Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IV. Оценочные средства для контроля качества подготовки ординаторов





Для контроля качества подготовки ординаторов используются такие формы как текущий контроль успеваемости и рубежный зачет по мере освоения каждого из разделов ОП. При этом учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы ординатора осуществляет обучающая кафедра.

 

1. Оценочные средства для контроля качества подготовки (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация по итогам освоения каждого раздела, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы)

 

1.1. Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль проводится по итогам освоения каждой темы из раздела учебно-тематического плана в виде собеседования. При этом могут быть использованы как отдельные элементы технологии обучения (например, разбор и обсуждение пациента), так и все предлагаемые варианты контроля.

Формами текущего контроля являются:

· разбор и обсуждение конкретного больного (по истории болезни или находящегося в отделении);

· контроль освоения практических умений и навыков (у постели больного или на манекене);

· собеседование по контрольным вопросам в соответствии с изучаемым разделом (модулем) ОП;

· разбор клинических ситуационных задач.

 

Критерии оценки этапа собеседования по контрольным вопросам

  • «Зачтено» – ординатор подробно отвечает на поставленные вопросы;
  • «Не зачтено» – не владеет теоретическим материалом, допускает грубые ошибки.

 

2. Оценочные средства для промежуточной аттестации ординаторов по итогам освоения каждого раздела дисциплины (рубежный зачет)

2.1. Рубежный контроль знаний (зачет)

Промежуточный контроль знаний и умений ординатора проводится на кафедре по завершению освоения каждого раздела (модуля) учебной программы. Рубежный зачет проводится в форме решения тестового контроля (100 вопросов) и собеседования по пройденному разделу (контрольные вопросы). Однако может быть использована и другая комбинация контрольных заданий (например, реферат, разбор больного и собеседование) или весь арсенал технологий для рубежного контроля обучения:

  • тестовые задания,
  • решение клинических ситуационных задач;
  • собеседование по контрольным вопросам в соответствии с пройденным разделом (модулем) ОП;
  • разбор больного (по истории болезни, находящегося в стационаре или на приеме поликлинике);
  • симуляционные задания: компьютерные или на манекене;
  • другие обучающие технологии для контроля усвоения знаний и умений.

Примеры тестовых заданий для рубежного зачета ординатора

Тестовые задания. В каждый из вариантов тестовых заданий включают по 100 вопросов и предлагают их для решения в строго ограниченное время (не более 2-х академических часов), после чего проводится оценка тестового контроля.

2.3. Критерии оценки тестового контроля знаний В зависимости от того, каков процент положительных ответов (из 100 предложенных), итоги тестового задания оценивают следующим образом:

· выполнено 91-100% заданий – оценка «отлично»

· выполнено 81-90% заданий – оценка «хорошо»

· выполнено 71-80% заданий – оценка «удовлетворительно»

· выполнено 70% и менее заданий – оценка «неудовлетворительно»

Набор клинических ситуационных задач для рубежного контроля

Каждомуординатору предлагается решить 1-3 клинические задачи по пройденному разделу.

 

Критерии оценки этапа собеседования по контрольным вопросам, решению клинических ситуационных задач, разбору истории болезни

Собеседование проводит преподаватель или комиссия, состоящая из нескольких преподавателей (иногда приглашаются заведующие отделением, где интерн проходит обучение). Оцениваютсяобстоятельность ответа ординатора на теоретические вопросы, его умение выстроить логическую цепочку (алгоритм) при проведении диагностики, дифференциального диагноза (если речь идет о решении клинических задач, анализа истории болезни пациента).

Оценка по собеседованию зависит от всесторонности подготовки ординатора:

  • «Зачтено» – подробный основательный ответ, логическое построение линии диагностики, хорошее владение теоретическими основами медицины
  • «Не зачтено» – поверхностный ответ с грубыми ошибками, отсутствие логического врачебного мышления, низкая осведомленность по основным теоретическим вопросам анестезиологии-реаниматологии.

 

Самостоятельная работа ординатора по освоению разделов программы обучения

При проведении рубежного зачета оцениваетсятакже самостоятельная работа ординаторов, формами которой могут быть:

· подготовленный тематический реферат,

· письменная аналитическая работа,

· литературный обзор по заданной теме,

· подготовленные доклады или сообщение для конференции,

· созданный санитарный бюллетень,

· отчет о проведенном дежурстве.

 

2.7. Примерные темы рефератов:

1) Неингаляционная анестезия.

2) Ингаляционная анестезия.

3) Мышечные релаксанты.

4) Нейролептанестезия и атаралгезия.

5) Центральная аналгезия.

6) Тотальная внутривенная анестезия..

7) Проводниковая анестезия.

8) Теории наркоза.

9) Особенности анестезии в торакальной хирургии.

10) Особенности анестезии в кардиохирургии.

11) Методы гипотермии и искусственного кровообращения.

12) Особенности анестезии в абдоминальной хирургии.

13) Особенности анестезии в экстренной хирургии.

14) Особенности анестезии при операциях на печени.

15) Особенности анестезии в урологии.

16) Особенности анестезии у больных с эндокринными заболеваниями.

17) Особенности анестезии в нейрохирургии.

18) Сердечно-легочная церебральная реанимация.

19) Смерть мозга. Эвтаназия.

20) Острая дыхательная недостаточность.

21) Острый респираторный дистресс- синдром взрослых.

22) Реанимация и интенсивная терапия астматического статуса.

23) Утопления.

24) Методы искусственной вентиляции лёгких.

25) Интенсивная терапия геморрагического шока.

26) Интенсивная терапия септического шока.

27) Интенсивная терапия ожогового шока.

28) Интенсивная терапия кардиогенного шока.

29) Интенсивная терапия острой почечной недостаточности.

30) Интенсивная терапия острой печеночной недостаточности.

31) Современные методы детоксикации организма и др.

2.8. Критерии оценки представленного ординатором реферата, литературного обзора, конспекта беседы и других видов самостоятельной работы:

«Отлично» - тема раскрыта полностью, материал изложен в доступной форме, лаконичным языком, наглядно иллюстрирован (таблицами, графиками, фотографиями и др.). При написании работы использовано достаточное количество (не менее 5-7) современных источников литературы, включая монографии и периодические издания.

«Хорошо» – тема раскрытане достаточно полно (или при подготовке работы были использованы литературные источники старых лет), но работа написана хорошим языком и в доступной форме, удачно и наглядно иллюстрирована (таблицами, графиками, фотографиями и др.).

«Удовлетворительно» - тема раскрыта недостаточно и односторонне, что не отражает современное состояние вопроса (проблемы); при подготовке работы были использованы библиографические данные 10-20 летней давности и/или недостоверные (неавторизованные) сведения Интернет-ресурсов.

«Неудовлетворительно» -литературный обзор (реферат, санпросвет бюллетень, беседа) не выполнены или подготовлены небрежно, тема не раскрыта. При подготовке работы были использованы недостоверные (неавторизованные) данные из сети Интернет.

 

2.9. Примерные вопросы для собеседования по контрольным вопросам для проведения рубежного зачет

Общие вопросы анестезиологии.

  • Физиология боли. Периферические и центральные пути проведения болевой чувствительности.
  • Действие боли на функции организма. Возможные пути блокады болевой импульсации.
  • Центральная нервная система и анестезия (местная и общая).
  • Классификация методов обезболивания.
  • Нейроэндокринные и метаболические изменения при обезболивании и операции.
  • Общая анестезия. Теории наркоза.
  • Клиника наркоза, стадии наркоза.
  • Аппаратура для наркоза. Схема наркозного аппарата, основные узлы: баллоны с редукторами, дозиметры, испарители, клапанные устройства, присоединительные элементы. дыхательные контуры – открытый, полуоткрытый, полузакрытый, закрытый.
  • Аппараты наркозные реверсивного и нереверсивного типа. Вспомогательный инструментарий и приспособления.
  • Правила подготовки и эксплуатации наркозных аппаратов.
  • Предупреждение взрывов в операционной, правила техники безопасности.
  • Стерилизация и дезинфекция наркозных аппаратов.
  • Компоненты общей анестезии. Общие – торможение психического восприятия, гипорефлексия, анальгезия, нейровегетативная блокада, мышечная релаксация, поддержание адекватного кровообращения, регуляция обменных процессов;
  • Специальные компоненты общей анестезии: использование аппаратов искусственного кровообращения, гипотермии, ходовой и фармакологической кардиоплегии, искусственной гипотонии.
  • Ингаляционный наркоз. Клинико-фармакологическая характеристика ингаляционных анестетиков: эфир, закись азота, флюотан и др. Распределение в организме, растворимость в жирах, крови, методика применения, противопоказания. Осложнения, их профилактика и лечение.
  • Мышечные релаксанты. Механизм действия, классификация, влияние на жизненно-важные функции и системы организма.
  • Факторы, пролонгирующие действие мышечных релаксантов. Клиническое применение, опасности, осложнения, их профилактика и лечение.
  • Неингаляционный наркоз. Классификация видов и методов неингаляционного наркоза: внутривенный, внутрикостный, прямокишечный и др.
  • Фармакодинамика и сравнительная характеристика различных неингаляционных анестетиков, их преимущества и недостатки.
  • Препараты барбитуровой кислоты (гексенал, тиопенал натрия), препараты небарбитурового ряда: пропанидид (сомбревин), пропофол (диприван), кетамин (калипсол), оксибутират натрия, виадрид, альтезин, этомидат.
  • Методы проведения неингаляционной анестезии различными анестетиками и их сочетания. Опасности и осложнения, их профилактика и лечение.
  • Комбинированные методы общей анестезии.
  • Комбинированная общая анестезия с мышечными релаксантами, нейролептанальгезия, атаралгезия, комбинированная общая электроанестезия.
  • Специальные методы анестезиологического обеспечения. Искусственная гипотония, общее искусственное кровообращение, искусственная гипотермия в анестезиологии, гипербарическая оксигенация, электростимуляционная анестезия.
  • Местная анестезия. Местные анестетики. Механизм действия, фармакодинамика.
  • Подготовка к проведению местной анестезии. Виды местной анестезии.
  • Перидуральная и спинномозговая анестезия. Методика проведения. Показания и противопоказания.
  • Комбинированная перидуральная анестезия с применением мышечных релаксантов, ИВЛ и препаратов для общей анестезии.
  • Основные этапы комбинированой общей анестезии. Период введения в анестезию, период поддержания анестезии, период выведения.
  • Опрос и осмотр больного. Лабораторные и функциональные обследования. Оценка степени операционного риска.
  • Премедикация, её цели. Фармакодинамика снотворных, седативных, антигистаминных средств, нейролептиков, атарактиков, наркотических анальгетиков и холинилитических средств.
  • Оценка эффективности премедикации.
  • Осложнения ближайшего посленаркозного периода, их профилактика и лечение.

 

Изменения функции жизненно-важных органов и систем во время операции и анестезии.

  • Центральная нервная система. Угнетение деятельности ЦНС во время наркоза. Изменения рефлекторной деятельности. Основные рефлексы для контроля глубины наркоза. Нейровегетативная блокада.
  • Сердечно-сосудистая система в условиях анестезии. Физиология и патофизиология кровообращения.
  • Контроль за кровообращением во время анестезии и в раннем посленаркозном периоде (артериальное давление, центральное венозное давление, ОЦК, электрокардиография). Мониторное наблюдение. Пульсоксиметрия.
  • Дыхательная система и общая анестезия. Физиология и патофизиология дыхания. Контроль за функцией дыхания при хирургических вмешательствах при спонтанном дыхании больного.
  • Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ). Основные различия между спонтанным дыханием и искусственной вентиляции лёгких.
  • Методы ИВЛ, выбор параметров вентиляции.
  • Отрицательные эффекты ИВЛ. Осложнения ИВЛ.
  • Аппаратура для ИВЛ, их классификация, принцип работы.
  • Нарушения кислотно-щелочного состояния и водно-электролитного баланса во время анестезии и их коррекция.
  • Инфузионно-трансфузионная терапия во время проведения анестезии и операции.
  • Изменения функции печени, почек во время анестезии и операции, их коррекция. Влияние наркоза на печень.
  • Свёртывающая и антисвёртывающая системы крови в условиях анестезии.

Частная анестезиология

(выбор метода обезболивания при различных оперативных вмешательствах)

· Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на голове и шее. Общая анестезия в нейрохирургии.

  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на сердце и магистральных сосудах.
  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на органах грудной полости.
  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на органах брюшной полости.
  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при эндоскопических оперативных вмешательствах.
  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии в травматологии и ортопедии. Травматический шок и обезболивание.
  • Выбор анестезии при краткосрочных хирургических вмешательствах, эндоскопических и диагностических исследованиях.

· Анестезия в амбулаторной практике и в условиях скорой помощи.

  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии в экстренной хирургии. Особенности подготовки больных к операции и наркозу.
  • Общая анестезия в акушерстве и гинекологии: обезболивание родов, лечебный акушерский наркоз, общая анестезия при малых акушерских операциях, анестезия при операциях кесарева сечения.
  • Выбор метода обезболивания и особенности анестезии у больных с сопутствующими заболеваниями (органов кровообращения, дыхания, желудочно-кишечного тракта, эндокринных органов).
  • Физиологические и патофизиологические особенности проведения общей анестезии у больных пожилого и преклонного возраста.
  • Выбор метода обезболивания у детей.
  • Особенности проведения анестезии у больных, находящихся в терминальном состоянии.
  • Лечение хронических болевых синдромов

Общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии.

  • Определение реаниматологии как раздела медицины, изучающего теорию и разрабатывающего методы восстановления жизненно-важных функций организма после остановки дыхания и кровообращения, после клинической смерти, обеспечивающей искусственное замещение, управление и восстановление жизненно-важных функций – лечение больных, находящихся в терминальных состояниях.
  • Определение интенсивной терапии как применение методов временного искусственного замещения или управления нарушенными функциями жизненно-важных органов в сочетании с этиопатогенетической терапией для предупреждения или устранения тяжёлых витальных расстройств организма.
  • Организация отделение реанимации и интенсивной терапии.
  • Оснащение и оборудование отделений реанимации.
  • Взаимоотношение врача - реаниматолога с врачами других специальностей и с родственниками больных.
  • Классификация терминальных состояний.
  • Патофизиологические сдвиги при терминальных состояниях.
  • Клиническая смерть.
  • Остановка кровообращения. Причины, предвестники, симптомы, диагностика.
  • Методы сердечно-лёгочной реанимации на досгопитальном и госпитальном этапе.
  • Массаж сердца. Виды массажа – прямой, непрямой, методика, показатели эффективности, осложнения. Простейший метод сердечно-лёгочной реанимации при оказании помощи одним и двумя реаниматорами.
  • Электроимпульсная терапия: дефибрилляция, кардиоверсия, электрическая стимуляция. Показания, методика, показатели эффективности, осложнения, медикаментозная терапия.
  • Фармакология веществ, применяемых для восстановления деятельности сердца, показания к их применению, дозы, порядок и пути введения.
  • Инфузионная терапия при проведении сердечно-лёгочной реанимации.
  • Зависимость лечебных мероприятий от вида остановки сердца.
  • Последовательность проведения реанимационных мероприятий и методов интенсивной терапии при выведении больного из состояния клинической смерти.
  • Методы контроля за состоянием жизненно-важных органов и систем организма при проведении реанимации. Мониторинг.
  • Клинические признаки, свидетельствующие о наступлении «мозговой смерти», биологической смерти.
  • Показания для прекращения реанимационных мероприятий.
  • Вопросы деонтологии при прекращении реанимации. Этические и социально- правовые проблемы, связанные с прекращением реанимации.
  • Понятие о болезни оживленного организма. Ведение больного в раннем постреанимационном периоде.
  • Этиология, патогенез, патофизиологические и клинические признаки острой дыхательной недостаточности (ОДН).
  • Методы реанимации и интенсивной терапии ОДН (синдром частичной трахеобронхиальной непроходимости, расстройства биомеханики дыхания, патологические состояния лёгких центрального происхождения и др.).
  • Показания и методика проведения кислородотерапии, гелиотерапии, чрезкожной катетеризации трахеи и бронхов, лечебной бронхоскопии.
  • Методика проведения вспомогательной и искусственной вентиляции лёгких, показания к их проведению.
  • Выбор режима лёгочной вентиляции в зависимости от основной патологии у хирургических и терапевтических больных.
  • Длительная ИВЛ. Особенности ИВЛ. Осложнения ИВЛ, их устранение.






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.