Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наталия Александровна Богачкина





Наталия Александровна Богачкина

Социальная педагогика. Шпаргалка

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6184458

«Наталия Александровна Богачкина. Социальная педагогика. Шпаргалка»: Научная книга; Москва; 2009

Аннотация

 

Социальная педагогика. Шпаргалка

 

Наталия Александровна Богачкина

Социальная педагогика. Шпаргалка

 

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

 

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

 

* * *

Педагогика как наука

 

Развитие педагогики определяется развитием общества. Первоначально она формируется в рамках философии, но в XVI–XVII вв. становится самостоятельной наукой, суть которой заключается в передаче опыта от одного поколения другому в процессе обучения и воспитания как детей, так и взрослых.

В. Е. Гурман называет предметом педагогики сознательно организованный процесс воспитания, происходящий в семье, обществе и государстве в соответствующих природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

Наука педагогика изучает педагогический процесс, методы, методики и приемы педагогической деятельности, способы передачи знаний, навыков, накопленных старшим поколением, подрастающему поколению.

Педагогика имеет как теоретические, так и практические функции. Теоретические функции дают обоснование процессу обучения и воспитания, рекомендации по профессиональному совершенствованию и самосовершенствованию. Практической функцией является разработка конкретных методов обучения и воспитания.

Рассмотрим подробнее систему педагогических наук, представленную Ю. В. Васильковой и Т. В. Васильковой.

Теоретическая система педагогических наук есть общая педагогика. В рамках общей педагогики осуществляются педагогические исследования, разрабатываются методы и функции, определяется место педагогики в ряду других наук.

Частью общей педагогики является дидактика (теория обучения), задачей которой является изучение процесса обучения как средства воспитания и развития, его влияния на личностное становление ребенка. Еще одна задача, стоящая перед дидактикой, – разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения. Она имеет тесную связь с конкретными методиками.

Другой частью общей педагогики является теория воспитания, которая занимается процессом развития личности, ее убеждений, исследует организацию межличностного общения, различные стороны воспитательного процесса (трудового, учебного, спортивного, художественного и т. д.).

Следующая часть общей педагогики – школоведение. Изучает проблемы управления народным образованием, организацию учебно-воспитательного процесса в отдельных школах и педагогических коллективах.

История педагогики изучает возникновение и развитие обучения и воспитания в ходе становления человеческого общества, исследует развитие различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в различные исторические периоды и у разных народов.

Дошкольная педагогика исследует процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

 

Основные понятия социальной педагогики

 

Социальную среду можно рассматривать в двух аспектах. Согласно первому это общество, государство, т. е. вся широкая социальная действительность. С другой стороны, это то ближайшее окружение ребенка, которое и определяет процесс его формирования и развития.

Социальное воспитание – понятие многогранное. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова определяют его как заботу общества о поколении будущего, поддержку человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятие правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Указанные выше авторы определяют социальную работу как профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем чтобы улучшить их социальное положение. В основе социальной работы лежат такие нравственные ценности, как альтруизм, благотворение, благотворительность, взаимопомощь, милосердие.

С. Батрим выделяет принципы социальной работы: принятие, неосуждающее отношение, индивидуальный подход, осознание своих чувств и контролируемое эмоциональное включение, конфиденциальность, самоопределение. Центральным принципом является принцип уважения к личности.

Современное российское общество характеризуется многими негативными тенденциями, поэтому социализация ребенка часто принимает обостренный характер.

Исследования психологов показывают, что школьников отличает постоянная тревожность, вызванная школьными перегрузками, несправедливостью учителей и сверстников, неустроенностью в семье, криминальной обстановкой ближайшего окружения (наркомания, токсикомания). Все это вызывает необходимость создания государством системы экономических, организационных и правовых мер, которые должны помочь гражданам, прежде всего детям, преодолевать трудные жизненные ситуации. Такая система мер называется социальной защитой.

«Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе», – считают Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова.

Государство также должно оказывать своим гражданам социальную поддержку, которая может выражаться в виде материальной, пенсионной, кредитной, протезно-ортопедической помощи и оказываться в форме денежных пособий, кредитов, возможности обучения и переобучения, предоставления полезной информации и т. п.

 

Вопросы педагогики в истории социальной философии

 

Социальные проблемы общества для многих философских течений выступают как центральные. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вопросы построения справедливого общества для всех ставились в работах социалистов-утопистов. Родоначальником этого направления являлся английский писатель – гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478–1535). Его основополагающее произведение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» вышла в 1516 г. Он полагал, что критериями достижения справедливого общества выступают счастье человека, его всестороннее развитие и свободная деятельность.

Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609–1652) в книге «Закон свободы» и Томмазо Кампанелла (1568–1639) в «Городе солнца» также рассматривают построение «общества равных», где отсутствует частная собственность, а люди трудятся коллективно и не испытывают нужды.

Теодор Дезами (1803–1850) говорил о зависимости талантов и способностей от среды воспитания. Анри де Сен-Симон (1760–1825) выдвигал идею гармоничного слияния в человеке личных и общественных интересов, рассматривая труд как источник всех добродетелей. Социально справедливое общество способно удовлетворить потребности человека в знаниях, искусстве, ремеслах.

Шарль Фурье (1772–1837) в своей социальной философии говорил о сильной личности, способной создать справедливое общество. Он предлагал переустроить общество через общины, которые называл фаланстерами. Однако после неудачи построения фаланстера для взрослых Фурье приходит к выводу, что общество возможно изменить лишь путем создания детских фаланстеров.

Значимыми являются работы Роберта Оуэна (1771–1858). Он рассматривал зависимость человека от окружающей среды, при этом всю ответственность за неблаговидные поступки человека возлагал на среду. Он полагал, что правильное воспитание способствует формированию рациональных характеров, и именно таким образом можно изменить мир к лучшему.

В. Г. Белинский (1811–1848) полагал, что только в социально справедливом обществе возможно воспитание достойного гражданина. Н. П. Огарев (1813–1877) также считал, что социально справедливое общество способствует развитию задатков и способностей человека.

По словам Н. Г. Чернышевского (1828–1889), человек от рождения не является злодеем и негодяем, а он им становится или от недостатка нравственного воспитания, или от «ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду» – улучшение социальных условий неизменно вызовет и улучшение нравов.

 

Возрастная периодизация

 

Одним из ведущих педагогических принципов является учет возрастных особенностей ребенка. Впервые определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа Я. А. Коменский (1592–1670). Он ввел термин «ступени возраста» и утверждал, что воспитание должно строиться по этим ступеням.

Современные взгляды в педагогике на проблему возрастной периодизации близки к взглядам Я. А. Коменского. Рассмотрим установившуюся в педагогике периодизацию, изложенную Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой (Социальная педагогика, 2001).

1. От рождения до 3 лет – младенческий возраст. По словам Ж. Пиаже, это «сенсомоторная стадия». На протяжении этих лет ребенок овладевает основными качествами, присущими человеку. Он учится ориентироваться в пространстве, различать цвет, форму, величину, активно развиваются психические процессы, в том числе образное мышление и воображение, активная речь. Эмоциональный мир становится богаче.

2. От 3 до 6 лет – дошкольный возраст. Быстро развиваются коммуникативные навыки, речь становится все более грамотной. Ребенок в состоянии сформулировать собственную мысль, однако оценка происходящего ограничивается категориями «плохой», «хороший».

3. От 6 до 10 лет – младший школьный возраст. Формируются навыки взаимодействия в коллективе сверстников, умение подчиняться требованиям коллектива, одновременно ребенок пытается нарушать правила общежития. Учитель является авторитетом.

4. От 10 до 13 лет – средний школьный возраст. Мир начинает восприниматься критически, это относится и к восприятию родителей, братьев и сестер. Наблюдаются активная половая идентификация, интерес к сексу и даже порнографии. Девочки начинают пользоваться косметикой.

5. От 13 до 16 лет – подростковый возраст. Наблюдаются быстрые физиологические изменения, эмоциональная неуравновешенность, стремление к независимости, проявлению собственного «я». Это период больших открытий и часто таких же больших разочарований. В современных условиях при отсутствии нравственных идеалов этот период представляется особенно тяжелым.

В психологии многие авторы придерживаются следующей возрастной периодизации:

1) младенчество (до 1 года);

2) раннее детство (до 3 лет);

3) дошкольное детство (от 3 до 7 лет);

4) школьное детство (от 6–7 до 10 лет);

5) отрочество (от 10 до 15 лет);

6) ранняя юность (15–17 лет);

7) юность (17–21 год);

8) молодость (21–28 лет);

9) зрелость (28–60 лет);

10) пожилой возраст (60–75 лет);

11) старость (75–90 лет);

12) долгожители (от 90 лет).

 

Социализация личности

 

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность [ Василькова Ю. В., Василькова Т. А, 2001]. Процесс социализации осуществляется в ходе образования, воспитания и самовоспитания, когда происходят постановка и достижение целей, возникает уверенность в своем положении в обществе.

Рассмотрим видение процесса социализации личности С. И. Гессеном, представленное Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой. С. И. Гессен выделял три ступени социализации.

Первая ступень – дошкольный период, период произвольного существования ребенка, в котором преобладает игровая деятельность.

Вторая ступень – период активного познания ребенком окружающего мира, вхождение в мир культуры. Важно, насколько сильно затрагивают ребенка социальные процессы общества.

Третья ступень – процесс самообразования, внешнего и университетского образования; совершенствуется собственное «я», формируется мировоззрение.

С. И. Гессен выделил шесть фаз развития ребенка:

1) до 5 лет – фаза интенсивного развития;

2) с 5 до 7 лет – фаза «первого застоя»;

3) с 7 до 11 лет – фаза второго интенсивного развития;

4) с 11 до 14 лет – фаза «второго застоя»;

5) с 14 до 17 лет – третья фаза интенсивного развития;

6) с 17 до 21 года – фаза гармонизации, или медленного развития.

А. В. Мудрик приводит концепцию социализации А. В. Петровского, который утверждает, что в процессе развития личности происходит закономерная смена следующих фаз: адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение микрофаз и есть жизненный путь человека: детство (адаптация); отрочество (индивидуализация); юность (интеграция).

Фаза адаптации выражается в усвоении действующих в обществе норм, в овладении средствами и формами деятельности. Индивидуализация возникает как результат противоречия между достижениями адаптации и потребностью в максимальной реализации индивидуальных возможностей. Интеграция вызывается возникающими противоречиями между потребностями личности и стремлениями группы принять только те индивидуальные особенности, которые способствуют объединению личности и группы.

А. В. Петровский считает, что если переход к новому этапу не подготовлен внутри предыдущего, то на рубеже между любыми возрастными периодами возникает кризисная ситуация, что затрудняет процесс адаптации. Согласно этой концепции выделенные закономерности определяют и развитие личности при вхождении в новую группу в любом возрасте и собственно возрастное социальное развитие личности [Мудрик, 1994].

 

Социальное воспитание

 

Социальное воспитание предполагает, что общество заботится о своем подрастающем поколении. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова указывают, что в процессе воспитания формируется такое поведение, которое должно соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. При этом в государстве создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения, призванные обеспечивать физическое, психическое и социальное развитие личности.

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют элементы правильно организованного социального воспитания. Рассмотрим их.

Оказание индивидуальной помощи личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, обеспечение возможностей для восстановления физического, психического и социального здоровья.

Обеспечить защиту прав ребенка (подростка) на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение.

Организовать охрану здоровья ребенка (подростка), возможность осуществления социальной, физической, познавательной и творческой деятельности.

При организации социального воспитания педагогу следует учитывать следующие факторы, оказывающие влияние на формирование личности: природа и родной язык; общение в семье, школе, окружающей среде; деятельность ребенка (подростка); средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни ребенка.

В настоящее время психологами и педагогами разработаны следующие принципы социального воспитания:

1) принцип природосообразности – исследование задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии;

2) принцип народности – учет национальных традиций, культуры, специфики и особенностей родного языка;

3) принцип гуманности – признание индивидуальности каждого ребенка, особенностей его физического, нравственного, социального и эмоционального развития. Принцип реализуется при оказании помощи личности в процессе самоопределения и самореализации в семье, школе, в досуговой деятельности, в оздоровительных, культурных, социальных, общественных и иных учреждениях;

4) принцип социальной ответственности общества за творческую реализацию личности, за овладение знаниями, удовлетворенности в общении. Для этого следует уделять повышенное внимание развитию одаренных детей, детей, ослабленных физически, детей-сирот, детей-инвалидов, умственно отсталых детей и с отклонениями в поведении, детей, подвергающихся жестокому обращению и нуждающихся в попечительстве.

 

Домострой

 

К энциклопедии семейного воспитания России XVI–XVII вв. относится литературный памятник Домострой. Автор этого произведения учит жизни людей того времени. Нужно почитать Бога, церковь, царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей («Царя бойся и служи ему верою… яко самому Богу, и во всем повинуйся ему»). Домострой предписывает быть бережливым, учит, как получать прибыль, жить по средствам, избегать долгов и наживать богатство «праведной прибылью».

Домострой учил воспитывать детей «в страхе Божьем», в «благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию», при этом учитывать возрастные особенности детей, их задатки и способности (обучение «вежеству и всякому благочинию и по времени и детям смотря по возрасту»).

Домострой XVI в. имел две редакции: раннюю (новгородскую), которая отличалась более полным объемом; и позднюю (московскую), имевшую сокращенный вид. Дошедший до наших дней вариант был отредактирован протопопом Сильвестром, советником Иоанна Грозного.

Протопоп Сильвестр, являясь священником Кремлевского Благовещенского собора, был образованным публицистом, государственным и культурным деятелем. На протяжении 1540–1550-х гг. XVI в. он был советником и духовником Иоанна Грозного. По мнению историков, именно ему принадлежит переработка первоначальной редакции Домостроя, а в качестве собственных взглядов он добавил 64 главу «Поучение сыну Анфиму».

«Поучение» содержит рассказ о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В иконописной мастерской сын учился грамоте, «писать и пети, инех иконного письма, инех книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий». После такого домашнего обучения часть детей стала священниками («и в дьяконском чину и в дьяцех и в подьячих и во всяких чинах»). Основной наказ Сильвестра сыну: соблюдать мораль христианина, исполнять необходимые обряды, быть верным на «службе государевой», служить «верою и правдою безо всякой хитрости», трудиться, помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, любовью.

Сильвестр учил иметь «любовь нелицемерную ко всем», не осуждать никого, «возненавидь хмельное питье; господа ради отвергни от себя пьянство; от него рождаются все злые обычаи». Жену предписывалось любить и учить всему тому, что делаешь сам: «Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся; наказывай наедине, да наказав примолви, а жалуй и люби ее». Также вменялось заботиться о домочадцах: «… детей и домочадцев учи страху Божию и всяким добрым делам. Домочадцев своих одевай и корми достаточно».

 

Школы С. А. Рачинского

 

С. А. Рачинский руководил на протяжении ряда лет церковно-приходской школой в с. Татево Смоленской губернии. Являясь профессором Московского университета, членом-корреспондентом Российской академии наук по отделению русской словесности, ботаник и математик, он создал новый тип церковно-приходской школы. Всего С. А. Рачинский в Бельском уезде на собственные средства создал около 30 школ.

С. А. Рачинский предпринимает попытку объединить различные направления воспитательного процесса (нравственное, религиозное, трудовое, профессиональное) с потребностями крестьянского хозяйства.

В программу школы входили приемы народной педагогики, отношения строились на принципах семейного уклада. При школе имелись огород, сад, пасека, цветник, на которых работали учителя и воспитанники. Собственноручно выращенные овощи и фрукты шли на общий стол школы.

В учебные программы входили начальные знания по физике, геометрии, черчению, географии. Старшие ученики занимались по фортификации, тем самым готовясь к солдатской службе.

На первом месте в школах С. А. Рачинского стояло изучение Закона Божьего, однако больше внимания уделялось не сообщению религиозных сведений, а воспитательному аспекту нравственных христианских заповедей. Считалось, что целесообразно изучать не только Новый Завет, но и Псалтырь, Часослов и Ветхий Завет. В программе стояло также проведение образовательных путешествий, что выражалось в посещении святых мест, ближайшего монастыря. Во время таких путешествий дети знакомились и с природой родного края, узнавали его историю, записывали обряды, сказки, песни.

На втором месте находилось преподавание русского языка и чтения. По мнению Рачинского, это облегчало овладение грамотой: «Само чтение на старославянском несравненно легче, чем на русском, ибо произношение вполне соответствует правописанию».

В качестве третьего обязательного предмета выступала арифметика, особенно устный счет.

Современники называли школу С. А. Рачинского школой искусств. Расширяя программу, он ввел церковное пение, арифметику дробных чисел, элементарную геометрию, географию, отечественную историю. Все ученики пели в хоре, некоторые обучались играть на фисгармонии и скрипке. Летом в Татево приезжали студенты Академии художеств и обучали юных художников.

Преподавали в школах Рачинского его же воспитанники, для которых срок обучения был продлен на год. Полагалось, что учитель в сельской школе должен быть из крестьян.

 

Эксперимент К. Н. Вентцеля

 

Имя К. Н. Венцеля (1857–1947) в советское время не упоминалось, однако его педагогические эксперименты представляют интерес. Свою педагогическую деятельность он начал в 1891 г. с работы в педагогическом обществе при университете. В дореволюционный период он создает Дом свободного ребенка, Общество друзей естественного воспитания, Родительский клуб, Музей образцовых детских игрушек. Это были принципиально новые воспитательные учреждения, где делалась попытка осуществления свободного воспитания путем сотрудничества родителей, детей и воспитателей.

В Доме не существовало учебников и учебных планов. Предполагалось, что ребенок должен сам искать знания и составлять учебник своих знаний. Задача взрослых – создать ребенку условия, чтобы разбудить в нем дремлющие творческие силы, «освободить в ребенке творческие силы методом пробуждения в нем духа искания, исследования, творчества».

К. Н. Венцель думал о создании педагогической общины, в состав которой входили бы дети, родители и педагоги, объединенные идеей справедливого общества. Главным в жизни этой общины должен был стать производительный труд.

Эксперимент был начат с создания небольшого семейного детского сада, который должен был перерасти в семейную школу. Привлечением средств на создание Дома занималось Общество друзей естественного воспитания.

Дом свободного ребенка был открыт 1 октября 1906 г., однако вскоре его название было изменено, и он стал детским садом с частной школой. В этом детском саду работа велась вокруг одной темы, которую дети стремились выразить с помощью различных видов продуктивного труда (лепки, рисования, рукоделия и т. п.). Были распространены беседы, игры, экскурсии.

Дом открывается вновь через год. Им поочередно руководят родители детей. Занятия вели сами родители, оплачивали только работу преподавателя естествознания и столяра. Совместно с детьми оборудовали кухню, двор, сад, библиотеку.

Как уже указывалось, учебные программы и планы отсутствовали, счету и письму обучали по мере возникновения потребностей. Однако опыт первого года работы показал, что свобода обучения переросла в праздное времяпровождение.

Ребята занимались в слесарных мастерских, картонажными работами, рисованием, лепкой. Анализ второго года работы привел к решению изменить распределение детей по группам. Главным в процессе воспитания стал труд. Для нужд Дома дети совместно с родителями изготовляли ткацкие станки, вешалки. Было принято решение связать ремесло с искусством. Однако, просуществовав три года, «Дом» был закрыт.

 

Отношения в семье

 

Говоря об отношениях в семье, необходимо рассмотреть ролевые отношения. Семейная роль очень важна в жизни человека. Можно выделить следующие семейные роли: муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (дочь, сын, сестра, брат), роли поколения (бабушка, дедушка). Выполнение или невыполнение ролевых отношений приводит к конфликтам, особенно если в семье несколько поколений.

Конфликты неизбежны, если к одной роли предъявляют противоречивые требования. Например, женщина – мать, жена, хозяйка, материально содержит членов семьи наравне с мужем. Конфликт будет, как правило, усугубляться, если жена имеет более высокий социальный или профессиональный статус; если женщина не умеет вести домашнее хозяйство.

Рассмотрим понятия «отцовство» и «материнство». С. И. Ожегов определяет отцовство как «кровное родство между отцом и ребенком».

Ребенок биологически сходен как с отцом, так и с матерью. Генетически закладываются задатки, особенности телосложения, внешний вид, склонность к заболеваниям. По наследству могут передаваться тяга к алкоголю, наркотикам. Поэтому родители должны заботиться о здоровом образе жизни, желая иметь физически и психически здоровых детей.

Девочка готовится стать матерью с раннего возраста, а отцом становятся только после рождения ребенка, т. е. отца необходимо воспитывать. У мальчика, юноши, мужчины важно формировать чувство долга, гражданственности, ответственности, надежности, мужественности. Эти качества отца развиваются и совершенствуются на протяжении всей жизни.

Современное общество многие исследователи называют «безотцовским обществом», исходя из его реалий. Часто именно женщина является матерью, хозяйкой, добытчицей. При этом она должна быть оптимистом, чтобы не выплескивать свои отрицательные эмоции на детей. Серьезной проблемой современного общества является воспитание мальчика без отца.

Количество разводов в современном обществе очень велико. С. Г. Шуман и В. П. Шуман называют следующие причины для конфликтов:

1) стремление одного из супругов удовлетворять только свои потребности;

2) завышенные материальные потребности;

3) завышенная самооценка одного из супругов;

4) неумение общаться друг с другом, с родственниками, с друзьями;

5) нежелание одного из супругов вести хозяйство;

6) разница в темпераментах, нежелание супругов считаться с этим.

Женщины чаще выступают инициаторами разводов, хотя количество проблем, которые ей приходится решать, чаще всего увеличивается. Социальный педагог, проанализировав причины конфликтов, может помочь в урегулировании конфликтных ситуаций и тем самым, возможно, предотвратить развод.

 

Типы семей

 

В современном мире наиболее распространенным типом семьи является нуклеарная семья. В ее составе – муж, жена, дети (3–4 члена). Проблемы социализации в такой семье решают дошкольные воспитательные учреждения и школа. Изменяется роль женщины, она становится более занятой на производстве.

В последние годы увеличивается количество молодых семей. Это супружеская пара, вступившая в первый брак, продолжительность совместной жизни до 5 лет; дети как имеются, так и могут отсутствовать. Возраст супругов не старше 30 лет, средний возраст 21–24 года. Как правило, такие семьи имеют жилищные и материальные трудности, живут с родителями, поэтому велика вероятность конфликтов на бытовой почве. Часто это семьи, создаваемые в студенческие годы. Социальный педагог может помочь молодым людям справиться с возникающими проблемами.

К сожалению, распространенным явлением в последнее время стали неполные семьи, т. е. семья с одним родителем, как правило, матерью. По данным американских исследователей, отец один воспитывает ребенка лишь в 2,8 % семей.

Неполная семья образуется в результате смерти одного из супругов, развода или рождения ребенка вне брака. Главой семьи становится мать в 75 % случаев.

Внебрачная семья возникает при рождении ребенка вне брака. Как правило, общество отрицательно относится к такой семье. В этой ситуации сильная любовь матери к ребенку может отрицательно повлиять на процесс воспитания.

Существует также вероятность ситуации, когда мать видит в ребенке препятствие для вступления в брак. Роль отца чаще всего в воспитании невелика. Он либо отклоняется от этой роли, либо мать сама отказывает в воспитании ребенка.

После Отечественной войны стали распространены семьи в повторном браке, где присутствуют два родителя, могут быть как общие дети, так и дети от предыдущих браков. Основные проблемы этих семей – наследование имущества неродного отца, взаимоотношения с неродными родителями, между сводными братьями, сестрами.

Социальный педагог может помочь в решении вопросов свидания бывшего супруга, бабушки, дедушки с детьми.

Социальная работа с такими семьями требует четко разработанных длительных программ, так как процесс адаптации к новой жизненной ситуации продолжается на протяжении, как правило, трех лет. Социальный педагог помогает в решении проблем распределения времени и денег, отношений с приемными детьми.

Осиротевшая семья возникает в результате гибели одного из родителей. Часто горе сплачивает членов семьи, они проявляют большую заботу по отношению друг к другу. В этой ситуации для ребенка важно, чтобы оставшийся родитель стал образцом. Также важна память об ушедшем родителе.

 

Социальное сиротство

 

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения последних родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. В эту категорию попадают и те дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [ Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001].

Исследователи в ряду причин, порождающих социальное сиротство, называют увеличение числа разводов, числа внебрачных детей, безработицу родителей. Таким образом, социальное сиротство – это результат кризиса семьи, падения нравственных устоев в обществе.

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ указывает на увеличение за последние годы числа детей-сирот и детей-инвалидов на 70 %.

Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова указывают более конкретные причины социального сиротства:

1) рост числа родителей, лишенных родительских прав;

2) выросшие дети, которые идут по стопам своих родителей, и, как они, лишаются родительских прав;

3) обнищание населения (есть случаи, когда семья отказывается от ребенка, так как не в состоянии его прокормить);

4) рост наркомании и алкоголизма;

5) увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые.

Возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания; несовершеннолетние матери бросают детей.

Жертвы социального сиротства в основном попадают в детские дома. В современных условиях это часто дети не только хронических алкоголиков или сироты, а дети, чьи родители здоровы физически и психически, но относятся к социально депривированным личностям. Дети из таких семей имеют более широкий кругозор и опыт потребления материальных благ, однако интеллектуальные потребности отсутствуют.

Основной целью детского дома является социализация воспитанников. Поэтому жизнь в детском доме построена таким образом, чтобы дети усваивали функции членов семьи, выполняя, мальчики – традиционно мужские дела, девочки – традиционно женские. Моделирование семьи должно стать практикой работы любого детского дома. В трудовой деятельности важно усиливать практические компоненты, ориентируясь на конечный материальный результат. Воспитанники должны получать навыки, готовые для использования в самостоятельной жизни (владение ремеслом, работа на компьютере и т. д.).

Следует помнить, что взаимопомощь в детских домах часто сочетается с конкуренцией, что требуется учитывать при комплектовании групп. Социальные педагоги призваны придать такому соревнованию цивилизованный вид.

 

Современная помощь семье

 

П. Д. Павленок указывает сложившиеся в настоящее время формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).

Тот же автор выделяет задачи социальной защиты семьи:

1) реализация установленных законом социальных норм и минимальных социальных гарантий гражданам в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя (Основы социальной работы, 2001).

Рассмотрим подробнее сеть существующих в стране учреждений социального обслуживания. Распространенной формой оказания помощи семье выступают центры смешанного типа, где функционируют различные службы.

Социальная служба молодежи оказывает помощь в трудоустройстве молодым людям, лицам, вернувшимся из заключения, наркоманам, алкоголикам, молодым семьям.

Центры реабилитации детей-инвалидов осуществляют обучение детей с патологиями и детей-инвалидов. Помощь носит различный характер: психолого-педагогический, медицинский, профор







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.