Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Счастливым и процветающим, по мнению философа, может быть лишь государство целиком, а не отдельный класс или индивид.





Подобный подход Платона базируется на его идее господства справедливости в идеальном государстве. Именно справедливость должна сплотить разные части государства в гармоничное целое. Таким образом, необходимые виды работ разделены между отдельными категориями граждан, по в целом образуют гармоничное, справедливое сочетание.

Важно отметить, что в качестве граждан идеального государства Платоном рассматривались лишь свободнорожденные люди. Как отмечает В.Ф. Асмус, рабство просто вынесено Платоном «за скобки» — как предполагаемая, сама собой разумеющаяся предпосылка, как условие деятельности свободной части общества и необходимой для этого дифференциации свободного труда.

Основную роль в формировании и эффективном функционировании идеального государства должны играть стражи, призванные охранять остальных членов общества от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок. Платон полагал, что воспитание стражей не должно быть чем-то второстепенным и идти как попало. По его мнению, на их воспитании и образовании покоятся основы государственной жизни.

Сущность воспитания (по Платону)

- Он полагал, что «если удовольствие, чувство дружбы, скорбь и ненависть возникнут надлежащим образом в душах людей, еще не способных отнестись к ним разумно, то впоследствии, получив эту способность, они станут согласовывать с разумом эти правильно полученные ими навыки». Таким образом, воспитание, по мнению Платона, является не чем иным, как организованным направлением удовольствия и страдания ребенка, своеобразным методом оптимального дозирования «кнута и пряника». Из этого следует, что необходимое воспитание стражей может быть реализовано лишь с помощью жесткого государственного контроля за ним.

Система воспитания стражей.

для тела — гимнастическое воспитание, а для души — мусическое *. (Последнее должно предшествовать гимнастическому.) Оба воспитательных направления следует, согласно Платону, организовать с учетом ряда требований.

· Мусическое воспитание (от греч. musike — общее образование, духовная культура) — система умственного, эстетического нравственного воспитания в Древней Греции, включающая литературное и музыкальное образование, знакомство с основами наук, изучение ораторского искусства, политики, этики, философии (БЭС. СПб., 2002).

 

Мусическое воспитание

 

Платон полагал, что ребенок не в состоянии судить, где содержится иносказание, а где нет, и мнения, воспринятые им в таком раннем возрасте, обычно становятся неизгладимыми и неизменными. Поэтому следует добиваться, чтобы первые мифы, услышанные детьми, самым заботливым образом были направлены к добродетели. «Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела — руками», — писал он.

Для создания правильных мифов Платон выдвинул особые рекомендации. В частности, Бога (ни в стихотворном, ни в прозаическом изложении) нельзя рассматривать как источник зла, а лишь как благо. Бог не может быть колдуном и вводить людей в обман словом или делом. Для развития мужества у стражей Платон предлагал в мифах скорее восхвалять загробную жизнь, нежели формировать страх смерти. Поэтому нельзя, считал он, описывать плачи героев или то, как смех одолевает достойных людей, в противном случае стражи станут чересчур чувствительными или смешливыми. Важно воспитать стражей воздержанными и рассудительными, а значит, не следует приводить примеры корыстолюбия, сладострастия, разбоя. В музыке, с точки зрения Платона, необходимо оставить только «мужественные» лады, а «расслабляющие» изъять.

Результатом правильного мусического воспитания станет определенный социальный идеал стража, который он описывает так: «Его раздражение или, наоборот, удовольствие будут правильными; он будет хвалить то, что прекрасно, и, приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное [постыдное] он правильно осудит и возненавидит с юных лет, раньше даже, чем сумеет воспринять разумную речь». (Для философии Платона бесспорным было то, что, если человек с детских лет видит вокруг себя и соответственно познает лишь «благое», «добродетельное», а также не созерцает «безобразного» и «низменного», он всегда станет поступать справедливо и правильно и никогда — дурно.)

Гимнастическое воспитание

 

Гимнастическое воспитание стражей, по Платону, так же как и мусическое, должно быть тщательным, начинаться с раннего детства и продолжаться в течение всей жизни. Гимнастика способствует здоровью тела, которое достигается не только физическими упражнениями, но и воздержанием от пьянства, правильным питанием.

При этом мусическое и гимнастическое воспитание нужно, по мнению Платона, не ради души и тела, а ради согласования яростного и философского начал в человеке. Таким образом, тот, кто наилучшим образом чередует гимнастические упражнения с занятиями мусическим искусством и в надлежащей мере обращает их к душе, достигает совершенства.

Женщины, как и мужчины, полагал Платон, могут иметь склонность и природные задатки для того, чтобы стать стражами. Однако у них эти задатки слабее, чем у мужчин. Тем не менее система воспитания стражей едина для обоих полов, и женщинам в идеальном государстве надлежит заниматься мусическим и гимнастическим искусством, а также военным делом.

По мнению Платона, для сохранения и эффективного функционирования государства необходима реализация следующих требований:

1) Особая демографическая политика, определяемая им в двух аспектах:

А. Мужчинам-стражам следует выбирать и жен-стражей, при этом у них помимо общей материальной собственности должна быть общность жен и детей. Те мужчины-стражи, которые наиболее преуспели в военных действиях, получают преимущественное право вступления в брак с любой женщиной общины. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы иметь возможность отбирать для последующего воспитания наиболее сильных и жизнеспособных детей. Платон по этому поводу писал: «Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение особо для этого поставленных должностных лиц....Взяв младенцев, родившихся от хороших родителей, эти лица отнесут их в ясли к кормилицам, живущим отдельно в какой-либо части города. А младенцев, родившихся от худших родителей или от родителей, обладающих телесными недостатками, они укроют, как положено, в недоступном, тайном месте».

Б. Избавление от людей, неспособных выполнять требования, диктуется системой воспитания идеального государства. Платон считал, что помогать нужно тем, кто ведет здоровый образ жизни, но в силу внешних обстоятельств заболел (такие люди активно хотят излечиться, сохранив обычный образ жизни, чтобы не пострадали общественные дела). В случае же внутренних болезней, продолжающихся всю жизнь, не следует даже пытаться облегчить положение человека, изменяя его образ жизни и удлиняя его никчемную жизнь. Такой человек, по мнению Платона, бесполезен и для себя и для общества.

Особое семейное воспитание.

Задачу воспитания сильного и здорового потомства, считал Платон, можно реализовать путем распространения государственного контроля на область семейных отношений. Он отмечал, что в частной и семейной жизни каждого человека «под влиянием личного страдания, удовольствия и вожделения легко возникают явления, противоречащие советам законодателя, почему нравы граждан оказываются разнообразными и непохожими друг на друга, а это — беда для государств».

Развивая эту мысль, Платон в «Законах» выдвинул практические рекомендации по воспитанию детей в семье:

- гимнастическое воспитание ребенка должно начинаться уже в утробе матери. Он полагал, что для плода полезны «беспрестанные сотрясения и толчки в разных направлениях», благодаря чему пища и питье будут для него полезнее. Исходя из этого, беременной женщине следует больше гулять.

- младенца надо «лепить», словно он сделан из воска, пока он гибок, поэтому его надо пеленать до двухлетнего возраста, кормилица же ребенка должна внимательно следить, чтобы младенец не искривил свои конечности. (Указания относительно особенностей воспитания младенцев тем не менее не могут, по мнению Платона, быть напрямую закреплены в законодательстве, однако следует повсеместно указывать на необходимость их реализации.)

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.