условии, что субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия.

Мы же полагаем, что какие-либо положительные меры к финансовым санкциям относить нецелесообразно, в силу того, что санкция предполагает какое-либо правонарушение и выражает ответственность за него. Выделение поощрительных санкций противоречит самому понятию «санкция» и порождает путаницу в данном вопросе. Для выхода из ситуации существуют такие понятия, как «льгота» или «финансовый стимул». Финансово-правовые стимулы могут выражаться в отмене либо снижении налога как юридической обязанности, обременения, то есть правового ограничения, что может перейти в конкретную льготу для определенных категорий субъектов права. Для некоторых категорий налогоплательщиков установлен льготный режим уплаты налогов в связи с особым социальным положением налогоплательщиков, чтобы компенсировать положение субъектов, не равных по своим социально-экономическим возможностям.

Такие льготы или стимулы могут устанавливаться не только за "сверхисполнение", но и за достижение общепризнанного результата. Например, организации любых правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы (ст. 239 НК РФ). Данная норма как раз помещена в статью под названием «Налоговые льготы», и хотя по своим признакам является не льготной, а поощрительной, так как побуждает работодателя принимать на работу инвалидов, надлежащим образом выплачивать им зарплату, не укрывать их действительные доходы, все же не относится к санкциям.

В свою очередь понятие наказательной санкции вроде бы не вызывает никаких вопросов. Но и тут возникает спор по поводу ее возможного характера. Взгляды экономистов на эту проблему зависят в основном от того, какой точки зрения они придерживаются относительно природы финансово-правовой ответственности. Если она рассматривается в более широком смысле как самостоятельный вид ответственности, отхватывающей все правонарушения в финансовой сфере.

Одной из самых полных классификаций является разделение финансовых санкций на группы в зависимости от видов финансовых правонарушений. Вид правонарушения определяется через сферу финансовой деятельности, к которой данное правонарушение относится. Соответственно, выделяют следующие группы финансовых санкций: бюджетные, налоговые, валютные и банковские. Рассмотрим каждую группу подробнее.

1. Налоговые санкции.

Налоговая санкция – это мера ответственности за совершенное правонарушение. Налоговые санкции применяются в виде штрафов. Причем, для каждого вида правонарушения предусмотрен свой размер штрафа (предусмотренный гл.16 и 18 НК РФ).

Под налоговой санкцией понимаются меры экономического воздействия, применяемые государством к виновным в нарушении налогового законодательства и призванные обеспечивать исполнение ими обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

2.Бюджетные санкции.

Бюджетные Санкции- предусмотренные законом меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства. Бюджетное законодательство содержит набор разнообразных принудительных мер. Это могут быть: а) предупредительные меры принуждения (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса); б) так называемые меры защиты (блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях); в) меры юридической ответственности — неблагоприятные последствия для нарушителей бюджетного законодательства. Такие меры предусмотрены в штрафных санкциях — наложение штрафа, начисление пени и др. Наиболее распространенным видом является административно-правовая ответственность. Она применяется за такие нарушения, как финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление. Ряд нарушений бюджетного законодательства может вызвать наступление уголовной ответственности (ст. 296-303 Бюджетного кодекса РФ).

3.Валютные санкции.

Одним из основных направлений контрольно-экономической работы подразделений валютного контроля государственных налоговых органов является проведение проверок субъектов предпринимательства и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений валютного законодательства.

 

4.Банковские санкции.

Банковские санкции, меры экономического и организационного воздействия банка на ссудополучателей с целью устранения нарушений производственно-финансой дисциплины, повышения эффективности использования заёмных и собственных средств предприятий, обеспечения своевременного погашения кредитов.

Вывод. Таким образом, наиболее полное определение мы находим у А.Г. Грязновой, «финансовые санкции - это меры принуждения, выраженные в денежной форме, применяемые к участникам процесса контроля в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих прав и обязанностей» [15].

Основные функции санкций:

-штрафная;

-превентивная;

-правовостановительная (компенсационная);

-сигнализационная.

Санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

1. Правовосстановительные.

2. Карательные (штрафные).

Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам, по основаниям применения и по отраслям права.

По формам финансовые санкции подразделяются на:

- неустойки;

- штрафы;

- пени;

- блокировка счетов;

- блокировка расходов;

- приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Одной из самых полных классификаций является разделение финансовых санкций на группы в зависимости от видов финансовых правонарушений.

1. Налоговые санкции.

2. Бюджетные санкции.

3. Валютные санкции.

4. Банковские санкции.

 


 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.