Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ





ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Литература

 

1.История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева. — М.: Гардарики, 2003. — 255 с.

М.В.Фирсов «История социальной работы».

 

 

Тема 2. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

План

Основные истоки социальной педагогики

 

Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе

 

 

В мире существует множество тайн, но самая великая из них — это тайна, хранимая тысячелетиями, — происхождение «человека разумного». Одна из версий разгадки этой тайны — эволюционная теория — утверждает, что развитие «высших» обезьян привело к появлению 5—6 млн лет назад австралопитеков — наиболее вероятных предков людей, скелетные остатки которых обнаружены в Африке. Это был рубеж, после которого начинается процесс превращения обезьяны в человека, — примерно 2—3 млн лет назад. С этого момента начинается и процесс воспитания.

Появление орудий труда, без чего невозможно само существование людей, требовало передачи молодым поколениям опыта их изготовления и применения. Ребенок рождается без готовых знаний, идей, способностей. Эти две составляющие внешнего и внутреннего порядка и обусловили объективную природу воспитания. Процесс социализации включает в себя, условно говоря, компоненты стихийного и организованного порядка, внешнего и внутреннего характера(воспитание и самовоспитание).

Происхождение социального воспитания было исторически связано с возникновением новой, качественно отличной от животной, системы наследования социально-ценного опыта. Воспитанию изначально принадлежало важное место во включении подрастающих поколений в социальную жизнь, в систему первобытных производственных отношений, основанных на взаимоподдержке и взаимопомощи, обязательном труде и социальном равенстве. Процесс социализации — это процесс формирования личности определенного типа: законопослушной, трудолюбивой, патриотичной и т.п.

 

Основы социально-педагогической практики в первобытном обществе

О периодизации первобытного общества.

Таким образом, становление воспитания как целенаправленного и осознанного взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого осуществляется подготовка последних к будущей самостоятельной жизни, начинается примерно около 2,5 млн лет назад. Завершение этого процесса происходит с появлением «человека разумного» (поздний палеолит). Этот человек уже многое знал: умел вправлять переломы и вывихи, залечивать раны, удалять зубы, лечить простуду, змеиные укусы, делать несложные хирургические операции. В позднем мезолите люди умели проводить ампутацию конечностей и даже трепанацию черепа.

Особенностями социального воспитания в этот период является его органическая целостность, комплексность и единство: воспитание — физическое, умственное, нравственное и трудовое — и обучение были слиты в один процесс. Воспитание в узком смысле слова все более становится важным фактором социализации (воспитания в широком смысле).

Аборигены Австралии, бушмены Африки, индейцы Огненной Земли и другие «реликтовые племена», отставшие в своем развитии, свидетельствуют о выдающихся достижениях первобытного человека по освоению окружающего мира, все большему приспособлению его к своим нуждам и потребностям. Одновременно они дают богатейшие сведения, позволяющие реконструировать воспитание в первобытной общине, характеризующейся очень низким уровнем развития производительных сил, что обусловливало предельную взаимозависимость и «пещерный коллективизм»: человек мог выжить только сообща.

Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадлежало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях (охотник, воин, змеелов и т.п.). Взрослые учат говорить, ходить и танцевать, плавать. Все большая специализация в трудовой деятельности по половозрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек. В то время существовало две основные специальности — мужчина и женщина. Мужчина — воин, охотник, добытчик, а женщина — хранительница очага, воспитатель детей.

Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Все взрослые приглядывали за ними, женщины кормили грудью чужих детей и т.д. Таким образом, дети находились под постоянным присмотром. Социальное сиротство и беспризорность исключались: все дети — наши дети. Эта заботливость и доброжелательность, любовь, которые демонстрировались всем взрослым населением общины по отношению ко всем детям, составляли мощный эмоционально-ценностный по своему характеру фундамент социализации, обусловливая его высокую эффективность.

Если воспитание должно готовить к будущей самостоятельной трудовой жизни, следовательно, оно должно быть связано с ней: сидя на берегу, плавать не научишься, утверждали древние. Социальное воспитание в общине проходило в единстве с жизнью, оно было ее естественной и органичной частью и не рассматривалось как подготовка к будущей жизни. Уже с 3—4 лет ребенок имел определенные задания. У индейцев Перу детей до 2 лет воспитывает мать, отец учит ходить. Затем старшим детям поручают учить их говорить, плавать, играть. С 6 лет их начинают приучать к будущим обязанностям, а с 8 берут на охоту. Это обстоятельство — также могучий фактор высокой результативности первобытного воспитания и процесса социализации в целом.

Выдающимся достижением (изобретением) первобытного общества социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициации — экзамена на социальную зрелость, церемонии посвящения детей в полноправные члены первобытного коллектива.

К 9—11 годам, когда дети приобретали необходимые социальные установки, важнейшие знания, умения и навыки (личный опыт) производственной деятельности, их начинали готовить к инициациям. В специальных местах («домах молодежи») отдельно учились мальчики и девочки. Этим занимались специально выделенные люди — наиболее ловкие, умелые, сильные и т.д., — те, которые имели богатый опыт жизнедеятельности, который и могли передать молодежи. Пример, достойный подражания: лучшие люди (профессионалы) должны заниматься соответствующей подготовкой молодежи! Мальчики совершенствовались в охоте, изготовлении орудий труда, учились переносить лишения, развивали силу и ловкость, воспитывали волю и смелость. Главные методы подготовки — упражнения, игра, пример, демонстрация, самостоятельная работа, испытание.

Обряд инициации происходил, когда детям исполнялось 13—15 лет, в нем участвовала вся община, он продолжался несколько дней. Празднества начинались с раскрашивания, ритуальных действий (костер, танцы, принесение жертвы и т.п.). Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание (например, поймать с трех раз руками рыбину) и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость (жажды, болевых ощущений). Во время инициации снимался последний запрет (табу) на верования, обряды. Выдержавшие испытания становились полноправными (взрослыми!) членами общины, не прошедшие их подвергались насмешкам и отправлялись на повторную подготовку. Завершение праздника сопровождалось всеобщим весельем.

Социально-педагогический смысл инициации состоит в том, что дети переходили ив одной возрастной группы в другую (община состояла из детей, взрослых и стариков), получая новый общественный статус — взрослого полноправного члена общины. Экзамен «держали» не только испытуемые, а и вся община: она же и выступала основным субъектом социализации. Особого внимания заслуживает проблема качества социальной подготовки молодежи: кроме того, что для этого выделялись лучшие представители взрослого населения общины (мастера-профессионалы), сам экзамен принимала вся община. Она должна была удостовериться в том, насколько хорошо и надежно усвоены молодежью общественные правила и нормы поведения, взаимоотношения со взрослыми и стариками; приверженность их к религиозным верованиям и обрядам; способность самостоятельно обеспечивать и защищать жизнь свою и соплеменников. Система подготовки молодых поколений как бы естественно замыкалась: община начинала эту подготовку, она же и заканчивала ее, принимая экзамен на социальную зрелость.

Общая модель воспитания в первобытной общине выглядела следующим образом: первые 3—4 года ребенка воспитывает мать; с 3—4 лет дети начинают помогать по хозяйству; в 6—8 лет происходит разделение воспитания по полу; с 9—11 лет начинается подготовка к инициации; в 13—15 лет прохождение через инициацию. Сам обряд в сущности определялся как смерть детства и рождение взрослости, при этом мальчик, как правило, получал новое имя.

Инициации завершали подготовку молодых поколений: этой акцией проверялись и закреплялись в них необходимые ценностные основания и ориентиры, отвечающие интересам всего первобытного коллектива. Высокая эффективность социального воспитания обеспечивалась могучим фактором — единством требований, предъявляемых подрастающим поколениям общиной, воспитателями, самой жизнью; неколебимостью и устойчивостью этих требований, сформированных тысячелетними традициями; главное — сама община жила по этим принципам, неукоснительно исполняла их. Если общество соблюдает принципы, требования и нормы, предъявляемые в ходе социализации своих членов, особенно молодежи, то можно гарантировать высокие результаты социального воспитания.

Инициации рассматриваются специалистами как предвестники и предшественники институализированных форм воспитания и обучения. Однако они являют собой первую институализированную форму социального образования; выполняя не столько педагогическую, сколько социально-педагогическую функцию; по своим целям и задачам они превосходят социально-культурное назначение школы.

В процессе социального воспитания происходило освоение трех пластов культуры: опыт, необходимый для воспроизводства материальных и духовных ценностей, производственных отношений; опыт, обеспечивающий воспроизводство духовной, жизни; опыт воспроизводства общественных отношений. Процесс интериоризации (присвоения) молодыми поколениями социокультурного опыта первобытной общины происходил целостно, непрерывно и всеобще (Г.Б. Корнетов).

 

Развитие производительных сил, разделение скотоводства и земледелия привело к разложению первобытной общины, общественному разделению труда, возникновению частной собственности на средства производства, а следовательно, и социального неравенства. Формируется соседская община, в основе которой находится моногамная семья. Главным субъектом социализации была семья, во главе с отцом, а также нарождающиеся сословия (жрецов, правителей, воинов, земледельцев, скотоводов). Общественное положение человека определялось его экономическим состоянием и принадлежностью к социальной группе. Если в первобытной общине были три группы — дети, взрослые и старики, то в соседской возникают социальные страты уже не по возрастному признаку — жрецы и т.д.

Заботясь о продолжении и укреплении своей родословной, семья (отец прежде всего) передавала свою профессию детям. Профессиональная подготовка включала не только передачу производственных знаний, умений и навыков, но и норм социального поведения, религиозных представлений, мировоззренческих установок — взглядов, представлений, убеждений.

С процессом дифференциации общества и воспитания начинает «ветвиться» и процесс социализации: он теряет свою целостность и обязательность для всех членов общины. Социализация и воспитание привилегированных групп существенно отличались от воспитания земледельцев и ремесленников. На этом этапе инициации постепенно утрачивают всеобщий характер и превращаются в институт воспроизводства социальной элиты: этим обрядом подчеркивалось особое социальное положение прошедших испытание.

Расслоение общества приводит к рассогласованию ценностных ориентиров в зависимости от социальной принадлежности.

Появление множества профессий требовало все большей специализации воспитания

Социально-педагогическая практика существовала в общинах на всех континентах, что свидетельствует о ее объективной природе. Так, например, при строительстве космического комплекса на мысе Канаверал в штате Флорида (США) в 1984 г. было обнаружено массовое захоронение (168 скелетов). Радиоционно-угольный метод исследования этих останков показал, что захоронению Уинвендовер 8 тыс. лет (оно возникло за 3 тыс. лет до начала строительства египетских пирамид!). Захоронение находилось в болоте: умерших погружали в него и фиксировали кольями.

Удивительно то, что некоторые люди, как было выявлено, дожили до 60 и более лет, что принципиально изменяет наши представления о продолжительности жизни первобытных людей. По скелетным останкам было установлено, что у одного из захороненных была грыжа позвоночпика. Длительная болезнь привела человека к неподвижности и потере ступни. За ним, естественно, ухаживали сородичи. Конечно, это следует отнести к социальной работе, но ведь о нем заботились и духовно: ему сообщали информацию, рассказывали о том, что происходит, как охотились и т.д., а это уже относится больше к социально-педагогической деятельности, так как связано с развитием личности, ее «сущностных сил», с взаимодействием личности и общества.

Воспитание человека возникает как средство борьбы за свое выживание на основе его потребностей в общении и совместной деятельности. Оно становится главным фактором личностного развития и социального воспроизводства людей определенного типа, средством успешного решения обществом задач познания и преобразования окружающего мира. Условно можно сказать, что в процессе жизнедеятельности первобытной общины шел процесс социализации детей (от рождения до 13—15 лет), в котором присутствовали и начатки воспитания, т.е. социальное воспитание и социализация в тот период практически совпадали.

Таким образом, следует говорить о том, что одновременно с рождением человеческого общества рождается и процесс социализации. Можно сказать, что воспитание и есть целенаправленная социализация. Ввиду отсутствия наказаний, можно утверждать, что в первобытном обществе перевоспитание отсутствовало.

Итак, объективный характер социализации порождает социально-педагогическую практику, которая, в свою очередь, становится основой организованного процесса воспитания и социально-педагогического компонента в стихийном процессе социализации. Воспитание можно определить и как организованную форму процесса социализации, его часть.

 

Социализация наблюдалась на всей территории проживания первобытной общины. Можно сказать, что существовало единое социально-педагогическое образовательное пространство. Особенностями социализации первобытной общины являются: община как ее субъект («инициаторы» как ее представители); социальный процесс и воспитание (в узком и широком смысле) практически совпадают, так как их субъектом выступает община; воспитание мальчиков и девочек — ее основные «направления»; она — целостный и всеобщий процесс на последнем этапе подготовки молодежи, дифференцирующийся но половозрастному принципу.

 

Литература

 

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М, 1984.

2. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М., 1986.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

4. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе // Актуальные проблемы и историография зарубежной педагогики. М., 1987.

5. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970.

6. Першин А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1982.

7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

8. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева. — М.: Гардарики, 2003. — 255 с.

Месопотамия

Существовавшие в Месопотамии (4—3-е тысячелетие до н.э.) государства имели высокую развитую культуру. Почти в каждом городе были школы, которые постепенно превращались в центры культуры и просвещения, при них создаются большие книгохранилища, библиотеки. Этот факт свидетельствовал о качественном изменении функций школы: начинался процесс активного ее взаимодействия с окружающей социальной средой.

В период расцвета Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в деле образования стали играть дворцовые храмовые школы, которые располагались в зиккуратах. Они имели множество помещений для занятий писцов, библиотеки. Эти комплексы «библиотека — школа» назывались «домами знаний».

Все это свидетельствовало о том, что образование и культура стали составлять необходимое условие для развития потенциальных возможностей человека и его самореализации, т.е. процесс социализации обретал качественно новую характеристику — образованность. Функционально эту социально-педагогическую задачу решали прежде всего школы.

Таким образом, в государстве возник особый институт, который начал оказывать значительное влияние на процесс социализации граждан, — школа.

Другим важным средством оформления и закрепления социальной корпоративности становятся частные школы, которые появились в Вавилоне как следствие развития экономики, культурных связей и т.д. Заключение сделок с партнерами, деловая переписка требовали знания грамотности. На различных документах теперь ставятся подписи обеих сторон — торговцев, ремесленников.

Таким образом, основными субъектами социализации являлись семья и школа, функционирование которых регулируется государством.

 

Древний Египет

 

Главными субъектами социально-педагогической деятельности в Древнем Египте также остаются семья и школа. Идеологическое и нравственное воспитание и образование граждан имело религиозную основу. Молодежь воспитывалась в соответствии с идеалом древнего египтянинанемногословный, трудолюбивый, терпеливый человек, стойко переносящий удары судьбы.

Школа выполняла функцию инициации. Это был своеобразный социальный шлюз, переводивший детей в мир взрослых. Методы и приемы соответствовали целям и задачам воспитания. Ученику прежде всего надлежало научиться быть внимательным и послушным. «Послушание — это наилучшее у человека», — гласил древний афоризм. Учитель осуществлял одновременно функции педагога, судьи и палача. Ученик не имел никаких прав и обязан был беспрекословно выполнять все указания учителя.

В семье господствовал безоговорочный авторитет отца, полномочия которого простирались вплоть до распоряжения жизнями домочадцев. Освещенное многовековыми традициями, его влияние являлось практически единственным методом семейного воспитания. В Поучениях (XIII в. до н.э.) указывается, а по существу приказывается: «Следуй отцам твоим, предкам твоим». Непререкаемость отцовского авторитета обосновывалась еще и тем, что сын перенимал его профессию. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. В одном из древних папирусов говорится о 25 поколениях зодчих, принадлежавших к одной семье. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное ремесло: туда подбирали не только по социальной принадлежности, а и по физическим данным.

В школах постоянно проводилось нравственное воспитание, утверждались нравственные ценности — послушание, упорство, трудолюбие, трезвость. В наставлениях учителя говорилось: «Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Пиши твоей рукой, читай твоим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь свое ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает твою душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит на твоей шее. Я свяжу ноги твои, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

Воспитание в Древнем Египте опирается на авторитет и пример мудрецов, а не героев (Имхотеп, Аменхотеп сын Х..)

Самой престижной считалась профессия писца: нет должности, где бы ни было начальника, кроме должности писца — он сам себе начальник. Из чего можно заключить, что идеал (послушание и т.д.) и жизненные ценности уже тогда существенно расходились, что свидетельствует о противоречиях между гражданином и государством, а следовательно, и огромном поле проблем социально-педагогического свойства. Школы были дворцовые, храмовые, при домах писцов и др. Таким образом, можно отметить, что в Древнем Египте в рамках социальной педагогики решались задачи нравственного воспитания подрастающего поколения, его подготовки к будущей работе.

 

Древняя Индия

 

История Древней Индии разделяется на две эпохи:

дравидско-арийскую (до VI в. до н.э.) и буддийскую (с VI в. до н.э.). Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена, которые покорили дравидов — коренное население и создали государство, в основе которого лежит разделение населения по кастам (варнам). Потомки ариев составили три верхних касты: брахманы — жрецы, кшатрии — воины и вайшьи — крестьяне, ремесленники, торговцы. Низшей кастой были шудры (потомки дравидов) — слуги, рабы и т.п. Существовала также каста неприкасаемых — изгоев общества.

В этой связи социальное воспитание имело кастовый характер и основывалось на том,

что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные силы, чтобы стать достойным членом своей касты.

Социально необходимые качества членов каждой из каст были различны:

у брахманов главными считались праведность и чистота помыслов,

у кшатрий — мужество и смелость,

у вайший — трудолюбие и терпение,

у шудр — покорность и безропотность.

 

К середине 1-го тысячелетия до н.э. стратегическими целями воспитания становятся:

- физическое развитие — закаливание, умение управлять своим телом;

- умственное — ясность ума и разумность поведения (умение управлять своими эмоциями);

- духовное развитие — способность к самопознанию.

 

Образцом совершенного человека, эталоном воспитанности для индусов является герой народного эпоса Рама:

«Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он... был красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся от пути долга».

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии сложилась своя схема воспитания: на первой ступени (в семье) систематического воспитания не предусматривалось; для представителей трех высших каст было гарантировано право на образование.

Древние индусы совершили второе (после инициации) великое социально-педагогическое открытие: они считали, что у человека существует особый период в детстве, предшествующий взрослости, — ученичество, которое именовалось вторым рождением — упанаяма. Учитель выступал в роли второго (духовного) отца, а ученик считался членом его семьи. Упанаяма у брахманов начиналась в 8 лет, у кшатрий — в 11 и у вайший — с 12 лет. Она продолжалась 8 и более лет, не прошедшие упанаяму презирались обществом и лишались права иметь супругом представителя своей касты, продолжать образование дальше.

Учитель – гуру.

 

Таким образом, упанаяма выполняла такую же функцию подготовки и перевода детей во взрослые, как и инициация. Однако она существенно отличалась по времени и организации, а также по целям и содержанию для представителей различных каст.

 

Новый период в воспитании связан с возникновением первой мировой религии — буддизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), 2500-летие которого отмечалось в 1956 г.

Будда, что означает «Просветленный», считался реальным человеком, достигшим высшего совершенства. Родившись принцем, он жил в роскоши, но, выйдя за пределы дворца, принц увидел больного и понял, что красота не вечна, в мире существуют недуги, уродующие людей. Затем он встретил старика и понял, что молодость также не бесконечна. Наблюдая похороны, он осознал, что жизнь коротка и конечна. Встреча с нищим показала, что роскошь доступна не всем.

Будда стал отшельником, а затем вернулся к людям с проповедями, в которых объяснял причины страданий и предлагал «срединный» путь, чтобы избежать их. Эти проповеди читаются им в «лесной школе», где слушателем может стать любой человек, у него появляются ученики, которые несут его слово дальше и т.д. Таким образом, Будду можно назвать первым социальным педагогом:

- он уходит от мира по причине жесткого личностного конфликта с ним;

- в школе он учит людей, как можно обрести покой и гармонию с окружающим миром;

- он занимается проблемами взаимодействия и взаимоотношений личности и общества, т.е. его деятельность осуществляется в проблемном поле вхождения человека в систему общественных отношений.

Но не каждый отшельник может считаться социальном педагогом.

 

Впервые религия обратилась к человеку, как к личности.

Согласно этому учению, главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей, через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.

Это религиозное учение тесно связано с культурой, искусством и образованием. При буддийских монастырях были созданы высшие школы, которые явились прообразом будущих европейских университетов.

Буддийские школы появились в V—VI вв. до н.э. Они были широко распространены в Индии, Китае, Корее, Японии и во многих странах явились первыми учебными заведениями.

Обучение в них было иерархизировано и разнообразно по содержанию: предусматривались существенные различия в образовании мирян и буддийских монахов.

Миряне получали подготовку для будущей деятельности. В зависимости от статуса монастыря при нем существовали начальные и высшие школы. Однако, несмотря на то, что социально-педагогическая подготовка в таких школах была различна, в них принимались дети 5—8 лет независимо от их происхождения и материального положения. Обучение велось на местных языках и продолжалось до 15-25 лет.

На протяжении всей истории буддизма большую роль в распространении общеобразовательных знаний и укреплении самой религии играли буддийские университеты, которые также обеспечивали педагогическое руководство социальным становлением будущих монахов. Самый известный из них — Наланда — был основан чуть ли не в III в. до н.э. В Наланде проживало 10 тыс. жителей, из которых 3 тыс. составляли монахи, а 1,5 тыс. — учителя, которые были распределены по 6 мужским монастырям. Всеми монастырями управлял выборный совет во главе со старшим настоятелем. Обучение было бесплатным. Всем необходимым их обеспечивали деревни, подаренные монастырям царским указом. Даже цари из Шри-Ланки и Индонезии жертвовали средства на университет.

Славился Наланда своей библиотекой, которая уже в VII в. была известна далеко за пределами Индии. Сюда поступали рукописи из разных стран, здесь их копировали и размножали. Он считался крупнейшим образовательным центром, здесь учились студенты из Китая, Кореи, Японии, Индонезии, Шри-Ланки, Тибета, Средней Азии. В 1197 г. университет был разрушен во время очередного нашествия мусульман.

Таким образом, на протяжении всей истории Древней Индии социально-педагогическая подготовка населения была необходимой и важной.

 

Древний Китай

 

В основу традиций социального воспитания детей в Древнем Китае был положен опыт семейно-общественного воспитания.

Считалось, что в каждом доме обитал свой «домовой» (Цзаован), который бдительно следил за поведением, трудом и прилежанием домочадцев, особенно девочек и женщин. Поэтому всем приходилось соблюдать многочисленные табу (на бранные слова, поступки и т.д.), что дисциплинировало поведение каждого человека.

Таким образом, социально-педагогическая работа осуществлялась обществом через воспитание нравственности, трудолюбия своих граждан с помощью мистических сил. Такой настрой и образ жизни усиливался с помощью наглядной «агитации»: многочисленные картинки тушью воспроизводили нравоучительные сценки из народной жизни, сказок.

Воспитательные отношения основывались на преклонении и почитании младшими старших.

Социальный статус учителя был очень высок: он был для учеников как отец, его деятельность считалась весьма почетной.

Первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н. э.

Они были двух типов — сян и сюй.

Школы сян первоначально были местом прибежища престарелых, которые обучали и наставляли молодежь.

В сюи молодежь училась стрельбе из лука.

 

Наибольшее воздействие на развитие социального воспитания оказало учение Конфуция (551—479 до н.э.).

Литература

 

1. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.

2. Кудрявцев М.В. Буддизм в Наланде. М., 1983.

3. Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. М., 1900.

4. Малявин В.В. Конфуций. Антология гуманной педагогики. М., 1996.

5. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). М., 1980.

6. Очерки истории воспитания и педагогической мысли народов древнего и средневекового Востока / Под ред. К.И. Салимовой. М., 1988.

7. Психологические аспекты буддизма / Под ред. В.В. Мантатова. Новосибирск, 1986.

8. Семененко И.И. Конфуций. Изречения. М., 1994.

9. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И. Беляева. — М.: Гардарики, 2003. — 255 с.

 

Системы воспитания

Спартанская и афинская системы воспитания,

Общее:

- идеал воспитания были герои, а не боги.

- государственно-общественные по своему характеру.

- ведущий принцип воспитания - агонистический, соревновательный.

Различия:

-Спарта - физическое развитие, а в афинской — на единство физического и духовного.

- семья в Спарте не выступала ведущим субъектом социализации.

-спартанская система подавляла личность, а афинская культивировала индивидуальность. Однако спартанская система воспитания наиболее полно выражала государственно-общественный характер социально-педагогической сферы жизнедеятельности общества.

Особенности воспитания в Спарте:

- контроль государства за рождаемостью (отбор здоровых младенцев) и качеством воспитания (участие во всех экзаменах).

- этапы обучения (до 7 лет –мать и кормилица, от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет – педон, военные отряды, специальные заведения)

- методы (драки агелл, контроль старших, наставничество, специальные беседы государственных мужей на нравственные темы об истории героев)

- женское воспитание – почти не отличалось от мужского.

 

Особенности воспитания в Афинах:

- отсутствие государственного обучения

- гармония между физическим и духовно-интеллектуальным воспитанием личности. (Он не умеет ни плавать, ни читать!) Гимнасии, частные учителя – грамматика и риторика!

- воспитание на улице (агора, обсуждение всех дел, софисты, Сократ, театр, театральные деньги, общественные повинности – хорегия, глашатаи)

- черты нравов (Быт и нравы…с211)

 

Социальная практика.

 

Медицина:

- Асклепии, жрецы-врачи

- общественные врачи

- частные врачи, клятва Гиппократа. (Быт инравы…с.137)

Общества взаимопомощи С.215

Подробности по теме

В античном мире зарождаются научные знания о воспитании человека. Благодаря разделению на физический и умственный труд небольшое количество свободных граждан получили возможность заниматься исключительно умственной деятельностью. Идеи о воспитании молодежи возникают в недрах философских учений. В философии формируется социально-педагогическое знание, как часть педагогического.

Демокрит.

Социально-педагогический аспект содержит в себе каждое из изречений Демокрита:

- ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учатся; - могут быть юноши мудрыми и старики глупыми, ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа;

- природа и воспитание подобны — именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу;

- постоянный труд делается легче, благодаря привычке;

- хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы, и др.

Он сформулировал одну из важнейших категорий социального воспитания — категорию меры: «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности — обучение плаванию».

В отношении воспитания средство избегнуть опасности подвергнуться искушению, совершить неправедный поступок — самовоспитание, которое становится для человека посохом на пути к должному: личность при этом обретает внутреннюю точку опоры в виде того самого стыда и чести, которые помогают ей преодолевать все трудности.

В воспитании Демокрит видел одно из главных средств разрешения социальных проблем. Воспитанием регулируется процесс развития потенциалов личности и их реализация, вхождение человека в систему общественных отношений. Через воспитание, по его мнению, решается судьба человека, зависит счастье его близких и процветание общества: «Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

Сократ.

Сократа можно отнести к социальным педагогам:

- по происхождению, подготовке и контингенту слушателей;

- по форме организации и проведению занятий в «школе», у которой не было стен, определен







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.