Формы занятий физическими упражнениями.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формы занятий физическими упражнениями.





В детских садах получили распространение следующие достаточно разнообраз­ные формы физкультурных занятий с детьми:

1. Занятия физическими упражнениями в форме урока.

2. Занятия физическими упражнениями в режиме дня детского сада (утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения, физкультминутки, прогул­ки, дни здоровья).

3. Физкультурные праздники.

4. Самостоятельные занятия детей.

Кроме того, на музыкальных занятиях широко применяются физические упраж­нения без предметов и с предметами, музыкальные подвижные игры, элементы танцев, пляски, которые также способствуют решению задач физического воспи­тания. В детском саду всем формам физкультурных занятий отведено определён­ное место в режиме дня. Они регламентируются требованиями, изложенными в про­грамме, связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в обязательном порядке со всеми детьми. Очень важным и совершенно необходимым в работе с детьми дошкольного возраста является обеспечение преемственности в содержа­нии всего многообразия занятий.

Занятия Физическими упражнениями - основная форма работы по физичес­кому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Именно на специальных заняти­ях они своевременно овладевают необходимым объёмом знаний и двигательных умений, которые не могут быть усвоены в процессе игр, повседневного общения со взрослыми, самостоятельной деятельности. Освоенное детьми на занятиях явля­ется основой содержания всех других физкультурных занятий.

С детьми грудного возраста ежедневными занятиями предусматриваются инди­видуальные сеансы рефлекторных и пассивных движений в сочетании с массажем. Во второй половине грудного возраста постепенно расширяется объём активных движений, общая продолжительность за'нятия доходит до 10 мин.



По мере накопления определённого двигательного опыта в возрасте от года до трёх лет занятия физическими упражнениями проводят с несколькими детьми (3-6 человек) и с подгруппами до 12 человек. До полуторалетнего возраста занятия про­водятся ежедневно, а с более старшими - не реже трёх раз в неделю. Основной за­дачей физического воспитания с детьми второго года жизни является совершен­ствование ходьбы в разнообразных условиях. Кроме того, учат лазанью, подлеза-нию, пролезанию, катанию и броскам мячей. У них формируют умение самостоя­тельно двигаться и плясать, выполнять индивидуальные и совместные движения под музыку и пение. В занятиях с детьми третьего года жизни совершенствуют умения ходить, бегать, лазать, бросать.

С детьми 3 - 7 лет проводятся занятия урочного типа, не реже двух раз в неделю, продолжительностью от 20 минут в младшей группе до 35 минут в подготовитель­ной. Содержание занятий определяется "Программой воспитания в детском саду". В основе построения занятий общепринятое деление на вводную, основную и зак­лючительную части. Задача вводной части - организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных заданиях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В основной части осуществляется обуче­ние и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. В эту часть занятия, кроме предусмотренных программой упражнений, обя­зательно включают подвижную игру. Игры могут составлять основное содержание

Лекция 17 Физическая культура к системе воспитания детей дошкольного возраста

любой части занятия. В заключительной части решаются задачи постепенного пе­рехода к другим видам деятельности. Для этого используется ходьба, малоподвиж­ные игры, хороводы.

Утренняя гимнастика. К третьему году создаются благоприятные предпосыл­ки для ежедневного проведения утренней гимнастики перед завтраком. Система­тическое и квалифицированное проведение этого важного гигиенического мероп­риятия играет существенную роль в системе физического воспитания детой дош­кольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное воздействие, но частично воспитательное и образователь­ное. Создаются условия для совершенствования некоторых упражнений, изучен­ных на занятии, а также формируется привычка систематически использовать их в оздоровительных целях. Дети впервые узнают о значении утренней гимнастики для здоровья. Она позволяет организованно начать день в детском саду, способствует выполнению предусмотренного режима.

Если для первой младшей группы комплекс включает 3-4 упражнения игрового и подражательного характера в сочетании с ходьбой, бегом, подскоками, продолжи­тельностью до 5 минут, то для подготовительной к школе группы он увеличивается до 6 упражнений, продолжительностью до 12 минут. К детям седьмого года жизни увеличиваются требования - общеразвивающие упражнения повторяются 6-8 раз, продолжительность бега доводится до 3-4 кругов по залу, а прыжков в заключение утренней гимнастики до 30 раз. Таким образом, в целом усиливается влияние на организм детей.

Подвижные игры организует воспитатель ежедневно чаще во время прогулок в день несколько раз. Игра является важной самостоятельной деятельностью детей и занимает значительное место в их жизни.

В воспитательной работе детского сада большое внимание уделяется играм твор­ческого характера, одной из форм которых являются игра с разнообразными пред­метами. Игровые действия определяются характером предметов: с обручами надо бегать, прыгать, мячи бросать, катать. Эти игры мало регламентированы, просты по структуре, допускают любое количество участников и относительно большую са­мостоятельность детей. Наличие широких возможностей действовать сообразно со своими силам делает такие игры наиболее доступными и привлекательными для детей. Часто дети сами намечают содержание игры: перепрыгивать через скакалку до тех пор, пока не заденешь ногами, бросить и ловить мяч, пока не уронишь его и т.п.

Интересной и весьма эффективной для дошкольников формой подвижных игр являются игры-задания, содержание которых составляют доступные детям действия (добежать первому до условной черты, докатить обруч до конца дорожки, не уронив его и т.п.).

Не имея достаточного запаса двигательных представлений, дети в самостоятель­ных играх не сразу проявляют активность и инициативу. В результате этого основ­ной замысел игры часто бывает ограниченным, движения однообразны. В играх же с заданием, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленный, осмысленный характер. Многократное повторение движений в таких играх под контролем воспитателя способствует совершенствованию двига­тельных умений и развитию соответствующих качеств. Условно их можно назвать играми-упражнениями.

Более сложной формой подвижных игр, широко применяемой для решения за­дач физического воспитания дошкольников, являются сюжетные игры с правила­ми. Они требуют от детей умения действовать в коллективе, согласовывать свои

221 Теория и методика физической культуры

движения с другими участниками игры, выполнять установленные правила.

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения - эмоциональной насыщенности, разно­образия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки и достаточного количества необходимых для каждого возраста предметов.

Подвижные игры как самостоятельная форма физкультурных занятий дошколь­ников существенно дополняют занятия урочного типа и по содержанию должны быть тесно связаны с ними. В процессе игр создаются благоприятные возможности для совершенствования двигательных действий, изученных на занятиях.

Прогулки занимают очень большое место в режиме дня дошкольников. На них отводится от 30 минут до 2-х часов времени в первой и второй половинах дня. Ос­новное назначение прогулок - длительное пребывание на открытом воздухе, запол­ненное подвижными играми и физическими упражнениями. Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания дошкольников. Глав­ная из них - обучение детей применению двигательных умений в естественных ус­ловиях, отличающихся от учебных. Организуют прогулки так, чтобы дети были все время в движении, но не слишком перегревались.

Дозировка прогулок зависит от особенностей детей и меняется в зависимости от времени года, погоды, содержания. Воспитатель должен специально готовиться к проведению прогулок, продумать маршрут за пределами участка детского сада, предусмотреть на пути места отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить необходимый инвентарь. Желательно, чтобы в проведении прогулок за пределами участка детского сада участвовали не менее двух взрослых (воспитатель, няня, вос­питатель-методист, заведующая, кто-либо из родителей).

Физкультурная минутка как форма занятий применяется, начиная со старшего дошкольного возраста. Назначение её - поднять или удержать умственную рабо­тоспособность на занятиях по счёту, развитию речи и т.п., активизировать функции в связи с имеющими место однообразными статическими положениями тела. По существу, физкультурная минутка направлена на рбеспечение срочного активного отдыха, от которого зависит восстановление процессов нервной системы. Активи­зируя в целом организм детей и общий обмен веществ, в частности содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, физкультминутки способствуют улучше­нию здоровья детей.

Спортивные развлечения. В практике направленного использования физичес­кой культуры в работе с детьми, начиная с четвёртого года жизни, получили распро­странение такие виды как катание на санках, коньках, велосипедах, передвижение на лыжах, купание, элементы бадминтона, настольного тенниса и т.п. Эти упражне­ния из различных видов спорта условно названы спортивными развлечениями в связи с своеобразием их применения без установки на спортивный результат. Глав­ное в них - развлечение, удовольствие, относительная свобода действий, отсутствие строгой регламентации, наличие ярких игровых моментов и даже соревнователь­ных элементов. Несмотря на это, спортивные развлечения могут считаться, хотя и весьма элементарной, недейственной формой начальной спортивной подготовки

детей.

Спортивные развлечения должны быть специально организованы и педагогичес­ки обеспечены воспитателем. Дело в том, что перечисленных виды движений не предусмотрены программой для занятий урочного типа, хотя и включены в про­граммные требования. Поэтому, встаёт вопрос о необходимости обучать этим ви­дам двигательных действий непосредственно в процессе спортивных развлечений, во время прогулок.

Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста

Воспитатель должен решить важную задачу - обеспечить качественное овладе­ние всеми детьми программным материалом по спортивным развлечениям, реко­мендованным для конкретного возраста. Такой процесс имеет большое значение, так как именно эти виды упражнений чаще всего используются в домашнем быту и в коммунальных регионах.

Физкультурные праздники, как форма направленного использования физичес­кой культуры в детском саду, проводятся два раза в год в старшей и подготовитель­ной к школе группах. Назначением таких праздников является демонстрация деть­ми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определённый промежуток времени. Кроме того, детям обеспечивается возмож­ность посоревноваться в праздничной обстановке в силе, ловкости, сообразитель­ности, ориентировке в неожиданных ситуациях. Праздники проводятся для одной группы, нескольких одновозрастных или для смежных по возрасту. Местом прове­дения праздника может быть физкультурный зал, площадка, бассейн, каток, лыжня.

Программами воспитания в детском саду предусмотрены Дни здоровья, а также два раза в год каникулы (без умственных занятий), которые должны быть заполне­ны разнообразными физкультурными мероприятиями, обеспечивающими активный отдых детей, укрепление их здоровья, повышение работоспособности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Наряду с организован-ными формами физкультурных занятий поощряется самостоятельная двигатель­ная деятельность детей, которая строится на самодеятельных началах по их жела­нию и инициативе. Значение этой деятельности сохраняется для всех дошкольных возрастов, содержание постепенно расширяется в связи с накоплением детьми двигательного опыта. Стимулирующее значение для проявления разнообразной са­мостоятельной двигательной активности имеет оснащение групповых участков и прогулочных площадок специальным оборудованием, физкультурными пособиями и инвентарём. Однако и самостоятельные физкуль-турные занятия должны быть обеспечены педагогическим руководством. При этом надо избегать чрезмерной регламентации деятельности детей, предоставлять им больше самостоятельности, поощрять инициативность, стремление к двигательному творчеству, развивать орга­низаторские способности. Желательно соучастие воспитателя в играх. Это повы­шает интерес к двигательной деятельности, позволяет тонко руководить группой и направлять деятельность каждого ребёнка. При квалифицированном руководстве самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей, что, в свою очередь, создает предпосылки для успешного овладения программным материалом на занятиях.

223 Теория и методика физической культуры









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.