Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление социальной работой





 

Управление социальной работойоказывает помощь, поддержку, защиту всех, особенно слабозащищенных слоев и групп населения.

Объекты управленияв социальной работе – социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъекты управления– руководители социальных служб и формируемые ими органы, наделенные управленческими функциями (Основы социальной работы , 2001).

П. Д. Павленок говорит о трех уровнях управления :

1) верхний, институциональный – Российская Федерация и автономная республика;

2) средний – регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

3) низший – социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Функции управления –это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект (Основы социальной работы , 2001).

Выделяется следующая система функций управления : предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование); оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация); заключительное управление (контроль, учет, анализ) (Основы социальной работы , 2001). Рассмотрим наиболее значимые функции подробнее, как они изложены в учебнике «Основы социальной работы».

Целеполагание –начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей. Выделяются цели конкретные и стратегические. Стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели, однако отсутствие стратегической цели тормозит развитие социальной работы. Прогнозирование– это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов. При прогнозировании социальной работы могут быть использованы различные модели: аналитические, трендовые, регрессивные, факторные, сетевые.

Организационная структура управления (ОСУ)– совокупность элементов органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Типы ОСУ:линейные, функциональные, дивизиональные, проектные, матричные.

Мотивация –это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, а также придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение личных целей или целей организации.

 

Работа социального педагога с семьями, где имеются неполноценные дети и дети-олигофрены



 

Методы работы социального педагога с семьей, где имеются неполноценные дети, требуют особого рассмотрения. По данным американских исследователей, в каждой седьмой семье находятся неполноценные дети. Неполноценные дети– это дети с самыми разными недостатками: от функциональных (слепота, глухота) до родимого пятна на лице или замедленного умственного развития.

Социальному педагогу важно понять, как сами родители воспринимают недостаток своего ребенка, как они на него реагируют. При этом необходимо быть как можно более чутким и внимательным. Часто в такой семье мать не работает, так как вынуждена постоянно быть рядом с ребенком. В таких семьях нередки разводы, суициды, алкоголизм.

Социальный педагог призван в такой ситуации оказывать помощь не только ребенку, но и родителям. Необходимо найти пути обучения и воспитания ребенка, возможности ухода за ним. Также важно помнить, что нормализовать состояние ребенка чаще всего невозможно, а неудача может привести лишь к осложнениям.

Социальному педагогу необходимо также обладать знаниями о работе с умственно отсталыми детьми, так как им приходится работать с этой группой населения.

Олигофренопедагогика в России начала развиваться в конце XIX – начале XX в. На Руси детей-олигофренов называли «детьми Бога», их почитали за прорицателей, окружали ореолом святости. Слабоумных призревали в Киевско-Печерской лавре еще в XI в., в «Стоглавом судебнике» (1551 г.) отмечается, что тех, «кои одержимы бесом и лишены разума», надо помещать в монастыри. Петр I издал закон «О дураках», где указывалось на необходимость их освидетельствования.

Опыт работы с детьми-олигофренами следует искать в создании «школы-санатория» В. П. Кащенко в 1908 г. в Москве на улице Погодинской. Учреждение имело статус лечебно-воспитательного для нервных, неуспевающих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет. В этой школе находилось 22 воспитанника, которые делились на три группы («семьи»). Каждую «семью» возглавлял воспитатель, который в ней и жил. Питание, лечение, досуговая деятельность каждой «семьи» протекала отдельно от другой. Во время занятий «семья» делилась на подгруппы.

В школе изучали географию, естествознание, историю, язык, арифметику. Активно применяли ручной труд, считая его наиболее действенным средством коррекции. Преобладала индивидуальная работа с ребенком. При этом от воспитателя требовались доверие, душевная чуткость, в то же время была необходима твердость в привлечении детей к выполнению ответственных поручений. Дети несли ответственность за поддержание порядка в мастерской, в библиотеке, в музее.

 

Принципы обучения взрослых

 

В своей деятельности социальные педагоги должны учитывать возрастные особенности конкретных групп населения. В рамках данного вопроса рассмотрим принципы обучения взрослых в изложении Ю. В. Васильковой и Т. А. Васильковой .

Первый принцип. Основная ответственность за обучение лежит на самом учащемся.Обучение взрослого предполагает, что это добровольный субъект, профессионал. Такой подход предусматривает перераспределение ролей, обязанностей и воззрений между учащимися и преподавателями. Взрослый-профессионал уже владеет определенным опытом, знаниями и умениями, однако изменяющиеся условия приводят к необходимости приобретения новых навыков и умений.

Второй принцип. Личные и профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание учиться.Преподаватель должен исходить из потребностей обучающегося и найти способы наиболее оптимального их удовлетворения. Для этого следует использовать гибкую методику преподавания, разнообразные способы подачи материала, учитывая характер взаимоотношений. Взрослый учащийся, уже владея определенными знаниями, достаточно четко представляет, каких знаний и умений ему не хватает, а преподаватель должен быть готов дать ему именно эти знания и умения.

Третий принцип. Необходимость применения многообразия образования.Малоприменяемы в данном случае наиболее распространенные формы преподавания – обучение в классе, участие в профессиональных конференциях и симпозиумах. Находят распространение такие способы, как чтение профессиональной литературы, консультации и выступления на собраниях, создание совместных комитетов планирования, проведение совещаний без посторонних лиц и т. д.

Четвертый принцип. Изменение условий, при которых предполагается продолжение образования взрослых, требует разработки и утверждения новых форм признания и поощрения.Такими «наградами» для обучающихся взрослых, которые, как правило, уже имеют диплом и работу, может служить овладение такими знаниями и навыками, которые позволят улучшить работу, получить повышение по службе или перейти на более престижную работу, повысить свой социальный статус. Социальные педагоги взяли на вооружение в своей практической деятельности принципы обучения взрослых и стремятся обеспечить учащихся как общими, так и специализированными программами, которые позволят повысить уровень социального обслуживания населения, компетентность практических работников.

Пятый принцип. Обучаемые часто поднимают проблемы активного, творческого подхода и качества обучения.Такие подходы вполне законны. Но при этом важно, чтобы преподаватели сохраняли гибкость, всегда были готовы отразить те конкретные проблемы, которые возникают в ситуации обучения взрослых.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.