Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общие замечания к исходным данным





ВВЕДЕНИЕ

 
 


Из года в год расширяется строительство автомобильных дорог в различных регионах нашей страны, отличающихся климатическими, рельефными и гидрологическими особенностями. Современная автомобильная дорога представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для интенсивного движения транспортных средств с большими скоростями при обеспечении безопасности движения. Для этого при проектировании автомобильных дорог большое внимание уделяют вопросам обеспечения устойчивости земляного полотна, необходимым условием которого является организация водоотводных и водопропускных сооружений.

Основными нормативными документами при проектировании водоотводных сооружений являются:

строительные нормы и правила. Автомобильные дороги (СНиП 2.05.02-85);

строительные нормы и правила. Мосты и трубы (СНиП 2.05.03-84);

строительные нормы и правила. Определение гидрологических характеристик (СНиП 2.01.14-83);

инструкция по расчету стоков с малых бассейнов (ВСН 63 -76).

Цель работы - получение навыков по гидравлическим расчетам.

Курсовая работа предусматривает расчет целого комплекса взаимосвязанных сооружений: канала (при равномерном движении потока), быстротока, гасителя энергии. При расчете перечисленных сооружений необходимо решить много побочных вопросов, а именно: исследование дифференциального уравнения неравномерного движения жидкости, построение кривой свободной поверхности, необходимость гасителя энергии и т.д.

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Общие замечания к исходным данным

Исходные данные для курсовой работы приведу в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Исходные данные

 

№ варианта Обозначение величин
Q0 b i01 i02 i03 l P m n
  8.8 2.3 0,003 0,20 0,0025   2,3 3,0 0,0225

 

0 – расход, м3/с;

b – ширина канала понизу, м;

i01 уклон подводящего канала;

i02 уклон быстротока;

i03 уклон отводящего канала;

l – длина быстротока, м;

P – высота перепада, м;

m – коэффициент заложения откоса канала;

n – коэффициент шероховатости стенок канала.

 

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Подводящий канал

Устройство подводящего канала необходимо для принятия вод, стекающих по склонам к логу, и подведения к трубе, мосту или быстротоку. Искусственные подходные русла должны обеспечивать пропуск всего расхода без их переполнения.

Расчёт подводящего канала сводится к определению нормальной и критической глубины, критического уклона, анализа состояния потока, определению средней скорости и обоснованию укрепления русла. Кроме этого необходимо привести расчёт гидравлически наивыгоднейшего профиля канала.

Определение нормальной глубины

Нормальная глубина h0 – это такая глубина, которая при заданном расходе установилась бы в русле, если в этом русле движение было бы равномерным [2,10].

Основная расчётная формула – формула Шези:

, (2.1)

где ω – площадь живого сечения, м2; С – коэффициент Шези, м0,5/с;

R – гидравлический радиус, м; i01 уклон канала.

 

Для трапецеидального сечения (рис. 2.1)

ω=(b+m·h)·h, (2.2)

где h – глубина канала, м.

 
 

 


h m

 

 
 


b

 

Рис. 2.1

 

Для определения коэффициента Шези С может применятся формула Павловского:

, (2.3)

где y=f(n,R).

Приближённо можно считать:

При R<1,0 м у=1.5· = , (2.4)

При R>1.0 м y=1.3· = , (2.5)

 

Гидравлический радиус в общем случае определяется по формуле:

, (2.6)

 

где χ – смоченный периметр, м, и для трапецеидального русла может быть определён:

, (2.7)

Важным показателем при расчёте является расходная характеристика (модуль расхода) К0, м3/с:

, (2.8)

 

Вычисление нормальной глубины буду производить графоаналитическим методом.

 

Расчёт

1) определю необходимую расходную характеристику, соответствующую нормальной глубине h01:

2) задаюсь числовыми значениями произвольно выбранных глубин и вычислю соответствующие расходные характеристики по формуле:

K=ω·C· , (2.9)

 

Для удобства расчёт сведу в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 Расчёт расходных характеристик

 

Расчётные формулы Ед.изм. Назначаемые и определяемые величины
h1 h2 h3 h4
h м 0,6 0,8 1,0 1,2
ω=(b+m·h)·h м2 2,46 3,76 5,3 7,08
м 6,09 7,36 8,62 9,89
R=ω/χ м 0,404 0,511 0,615 0,716
м0.5 36,25 38,21 39,84 41,23
K=ω·C· м3 56,68 102,70 165,59 247,00

 

3) построю кривую К = f(h) по значениям глубин и соответствующих расходных характеристик. (рис.2.2)

Рис. 2.2

4) из графика видно что при числовом значении К=К01=160.66 м3/с, величина нормальной глубины принимает следующие значение h01=0.99 м.

 

Рис. 2.3

Для определения критической глубины буду использовать метод подбора.

Расчёт

 

1) из уравнения критического состояния потока при заданном расходе Q0 определю числовое значение величины ;

= м2

 

2) задавая числовые значения произвольно выбранным глубинам, вычислю соответствующие значения .

Для удобства расчёт сведу в таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2 Определение критической глубины.

 

h, м ω=(b+m·h)·h B=b+2·m·h
0,9 4.50 7.7 11.83
1,0 5.30 8.3 17.94
1,1 6.16 8.9 26.26

 

3) построю кривую = f(h). (рис.2.4)

 

 
 


Рис. 2.4. График к определению hk

 

Из графика видно что при =8,683 м2, h=hk1= 0.83 м.

Расчёт

1) задаю числовое значение произвольно выбранным глубинам, определяю числовые значения расходов. Для удобства расчёт сведу в таблицу 2.3.

Таблица 2.3

 

h b=β·h ω=(b+m·h)·h
0,5 0.163 1.90 0,25 32.54 1.693
1,0 0.325 5.30 0,5 38.03 7.806
1,5 0.488 10.2 0,75 41.66 20.156

 

2) построю кривую Q=f(h) (рис. 2.5)

Рис. 2.5. График к определению hгн

 

3) на построенном графике видно, что при Q = Q01 = 8.8 м3, h=hгн=1.06 м.

4) определю гидравлически наивыгоднейшею ширину, используя числовое значение относительной ширины:

bгнгн·hгн. =0.325·1.06= 0.344 м (2.16)

 

Для проверки правильности расчёта построю ГНП и совмещу его с поперечным сечением для заданной ширины канала понизу b и вычисленной нормальной глубиной h01 (рис. 2.6).

 

 

Рис 2.6

Опыт показывает, что если гидравлически наивыгоднейшая глубина возрастает по сравнению с нормальной глубиной, то гидравлически наивыгоднейшая ширина уменьшается. На рисунке 2.6 это наглядно представлено.

 

Быстроток

 

При значительных расходах воды, больших уклонах и наличии в воде твердых включений при благоприятных геологических условиях, обеспечивающих устойчивое положение круто наклонённого лотка, наиболее целесообразны быстротоки.

Быстротоком называют искусственное сооружение (русло) с уклоном больше критического (i0 > ik) [2,10].

Рис. 2.7

Гидравлический расчёт быстротока сводится к расчёту входной части 1, лотка быстротока (водоската) 2 и выходного участка 3 (рис. 2.7).

Поперечное сечение быстротока может отличаться от примыкающего к нему участков канала (подводящего и отводящего), и тогда устраивают переходные участки, пользуясь при их расчётах рекомендациями по расчёту сужающихся и расширяющихся бурных потоков [2,3,4].

Входная часть быстротока в этом случае представляет собой участок сужения с прямолинейными в плане боковыми стенками, сопрягающий подводящий канал с водостоком. Ширину лотка быстротока рекомендуют принимать меньше ширины подводящего и отводящего каналов, т.к. благодаря высокой скорости течения на водоскате поперечное сечение потока невелико. Иногда входную часть устраивают в виде лотка той же ширины и формы, что и лоток быстротока, Но в том, и в другом случае гидравлический расчёт входной части можно выполнить как для незатопленного водослива с широки порогом.

Ширина лотка быстротока может быть задана или определена из условия поддержания необходимой глубины потока в концевой части подводящего канала, т.е. исходя из условия поддержания в подводящем канале равномерного движения.

Уклон для входного участка принимают равным уклону дна подводящего канала. Глубина в конце входной части (на изломе) hизл принимается равной hк, а при более чем двукратном превышении критической глубины над нормальной глубиной на водоскате h02 глубина на изломе дна равна (0.7-0.8) hк.

Если лоток быстротока уже, чем отводящий канал, то выходную часть устраивают в виде расширяющегося переходного участка. Характер растекания бурного потока может принимать различные формы. Достаточно равномерное распределение глубин в перечисленных сечениях расширяющегося выходного участка с прямолинейными стенками может быть получено лишь при их отклонении меньше чем на 7° от оси потока.

Если ширина и глубина быстротока не ограничены и не определяются конструктивными соображениями, можно принимать гидравлически наивыгоднейшее сечение.

Расчёт водостока заключается в определении на нём глубин и скоростей потока. Поэтому основная задача сводится к расчёту и построению кривой свободной поверхности на быстротоке.

Скорость течения в лотке быстротока бывает высокой и требует применения соответствующего материала для его изготовления. Чаще всего это бетон. Из технико-экономических соображений бетонные быстротоки устраивают прямоугольного сечения (m= 0).

При высоких скоростях течения на быстротоке поток захватывает пузырьки воздуха, и в результате этого образуется вводно-воздушная смесь. Это явление (аэрация) приводит к увеличению глубин, что необходимо учитывать в расчетах. Коэффициент шероховатости стенок и дна канала для аэрированного потока na приближённо определяется по формуле:

, (2.18)

где a – коэффициент аэрации, зависит от значения уклона i0, определяется по таблице 2.4.

Таблица 2.4 Определение коэффициента аэрации.

 

a 1.33 1.33-2.00 2.00-3.33
i0 0.1-0.2 0.2-0.4 0.4-0.6

Рис. 2.9

 

Рассчитать кривую свободной поверхности на водоскате быстротока.

Существует несколько методов расчёта: Б.А. Бахметева, метод акад. Н.Н. Павловского и другие. В практике дорожно-мостового и аэродромного строительства приходится решать задачи по расчёту неравномерного плавно изменяющегося движения воды не только в призматических руслах, но и на непризматических участках каналов. Поэтому используется универсальный метод конечных разностей В.И. Чарномского.

Глубина в конце входной части (на изломе) принимают равной критической, а при более чем двукратном превышением критической глубины над нормальной глубиной на водоскате глубина на изломе дна равна (0,7 – 0,8) hk.

Метод В.И. Чарномского заключается в следующем: зная глубину в одном из сечений канала, например глубину на изломе дна подводящего канала и лотка быстротока hn = hизл, задаёмся значением глубины в соседнем сечении и находим искомое расстояние Δ l между двумя соседними сечениями с известными глубинами по уравнению:

 

(2.22)

 


где Δ Э – изменение удельной энергии сечения в пределах выбранного участка;

iтр - уклон трения (среднее значение гидравлического уклона в пределах рассматриваемого участка).

 

Приведу необходимые для расчета понятия и формулы.

1) = *0.8=1.17*0,8=0.94 м; - последняя глубина на быстротоке принимается на 5% больше нормальной глубины, т.е. ; промежуточные глубины рекомендуется задавать с интервалом 0.1 м, опираясь на удобные при последующем построении числовые значения глубин.

2) , т.к. лоток прямоугольной формы и коэффициент откоса m =0;

3) , т.к. лоток прямоугольной формы и коэффициент откоса m =0;

4) ,

5) , где - гидравлические радиусы, соответствующие соседним глубинам;

6) , где na – коэффициент шероховатости с учётом аэрации потока;

7) , где - коэффициенты Шези соседним глубинам;

8) , где - заданный расход воды, поступающий из подводящего канала;

9) , где - средние скорости в соседних сечениях;

10) ;

11) , где Э – удельная энергия соответствующих сечений;

12) , где - удельные энергии соседних сечений, причём в последующем сечении для данного типа кривой спада удельная энергия сечения больше, чем в предыдущем;

13) ;

14) l1 =0, т.к. расчёт кривой свободной поверхности начинается с точки излома дна; последующее числовые значение длин l2, l3, … определяются путём наращивания, а именно: , и т.д.

Таблица 2.6

                           
1.0 2.3 4.3 0.53   29.46   3.83     1.994      
        0.515   29.290   4.040 0.037   0.130 0.8  
0.9 2.07 4.1 0.50   29.12   4.25     2.124     0.80
        0.485   28.94   4.515 0.050   0.225 1.5  
0.8 1.84 3.9 0.47   28.76   4.78     2.349     2.30
        0.450   28.505   5.125 0.072   0.379 2.96  
0.7 1.61 3.7 0.43   28.25   5.47     2.728     5.26
        0.410   27.975   5.925 0.109   0.631 6.93  
0.6 1.38 3.5 0.39   27.70   6.38     3.359     12.19
        0.370   27.555   6.68 0.159   0.494 12.05  
0.55 1.26 3.4 0.37   27.41   6.98     3.853     24.24
                               

 

2.2.5 Построение кривой свободной поверхности на водоскате быстротока.

 

На графике обязательно указываются линии критических и нормальных глубин. График показан на Рис. 2.10

По графику видно, что на длине быстротока l=30м hкб=0.532м

 

 

Рис. 2.10

 
 


Отводящий канал

Для защиты от размыва низового откоса земляного полотна дороги и выходной части водопропускного сооружения часто устраивают водоотводные искусственные русла, по своей конструкции мало отличающеёся от подходных русел. Вода, выходящая из отверстия сооружения, часто обладает ещё большой энергией, т.е. повышенной против его естественного состояния разрушительной силой. Опыт эксплуатации водопропускных сооружений показывает, что если не предусмотреть специальных мер, отводные русла на выходе из сооружений сильно размываются, что иногда приводит к авариям сооружений.

Мерами против размывов водоотводных русел, т.е. способами гашения энергии водного потока, являются: непрерывное рассеивание энергии водного потока в самом сооружении; сосредоточенное гашение энергии потока на выходе из трубы; укрепление отводных русел.

Известно много различных принципов гашения энергии потока. Наиболее распространенные из них:

1) усиленное перемешивание (этот принцип используется при устройстве повышенной шероховатости поперечных расщепляющих балок, зубчатых порогов).

2) соударение свободных струй в атмосфере;

3) рассеивание энергии в вальцах гидравлического прыжка;

4) сосредоточенное гашение энергии в замкнутом блоке – напорные гасители;

5) отброс струи от сооружения с одновременным их расщеплением и аэрацией (этот принцип реализуется в рассеивающих трамплинах);

6) силовое воздействие на поток в направлении, противоположном течению, путём установки различных препятствий: порогов, шашек, пирсов и.т.п.

 

Рис. 2.11

Расчёт гидравлического прыжка сводится к определению его характеристик: h'– первой сопряжённой глубины h''– второй сопряжённой глубины, lп – длины гидравлического прыжка (рис. 2.11).

Выполняю расчёт в следующей последовательность:

1. Определю сжатую глубину hc методом последовательного приближения:

, (2.23)

где q – удельный расход;

м2; (2.24)

φ – коэффициент скорости, φ = 0.9; Е0 – энергия, с которой поток приходит в отводящий канал.

Е0кб, т.е. энергия на конце быстротока, которую можно определить из уравнения:

, (2.25)

где hкб – глубина на конце быстротока, определяется по кривой свободной поверхности при длине l, указанной в исходных данных; Vкб – скорость на конце быстротока, определяется по формуле:

, (2.26)

,

В первом приближении не учитывается hc в знаменателе тогда

(2.27)

Во втором приближении учитывается hc1 в знаменателе тогда

 

т.к расхождение между hc1 и hc2 составляет меньше 5% то принимаем за сжатую глубину последнее числовое значение hc= 0.623 м.

2. Рекомендуется за первую сопряжённую глубину принять глубину равную сжатой:

3. Определю вторую сопряженную глубину по формуле:

, (2.28)

 

4. Сделаем выводы о типе гидравлического прыжка:

т.к. hб – нормальная глубина в канале за быстротоком (б=h03) то гидравлический прыжок отогнанный.

В случае отогнанного гидравлического прыжка для погашения энергии, с которой поток приходит с быстротока, необходимо в выходной части установить гаситель энергии.

 

Расчёт водобойного колодца

Гашение энергии в водобойном колодце осуществляется затоплением гидравлического прыжка, образующимся в колодце при входе потока с быстротока.

Расчёт гасителя энергии за быстротоком сводится к определению глубины и длины водобойного колодца. Глубина колодца определяется методом подбора.

1. В первом приближении глубина колодца d определяется по формуле:

, (2.29)

где - коэффициент запаса (1.05 – 1.1); - выше определенная глубина, сопряжённая с глубиной при энергии Е01 = Екб; hб – нормальная глубина в канале за быстротоком, она не зависит от глубины колодца и остаётся постоянной во втором и третьем приближении (б=h03).

Рис. 2.12

м

2. Во втором приближении глубина водобойного колодца определяется с учётом глубины d =0,157 м

,

Здесь ; определяется с учётом глубины колодца , по предыдущей методике при энергии:

м

м

Расхождение меньше 5%, значит = =0,601 м

3. Так как d1 и d2 отличаются более чем на 5%, определяю глубину в третьем приближении:

где определяется также с учётом , т.е. при энергии:

 

 

Так как величины отличаются менее, чем на 5%, то = =0.48м

 

4. Так как d2 и d3 отличаются более чем на 5%, определяю глубину в четвертом приближении:

где определяется также с учётом , т.е. при энергии:

 

 

Так как величины отличаются менее, чем на 5%, то = =0,49 м

 

 

Так как d3 и d4 отличаются на 5% то принимаем глубину колодца равной 1,26 м.

Длина водобойного колодца lк определяется, согласно рис. 2.13, суммой дальности отлёта струи lотл­ длины подпёртого прыжка lпп:

, (2.30)

Существует разные рекомендации по определению этих длин. Воспользуюсь следующим:

(2.31)

(2.32)

где lп – длина гидравлического совершенного прыжка, определяется по рекомендациям Н.Н. Павловского:

(2.33)

 

 

3 УКРЕПЛЕНИЕ РУСЕЛ

При изменении уклонов,на входном и выходном участках быстротока, на входной части перепада скорость потока в большинстве случаев превосходит допустимую скорость по грунту. В этих условиях требуется устройство укрепление русла. Размеры и тип крепления назначают на основании гидравлических расчётов, исходя из условия свободного растекания потока на плоском дне. Исходными данными для определения служат глубина и скорость потока на данных участков, характер грунтов, слагающих русло, а также уклон русла.

Существуют три типа укрепления русел:

1) Сборными бетонными и железобетонными плитами;

2) Монолитным бетоном;

3) Мощением или наброской камнем.

Размер укрепляемого участка русла принимают с учётом типа укрепления. Границы укрепляемого участка назначают на основании эпюры рассекания потока. Тип укрепления русел выбирают на основании технико-экономических показателей.

Наряду с традиционными типами укрепления выходных русел может быть использована дешёвая, лёгкая и технологичная мягкая конструкция, позволяющая на 20-40 % уменьшить глубину размыва по сравнению с типовым укреплением и представляющая собой полотнище синтетического материала, уложенное на предварительно спланированный грунт.

В данной курсовой работе не ставится задача определения типа крепления и его размерах. Достаточно выяснить необходимость укрепления русла на входной части быстротока и перепада.

4 ЭКОЛОГИЯ ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОВOДЯЩИХ СОРУЖЕНИЙ

 

В нашей стране охрана природы стала всенародной задачей. Приняты важнейшие законодательные акты природоохранного содержания.

Строительство и последующая эксплуатация дорог оказывает многофакторное влияние на прилегающую к ним территорию как с нагорной стороны, так и нижней трассы дороги. При строительстве дороги в полосе отвода, а часто и вне её нарушается естественный рельеф местности, меняется состав и состояние верхнего слоя почвы, разрушается растительный покров, существенно меняются условия формирования и характеристики поверхностного стока, водный режим территории.

Размыв почвы и подстилающих пород, образование оврагов представляет угрозу как земельному фонду, так и устойчивости дорожных сооружений и их элементов. Насыщение водных потоков твёрдыми частицами при размыве и переносе последних создают предпосылки противоположного процесса заиления.

В нижнем бьефе дорожных водопропускных сооружений наиболее массовым процессом является размыв и оврагообразование. Этот процесс может распространятся на значительные расстояния от дороги вплоть до нескольких километров. Первопричина отмеченного негативного явления – концентрация стока, перевод его из склонового в русловой. Для сопрягающих сооружений характерны переливы, особенно на сочленениях водоотводных систем и резких их поворотах, что так же приводит к крупномасштабным размывам, появлению оврагов.

Водная эрозия почвы вызывается движением воды по поверхности земли. В естественных условиях возникает нормальная, геологическая эрозия – смыв поверхностных слоёв при образовании стока талых, ливневых и смешанных вод.

Ускоренная эрозия возникает как результат хозяйственной деятельности человека без учёта особенностей естественного процесса эрозии. Как показывают многочисленные примеры, строительство дорог – одно из основных направлений производственного воздействия человека на природу, инициирующее ускоренную эрозию.

Самые негативные последствия имеет концентрация поверхностного стока системами дорожного водоотвода. Распределенный обычно по ширине в сотни метров склоновый сток переводится этими сооружениями в сосредоточенные потоки, удельный расход которых обычно на порядок превышает естественный на склоне. Это вызывает аналогичное увеличение скорости течения, далеко превышающее допускаемые. Поэтому размывы и образования оврагов за дорожными сооружениями носят массовый характер.

На всех этапах от изысканий и проектирования до эксплуатации водопроводящих сооружений необходимо принятие необходимых мер по защите окружающей среды. В первую очередь следует предусмотреть

предотвращения или уменьшения наиболее массовых последствий от строительства дорожных сооружений: размывов за ними и оврагообразовония, заиления, затопления и заболачивания.

За водопроводящими сооружениями необходимо укрепление водящих русел до подошвы склона и устройство водобойных сооружений в конце крепления с обеспечением расширения потока. При большём удалении трассы от подошвы склона крепление отводящего русла, обычно в виде бетонного лотка, может вызвать значительные затраты, а его отсутствие – появление размыва и развитие оврага. Прогноз обязательно должен учитывать концентрацию и перераспределение стока дорожными сооружениями.

При решении конкретных задач экологии дорожного строительства в том или ином районе необходим учёт всего комплекса региональных особенностей.

 

 

 
 

 


5 Литература

1. Кисилёв П.Г. Справочник по гидравлическим расчётам. М.: Энергия, 1973.

2. Константинов Н.М., Петров Н.А., Высоцкий Л.И., Гидравлика,

гидрология, гидрометрия Ч.1,2.М; Высшая школа, 1987

3. Муромов В.С., Лившиц М.Х. Косогорные водопропускные трубы.

М.; Транспорт, 1975.

4. Пособие по гидравлическим расчетам малых водопропускных сооружений / Под ред. Г.Я. Волченкова М.; Транспорт,1992

5. Примеры гидравлических расчетов / Под ред А.И. Богомолова

М.; Транспорт, 1988.

6. СНиП 2.05.02.-85. Автомобильные дороги. М.; ЦИТП Госстроя СССР,1985.

7. СНиП 2.05.03.-84. Мосты и трубы М.; ЦИТП Госстроя СССР,1985.

8. Справочник по гидравлическим расчетам / Под ред. В.А. Большакова Киев, 1984

9.Толмачёв К.Х. Автомобильные дороги. Специальные сооружения.М;1986.

10. Чугаев Р.Р. Гидравлика. Л.,1985

11. Гидравлика. Задачи и примеры расчетов по гидростатике и гидродинамике. Омск. Изд-во СибАДИ, 2006

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

1 Исходные данные …………………………………………………………..….3

1.1 Общие замечания к исходным данным……………………………….…..3

2 Гидравлический расчёт водопропускных сооружений ………………......3

2.1 Подводящий канал………………………………………………………....3

2.1.1 Определение нормальной глубины…………………………….......3

2.1.2 Определение критической глубины………………………….…….6

2.1.3Определение критического уклона…………………………….......9

2.1.4 Расчёт канала гидравлически наивыгоднейшего профиля

(поперечного сечения)…………………………………………..…9

2.1.5 Определение скорости течения в канале……………………….…11

2.2 Быстроток…………………………………………………………….……12

2.2.1 Определение критической глубины…………………..…….……14

2.2.2 Определе







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.