Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б) Структура педагогической системы по Н.В.Кузьминой.





Н.В.Кузьмина в изучении педагогической деятельности и педагогических способностей использует системный подход. Система представляется ей как взаимосвязанные элементы, образующие устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. По Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает выделяет пять основных функциональных компонентов, обеспечивающих устойчивость и развитие педагогической системы:

  • Гностический (познавательный),
  • проектировочный,
  • конструктивный,
  • коммуникативный,
  • организаторский.

Эти 5 компонентов отражают структуру педагогической деятельности по Н.В.Кузминой. По сути, педагогическая деятельность у этого автора представлена системой взаимодействия пяти видов деятельности: познавательной – проектировочной - конструктивной – организаторской – коммуникативной.

Гностическая деятельность отражает уровень познавательной активности самого учителя. Очевидно, что учитель или преподаватель с низкой познавательной активностью не способен создать условия для развития познавательной активности у учащихся ил студентов.

Проектировочная Д определяет постановку целей(например, акцент на развитие или на тренировку исполнительских навыков)

Конструктивная Д (отбор содержания, планирование своей Д и Д учащихся на уровке) – этот компонент соответствует ориентировочному в предыдущей типологии). В своем эмпирическом исследовании Кузьмина сравнивала конструктивную деятельность учителей-мастеров и новичков. Мастера проектировали свою деятельность с учетом фоновых знаний учащихся, с учетом их возможного применения в их повседневной жизни. Они превосходно адаптировали даже сложнейший академический материал. Наконец, они не просто перечисляли необходимые элементы информации, но создавали условия для «проживания» материала, неформального вплетения его во внутренний опыт самого учащегося.

Организаторская Д (организация своей Д и Д учащихся в ходе непосредственного осуществления ПД);

Коммуникативная Д (по Кузьминой это – важнейшая составляющая ПД, поскольку она насыщенна коммуникацией, развивается и управляется по законам коммуникации).

 

Педагогическое общение: понятие и структура.

 

Место ПО в труде педагога.

 

Основным предметом труда педагога является создание условий для развития учащегося через усвоение СКО.

При этом главным инструментом, условием такого развития, наряду со знанием предмета, опытом и т.п., является именно ПО. Почему?

В процессе обучения и воспитания взаимодействуют 2 подсистемы:

а) дидактическая (обучающая);

в) коммуникативная («общенческая» форма, коммуникативное средство обучения и воспитания).

На первый взгляд коммуникативная подсистема схожа с упаковкой, «фантиком» для обучения и воспитания. Однако практика такова, что, если не складываются взаимоотношения, общение между педагогом и учеником, воспитанником, блокируется и усвоение СКО. Этот аспект подчеркивается в педагогической психологии. Например, Национальная Ассоциация образования США девизом одного из своих конгрессов в 2009 г сделала следующий: «Процесс образования управляется процессом коммуникации». К сходным выводам приходит Кузьмина, которая в своих трудах подчеркивает роль ПО в структуре ПД. П о Кузьминой ПО – важнейшая составляющая ПД, поскольку она насыщенна коммуникацией, развивается и управляется по законам коммуникации.

Т.е., для успеха в пед/деятельности мало одних предметных знаний и соответствующих способностей. Чрезвычайно важно, чтобы каждое дидактическое воздействие имело соответствующую коммуникативную оболочку.

Понятие ПО. ПО как разновидность проф/общения.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на создание благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию взаимоотношений в ходе обучения (А.А.Реан, Я.Л.Коломинский, АН.Леонтьев).

 

От обыденного общения ПО отличается по целям, средствам, формам, функциям и др. особенностям. Например,

1. В ПО решаются не личные, а, прежде всего, профессиональные задачи – оно направлено на оптимизацию усвоения СКО и развитие учащихся в этом процессе.

2. Здесь требуются иные средства, способы. Это хорошо д-т эксперимент В.А. Кан-Калика (пары студентов – «светский разговор» - продолжить перед аудиторией; в итоге студенты отмечали: изменение целей общения, необходимость изменения приемов общения, скованность жестов, движений и др.).

3. Профессиональное ПО имеет свои особые функции:

1) информационно-обучающая (обеспечивает ориентацию в потоке информации);

2) социально-перцептивая (необходимость воспринимать и понимать учащегося; по Кузьминой, эта ф-ия может быть выражена на 2 уровнях: Перцептивном, т.е. умении видеть поведение ученика, и Эмпатийном – т.е. умении понимать причины поведения уч-ся);

3) организационная (связана с орг-ией совместной д-ти по усвоению СКО);

4) контрольно-оценочная (сопоставление уровня развития уч-ся с нормативным и индивидуальный прогноз);

5) интерактивная (направлена на постоянный обмен – образами, идеями, действиями);

6) аффективная (создание эмоционального комфорта, позитивный эмоциональный обмен, развитие эм/культуры);

7) функция самопрезентации (если в ПО гармонично сочетаются внутренний мир педагога и его адекватное предъявление, возникает, по Л.М.Митиной, эффект конгруэнтности самовыражения, благоприятный для развития обеих сторон пед/взаимодействия)

Структура ПО.

 

Тоже имеет, по сравнению с другими видами общения, ряд особенностей.

По А.К. Марковой ПО рассматривается как ком/деят-ть, а потому его стр-ра близка к стр-ре любой деятельности:

1) Мотивационно-Ориентировочный к-т (задачи, цели ком-ии);

2) Исполнительский (операциональный: этапы, способы, стили, позиции ПО);

3) Аналитический (контрольно-прогностический).

В.А. Кан-Калик представляет динамическую структуру ПО с 4 компонентами:

1) Прогностический этап (моделирование предстоящего общения);

2) Коммуникативная атака (начало общения); 3) Непосредственно управление взаимод-м;

4) Анализ и подготовка к новому взаимодействию.

 

1. Прогностический этап – коммуникативное планирование пед/взаимодействия, перевод дидактических задач в адекватную коммуникативную форму. Его эф-ть зависит от опыта, знаний в области возрастной и пед/пс., педагогики, от знаний класса в целом и его отдельных уч-ся, от уровня воображения учителя, от его гибкости, от способности ориентироваться на позитив и блокировать негатив прежних взаимодействий.

2. «Коммуникативная атака» - начальный этап взаимодействия.

Коммуникативная атака, по В.А.Кан-Калику, начальный этап педагогического общения, задающий направление и единый тонус взаимодействия субъектов обучения. Основные функции «атаки»:

1)завоевание инициативы в общении, создание коммуникативного фундамента и, тем самым, основы управляемости взаимодействия;

2) уточнение коммуникативного плана;

3) создание единого настроя, необходимого для реализации общих целей.

Этап занимает 1 – 3 минуты. Условия его эффективности – оперативность, акцентированное использование невербального компонента (зона начального вз-ия, голос, внешность, яркие цели, не отрывать от темы, эм/позитив и др.).

3. Непосредственное управление основной частью взаимодействия. Главные задачи – 1) удержание общения в русле заданных целей и темы; 2) поддержание целостности взаимод-ия всех его субъектов; 3) поддержание интереса.

На этом этапе нередко возникают «барьеры общения»:

несовпадения установок (смысловой барьер);

боязни группы (мышечные зажимы, зажатая речь и т.д.),

б-р отсутствия контакта и автономного взаимод-ия,

б-р негативной установки на класс или отдельных учеников,

б-р установки долженствования и др.

 

Для их преодоления, по Кан-Калику, необходимо развитие проф/рефлексии, рациональный, конструктивный поиск преодоления барьеров, развитое воображение и позитивная пед/направленность.

4. Анализ осуществленного общения (анализ рез-в и на этой основе - новое коммуникативное планирование).








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.