Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовые основы проведения референдума в Российской Федерации





 

 

План

1. Понятие, сущность, формы демократии.

2. Референдум в Российской Федерации.

 

 

Вопрос 1. Понятие, сущность, формы демократии

 

В 20 веке термин «демократия» стал, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих целях. Вопрос о демократии в России имеет не только национальное, но и общецивилизационное измерение. Он связан с перспективами существования самой мировой цивилизации, которая оказалась к концу 20 века в ситуации выбора дальнейшего пути развития.

Демократия - (от древнегреческого «demos»-народ и «crutos»-власть) – народовластие. В литературе существует множество определений демократии. Например:

1. Демократия- это: а) политический строй, при котором верховная власть, в отличие от монархии, принадлежит народу; б) способ руководства каким-нибудь коллективом, при котором обеспечивается участие и влияние всего коллектива.[1]

2. Демократия - это важнейшее завоевание человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащённый в ходе всемирной истории такой способ решения жизненно важных вопросов той или иной общности людей, при котором все члены этой общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы, соблюдая принцип подчинения меньшинства большинству.[2]

3. Демократия – это формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии - это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли. Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. Между тем, существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других и на которые зачастую ориентируются иные государства. К таким государствам относятся Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия.[3]

4. Демократия - это правление народа, избранное народом и для народа. Производным от этого понимания демократии является её трактовка как форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии её членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Она рассматривается как основанный на определённой системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие. [4]

5. Демократия – это режим, приобретающий свою легитимность от народа с помощью выборов, основывающийся на Конституции, определяющий власть государственных институтов и ограничивающий право государства на вмешательство в дела граждан, а избранный лидер, даже если он и получил подавляющее число голосов избирателей, не может приостановить свободные выборы или уничтожить другие права.[5]

6. Демократия – это форма политической жизни общества, созданная совокупностью определённых, избранных людьми властей и их институтов, провозгласивших, что демократия существует как некая целостность.[6]

7. Демократия – это власть народа, где народ осуществляет свою власть непосредственно или через представителей.[7]

8. Демократия – это власть, основанная на политической воле граждан и представляющая собой антипод любых авторитарных технологий государственного управления.[8]

9. Демократия – это народовластие с широким объёмом политических и гражданских прав человека, с активным участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, с признанием воли народа единственным источником власти.[9]

10. Демократия – это развивающийся социальный институт, характеризующийся основными компонентами – гражданским обществом и институтом прав человека.[10]

 

 

В числе иных подходов к вопросу о сущности демократии можно назвать следующие:

- демократия – это прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми;

- демократия – это когда государство, страна, сообщество имеют демократическое правительство;

- демократия – это правление большинства;

- демократия – это восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей;

- демократия – это особый политический режим, некий атрибут государства, характеризующийся принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью населения управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации. Можно привести и иные подходы.

Марченко М.Н. предлагает следующую концепцию сущности демократии:

Признаки демократии:

1. Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интересами – с народовластием.

2. Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных областях жизни (политической, социальной, идеологической, культурной, научной). Демократия т.о. не может быть сведена только к одной сфере жизни общества.

3. Демократия в отдельно взятой стране – это не случайный набор демократических проявлений, институтов и учреждений, а их некая система. Составными частями такой системы могут выступать, например: демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т.д., различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учреждения; принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы и др.

4. У различных слоев общества не может быть общих для всех идеалов демократии.

 

Социальная ценность демократии:

1. Только в условиях реальной демократии могут быть полностью осуществлены на практике права и свободы граждан.

2. Демократия, охватывая собой значительную часть общественных отношений, институтов и учреждений и вовлекая в общественно-политическую жизнь страны значительные слои населения, тем самым способствует расширению социальной базы политической системы общества и других общественно-политических институтов, возрастанию их социальной устойчивости, стабилизации всей государственной и общественной жизни.

3. Демократия содействует дальнейшему совершенствованию, организационному и социально-политическому развитию политической системы общества и ее отдельных элементов.

4. Демократия создает условия для непрерывного развития личности, роста общественного сознания; для повышения общественно-политической активности масс; для активного участия широких слоев населения в управлении делами государства, в решении наиболее важных государственных и общественных дел.

5. Демократия выступает как единственно возможный путь выявления воли народных масс, как лучший способ выдвижения на руководящие государственные посты, а также в руководящие органы партийных, общественных и самодеятельных организаций наиболее достойных представителей народа.

 

Формы демократии – это исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества. В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это – формы представительной демократии и формы непосредственной демократии.

Формы представительской демократии: выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы. Представительная демократия означает вручение народом посредством всенародных свободных выборов определенных важных функций по руководству делами государства и общества своим выборным представителям (депутатам), которые объединяются в организации, осуществляющие государственную власть на уровне федерации, ее субъектов или местного самоуправления на муниципальном уровне. Т.о. данная форма обеспечивает осуществление полновластия народа через выборные представительные органы, составляющие систему представительной демократии.

К сильным сторонам представительной демократии можно отнести то, что она: даёт больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организуют политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п. К недостаткам часто относят следующие: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Формы непосредственной (прямой) демократии: референдум, выборы, плебисцит, собрания, сельские сходы, всенародные опросы, петиции, митинги и демонстрации, обращения в органы государства и др. Непосредственная демократия означает возможность обсуждать вопросы государственной и общественной жизни и принимать решения по ним не через посредство представительных органов, а путем прямого волеизъявления народа или его частей. Такое волеизъявление, надлежащим образом оформленное в виде акта, содержащего решение по обсуждаемому вопросу, является окончательным и не подлежит утверждению или отмене со стороны какого-либо органа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: даёт больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.д. К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых прямодемократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

 

Рассмотрим более подробно такую форму непосредственной демократии, как референдум. В мировой практике, референдум — это осуществляе­мое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными дей­ствиями парламента, главы государства или правительства. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, при­нятие конституции или внесение в нее поправок), что спе­циально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение како­го-то своего акта, когда она не решается брать на себя от­ветственность.

Исход референдума может иметь императивное значе­ние, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными». Например, таковыми были в 70—80-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и дру­гих западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и «консультативные» референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но, несмотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит, ко­торый применяется для легитимизации того или иного госу­дарственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы ка­кой-либо территории. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибе­гали авторитарные правительства, добивавшиеся поддерж­ки народа.

Первый в истории человечества референдум был проведен в 1439 году в Швейцарии. Референдумы в современный период неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. В конституциях ряда государств предусмотрена возможность обращения к референдуму не только для решения внутриполитических вопросов, но и вопросов внешней политики (например, в Конституции Швейцарии). После Второй мировой войны практика проведения референдума получила еще более широкое распространение (особенно в 60-80-е годы).

 

 

Вопрос 2. Референдум в Российской Федерации

 

В Российс­кой Федерации референдум был впервые закреплен Зако­ном «О референдуме» 1990 г. 10 октября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный консти­туционный закон «О референдуме Российской Федерации». Рефе­рендум регулировался также Федеральным законом "Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сен­тября 1997 г.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации (зачитать статью 3), общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»[11] № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. (одобрен Государственной Думой РФ 11 июня 2004 г.; Советом Федерации – 23 июня 2004 г.), другие федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации[12]» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. (одобрен Государственной Думой РФ 22 мая 2002 г.; Советом Федерации – 29 мая 2002 г.), другие федеральные законы.

 

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1 ФКЗ).

 

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

 

Право на участие в референдуме (ст. 5 ФКЗ):

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

 

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум (ст. 6):

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о помиловании.

6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона[13].

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

 

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7):

1. Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Данное положение не действует в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального конституционного закона.

5. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

6. Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

 

Язык проведения референдума (ст. 8 ФКЗ):

1. При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

2. Формулировка вопроса (вопросов) референдума, текст проекта нормативного акта, выносимого на референдум, бюллетень, решения, принятые на референдуме, документы органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а в случае необходимости - и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

 

Финансирование референдума (ст. 9 ФКЗ):

1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд референдума для организации сбора подписей граждан Российской Федерации в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума, для финансирования иной своей деятельности по реализации инициативы проведения референдума, в том числе агитации по вопросам референдума.

3. В случае образования инициативной агитационной группы, предусмотренной настоящим Федеральным конституционным законом, она создает собственный фонд референдума для финансирования агитации по вопросам референдума.

4. Фонд референдума инициативной группы по проведению референдума, фонд референдума инициативной агитационной группы (далее - фонды референдума) создаются в размерах и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, соответственно за счет денежных средств членов инициативной группы по проведению референдума, членов инициативной агитационной группы, а также за счет добровольных пожертвований граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

 

 

Статья 10. Подготовка и проведение референдума комиссиями референдума

 

1. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

2. Нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также решения иных комиссий референдума, принятые ими в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, должностных лиц, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, их уполномоченных представителей, политических партий и иных общественных объединений, граждан Российской Федерации.

 

Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума

 

1. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения референдума, обеспечения права на участие в референдуме, официально опубликовываются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным конституционным законом.

3. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 

Статья 14. Инициатива проведения референдума

 

1. Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации;

3) федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 

Статья 17. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

 

1. Инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 50 тысяч.

2. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

3. Право сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума принадлежит исключительно членам инициативной группы по проведению референдума, входящим в региональную подгруппу, зарегистрированную избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется сбор подписей.

4. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума могут собираться только на территориях тех субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями которых были зарегистрированы региональные подгруппы.

5. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы. В подписном листе ставится подпись участника референдума и дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Сведения об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

6. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

7. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями члена инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа член инициативной группы по проведению референдума, осуществлявший сбор подписей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

8. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о члене инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшем сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, и об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи участника референдума.

9. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение агитации по вопросам референдума не запрещены настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.

10. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать участников референдума ставить свои подписи или вознаграждать их за это в любой форме. Запрещается сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи.

11. Расходы на сбор подписей участников референдума осуществляются за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

 

Статья 18. Представление подписных листов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

 

1. После завершения сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, но не позднее даты окончания срока сбора подписей, указанной в регистрационном свидетельстве, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, количество подписей участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее количество собранных подписей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

2. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам Российской Федерации, протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по фор







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.